Ручное ткачество: технология изготовления башкирских паласов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

В домашних ремеслах, призванных обеспечить людей всем жизненно необходимым, с самого начала производственный процесс был сопряжен с творчеством. Создаваемые в народном быту вещи имели не только практическое, утилитарное, но и эстетическое. социально знаковое, религиозное значение. При изготовлении одежды, утвари и других домашних предметов большое внимание уделялось их внешнему оформлению, при этом общий колорит и орнамент несли определенную смысловую нагрузку. Этнографы, искусствоведы, философы обращали внимание на многофункциональность предметного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТКАЧЕСТВА
1.1. История ткачества………………………………………………………….5
1.2. Традиционное паласное производство башкирского народа…………..9
1.3.Башкирский орнамент……………………………………………………...32
1.4.Методические рекомендации по освоению ткачества на кружковых занятиях в учреждениях дополнительного образования……………………42

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ КОВРОТКАЧЕСТВА
2.1.Материалы, инструменты и оборудования для ковроткачества…………………………………………………………………46
2.2.Технология плетения……………………………………………………..46
2.3.Технология обучения ручному ткачества(План конспект занятия на тему «нетканый гобелен»……………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………54
Список использованной литературы………………………………………55

Прикрепленные файлы: 1 файл

ковроткачество2.docx

— 3.31 Мб (Скачать документ)

Умение создавать множество  вариантов полосатого орнамента  той или иной эмоциональной окраску, при сравнительно небольшом наборе крашеной пряжи и ограниченных орнаментальных возможностях - редкое искусство, достигшее наивысшего уровня в творчестве юго-восточных ткачих. Достаточно отметить, что ни одна мастерица не бралась повторить один раз созданный узор - в юго-восточных аулах не встречались одинаковые паласы. В то же время нельзя не учитывать, что производство паласов на юго-вос- токе являлось основным видом узорного ткачества. Здесь не ткали узорных браных холстов, распространенных на остальной территории Башкортостана и в восточном Зауралье.

Прежде, пока сохранялись  кочевки и летним жилищем оставалась юрта, у южных башкир процветало искусство изготовления декоративных полос, лент и тесьмы, использовавшихся при установке каркаса и для украшения войлочного покрытия и интерьера. Широкая тканая полоса (баш хор) проходила фризом вверху стеновых решеток. Более узкие ленты, скрепляя дуги, свешивались нарядными плетеными кистями внутри купола кочевого жилища.

Полосы шириной 15—20 см ткали  из туго спряденной и скрученной вдвое шерсти на том же узконавойном станке, что и паласы, простейшей техникой перебора разноцветной основы одноцветным утком. Их украшал полосный узор. Ровные линейки по краям и центру, «лесенки», зубцы, пунктиры были основными приемами текстурного узоротворчества. Более узкую тесьму плели на двух или четырех квадратных (с отверстиями) дощечках, получая в фактуре узор в виде косички или елочки. Сочеталась пряжа коричневая и белая, иногда прибавляли красные нити.

В фондах Национального музея  Республики Башкортостан хранится несколько  образцов плетеных и тканых лент для  юрты. Выделяется лента из белой  шерсти с красным, как будто вышитым  узором из соединенных в цепь интегралов, ограниченных по краю треугольниками. Это особый вид ткачества с  двуслойной основой; узор набирался  с помощью прутиков или палочек (сыбытс, шэбе), которыми фиксировали, приподняв, «узорные» нити основы. Такими лентами, как бордюром, украшали белые войлоки на гостевой юрте. Описанная лента похожа на казахские «узюк бау» — двухцветные ленты в 10—15 см шириной, ткавшиеся на небольшом узконавойном станке. На рубеже XIX—XX вв. изготовление на ткацком станке полос и лент для обустройства юрты у казахов, киргизов и каракалпаков процветало и проявлялось в самых разнообразных и совершенных формах. У башкир эти навыки не были столь яркими, но ассортимент декоративных лент и тесьмы, использование в быту, изготовление на узконавойном станке с включением в орнамент нитей основы идентичны среднеазиатским традициям, характерным для тюркских скотоводов этой территории со времен средневековья. У казахов и киргизов, как у башкир, практиковалось также изготовление декоративной тесьмы на дощечках и плетение на руках.

Изготовление продольно-полосатых  паласов и лент для юрты, однотипное по технике производства, представляет ранний опыт получения шерстяных  материалов с помощью узконавойного  станка. В быту многих народов, сохранявших до середины XX в. скотоводческую направленность хозяйства, узкие полосатые ткани из шерстяной пряжи вырабатывались для различных хозяйственных нужд: для мешков «кап», переметных сум и торб «курджун», попон, а также для утепления жилища. Из тканых полос и дорожек сшивали постилки на пол, хотя производилось много более нарядных безворсовых и ворсовых ковров и узорных войлоков. В общей истории ковроткачества у бывших овцеводов-полукочевников (многие из них со временем осели) продольно-полосатые безворсовые ковры без каймы, сшитые из узких дорожек, представляют наиболее раннее и самобытное явление. У юго-восточных башкир, несмотря на некоторое усовершенствование ткацкого станка, оно оставалось единственным видом ковроделия. В XX в. это искусство расцвело яркими красками. Определилось новое направление — изготовление поперечно- полосатых (иногда даже узорных) дорожек из покрашенной хлопчатобумажной пряжи или тонких полосок фабричных материй. Как и безворсовые паласы, их сшивали в полотнища.

Попытки разнообразить полосный орнамент зубцами, «лесенками», цветным пунктиром и другими незамысловатыми узорами предпринимались, как видно, издавна. Прерывистые полоски и выступы можно увидеть на киргизских и казахских полосатых тканях «ала таар» и «алаша», на лентах для юрт, в кайме старинной узорной ткани «терме», «терме алаша». На сходство старых традиций ткачества из шерстяной пряжи у башкир, полукочевых народов Средней Азии и Казахстана указывала в докладе на научной сессии по этногенезу башкир Е. Г. Яковлева. К сожалению, сведений о безворсовых полосатых коврах у народов Средней Азии в литературе мало. К. И. Антипина, описывая ткачество у южных киргизов, и М. С. Муканов в казахском ковроткачестве к разряду паласов отнесли только изделия с ярким узорным орнаментом. В то же время в общем обзоре декоративно-прикладного искусства скотоводов Средней Азии есть указания, что из узорной шерстяной ткани в полоску у киргизов, казахов, каракалпаков, полукочевых узбеков сшивали настенные и постилочные ковры.

В альбоме «Народное декоративно-прикладное искусство казахов» (1970) есть ковер из ровных полос при сочетании коричневой, желтой, красной, зеленой шерсти, по колориту напоминающий юго-восточные башкирские паласы,однако стачан казахский палас в поперечном направлении.

Нечто общее прослеживается в безворсовом ковроткачестве юго-восточных башкир и овцеводов Северного Кавказа. Полосатыми коврами устилали земляной пол сакли каякентские и другие кумыки в южном Дагестане. Отсутствие каймы позволяло составить из ковров художественную композицию, когда «один ковер как бы служит продолжением другого». Особенно тщательно подбирали паласы для гостевой части жилища, поскольку торжественные трапезы проходили на полу. Кумыки, как и башкиры, для паласов ткали дорожки, соединяя их затем в полотнище. Орнаментальный строй основывался «на ритмическом чередовании вертикально расположенных цветных полос, без обрамляющей каймы»11. В отличие от юго-восточных башкирских паласов, у кумыков узорная ткань была более широкой (40—50 см) и сшивалась, как у казахов, в поперечном направлении; некоторые широкие полосы украшал геометрический орнамент.

Исследователь кумыкского ковроткачества Э. Н. Ташлицкая обратила внимание на источник XVI в., свидетельствующий о наличии у персов безворсовой ковровой ткани с вертикальными разноцветными полосками. Паласы такого рода (у кумыков их называли «прямыми паласами»), по мнению автора, знаменовали начальный этап в переходе от простого полотняного ткачества к более высокому искусству — ковроде лию с структурно развитым, композиционно завершенным орнаментом.

В последние десятилетия XX в. некоторые башкирские ткачихи  на Южном Урале успешно освоили  узорное ковроткачество. Паласы с сложным звездчатым узором не только вошли в сельский интерьер, но и стали престижным подарком на свадьбах.

Ярким и разносторонним узоротворчеством при изготовлении безворсовых ковров на всем протяжении XX в. славился юго- западный регион Башкортостана.

В непосредственной близости гор (Кугарчинский, Зианчурин- ский районы), в скотоводческих районах по р. Ашкадар (Стерли- башевский, Стерлитамакский), кое-где в среднем Забелье и  по р. Деме до середины XX в. длительно  сохранялись старые традиции продольно-полосатого ткачества, перекликающиеся с юго-восточ- ными. Ковровые дорожки ткали на рамных станках, более или менее  сложного устройства.

Ткацкий стан (урыназас), типичный для южного Приуралья, был зарисован художником Г. И. Мухаметшиным в 1958 г. в д. Ибраево Зианчуринского района: на напольной раме из брусьев укреплены столбики для пришвы (борзоса) и колышек для закрепления свободной части основы. Нитченки (кврв, корвс) держались на крюках, подвешенных на перекладине в пространстве между стойками, упиравшимися в пол и потолок жилища. Бердо (таратс) свободно лежало на натянутой основе, продетой между тонкими планками. Тканье осуществлялось с помощью двух подножек. Таким образом, рама служила лишь подставкой при установке ткацких принадлежностей. Н. В. Бикбулатов сделал вывод, что этот станок принципиально не отличался от юго-восточного и появился в оседлом жилище. Наряду с этим, в Забелье, в бассейне р. Демы и в других районах юго-запада пользовались более сложным станком, сплоченным в рамную конструкцию. Он был похож на станки соседних татар и чувашей.

В южном Приуралье, где разводили коз, паласы ткали из козьей шерсти, в соединении с черной хлопчатобумажной пряжей. Темно-коричневый или черный фон превалировал. Узкие цветные полоски (желтые, голубые, розовые, бежевые и др.) располагались на фоне вразбивку, хотя и были сгруппированы в широкие дорожки, построенные по принципу цветовой симметрии в зеркальном отражении или по принципу «набегающей волны». Последнее достигалось смещением при тканье цветных полос в сторону одной из кромок, постепенным уменьшением или наращением их ширины, близким тоновым сочетанием линеек. Окончательный результат давало конструирование ковра: применялись как попарно противоположное сшивание заготовок, позволявшее расширить раппорт и придать орнаменту самостоятельное значение, так и однонаправленное, при котором возникал эффект «прибоя».

В паласах на крайнем юго-западе (верховье р. Демы) фон часто не просматривался, между тем цветовой ритм определяли темные полосы. Внутри размеченных  таким образом интервалов осуществлялся переход от густого темного к гармонирующим полутонам, затем совершалось постепенное возвращение к маркирующему цвету. Наиболее часто использовалось сочетание бордовой, фиолетовой, сиреневой, розовой пряжи. На одном из паласов (материалы 1969 г.) промежутки между фиолетовыми полосами заполняли последовательно розовая, светло-зеленая, светло-коричневая, желтая, бежевая, сиреневая. В другом случае после фиолетовой полосы проходила сиреневая, затем желтая, голубая, малиновая, лиловая и снова фиолетовая; раппорт повторялся пять раз. В построении орнамента терялась симметричность, но появлялась плавная, размеренная динамика.

В паласах, сотканных до 30-х  гг. XX в., цветовая гамма была более сдержанной, чаще использовалась шерсть естественного цвета. Приобретенный в 1957 г. для Российского этнографического музея палас на белой кошме (эсле балад), сделанный в 1917 г. в с. Кабакуш Стерлибашевского района (кол. 6973-1), сшит из четырех заготовок. Каждая дорожка начинается с белой полосы, пересеченной коричневой линейкой. Далее, уже по красному фону, размеренно следуют три цветные «ленты»: лиловая с желтой строкой, желтая и блекло-зеленая — с красными. Раппорт завершает красная кайма. Выступающая по краям белая кошма обметана красными нитками.

Сотканный в 1920 г. старинный  палас был зарисован в экспедиции 1958 г. в д.Арасланово Мелеузовского района. Основным сырьем для него стала козья шерсть. Вишневые, желтые, зеленые, светло-коричневые полоски перемежались с темно-коричневыми зубчатыми линиями: создавалась иллюзия соединительных художественных швов.

Приемы узорного двухслойного тканья (узоры в виде «лесенок», «гусениц», «гребенки»), описанные при характеристике юго-восточных паласов, использовались кое-где на юго-западе. Такие паласы встречались в аулах в южном  Приуралье, в придемских селениях. Искусно  создавали зубчатые полосатые орнаменты  ковровщицы в Давлекановском районе. Это могли быть небольшие односторонние и двусторонние выступы, захватывающие две или три нити основы; зрительно цветные полосы как бы сцеплялись друг с другом. В других случаях поперечные линейки из коричневой шерстяной основы в 6-10 нитей «прошивали» полностью или наполовину поверхность цветных и белых полос.

В истории продольно-полосатого паласного ткачества в юго- западном регионе группа населенных пунктов  к западу от оз. Асы- лыкуль занимает особое место. Мы побывали в селах  Бурангулово, Кидрячево, Чапаево (Давлекановский район) в 1960 г. Жители этих деревень, табынцы  по родовой принадлежности, по словам старожилов, «пришли со стороны Верхнеуральска»15, из-за Уральских гор. Еще в начале XX в. они держали небольшие (15—30 голов) отары овец и до 1910 г. продолжали выезжать на летовки к Асылыкулю. В быту долго сохранялись многие скотоводческие традиции и ремесленные навыки, по-видимому, связанные с паласным производством Зауралья. Одни ковры характеризовались сдержанной красно-коричневой или желто-коричневой (иногда в сочетании с белым) гаммой; другие выделялись удивительным многоцветием. Подбор красок теплого звучания привносил в жилище, украшенное  такими коврами, особый уют.

В 1964 г., когда вышла первая книга по декоративно-прикладному искусству, один из давлекановских ковров послужил основой при создании суперобложки издания. В полосах сочетались горчичный, зеленый, терракотовый, темнокоричневый, желтый и изумрудный цвета.

Ткались полосатые безворсовые ковры и в придемских аулах, где вместе с минскими башкирами жили переселенцы из восточных районов Башкортостана: бурзяне, катайцы, барынцы, кара-табынцы.

Наряду с продольнополосатыми, их использовали в жилище Поперечно-полосатые дорожки (Ишимбайский в Мелеузовском, Зианчуринском и других районах. По способу изготовления и характеру орнамента они приближались к паласным изделиям населения южного Дагестана и других овцеводческих областей Северного Кавказа. Культурная близость приуральских башкир с северо-кавказским регионом пока не поддается объяснению, но она прослеживается и в других формах материальной культуры (твердый пояс в свадебном женском костюме, мужской головной убор «башлык», специфические блюда из пшена и др.).

В XX в. на юго-западе Башкортостана  традиции полосатого ткачества постепенно отошли на второй план. В оседлой жизни внимание ткачих сосредоточилось на изготовлении ковров с яркими орнаментальными композициями из геометрических элементов разной конфигурации. Это направление ковроткачества базировалось на более прогрессивной технологии — узоротворчестве с помощью утка. Есть основания полагать, что создание паласов с геометрическими узорами было известно некоторым этническим группам башкир и ранее. Об этом говорит характер орнамента, типичный для среднеазиатского и ближневосточного регионов (об этом подробно будет сказано дальше). Наличие в западных районах Башкортостана рамного станка и производство узорных холстов способствовали развитию традиций ковроткачества.

Узорные паласы

Узорные паласы, или килимы* (келэм, адалы б ал ад), ткали двумя дорожками шириной 60-70 см. В отличие от полосатых постилочных ковров, килимы имели кайму, ее выполняли одновременно с основным узором.

Техника изготовления таких  ковров идентична закладной, однако в отличие от холстов, ковры не имели просветов: утки разного цвета  на стыке, перекрывая основу, сцеплялись.

Основа могла быть из ссученных конопляных ниток или туго спряденных шерстяных. В XX в. употребляли соединенные по две-три толстые катушечные нитки. Для утка использовалась крашеная пряжа из овечьей шерсти. В старых паласах преобладали насыщенные краски теплой тональности, слегка притушенные коричневым фоном. В паласах второй половины XX в. появились розовый, голубой, сиреневый, синий, фиолетовый, малиновый цвета.

Информация о работе Ручное ткачество: технология изготовления башкирских паласов