Возникновение и прекращение права на фирменное наименование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема, выбранная для исследования в настоящей выпускной квалификационной работе, является, несомненно, актуальной. С появлением права на коммерческое использование интеллектуальной собственности, к числу объектов которой относятся и средства индивидуализации, стала очевидной необходимость внутригосударственной защиты и международно-правовой ее охраны. Возник вопрос об усилении роли государства в данной сфере при осуществлении государственного регулирования и координации на законодательном уровне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социальная и юридическая природа фирменного наименования
1.1 Правовое регулирование фирменного наименования в зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой анализ………………6
1.2 Понятие, правовая сущность и значение фирменного наименования…………………………………………………………………….18
2. Охрана и обеспечение права на фирменное наименование
2.1 Способы защиты права на фирменное наименование……………35
2.2 Субъекты права на фирменное наименование…………………….54
3. Возникновение и прекращение права на фирменное наименование
3.1 Основание возникновения права на фирменное наименование….65
3.2 Особенности содержания права на фирменное наименование……74
3.3 Прекращение права на фирменное наименование…………………83
Заключение …………………………………………………………………….89
Список использованных источников………………………………………… 95

Прикрепленные файлы: 1 файл

фирменное наименование.doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)

Усилением гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав является и норма ст. 1253 ГК РФ, в соответствии с которой в случае неоднократного или грубого нарушения исключительных прав юридическим лицом, суд может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Таким образом, можно говорить о том, что в случае неоднократного или грубого нарушения юридическим лицом права на фирменное наименование также может быть последствие в виде принудительной ликвидации такого юридического лица.  Однако данное положение закона представляется не совсем продуманным со стороны законодателя. Использование оценочных понятий не является редкостью ни для российского законодательства вообще, ни для гражданского законодательства в частности. Поэтому законодатель, возможно, и счел приемлемым использование в данном случае термина «грубое нарушение». Однако критерии определения «грубости» не были определены, что не может не сказаться на судебной практике по данным делам.

Проанализировав гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав, в том числе и исключительных прав, предоставляемых правообладателю в отношении принадлежащих ему средств индивидуализации, отметим, что в целом законодательство Российской Федерации предоставляет правообладателям достаточно обширный набор правовых средств и способов защиты своих интеллектуальных права, в том числе и права на такое средство индивидуализации как фирменное наименование. Однако эффективное использование этих правовых способов во многом является задачей самих правообладателей: прежде всего на их усмотрение остается признание своего права нарушенным, восстановление нарушенного права, а также обращение в специально уполномоченные органы (в частности, в суд) с требованием о восстановлении нарушенного права, в том числе и права на фирменное наименование.

Следует отметить, что кроме гражданско-правовых способов защиты интеллектуальных прав в действующем российском законодательстве существуют способы защиты, предусмотренные административным, а также уголовным законодательством. Такие способы предусмотрены для защиты не всех прав на интеллектуальную собственность, а только тех, посягательства на которые при определенных условиях представляют особую общественную опасность. В частности, например, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает в статье 14.10 административную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Возможность привлечения  виновных к уголовной ответственности  предусмотрена в случае нарушения авторских и смежных прав в форме присвоения авторства (плагиата), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, а также в форме незаконного использования объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенных в крупном размере (ст.  146 УК РФ);   в случае нарушения изобретательских и патентных прав в форме незаконного использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашения без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоения авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб (ст. 147 УК РФ); а также незаконного использования товарного знака, которое выражается в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, а также незаконного использования предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (ст. 180 УК РФ).

Однако, как  видим, меры административно-правовой или уголовно-правовой защиты не предусмотрены  для защиты такого средства индивидуализации как фирменное наименование. Отсутствие в действующем российском административном и уголовном законодательстве статей, предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушение исключительного права правообладателя на фирменное наименование, свидетельствует о том, что законодатель не считает, что незаконное использование чужого фирменного наименования может причинить сколь-нибудь существенный вред общественным отношениям, сравнимый, например, с незаконным использованием чужого товарного знака или знака обслуживания.

Таким образом, можно говорить о том, что право на фирменное наименование не предусматривает охрану данного средства индивидуализации средствами и способами публичного права, то есть уголовного и административного.

Подводя некоторый  итог проведенному в данном параграфе анализу, отметим следующее:

- действующее гражданское законодательство предусматривает только гражданско-правовые способы защиты права на фирменное наименование коммерческой организации;

- среди гражданско-правовых способов защиты права для права на фирменное наименование предусмотренные такие как признание права, публикация решения суда о допущенном нарушении; прекращение совершения определенных действий,   возмещение правообладателю причиненных убытков.

 

2.2 Субъекты  права на фирменное наименование

 

Участниками любых  правоотношений, в том числе и гражданско-правовых, являются субъекты, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. [66]. В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). При этом стоит иметь в виду, что правоотношение может носить как относительный, так и абсолютный характер. Относительными правоотношениями являются такие правоотношения, в которых субъекты наделены взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, то есть права одного из субъектов представляют собой обязанности другой стороны. Примером таких правоотношений могут служить широко распространенные в гражданском обороте договорные отношения. Абсолютными же правоотношениями являются такие, в которых одна сторона (управомоченная) наделена абсолютным правом и у нее отсутствуют обязанности по отношению к своим контрагентам, а другую, обязанную  сторону по отношению к управомоченной составляет не один субъект, а все другие лица. При этом  основную обязанность составляет ненарушение права управомоченной стороны. К числу таких правоотношений можно отнести отношения собственности, а также рассматриваемые нами в настоящей работе отношения интеллектуальной собственности. В абсолютных правоотношениях управомоченная сторона зачастую именуется не субъектом правоотношения, а субъектом права, так как данному субъекту принадлежит только право, без обязанностей по отношению к контрагентам. Таким образом, можно говорить о том, что в гражданско-правовых отношениях, регулирующих право на фирменное наименование, управомоченным субъектом правоотношения является субъект права, в качестве которого выступает правообладатель рассматриваемого средства индивидуализации - фирменного наименования.

Субъекты правоотношений, в том числе и субъекты права, подразделяются, прежде всего, на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся:

- граждане Российской Федерации;

- иностранцы;

- лица без гражданства (апатриды);

- лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные  субъекты права также имеют классификацию. Они делятся на следующие виды:

- публично-правового  характера,

- частно-правового  характера.

К числу публично-правовых относятся государство, муниципальные  образования и т. д.

К числу частно-правовых относятся предприятия, учреждения, организации. [66, С. 283]

Ст.1229 ГК РФ, регулируя исключительное право, говорит о том, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что субъект исключительного права на такое средство индивидуализации как фирменное наименование, именуется правообладателем.

Однако в полной мере положения указанной статьи ГК РФ не относятся к определению субъекта права на фирменное наименование. Субъектный состав правоотношения, связанного с защитой права на фирменное наименование, отличается существенными особенностями по сравнению с субъектным составом иных правоотношений, регулирующих интеллектуальную собственность. Особенностью субъектного состава правоотношений в области защиты исключительного права на фирменное наименование является то, что с одной стороны – в качестве правообладателя, обладателя исключительного права – в таких правоотношениях всегда выступает юридическое лицо. Об этом прямо говорит текст ст. 1473 ГК РФ – «Фирменное наименование»: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Таким образом, указанная норма конкретизирует положения ст.1229 ГК РФ, и определяет, что только юридическое лицо  может обладать исключительным правом, то есть быть правообладателем такого средства индивидуализации как фирменное наименование.

Статья 48 ГК РФ дает понятие юридического лица и говорит о том, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица также должны иметь самостоятельный баланс или смету. При этом стоит отметить, что ГК РФ дает классификацию юридических лиц, подразделяя их на коммерческие и некоммерческие организации. В частности ст. 50 ГК РФ гласит, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

При этом юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Кроме того, гражданским законодательством РФ также допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Однако как  видно из приведенного выше текста ст. 1473 ГК РФ – «Фирменное наименование», право на фирменное наименование предоставляется только юридическому лицу, являющемуся коммерческой организацией. То есть право на фирменное наименование не предоставляется некоммерческим организациям, а также данное исключительное право не предоставляется также объединениям коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Это законодательное положение подтверждает и судебная практика. В частности, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ говорит о том, что «В силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Кодекса. Ввиду этого правила, предусмотренные статьей 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются.

Не относятся  к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц».

Однако данное законодательное положение, на наш  взгляд, лишает гражданско-правовой защиты наименования некоммерческих организаций, а также ассоциаций и союзов юридических лиц. Аргументировать изложенную позицию можно следующим: как определяют  положения ч. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, ведя свою предпринимательскую деятельность, они ничем не отличаются от коммерческих организаций, которые свое фирменное наименование используют как символ своей деловой репутации, подтверждения своей исключительности, а также исключительности предоставляемых ими услуг, выполняемых работ, а также качеств производимых товаров или иной продукции. Некоммерческие организации такой защиты своего наименования лишены, чем вполне возможно, могут воспользоваться недобросовестные участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. В силу этого представляется обоснованным внести соответствующие изменения в ст. 1473 ГК РФ, изложив его в следующей редакции:

Статья 1473. Фирменное наименование

1. Юридическое  лицо, являющееся коммерческой или некоммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В связи с определением правообладателя исключительного  права на такое средство индивидуализации как фирменное наименование, следует  определиться, с какого момента юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, становится правообладателем права на фирменное наименование. Как уже говорилось нами ранее, ст. 1473 ГК РФ говорит о том, что фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правообладателем фирменного наименования юридическое лицо становится с момента его государственной регистрации. В ст. 51 ГК РФ – «Государственная регистрация юридических лиц», говорится о том, что «юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. … Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц».[3] Как свидетельствуют положения федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. [9] В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ, «Федеральная налоговая служба (ФНС России)…является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».[10] То есть Федеральная налоговая служба (ФНС России) и вносит соответствующие записи в реестр.

Стоит отметить, что момент государственной регистрации  как момент регистрации также и исключительного права на фирменное наименование имеет существенное правовое значение. Так, в ст. 1475 ГК РФ говорится о том, что «не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица». [9] То есть то лицо, чье фирменное наименование было внесено в единый государственный реестр юридических лиц ранее с точки зрения закона и признается обладающим право на данное фирменное наименование.

Информация о работе Возникновение и прекращение права на фирменное наименование