Южно – российское казачество в гражданской войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа охватывает 1917 - 1920 гг., в которых раскрываются все противоречия истории, накопленной казачеством. Ни в один период истории казачества эти противоречия не выступали так ярко, как в эти годы. Без
выяснения до конца причинно-следственных связей никакие проблемы казачества сегодняшнего дня решить невозможно. Поэтому историки, социологи, политики, экономисты, юристы будут обращать свой взгляд в прошлое, когда был раскрыт весь исторический потенциал казачества.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Отношение казаков к революции 1917г.
1.2 Формирование казачьего самоуправления в ходе революционных событий
Глава 2
2.1 Раскол казачества на «белое» и «красное»
2.2 Участие казаков в Гражданской войне
Итоги. Расказачивание
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 99.50 Кб (Скачать документ)

7.Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8.Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания. ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на   казачьи земли.                                               Центральный комитет РКП.

 

2.2   Участие казаков  в Гражданской войне

 

Фактически началом  Гражданской  войны стал вооруженный захват власти в Петрограде в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года и последующие бои в  Москве между сторонниками и противниками Временного правительства. Наиболее серьезную  вооруженную оппозицию советской  власти составила Добровольческая  армия. Она была сформирована бывшим Верховным главнокомандующим генералом  Алексеевым из кадров созданной им же 15 ноября 1917 года в Новочеркасске Алексеевской организации - офицеров, юнкеров, студентов, гимназистов, воспитанников кадетских корпусов и солдат ударных частей. Алексеев стал верховным руководителем Добровольческой армии, а Лавр Корнилов - командующим. Формирование армии происходило на территории области Войска Донского при поддержке донского атамана генерала Алексея Каледина, 20 ноября отказавшегося признать советскую власть и провозгласившего временную независимость Дона "впредь до образования общегосударственной, всенародно признанной власти".

 

9 января 1918 года от имени Добровольческой  армии было опубликовано воззвание,  в котором добровольцы обязались  стоять на страже "гражданской  свободы", "в условиях которой  хозяин земли русской, ее народ,  выявит через посредство свободно  избранного Учредительного Собрания  державную волю свою". Лозунг  Учредительного собрания был  для руководителей Добровольческой  армии всего лишь пропагандистским  приемом, чтобы привлечь на  свою сторону крестьян, интеллигенцию  и часть рабочих. В июле 1918 года  Алексеев достаточно откровенно  писал монархисту В.Шульгину, какой именно хозяин земли русской в действительности подразумевается: "Относительно нашего лозунга - Учредительного Собрания - необходимо иметь в виду, что выставляли мы его лишь в силу необходимости. В первом объявлении, которое нами будет сделано, о нем уже упоминаться не будет совершенно. Наши симпатии должны быть для вас ясны, но проявить их здесь было бы ошибкой, так как населением это было бы встречено враждебно".

 

 

17 декабря 1917 года казаки Каледина при поддержке добровольцев подавили пробольшевистское восстание в Ростове, поднятое местными рабочими и солдатами. Между тем на севере Донской области активизировались большевистские отряды, присланные из центра России и получившие поддержку значительной части казаков-фронтовиков. Армии Каледина и Корнилова оказались блокированы превосходящими силами советских войск. Как отмечал впоследствии бывший командующий Донской армии генерал Святослав Денисов: "К концу декабря 1917 года уже обнаружился сдвиг психологии казачьих масс на Дону, как результат искусной пропаганды со стороны противника и безотрадной ситуации на всем пространстве страны. Казак мыслил просто, не разбираясь в лабиринте сложных политических вопросов и проблем: "Вся Россия пошла под советы; мы - казаки бессильны сломить сопротивление солдатских и рабочих масс; поверим обещаниям большевиков, что нас, покорившихся им, оставят в покое". 24 января 1918 года съезд казаков-фронтовиков объявил правительство Каледина низложенным. 10 февраля в воззвании к казакам атаман вынужден был признать: "Развал строевых частей достиг последнего предела... в некоторых полках Донецкого округа удостоверены факты продажи казаками своих офицеров большевикам за денежное вознаграждение".

 

Район Таганрога и Ростова стала  оборонять Добровольческая армия, однако остановить продвижение красных  не смогли. На следующий день, узнав, что для защиты Донской области  на фронте, после готовящегося ухода  Добровольческой армии, остается всего 147 штыков, Каледин объявил: "Положение наше безнадежно. Население не только нас не поддерживает, но настроено нам враждебно. Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно. Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития; предлагаю сложить свои полномочия и передать власть в другие руки". В тот же день он застрелился.

 

22 февраля Добровольческая армия  оставила Ростов и двинулась  на Кубань, в ставший знаменитым "Ледовый поход". В ее составе  было около 3,7 тысячи человек,  в том числе 2356 офицеров и  генералов. 12 февраля красные казаки  заняли донскую столицу Новочеркасск, арестовав и казнив преемника  Каледина - генерала Анатолия Назарова. Отряд походного атамана генерала Петра Попова в 1,5 тысячи человек успел уйти в Сальские степи.

 

Добровольческой армии не удалось  взять столицу Кубани Екатеринодар, при штурме которого погиб Корнилов. Отступавшую под руководством Деникина обратно на Дон армию от гибели спасло приближение к Донской области немцев и вспыхнувшее там антисоветское восстание, приведшее к власти ориентировавшегося на Германию генерала Петра Краснова. Казакам хватило неполных двух месяцев жизни под Советами, чтобы продразверстка и предпочтение, которая новая власть оказывала иногородним - лицам неказачьего сословия, вызвали всеобщее возмущение против большевиков.

 

Деникин, ориентировавшийся на Антанту, закрывал глаза на прогерманскую  позицию Краснова, поскольку получал  от Донской армии вооружение и  продовольствие. В мемуарах командующий  Добровольческой армией признался, что тогда, в начале мая 1918 года, "нанесение  более серьезного удара в тыл тем большевистским войскам, которые преграждали путь нашествию немцев на Кавказ, не входило тогда в мои намерения: извращенная донельзя русская действительность рядила иной раз разбойников и предателей в покровы русской национальной идеи."

 

В конце 1919 года специальная комиссия, созданная генералом Деникиным, определила количество погибших от проводимого  советской властью террора в 1,766 миллиона человек, включая 260.000 солдат и 54.650 офицеров, около 1,5 тысяч священников, 815 тысяч крестьян, 193 тысяч рабочих, 59 тысяч полицейских, 13 тысяч помещиков  и более 370 тысяч представителей интеллигенции и буржуазии. Не исключено, что эти данные преувеличены, и в действительности многие из тех, кого включают в число жертв "красного террора", умерли от голода и болезней.

 

Впечатляющих успехов во второй половине 1918 года добился Деникин. Его  Добровольческая армия заняла почти  весь Северный Кавказ с Екатеринодаром, Ставрополем и Новороссийском, разгромив 150-тысячную армию красных. Успеху добровольцев способствовали массовые восстания кубанских казаков против советской власти, вызванные произвольными реквизициями фуража и продовольствия и насилием по отношению к казакам, творимым красноармейцами из числа иногородних. Грабежи разлагали советские части.

 

Дисциплинированные и воодушевленные ненавистью к большевикам деникинские части, в рядах которых было много опытных офицеров, довольно легко одолели советские войска, еще сохранявшие доставшееся в наследство от старой армии элементы стихийного разложения. Здесь сказались различия в кадрах белого движения на западе и востоке. Бывший командир Ижевской дивизии генерал Викторин Молчанов уже в 1972 году, доживая свой век в Америке, видел их в следующем: "Большинство офицеров Генерального штаба попали на юг России, так как там ранее других мест было поднято восстание; интеллигентные силы оказались там же, как в ближайшем пункте к столицам и жизненным центрам России. Если на юге России были корниловцы, марковцы, дроздовцы, - то там не было таких частей, как ижевцы, воткинцы, михайловцы, состоявшие исключительно из рабочих, а также не было и таких, как уфимские башкиры и татары".

В целом в 1918 году антибольшевистские силы на всех фронтах действовали  почти без всякой связи друг с  другом. Пик успехов белых армий  на юге пришелся на осень, когда в  Поволжье чехословаки и войска Комуча уже потерпели поражение. Да и на юге добровольцы Деникина и донские казаки Краснова наступали в расходящихся направлениях - на Екатеринодар и Царицын.

 

Большевики имели преимущество в единстве командования и возможности  действовать по внутренним операционным линиям. Как отмечал Троцкий, после взятия Казани чехами "впервые все поняли, что страна стоит перед смертельной опасностью". Главные силы были брошены на Восточный фронт, как наиболее близкий в тот момент к жизненным центрам страны. Советские войска заняли Поволжье и вели бои уже на Урале. На руку большевикам было и то, что ни центральные державы, ни Антанта, занятые последними решающими сражениями Первой мировой войны, не могли оказать существенной помощи белым.

 

1919 год стал решающим годом  Гражданской войны в России. В  ноябре 1918 года капитулировала Германия  и ее союзники. Брестский мир  утратил силу. Красная армия двинулась  на Украину, в Белоруссию и  Прибалтику. Ленин и его товарищи  надеялись, что ей удастся не  только освободить российскую  территорию, но и зажечь пожар  мировой революции в Польше, Германии  и других странах. На какое-то  время основные усилия советских  войск были перенесены на запад  и юго-запад.

 

Этим не замедлили воспользоваться  армии Колчака и Деникина на востоке  и юге. Теперь Антанта готова была снабжать их вооружением и снаряжением, в изобилии оставшемся от Первой мировой войны, и направила свои войска в оставляемые немцами порты Украины и Крыма. Тогдашний британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж так объяснял причины интервенции Антанты в России: "Мы не собирались свергнуть большевистское правительство в Москве. Но мы стремились не дать ему возможности, пока еще продолжалась война с Германией, сокрушить ее антибольшевистские образования и те движения за пределами Москвы, вдохновители которых готовы были бороться заодно с нами против неприятеля. И было неизбежно, что наше сотрудничество с этими союзниками придаст вскоре нашей работе в России видимость борьбы за свержение большевистского правительства".

 

После же краха Германии, по мнению британского премьера, делом чести  союзников было помочь тем, кто "одно время приковывали к себе на русском  фронте крупные войсковые части  неприятеля и отвлекали их от Франции  или Балкан... Мы считали себя обязанными обеспечить этих людей достаточным  снаряжением, чтобы они могли  померяться с ними силами за право  представлять русский народ". Поскольку  на территории, контролируемой Советами, оказались основные запасы вооружений и главные предприятия военной  промышленности, союзники, снабжая  белые армии, некоторое время  поддерживали баланс сил.

 

Однако, как справедливо заметил  Ллойд Джордж, "большинство населения  Западной Европы и Америки желало, чтобы большевизм был сокрушен, но никому не хотелось браться за это  дело". Солдат и офицеров Антанты, уставших от войны, трудно было убедить  продолжать воевать в России, правительство  и армия которой еще не представляли серьезной угрозы Западу. Войска союзников  оказывались поэтому очень восприимчивы к большевистской пропаганде. В апреле 1919 года пришлось вывезти французские и другие войска Антанты из черноморских портов, в июне русский Север покинули американские части. Основная надежда была на успехи белых армий.

Добровольческая и Донская армии  в январе 1919 года объединились в  Вооруженные силы Юга России (ВСЮР). Вскоре после этого под давлением  Антанты Краснов ушел в отставку. Деникин стал фактическим диктатором на обширных территориях Северного  Кавказа, Дона и Кубани. Свое генеральное  наступление ВСЮР развернули в июне, отразив попытки Красной армии  отбить Донбасс, хотя и потеряв при  этом часть Донской области. 25 июня добровольцы взяли столицу Советской  Украины Харьков, на следующий день - Екатеринослав. Кавказская армия генерала барона Петра Врангеля 30 июня овладела сильно укрепленным Царицыным.

 

3 июля Деникин отдал так называемую "московскую директиву", ставящую  конечной целью захват Москвы. К тому времени подчиненные  ему силы насчитывали около  105 тысяч штыков и сабель, что  было недостаточно для наступления  на широком фронте почти в  1000 километров против превосходящего  по численности противника. Деникинские войска, как и Красная армия, давно уже комплектовались путем принудительной мобилизации. Ленин проницательно заметил, что массовая мобилизация погубит Деникина, как прежде она погубила Колчака. В ходе начатого в июле наступления армии Деникина вместо Москвы, как планировалось, двинулись на Украину, захватив ее восточную часть и Приднепровье с Киевом и Екатеринославом. В Киев 31 августа одновременно вступили части Добровольческой армии и украинские войска С.Петлюры. Под давлением добровольцев украинские войска вынуждены были оставить город. В результате Деникин получил нового врага в лице Петлюры и вынужден был отвлечь часть сил в несколько тысяч бойцов для борьбы с армией Украинской Народной Республики. Еще хуже была потеря времени. Только 12 сентября войска Деникина начали наступление в собственно московском направлении. Армии Колчака были уже основательно разбиты, и советскому командованию не составляло труда перебросить основную массу войск с Восточного фронта на Южный против новой угрозы.

Деникину удавалось добиться успеха во многом благодаря казачьим кавалерийским  корпусам. Чтобы справиться с ними, Красной армии нужна была кавалерия. 20 сентября 1919 года Троцкий бросил лозунг "Пролетарий, на коня!", после чего началось ускоренное формирование кавалерийских  дивизий и корпусов, а 19 ноября была создана 1-я Конная армия. Еще 10 августа  в рейд был отправлен донской  казачий корпус генерала Константина  Мамонтова. Пройдя 200 км по советским  тылам и временно заняв Тамбов, он 19 сентября вернулся к своим, сильно расстроив тыл советского Южного фронта. Однако донцы были уже не те, что в начале рейда. Большинство их, отягощенные награбленным добром, самовольно отправились в тыл, в родные станицы.

Информация о работе Южно – российское казачество в гражданской войне