Ручное ткачество: технология изготовления башкирских паласов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

В домашних ремеслах, призванных обеспечить людей всем жизненно необходимым, с самого начала производственный процесс был сопряжен с творчеством. Создаваемые в народном быту вещи имели не только практическое, утилитарное, но и эстетическое. социально знаковое, религиозное значение. При изготовлении одежды, утвари и других домашних предметов большое внимание уделялось их внешнему оформлению, при этом общий колорит и орнамент несли определенную смысловую нагрузку. Этнографы, искусствоведы, философы обращали внимание на многофункциональность предметного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТКАЧЕСТВА
1.1. История ткачества………………………………………………………….5
1.2. Традиционное паласное производство башкирского народа…………..9
1.3.Башкирский орнамент……………………………………………………...32
1.4.Методические рекомендации по освоению ткачества на кружковых занятиях в учреждениях дополнительного образования……………………42

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ КОВРОТКАЧЕСТВА
2.1.Материалы, инструменты и оборудования для ковроткачества…………………………………………………………………46
2.2.Технология плетения……………………………………………………..46
2.3.Технология обучения ручному ткачества(План конспект занятия на тему «нетканый гобелен»……………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………54
Список использованной литературы………………………………………55

Прикрепленные файлы: 1 файл

ковроткачество2.docx

— 3.31 Мб (Скачать документ)

Техника полотняного переплетения нитей обусловила особенный стиль узоротворчества. Диагональные линии геометрического орнамента получались уступчатыми.

Одним из распространенных мотивов в украшении килимов  был уступчатый ромб — чаще прямоугольный, реже вытянутый в том или ином направлениях. Во многих ковровых изделиях ромбические фигуры стали основой орнаментальных композиций. Их дополняли треугольники, заполнявшие промежутки между ромбами или вписанные в абрис.

Композиция строилась  на основе косой сетки, перекрывающей  полотнище внутри рамочной каймы. В  старых коврах с поблекшими красками взаимно пересекающиеся линии, выполненные черной или темно-коричневой шерстью, хорошо видны. Простой по стилю, почти классический орнамент возникал вследствие расцвечивания ячеек сетки по принципу вписанных один в другой разноцветных ромбов все уменьшающегося размера. Комбинация в процессе тканья пяти — шести видов пряжи бесконечно обогащала панно. Орнаментальное поле во многих случаях содержало два полных ромба в ширину и четыре в длину. Встречались и другие соотношения.

Килим с ячеистым ромбическим  орнаментом из д. Бикбулатово Кугарчинского  района (1981 г.) был соткан в конце 40-х годов из шерсти пяти цветов: черной, красной, желтой, фиолетовой, голубой. В черных «клетках» помещались вписанные  друг в друга ромбы: красный —  голубой — желтый; желтый — голубой — красный; голубой — красный — фиолетовый; желтый — фиолетовый — красный. Как можно заметить, преобладали красный и желтый желтых полосок. Такие килимы, как и полосатые ковры, ткали в качестве постилок на нары или на пол.

Орнамент имел большое  распространение в Средней Азии; некоторые исследователи связывали его со средневековым и древним искусством Ближнего Востока. До нашего времени он дошел в архитектурном оформлении мавзолеев Узгена в Киргизии (XI— XII вв.), Куня-Ургенча в Туркменистане (XII в.), сооружений того же времени в Бухаре, памятников XIV—XV вв. в Самарканде (Узбекистан). По данным К. И. Антипиной, паласы с орнаментом в виде ромбической сетки ткали южные киргизы, в народе их называли арабскими коврами — «араби килем». Такие же ковры делали в некоторых районах Узбекистана и у среднеазиатских арабов.

Подобный орнамент в первозданном варианте сохранился у башкирских этнических групп, исторически связанных со среднеазиатским регионом. В упомянутой д. Бикбулатово и в соседних селениях Сапыково, Саиткулово, Мусино, Тюлябаево, 1-е Юлды- баево, 2-е Юлдыбаево и других в отрогах Южного Урала расселен туркмен-кыпсакский род. В начале II тысячелетия из Средней Азии пришли также башкиры Минского объединения, освоившие позже бассейн Демы.

На основе ромбической  сетки происходило дальнейшее развитие орнаментального ткачества. Логически обусловленным было объединение ромбов-ячеек в более крупные фигуры, иногда с помощью цвета. Другим шагом было создание изначально обобщенной и укрупненной ромбической композиции. Допускалось сочетание ромбов разной величины, трансформация ромбических фигур, дополнение их угловатыми завитками, рогами, треугольными выступами. В 50-е и 60-е годы в аулах по р. Деме и в При- уралье встречалось немало старинных килимов с мелкоячеистым, гармонично слаженным орнаментом. Нарядные паласы в XX в. украшали стену у кровати, орнаментальные композиции строились в расчете на визуальное восприятие в горизонтально растянутом положении.

В одном из пристенных ковров в д.Бикбулатово ромбическая сетка (2x3 ромба) была слегка вытянута по вертикали. Во внутренней части черной окантовкой выделены два средних столбца — ромбы с треугольниками у вершин. Заполнение ячеек осталось традиционным: дублировались разным цветом контуры узора.

Целая серия килимов характеризуется  крупными ромбическими фигурами, рассчитанными на ширину внутреннего поля. В экспедиции 1969 г. в Бижбулякском районе нам встретилась оригинальная композиция с единственным крупным ромбом в центре ковра; темные контуры его сторон продолжались, образуя мелкие ромбы, «поддерживающие» центральную фигуру. Чаще в композиции соединялись парные ромбы — одинаковые или слегка различающиеся в красках. Один из наиболее колоритных килимов с ромбами-близнецами, обнаруженный в фондах Башкирского художественного музея им. М. В. Нестерова, опубликован в 1979 г. в книге «Декоративное творчество башкирского народа». В основном узоре преобладали оранжевый, желтый, зеленый, красный цвета, в уголках появлялись светло-коричневый, сиреневый. На оранжевом фоне внутри ромбов помещены розетки из двух пар красных и зеленых треугольников; сиреневая обводка формирует над углами парные завитки-рога. Разноцветные ромбики на черной кайме ковра перекликаются с расцветкой внутри ромбического поля.

В верховьях р. Демы (Миякинский, Бижбулякский районы) нам доводилось видеть ковры, в которых узорное  ткачество сочеталось с поперечно-полосатым. Два крупных ромба в середине ковра обводились сверху и снизу широкой (25—30 см) каймой в узкую полоску. Цветовые сочетания линий в кайме поддерживали общий колорит.

Усложненный орнамент, сочетающий большие и малые ромбы, разработан ткачихами Давлекановского района еще в первые десятилетия XX в. В экспедиции 1960 г. нам встречались ковры, сотканные в 20—30-е годы. На одном ковре большой перевернутый на угол квадрат в центре поля находился в окружении шести (три с каждой стороны) мелких квадратов и треугольников (по периметру). Соотношение размеров фигур - 1:4. На другом паласе парные ромбы, расположенные по горизонтали, были дополнены двумя мелкими ромбами по вертикали. Композиция из четырех фигур выделена темно-красной обводкой, оставшиеся прогалы занимали треугольники. Ровная кайма с маленькими треугольными фигурками, формирующими зигзаг, ограничена с внешней и внутренней стороны темно-коричневыми полосами. В орнаменте преобладали красный и желтый (охра) цвета, их дополняли темно-зеленый и сиреневый. Во внутреннем заполнении ромбов ленточный узор, дублирующий очертания фигур, перемежался с широкими полосами, заполненными сдвоенными треугольниками («крылья бабочки»). Соединенные в определенном порядке, они рождали иллюзию калейдоскопа. Особенно славились в изготовлении килимов со сложным узором ткачихи из с. Бурангулово. Ковры и дорожки, изготовленные в середине 30-х годов, мы увидели в 1960 г. в доме ткачихи 3. Муллагуловой. Уже в молодые годы ее работы отличались тонким художественным вкусом и профессионализмом.

В основу следующего орнаментального  ряда была положена фигура в виде косого креста из двух пересекающихся прямоугольников. В орнаментальных композициях она могла быть представлена в виде розетки из пяти ромбов (один ромб центральный). Различные по величине крестообразные розетки сочетались с ромбами и треугольниками. Например, килим из с. Имендяшево Гафурийского района украшали два больших, во всю ширину ковра, креста оранжево-зелено-желтой расцветки; зелено-малиновый ромб между ними был выделен цветом как центр композиции. На темном фоне вокруг основных фигур помещено восемь зеленых с малиновой серединой ромбиков (по три сверху и снизу и по одному с боков). Центральное поле обведено рамкой из малиновых с голубой окантовкой зубцов.

Орнамент из пяти ромбов в далеком прошлом мог иметь  символическое — очистительное и охранное значение. Он изображен у основания портала по обе стороны входа в мавзолей Турканака в мемориальном комплексе Шахи-Зинда в г. Самарканде (XIV в.). Выложенный разноцветной плиткой, ступенчатых очертаний узор вызывает ассоциацию с узорами на среднеазиатских коврах, тканях.

Очерченная контуром и  выделенная цветом крестообразная фигура, охватывающая пять ромбов, могла стать  фоном для других элементов орнамента  и новых мотивов. В ковре Насихи Ахметгалиной из с. Бурангулово Давлекановского  района (экспедиция 1960 г.) на центральном  поле располагалось шесть фигур (по три в ряду), очертанием напоминающих косые кресты с роговидными изображениями  внутри. Центр внутреннего поля отмечал  ромбик, охваченный с боков двойными завиткамй. Промежутки между  основными  фигурами заполняли ромбы разной величины.

С косыми крестами из пересекающихся прямоугольников структурно связана популярная в ткачестве башкир фигура, получившая название «звезда» (йондоз). Выступающие стороны прямоугольников в ней втянуты в виде буквы «М». От небольшого квадратика в центре фигуры отходят прямые и диагональные темные линии, разделяющие звезду на восемь секторов. Темным цветом обведены также контуры звезд, если они составляют сплошную орнаментальную сетку.

Наиболее опытные ткачихи  в середине XX в. ткали ковры с  многоцветными звездами, выделяя  каждый сектор. В звезде соединялось  попарно два, четыре цвета. В паласе из с.Ильчигулово Миякинского района (РЭМ, кол. 6973-2) каждую из восьми звезд  определяли свой цветной контур и  присущее только этой фигуре цветовое сочетание. Внутри зеленого и желтого  контуров соединялись коричневые, оранжевые, фиолетовые, белые лепестки; внутри оранжевых в одном случае коричневые, желтые, малиновые, голубые, в другом — красные, желтые, зеленые, розовые; в двух розовых контурах сочетались красные, оранжевые, желтые, зеленые; красные, оранжевые, белые, фиолетовые. «Буйство красок» особенно было характерно для Миякинского района. Здесь, а также кое-где в Забелье красочное поле с узких сторон украшали широкие декоративные бордюры с ромбическим узором. На узкой темной кайме, охватывающей поле вместе с бордюрами, самым распространенным обрамлением являлись цветные зубцы.

С звездным орнаментом соотносился  оригинальный медальонный узор из четырех соединенных острием наконечников стрел. Структурно он представлял собой разделенный диагоналями квадрат с парными треугольными выступами у углов. На поле ковра свободно помещалось восемь медальонов разного цвета, три ромбические фигуры по горизонтальной оси и треугольники по периметру. На темной (как и фон поля) кайме проходили цепочкой ромбы или небольшие звезды. Украшением «стрел» в одноцветных (красных, зеленых, синих, желтых) медальонах был шахматный узор в виде маленького (3x3 клетки) ромбика, окрашенного контрастно по отношению к основной фигуре. Разноцветная мозаика из клинышков заполняла промежуточные ромбы и треугольники.

В самостоятельный орнаментальный ряд могут быть выделены растянутые гармошкой медальоны из треугольников  и трапеций, напоминающие пирамидки. Центральную часть фигур обычно занимает ромбик, поделенный пересекающимися  диагоналями на треугольники. На одних  паласах медальоны крупные, выстроены в линию вдоль дорожки. На других — относительно мелкие и чередуются с другими элементами, чаще с ромбами. Очень часто на таких паласах можно увидеть знаки в виде угловатых интегралов с завитками, замкнутыми в ромб и выделенными цветом27. Они бывают крупными, в масштабе основных фигур, и мелкими, разбросанными вдоль каймы.

Наиболее популярные мотивы (ромбы, треугольники, трапеции, косые кресты, звезды и др.) нередко объединялись в декоре одного изделия. Как следует из описания, ромбы присутствовали на всех коврах. Не менее распространенными фигурами были треугольники. В той или иной комбинации их можно увидеть в заполнении медальонов, в окружении центральных фигур, в кайме. Соединенные основаниями, они образовывали ромб или квадрат, боковой стороной — трапецию или параллелепипед. Сближая в кайме ряды треугольников, получали бордюрный узор. Маленькие треугольники по периметру ромба вырисовывали перистый орнамент, характерный для среднеазиатских ковровых изделий и кустарного шелка.

Привычным для искусства  скотоводов тюркского происхождения было включение в орнамент ковров завитков. Это мог быть ромб с продолженными и закрученными сторонами. Иногда крупные парные рога охватывали небольшой ромбик с двух сторон. В других случаях угловатые завитки отстояли от углов ромба и были обращены к центру.

Опытный исследователь ковроткачества у узбеков В. Г. Мош- кова отмечала, что узор из завитков, который трактуется узбекскими, киргизскими, казахскими и другими ткачихами как «рога барана», «является одним из старейших и типичнейших для орнаментики всех среднеазиатских народов, которые в недавнем прошлом были связаны со скотоводством». У узбеков, киргизов, казахов в кайме или в общей композиции на коврах и других тканых и плетеных изделиях нередко встречался элемент в виде интеграла. В его завитках обычно высвечивались пятнышки, напоминавшие бутоны или фонарики. Растянутый, собранный из треугольников, узор также присутствовал в орнаментах среднеазиатских ковров, он трактовался как «позвоночник». Вписанные друг в друга разноцветные ромбы и зубчатые медальоны с ромбиком в центре назывались у казахов луноподобными — «айшык». В композицию казахских ковров нередко вводились эти элементы, а также изображение восьмиконечной звезды.

С. В. Иванов в геометрическом орнаменте финно-угров выделил относительно поздний орнаментальный комплекс, в котором, наряду с другими элементами, присутствовали вписанные один в другой ступенчатые ромбы, восьмиконечные звезды, угловатые интегралы, ромб в обрамлении треугольников. В книге, посвященной орнаменту народов Сибири, С. В. Иванов специально исследовал мотивы из ступенчатых ромбов и звездчатых розеток, занимающие в искусстве современных «народов Европы, Кавказа и отчасти Средней Азии весьма заметное место». Генетически он связал эти фигуры с простейшими элементами — треугольниками, квадратами и показал многообразие их комбинаций у разных народов. Ученый был уверен в существовании этого орнаментального слоя на большом пространстве Восточной Европы и Западной Сибири в начале II тысячелетия, но вопрос о путях его появления в Волго-Камье остается открытым. Ко времени прихода на Южный Урал скотоводов-башкир, он мог здесь существовать в ткачестве у местного населения.

Вместе с тем, у башкир описываемые мотивы могли иметь  особую историю. Как говорилось выше, ромб, косой крест, звезда в ковроткачестве являлись фрагментами косой сетки; именно этот принцип узоротворчества  был положен в основу коврового  декора. Эти элементы, в сочетании  с треугольниками и зигзагами, составляли типичный ковровый узор. Их художественная интерпретация отличалась от северо-башкирского и финно-угорского декора на холстах. По-своему строились орнаментальные композиции. Лишь многовариантность известных элементов указывает на возможное взаимодействие производителей узорных домашних тканей и мастеров ковроделия.

Новшеством XX в. в юго-западных районах стали паласы с цветочно-растительным орнаментом. На черном фоне изображались извилистые побеги с малиновыми и красными гроздьями ягод, розы в окружении листьев, синие и желтые цветы. Отдельные фрагменты выносились в бордюрный орнамент. В целом растительные узоры на паласах были сильно геометризованы. Часто в восьмилепестковые раскрытые цветы превращались, скругляясь, восьмиконечные звезды. В некоторых паласах растительные узоры сочетались с геометрическими. В фондах Национального музея Республики Башкортостан сохранился палас с серединой, заполненной традиционной ромбической сеткой, кайма же украшена цветами в виде скругленных ромбиков на стебельке-подставке из разноцветных уголков.

 Ученый был уверен  в существовании этого орнаментального  слоя на большом пространстве  Восточной Европы и Западной  Сибири в начале II тысячелетия, но вопрос о путях его появления в Волго-Камье остается открытым. Ко времени прихода на Южный Урал скотоводов-башкир, он мог здесь существовать в ткачестве у местного населения.

Информация о работе Ручное ткачество: технология изготовления башкирских паласов