Возникновение и прекращение права на фирменное наименование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема, выбранная для исследования в настоящей выпускной квалификационной работе, является, несомненно, актуальной. С появлением права на коммерческое использование интеллектуальной собственности, к числу объектов которой относятся и средства индивидуализации, стала очевидной необходимость внутригосударственной защиты и международно-правовой ее охраны. Возник вопрос об усилении роли государства в данной сфере при осуществлении государственного регулирования и координации на законодательном уровне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социальная и юридическая природа фирменного наименования
1.1 Правовое регулирование фирменного наименования в зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой анализ………………6
1.2 Понятие, правовая сущность и значение фирменного наименования…………………………………………………………………….18
2. Охрана и обеспечение права на фирменное наименование
2.1 Способы защиты права на фирменное наименование……………35
2.2 Субъекты права на фирменное наименование…………………….54
3. Возникновение и прекращение права на фирменное наименование
3.1 Основание возникновения права на фирменное наименование….65
3.2 Особенности содержания права на фирменное наименование……74
3.3 Прекращение права на фирменное наименование…………………83
Заключение …………………………………………………………………….89
Список использованных источников………………………………………… 95

Прикрепленные файлы: 1 файл

фирменное наименование.doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)

Похожее понимание  соотношения исследуемых средств  индивидуализации закреплено в законодательстве Канады. Согласно ст. 2 канадского Закона о товарных знаках 1985 г., коммерческое обозначение (trade name) есть имя, под которым ведется бизнес, независимо от того совпадает оно или нет с наименованием корпорации, товарищества или именем индивидуального предпринимателя.

Существенно отличается от британского и американского  законодательства при регулировании  вопроса о фирменном наименовании и его охране законодательство Франции. Современное французское право достаточно четко разграничивает эти средства индивидуализации, как и гражданское законодательство РФ. В то же время, как и в случае с законодательством Великобритании, США и Канады, точного эквивалента известного российскому праву коммерческого обозначения французский закон не знает. Данному понятию во французском праве в целом соответствует термин «nom commercial», который означает не совпадающее с фирменным наименованием название, используемое для индивидуализации предпринимательской деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

В качестве же наиболее близкого аналога фирменного наименования во французском праве используются понятия «denomination sociale» и «raison sociale».

Правовой режим  фирменных наименований во Франции основывается на ст. ст. 8 и 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., которая обязывает государства-участники обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. В частности, статья 8 рассматриваемой Парижской конвенции служит основой для правовой регламентации фирменного наименования. К сведению стоит отметить, что некоторые авторы утверждают, что в статье 8 Парижской конвенции речь идет не о фирменном наименовании, а о коммерческом обозначении. [48, С. 19]. Таким образом, данные авторы подразумевают, что перевод данного нормативно-правового документа на русский язык  не точен. Однако в обоснование изложенной ими позиции указанными авторами не приводится никакой аргументации, что не позволяет установить ее обоснованность и, как следствие, истинность.

Коммерческий  кодекс Франции 2000 г. ограничивается предписаниями  технического характера относительно структуры и содержания фирменных  наименований. Так, согласно ст. L. 223-1 Коммерческого кодекса, товарищество с ограниченной ответственностью имеет наименование (denomination sociale), в которое может быть включена фамилия одного или нескольких участников и которому должны непосредственно предшествовать или за которым должны непосредственно следовать слова «товарищество с ограниченной ответственностью» или аббревиатура «SARL» (societe a responsabilite limitee) и, что немаловажно, указание уставного капитала. Практически такие же предписания для полных товариществ и акционерных компаний установлены в ст. L. 221-2 и ст. L. 224-1 Коммерческого кодекса Франции соответственно. [49, С. 144]

Следует отметить, что Кодекс интеллектуальной собственности  Франции 1992 г. не содержит специальных  норм, посвященных фирменным наименованиям  и коммерческим обозначениям. Вместе с тем эти средства индивидуализации упоминаются в статьях L. 711-4, L. 713-6 данного акта.

Первая из указанных  норм устанавливает запрет на регистрацию  тождественных или сходных до степени смешения с фирменными наименованиями или коммерческими обозначениями товарных знаков, в случае существования опасности введения публики в заблуждение. Причем, в отличие от фирменного наименования, коммерческое обозначение может служить препятствием для регистрации товарного знака только в случае приобретения таким обозначением известности на территории всей страны.

Согласно ст. L. 713-6 Кодекса интеллектуальной собственности  Франции, регистрация товарного  знака не препятствует использованию  тождественного или сходного обозначения  в качестве фирменного наименования или коммерческого обозначения, если такое использование было начато ранее регистрации товарного знака, а также в случае если данные средства индивидуализации содержат имя владельца бизнеса и такое использование осуществляется им добросовестно. Таким образом, французский законодатель не закрепляет исключительных прав на фирменные наименования и статуса интеллектуальной собственности им с однозначностью не придает. Таким образом, можно говорить о том, что правовое регулирование и охрана фирменного наименования во французском гражданском и торговом законодательстве носят фрагментарный характер.

Несколько иной статус имеют данные средства индивидуализации в праве Германии. Прежде всего, стоит помнить о существенном влиянии, которое германские законы оказывали и продолжают оказывать на отечественное право. Сами термины «фирма» и «фирменное наименование», употребляемые в законодательстве РФ, являются аналогами известных германскому торговому праву понятий «Firmen» и «Firmennamen».

В отличие от норм гражданского законодательства большинства зарубежных нормативных актов, § 17 Германского торгового уложения дает определение понятия «фирма»: «фирменным наименованием (Firmennamen) коммерсанта является наименование, под которым он ведет свои дела и ставит свою подпись». [65, С. 20]. Сопоставляя это понятие с нормой § 1 Германского торгового уложения, согласно которой коммерсантом является лицо, занимающееся коммерческой деятельностью, можно констатировать, что германское право закрепляет особое средство индивидуализации коммерческой организации - фирменное наименование. В то же время, в отличие от российского права, германский закон дозволяет иметь фирменное наименование не только коммерческому юридическому лицу, но и индивидуальному предпринимателю, гражданское имя которого вследствие этого может не совпадать с его торговым именем (фирмой).

§§ 18, 30 Германского торгового уложения, формулируя требования, предъявляемые к фирменному наименованию, закрепляют, что оно должно быть пригодным для обозначения коммерсанта и обладать различительной силой, четко отличаясь от всех фирменных наименований, которые уже существуют в той же местности или общине и зарегистрированы в торговом реестре или реестре кооперативов. После проведения первоначальной регистрации коммерсанта его фирменное наименование дополняется пометкой «зарегистрированный коммерсант». [22, С. 255] Однако данной регистрации германский закон, в отличие от российского, не придает правообразующего значения, так как исключительное право на фирменное наименование возникает в силу использования этого средства индивидуализации в коммерческом обороте. В противном случае право на фирменное наименование как средства индивидуализации у лица не возникает.

Интересно отметить, что аналогичная позиция относительно возникновения права на фирменное наименование и, как следствие, его охраны, существует не только в Германии, но и в других странах. Как справедливо отмечается в литературе, «в большинстве промышленно развитых стран (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ, Япония) право на фирменное наименование возникает из факта использования этого наименования, а последующая его регистрация в реестре компаний лишь закрепляет ранее возникшее право». [38, С. 25]. При этом также стоит иметь в виду, что даже если в некоторых странах регистрация фирменного наименования обязательна, то она осуществляется преимущественно не в целях дальнейшей охраны фирменного наименования как средства индивидуализации участника гражданского оборота, а в целях контроля или налогообложения. При этом сама обязанность регистрации нередко устанавливается лишь применительно к компаниям или корпорациям и не распространяется на мелких предпринимателей. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в конце XX в. в мире утвердился принцип, согласно которому возникновение права на фирменное наименование как на основании его регистрации в реестре фирменных наименований, так и на основании его фактического использования и утверждения на рынке. В частности, например, согласно статье 2 шведского Закона о фирменных наименованиях любой коммерсант может получить исключительное право на него путем регистрации фирменного наименования или приобретения им репутации на рынке.

Сочетание двух оснований предоставления охраны фирменному наименованию (факта приобретения известности на рынке в процессе использования фирменного наименования и его регистрации) можно проследить, например, в законах Мексики, Перу, Испании. При этом регистрация фирменных наименований имеет факультативный характер, но с предоставлением исключительного права на их использование. Такая ситуация не характерна для гражданского законодательства России. В частности, ст. 1473 ГК РФ говорит о том, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Таким образом, право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации  хозяйствующего субъекта.

Возвращаясь к  правовой регламентации фирменного наименования в германском законодательстве, необходимым представляется подчеркнуть  также и то, что фирменное наименование согласно §§ 22, 23 Германского торгового уложения может быть передано в порядке правопреемства вместе с передачей торгового дела, что является существенным отличием от положений ст. 1474 ГК РФ, ч. 2 которой предусматривает, что «распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается». [5]

В соответствии со ст. 15 Германского торгового уложения обладатели коммерческих обозначений и, как частный случай, фирменного наименования, имеют исключительные права на использование данных средств индивидуализации. Следовательно, в отличие от английского, американского и французского вариантов охраны рассматриваемых средств индивидуализации, германское право однозначно рассматривает коммерческое обозначение, частным случаем которого является фирма, в качестве интеллектуальной собственности.

По иному  пути правового регулирования фирменных наименований идет шведский законодатель. К средствам индивидуализации в гражданском праве Швеции относятся не только фирма и коммерческое обозначение, но и вторичный символ (secondary symbol). Шведский подход к регулированию в правовой сфере фирменного наименования состоит в том, что коммерческое обозначение есть наименование, под которым коммерсант осуществляет предпринимательскую деятельность. То есть к коммерческим обозначениям следует относить и фирменные наименования.

Как и законодательство Германии, шведский закон предоставляет обладателю фирменного наименования исключительное право в отношении данного средства индивидуализации. Оно может возникнуть как на основании регистрации обозначения в торговом реестре, так и в силу приобретения им известности в результате использования.

Поскольку предпринимательская  деятельность ведется в большинстве  случаев путем организации той  или иной формы юридического лица, коммерческие обозначения в виде фирменных наименований приобретают защиту посредством регистрации.

В законодательстве Португалии принятый в 1995 г. Кодекс промышленной собственности этой страны относит к средствам индивидуализации в том числе названия и эмблемы предприятий, однако не регулирует и не определяет режим фирменных наименований. Фирменные наименования подлежат внесению в торговый реестр и могут быть защищены на основании специального Закона от 13 мая 1998 г. № 129/98. Однако согласно ст. 229 Кодекса, название предприятия может состоять, в частности, из вымышленных обозначений, исторических имен (с соблюдением некоторых ограничений), фирменного наименования собственника предприятия, его псевдонима.

Рассмотрение  существующего в зарубежном законодательстве порядка правового регулирования  фирменного наименования позволяет сделать вывод о том, что единого подхода к определению фирменного наименования, его содержанию, моменту возникновения и прекращения прав на него у хозяйствующего субъекта до настоящего времени также не существует. Однако действующее законодательство иностранных государств рассматривает фирменные наименования также как средства индивидуализации наряду с логотипами компаний, специальными обозначения печатных публикаций и т. д. Однако фирменное наименование не во всех государствах рассматривается как объект интеллектуальной собственности. Основания возникновения права на фирменное наименование также имеют значительные особенности в зависимости от страны. Даже в случае предъявления требования о регистрации данных средств индивидуализации она не всегда имеет правообразующее значение. Изложенное позволяет сделать вывод о справедливости существующего в литературе предложения о необходимости внесения изменений в ст. 8 Парижской конвенции с целью уточнения статуса фирменных наименований и развития правовой защиты данных средств индивидуализации. [70, С. 15].

Согласно наиболее распространенной в мировой практике точке зрения, фирменное наименование представляет собой часть коммерческого обозначения, и представляет собой не совпадающее с товарным знаком средство индивидуализации собирательного внешнего проявления предпринимательской деятельности. Оно оказывает значительное влияние на формирование репутации предпринимателя, но не ограничивает свое действие конкретными производимыми продуктами.

При этом следует  особо подчеркнуть, что фирменное наименование охраняется в большинстве государств в качестве одной из разновидностей коммерческого обозначения. Именно последнее средство индивидуализации является ведущим в исследуемой паре, общим по отношению к частному. Следовательно, чтобы получить надлежащую защиту, фирменное наименование должно как минимум соответствовать критериям, которые закон предъявляет к коммерческому обозначению.

При этом ключевым моментом, с которым зарубежный законодатель, как правило, связывает возникновение прав на коммерческие обозначения и фирменные наименования, является интенсивность их использования в гражданском обороте. Только в случае приобретения этими средствами индивидуализации известности в результате их использования им может быть обеспечена полноценная правовая защита.

 

    1. Понятие, правовая сущность и значение фирменного наименования

Информация о работе Возникновение и прекращение права на фирменное наименование