Южно – российское казачество в гражданской войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа охватывает 1917 - 1920 гг., в которых раскрываются все противоречия истории, накопленной казачеством. Ни в один период истории казачества эти противоречия не выступали так ярко, как в эти годы. Без
выяснения до конца причинно-следственных связей никакие проблемы казачества сегодняшнего дня решить невозможно. Поэтому историки, социологи, политики, экономисты, юристы будут обращать свой взгляд в прошлое, когда был раскрыт весь исторический потенциал казачества.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Отношение казаков к революции 1917г.
1.2 Формирование казачьего самоуправления в ходе революционных событий
Глава 2
2.1 Раскол казачества на «белое» и «красное»
2.2 Участие казаков в Гражданской войне
Итоги. Расказачивание
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Ряд станиц принципиально отказались участвовать в происходившем  — как было заявлено в наказе делегатам в Малый войсковой  круг от ряда станиц, "впредь до выяснения  дела о гражданской войне оставаться нейтральными". Однако, остаться нейтральными, не вмешиваться в начавшуюся в стране гражданскую войну казакам всё же не удалось. Острое противостояние красных и белых в итоге дошло до казачьих областей. В первую очередь это произошло на Юге. На ход событий влияли местные условия. Так, наиболее ожесточённой борьба была на Дону, куда после Октября произошёл массовый исход антибольшевистских сил и, кроме того, этот регион был ближе всего к центру. Обе противоборствующие стороны активно старались перетянуть казаков к себе (или, по крайней мере, не пустить к противнику). Велась активная агитация словом и делом. Белые делали акцент на сохранении вольностей, казачьих традиций, самобытности. Красные — на общность целей социалистической революции для всех трудящиеся, товарищеских чувствах казаков-фронтовиков к солдатам. В.Ф.Мамонов обращал внимание на схожесть элементов религиозного сознания в агитации красных и белых, а также методов пропагандистской работы. Вообще же, искренними не были ни те, ни другие. Всех в первую очередь интересовал боевой потенциал казачьих войск. В принципе казачество однозначно не поддержало никого. Может быть, это прозвучит несколько парадоксально, но нейтралитет казаков не устраивал никого. Самой силой обстоятельств казачество было обречено на участие в братоубийственной войне.

Воюющие стороны требовали от казаков  выбора: и словом ("Так знайте же, кто не с нами, тот против нас. Нам нужно окончательно договориться: или идите вместе с нами или берите винтовки и сражайтесь против нас") и делом, стремясь силой заставить казаков присоединиться к борьбе.

В условиях, когда казачество выжидало, у коммунистов был реальный шанс покончить с вооружённым противостоянием. Большинство казаков всё же предпочитало оставаться нейтральными. Однако стереотипы представлений о казаках, политическая нетерпимость, ошибки в политике привели к кризису. Он назревал постепенно, поэтапно. ВРК 3 марта 1918 г. пригрозил, что если "какая-нибудь станица окажет содействие контрреволюционным партизанским отрядам приютом, укрывательством, продовольствием и пр., то станица такая будет уничтожаться беспощадно артиллерийским огнем".

Совершались массовые убийства исключительно  за принадлежность к казачьему сословию — это были преимущественно инвалиды, пожилые, больные люди. Как ответная мера — уничтожение нескольких продотрядов в казачьих станицах. Ненависть, подозрительность и страх вновь всколыхнулись — как следствие, опять начались расправы над казаками без суда. Начались облавы по близлежащим станицам, аресты священников казачьих приходов, расстрелы "враждебных элементов", контрибуции и реквизиции. Артиллерийским огнём было уничтожено 19 станиц. Станицы запаниковали. Потоком пошли протоколы станиц о желании начать мирные переговоры. В протоколе общего собрания ст. Каменно-Озёрной было показательное замечание: "мы меж двух огней".

В станице Вёшенской в конце 1918 г. произошло восстание против белых. В ночь на 11 марта 1919 г. восстание вспыхнуло вновь, теперь уже по причине недовольства политикой большевиков. Несмотря на совершенно различные, казалось бы, цели, обе стороны действовали практически одними методами.

Большевики всё более становились  своеобразным "жупелом", которым  атаманы запугивали казаков в  своих интересах. Любое несогласие с атаманом в итоге стало приписываться  влиянию большевиков. Хотели этого красные и белые, или нет, но карательные меры одной стороны неизбежно подталкивали казаков на сторону противников. Генерал И.Г.Акулинин писал: "Неумелая и жестокая политика большевиков, их ничем не прикрытая ненависть к казакам, надругательства над казачьими святынями, и особенно кровавые расправы, реквизиции и контрибуции и разбои в станицах — все это открыло глаза казакам на сущность Советской власти и заставило взяться за оружие". Однако он умалчивал, что белые действовали аналогичным образом — и это тоже "открывало казакам глаза". Территории, побывавшие под одной властью, и хлебнувшие там лиха, сильнее желали другую в надежде на лучшее.

Как же поступали казаки, оказавшись между большевизмом слева и справа? Просто отсидеться в стороне оказалось  невозможно. Если для крестьян ещё  оставалась такая возможность —  определённые "медвежьи углы" оказывались  вне зон боевых действий и досягаемости воюющих сторон, то для казаков  это практически исключалось  — фронты проходили именно по войсковым  территориям.

 

1.2 Формирование казачьего самоуправления в ходе революционных событий.

 

После падения самодержавия среди  казачьих лидеров родилась мысль  превращения войск в нечто  среднее между простой административно-территориальной  единицей и национальной автономной территорией. Не ставя на том этапе  вопрос о выходе из состава России, не поднимая темы создания "казачьей" государственности, они вели разговор о сувернитете, т.е. полновластии в пределах войска. Процесс некоторого обособления от остальной России у разных войск шёл разновременно. На Дону казачье правительство было создано 26 мая 1917 г. До начала 1918 г. обособление казачьих областей рассматривалась атаманами как меры вынужденная, временная, до созыва Учредительного собрания. Впрочем, уже осенью 1917 г. заговорили о создании казачьей федерации для сохранения казачьей самобытности. Руководители казачьих войск по мере усиления революционного кризиса всё больше надежд возлагали на расширение автономии, пока наконец атаман Донского войска А.М.Каледин не провозгласил лозунг создания Юго-Восточного союза казаков Донского, Терского, Кубанского, Астраханского, Оренбургского и Уральского войск, а также горцев Кавказа.

Казачья автономия (как в "атаманском", так и "народном" вариантах) в  принципе не устраивала никого. Белое  движение выступало за "единую и  неделимую Россию", почему Колчак в итоге согласился передать атаманам полномочия только для решения вопросов внутреннего управления казачеством. Коммунисты, из тактических соображений  поддерживавшие эту идею, в итоге  упорно держались за распространение  на всю территорию страны конституции  РСФСР, не упоминавшей о казачьей автономии.

Среди других принципиальных моментов следует отметить отношение к  форме правления. В принципе, все  казачьи войска высказались относительно формы государственного устройства уже летом 1917 г., когда войсковые  круги выступили за республику. В.Ленин или не владел информацией, или намеренно искажал реальность, если судить по его заявлению, относительно казачества Дона, "после 1905 г. оставшегося таким же монархическим как прежде...". Почти сразу же после Февраля во всех казачьих областях вводилось демократическое самоуправление, и начинание это находило в казачьей среде самую широкую поддержку.

Всевеликое Войско Донское, Кубанский край и Терское казачье войско мы определяем как "государственные образования", то есть еще не суверенные государства, но уже и не области Российской империи. Они не обладали рядом признаков, присущих независимому государству. Например, международным статусом, юридически закрепленным гражданством, но и не были частью Советской России. У них имелись высшие органы государственной власти, были обозначены внешние границы, шло становление собственной судебной и валютной системы. Для обозначения таких государственно-подобных субъектов некоторые ученые-правоведы используют термин "альтернативное государственное образование".

Февральская революция в Петрограде не сразу привела к появлению на казачьих территориях новой системы государственных органов власти и управления. Органы Временного правительства созданные сразу после Февральской революции отнюдь не доминировали в казачьих областях.

Будущая Россия возможна только как федерация самостоятельных независимых друг от друга государственных образований, взаимодействующих на началах союзного договора. Во главе казачьих образований как субъектов такой федерации должны были стоять выборные органы - Войсковой Атаман, краевое правительство и представительные органы Войсковой Круг(на Дону и Тереке) и Краевая Рада и Законодательная Рада(на Кубани). В казачьих государственных образованиях также как и на других территориях России появились советы однако они выступали как органы представляющие лишь небольшую часть населения - городской пролетариат и часть солдат фронтовиков. Интересы казачества представляли органы управления в центре, а на местах - органы станичного управления устоявшие в период революции. Только органы Временного правительства - гражданские комитеты - на определенном этапе представляли интересы всего населения.

Постепенно на Дону, Кубани, Тереке власть стала переходить к казачьим органам. В значительной степени этому переходу способствовал приказ военного министра Л. И. Гучкова от 18 марта 1917 года в котором на казачьи круги и съезды возлагались обязанности внесения предложений и пожеланий касающихся улучшения самоуправления и облегчения военной службы казаков.

К середине ноября лидеры казачества юга России сдали осознавать что в состав правительств нужно включать и представителей от неказачьего населения. Связано это было с негативной реакцией этого населения на попытку узурпации власти казачьими органами. Так на Дону в этом же месяце собрался съезд президиумов окружных исполнительных комитетов, городских дум и других общественных демократических организаций, на котором действия войскового правительства подверглась критике. Отмечалось, что "присвоение Войсковым Правительством всей полноты верховной власти представляется актом незаконным, и является простым захватом власти. " На этом съезде выступил Каледин. Среди основных задач войскового правительства он назвал "привлечение в состав управления областью представителей от неказачьего населения". 5 января 1918 г. объединенное правительство было создано.

В конце 1917-начале 1918 года на Кубани и  Тереке также были созданы объединенные правительства, представляющие интересы как казачества, так и крестьянства. Объединенные правительства с участием представителей казачьего и неказачьего населения просуществовали недолго. Эти правительства оказывали определенное сопротивление большевикам. Они выдвигали и развивали идеи федерализма. Областные властные структуры в процессе борьбы с большевиками переросли во всесословные властные органы и использовались казачьими идеологами для решения собственно казачьих интересов. Вместе с тем объединенные правительства наметили и приступили к выполнению демократических мер, важных для всего населения казачьих областей.

В начале 1918 года казачьи войсковые правительства на юге России либо ушли в подполье, либо, как это было на Кубани, с отрядом казаков соединилась с Добровольческой армией Деникина. Большевики одержали победу. В то же время следует отметить, что советская власть быта только в крупных селениях. На местах она была у станичных правлений и атаманов, которые лишь стали называться по другому советами, ревкомами.

Однако, весной 1918 года восстанавливается государственность на Дону в виде Всевеликого Войска Донского. Была принята Донская Конституция. В ее основу легла такая модель управления, которая должна была исключить крайние колебания политического курса, и ставила бы исполнительную власть под больший контроль законодательной. Своеобразной вехой в развитии Донской государственности явилась первая сессия Большого Войскового Круга, проходившая с 15 августа по 20 сентября 1918 года. На нем была принята новая Донская Конституция, которая юридически оформила основополагающий принцип построения властных отношений в новом государстве - «народоправство». В ней специально выделялся пункт о республиканской форме государственного строя. Верховная законодательная власть вручалась Кругу, высшая исполнительная - Атаману, но при соблюдении парламентской и уголовной ответственности последнего перед Кругом. Высшая судебная власть отдавалась судебным установлениям и лицам, осуществляющим ее именем закона. Среди институтов высшей власти появился новый орган - Донской правительствующий Сенат, названный так и из соображений преемственности с дореволюционным «твердым» порядком, и потому, что в его состав были включены оказавшиеся на Дону некоторые члены бывшего российского Сената.

На Тереке казачество вновь стало  создавать свои властные структуры только в начале 1919 года. В это время основная часть Терского казачества примкнула к Добровольческой армии, которая в январе 1919 года вышла к границам Терской области. Деникин назначил правителем Терского края генерала Ляхова, которому и было поручено созвать Терский казачий Круг. На нем Терские казаки приняли Конституцию, проект которой был подготовлен специальной комиссией.

После этого Круг принял резолюцию, в которой изложил свое отношение  к военно-политической обстановке в России. В ней отмечалось, что Терское казачество, объединенное "одной идеей и одним командованием" с войсками Дона, Кубани и Ставрополья, а также в союзе с "героической Добровольческой армией", будет "неослабно и с полным сознанием правоты начатого святого дела и твердой верой в его торжество, продолжать борьбу за идею освобождения от большевизма и анархии и воссоединения великой и единой России до полного ее осуществления". В документе отмечалось, что в основе государственного устройства Терского войска должен был находиться принцип широкой автономии. За соседними, внутриобластными, местными и национальными образованиями признавалось право на создание "своей жизни своими же усилиями"'. При этом подчеркивалось, что "стремлением к объединению с ними и невмешательством в их жизнь только могут быть достигнуты мир, порядок и добрососедские отношения в Терском крае". В отношении внутреннего устройства на Круге говорилось, что "Терское войско полагает упрочить вынесенные из испытаний революции устои государственности. порядка и народоправства созданием такою самоуправления, при котором источник высшей Войсковой власти был бы выразителем воли всего Терского казачества - Войсковой Круг, а носителем высшей исполнительной власти, избранный Кругом Войсковой Атаман -глава Войска и вооруженных его сил".

На Кубани события разворачивались  иначе чем на Дону и Тереке В январе 1918 года Законодательная Рада провозгласила Кубань самостоятельной республикой. Однако создать какую-либо прочную законодательную базу нового государственного образования и сформировать, сильную армию для обороны его в этот период не удалось.

В августе 1918 года Екатеринодар был взят противниками большевиков, и во главе края встала Законодательная Рада, Краевое правительство и Войсковой Атаман, вошедшие в город с частями Белой Армии.

За время всего существования Кубанского государственного образования имело место политическая нестабильность. За неполные три года у власти в Кубанском крае сменилось три Войсковых Атамана и пять председателей правительств, а состав самих правительств менялся 9 раз. Это объяснялось постоянной борьбой группировок в Краевой и Законодательной Раде. Сами кубанские белые казаки по своим политическим устремлениям делились на "черноморцев" и "линейцев"; что совпадало с языковыми различиями и с территориальным размежеванием. Верхушка "черноморцев" была проникнута идеей свободного союза государственных образований Кавказа и юга России с Грузией и Украиной, "линейцы" же стояли на позициях государственного единства России и главное видели в объединении казачьих земель – Дона, Кубани и Терека. К "черноморцам" примыкали горские лидеры с идеями горского сепаратизма.

Информация о работе Южно – российское казачество в гражданской войне