Усыновление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 22:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ проблем и особенностей развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачей нашего дипломного исследования является обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работы, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ 7
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Усыновители и усыновляемые 24
2.2. Согласие на усыновление заинтересованных лиц 30
2.3. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления 39
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
3.1. Отмена усыновления и правовые последствия данного решения 49
3.2. Надзор прокуратуры по делам, связанным с усыновлением 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМА НА ЮР Ф-ТЕ.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

В силу ст. 130 СК РФ не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случае, если они по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

При таких обстоятельствах вывод о том, что согласие родителей ребенка, в данном случае его матери, не требуется, суд может сделать только при наличии всех перечисленных в законе условий.

Согласно ст. 197 ГПК РСФСР в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

В нарушение упомянутого требования суд первой инстанции не привел доказательств, подтверждающих неуважительность причин непроживания матери совместно с ребенком и уклонение ее от его воспитания и содержания.

Вместе с тем в решении суд сослался на доказательства, свидетельствующие об обратном, в том числе о заботе матери о судьбе дочери, об уважительности причин, препятствующих их совместному проживанию, о категорическом отказе в удочерении ее ребенка кем-либо.

В материалах дела имеются письменные доказательства того, что она с целью избежать удочерения девочки кем-либо, просила продлить срок нахождения в доме ребенка своей дочери, имея намерение забрать ее уже летом 1998 года.

Суд не известил Умалхатову о разбирательстве дела, чем лишил ее возможности объяснить суду причины как оставления дочери в доме ребенка, так и последующего непроживания вместе с ней более шести месяцев.

Если же ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, для его усыновления необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей, а для усыновления ребенка, находящегося в детском учреждении, - согласие администрации этого учреждения, на которую в соответствии с законом возлагаются обязанности опекуна (попечителя) в отношении детей, находящихся в этих учреждениях (ст. 35 ГК). Их согласие на усыновление, как и согласие родителей на усыновление (ст. 129 СК), должно быть выражено в письменной форме.

Получение согласия на усыновление от лиц, указанных в п. 1 ст. 131 СК, не исключает необходимости получения согласия родителей ребенка, если они живы, не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, не лишены родительских прав, а также не уклоняются от воспитания и содержания ребенка (ст. 129, 130 СК).

При отказе опекуна (попечителя), приемных родителей или администрации детского учреждения дать согласие на усыновление ребенка суд вправе принять решение об усыновлении и без их согласия, руководствуясь исключительно интересами ребенка (ст. 124 СК). В соответствии с законом усыновление ребенка является основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст. 39 ГК), а также для досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (ст. 152 СК).

Согласно п. 1 ст. 132 СК, для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие. Получение согласия на усыновление ребенка, достигшего 10 лет, признается обязательным условием усыновления. Это тот исключительный случай, когда воле полностью недееспособного лица придается правовое значение. При его возражении усыновление не допускается (ст. 57 СК). Ребенку в доступной форме объясняется сущность усыновления и его последствия, а также обеспечивается знакомство ребенка с самим усыновителем (усыновителями). Законом не установлена форма согласия ребенка на усыновление. Следует считать, что такое согласие (для исключения нарушения прав детей) должно быть выражено в любой письменной форме. Однако согласие ребенка не должно иметь характера формальной подписки. Надо стремиться к тому, чтобы оно выражало действительное желание ребенка. Усыновление ребенка против его желания со ссылкой, например, на то, что отказ ребенка противоречит его интересам, не допускается. Согласие ребенка не должно носить общий характер (например, «не возражаю против своего усыновления» или «хочу быть усыновленным не российскими, а иностранными гражданами»). По смыслу закона согласие ребенка должно касаться конкретного усыновителя (усыновителей), желания ребенка быть усыновленным именно им (ими).

На практике отношение ребенка к лицу, желающему его усыновить, выявляется и в более раннем возрасте, если он в состоянии отчетливо его выразить. Нежелание ребенка войти в данную семью учитывается, хотя и не имеет здесь правового значения.[19]

Пункт 2 ст. 132 СК предусматривает возможное исключение из общего правила, установленного п. 1. Его смысл заключается в следующем: формального согласия не требуется, когда ребенок до достижения 10 лет проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. Требовать формального согласия при таких условиях - значит раскрыть тайну усыновления. Согласие ребенка в этих случаях подтверждается всей обстановкой его жизни, что отмечается и удостоверяется в акте обследования условий его проживания.

Поскольку СК не уточняет, кем выявляется согласие ребенка на усыновление, представляется, что этим органом должен быть орган опеки и попечительства (ст. 125 СК).

В заключении данного параграфа хотелось бы затронуть такой момент при усыновлении, как согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка.

Известно, что предпочтительной формой усыновления является усыновление ребенка супругами совместно. В этом случае его положение в семье наиболее приближается к положению родных детей. Усыновление ребенка только одним из супругов менее желательно. Оно может быть допущено, если при данных конкретных обстоятельствах будет соответствовать интересам ребенка. Если в силу тех или иных причин один из супругов не желает стать усыновителем, хотя и не возражает против усыновления ребенка другим супругом, в соответствии со ст. 133 СК получение согласия супруга усыновителя выступает обязательным условием усыновления. Получение такого согласия необходимо в первую очередь в интересах усыновляемого, т.к. нельзя рассчитывать на нормальные условия жизни ребенка в семье, если супруг усыновителя возражает против усыновления.

Закон не устанавливает форму, в которой должно быть выражено согласие супруга. Представляется, что во избежание возможных конфликтных ситуаций в будущем оно должно быть выражено в письменной форме. Подпись супруга должна быть удостоверена в установленном законом порядке (жилищным органом по месту жительства, организацией по месту работы, лечебным учреждением, если он находится на излечении, или нотариусом).

В целях обеспечения интересов ребенка согласия супруга не требуется, если будет установлено, что супруги фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и местожительство другого супруга неизвестно. Неизвестность местожительства подтверждается как заявлением самого усыновителя, так и опросом, произведенным по месту его жительства. Признание этого супруга безвестно отсутствующим по суду не обязательно, но если оно имелось, никаких других подтверждений неизвестности его пребывания не требуется.[20]

Независимо от того, было ли произведено усыновление одним из супругов с согласия другого или без такого согласия (в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 133 СК), данное усыновление устанавливает соответствующие права и обязанности (ст. 137 СК) только для супруга - усыновителя. Другой супруг таких прав и обязанностей не приобретает.

 

 

3.3. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления

Безусловно, за самим фактом усыновления следуют разного рода правовые последствия как для усыновителя, так и для усыновленного.

Статья 134 СК устанавливает правило, согласно которому за ребенком при усыновлении сохраняются его имя, отчество и фамилия. Однако в данной статье воспроизведено с рядом уточнений положение ранее действующего законодательства о возможности по просьбе усыновителя присвоить усыновленному фамилию усыновителя, имя по его указанию, а также определить отчество по его имени. Надо иметь в виду; что закон (п. 2 ст. 134 СК) устанавливает, что новые фамилия и имя «присваиваются», а отчество «определяется по имени усыновителя» по просьбе усыновителя. При этом закон не предусматривает, в каких случаях изменяются имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка, не связывает эти изменения только с записью усыновителей в качестве родителей (ст. 136 СК) и тайной усыновления (ст. 139 СК). Поэтому в силу ст. 134 СК орган, устанавливающий усыновление, должен во всех случаях удовлетворить соответствующие просьбы усыновителя. Исключение могут составлять только те случаи, когда против этого возражает усыновленный ребенок старше 10 лет (п. 4 ст. 134 СК).

В тех случаях, когда супруги-усыновители носят разные фамилии, фамилия усыновленного ребенка может быть изменена лишь на фамилию одного из усыновителей, избранную по их соглашению. Разногласия между ними разрешаются в порядке, предусмотренном ст. 58 СК.

При усыновлении ребенка одинокой женщиной по ее просьбе ребенку также присваивается ее фамилия. Что касается сведений об отце, то в этом случае они записываются в порядке, предусмотренном ст. 51 СК, т.е. фамилия «отца» указывается по фамилии усыновительницы, а его имя и отчество - по ее указанию. Новеллой СК является предоставление такой же возможности одинокому мужчине при усыновлении им ребенка (п. 3 ст. 134 СК). Такая запись направлена на обеспечение интересов ребенка, но не влечет за собой никаких правовых последствий.

На основании решения об усыновлении (с указанием в нем об изменении фамилии, имени и отчества усыновленному ребенку), которое направляется в орган загса (ст. 125 СК), вносятся соответствующие исправления в актовую запись о рождении ребенка и выдается новое свидетельство о его рождении.

Ст. 135 СК предусматривает возможность изменения даты и места рождения усыновленного ребенка. Вместе с тем в ней содержится ряд новелл. Во-первых, установлено, что дата рождения может быть изменена не более чем на 3 месяца, т.е. усыновленный в пределах 3 месяцев может быть записан ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения. Ранее допускалось изменение даты рождения в пределах полугода. Во-вторых, четко определено, в каких случаях это допускается - это возможно только при усыновлении ребенка в возрасте до года (грудного ребенка).

В п. 1 ст. 135 СК непосредственно указывается цель, для обеспечения которой могут быть изменены дата и место рождения усыновленного ребенка в актовой записи о его рождении, - тайна усыновления. Поэтому основанием для принятия соответствующего решения могут быть только обстоятельства, без которых факт усыновления невозможно сохранить в тайне. В частности, возраст усыновляемого обычно меняется, когда усыновление производится непосредственно из родильного дома, усыновительница имитировала беременность и дата рождения должна совпасть с возможными сроками ее родов; когда не образуется необходимая разница в возрасте между усыновленным и другими детьми усыновителя и т.п. Место рождения требует изменения, если усыновители в момент рождения ребенка не могли там находиться.

На основании решения об усыновлении органы загса вносят соответствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдают новое свидетельство о его рождении.

Создание в семье подлинно родственных отношений, основанных на взаимной любви, уважении, привязанности, облегчается, если ребенок ощущает себя полноправным членом семьи усыновителя. В целях максимально возможного приравнивания усыновленных к родным детям закон предусматривает условия, при которых усыновители записываются в качестве родителей усыновленного ребенка.

Формулировка закона в отношении записей усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка в записи о его рождении не носит категорического характера. Пункт 1 ст. 136 СК предусматривает, что по просьбе усыновителей суд может принять такое решение. Следовательно, допускается отказ в удовлетворении такой просьбы. Однако следует иметь в виду, что, как правило, просьба усыновителя должна быть удовлетворена. Такая запись способствует сохранению тайны усыновления, а тем самым и созданию надлежащих отношений в семье усыновителя. Поэтому отказ в просьбе о внесении таких изменений (кроме случаев, когда против этого возражает ребенок, достигший 10 лет - п. 2 ст. 136 СК) возможен как исключение в тех случаях, когда ребенок знает о своем усыновлении и в интересах ребенка следует сохранить данные о его родителях.

Наличие между усыновленным и усыновителем отношений родства само по себе не может служить основанием для отказа в записи усыновителя в качестве отца (матери) усыновленного ребенка. На практике считается, например, недопустимой запись усыновителя - деда в качестве отца ребенка, если сохранена запись о матери (дочери усыновителя), или бабушки в качестве матери, если остается записанным отцом ее сын, поскольку получится, что отец и дочь (или мать и сын) являются родителями ребенка. Между тем закон не содержит никаких ограничений для усыновления ребенка близкими родственниками, и правило о возможности записи в качестве родителей в равной мере относится ко всем усыновителям. Иногда личность отца настолько отрицательна (отец покушался на жизнь матери, совершил тяжкое преступление и т.п.), что в интересах ребенка нужно исключить любое упоминание о нем.

В тех случаях, когда запись в качестве родителя по просьбе усыновителя не производится, ему не может быть отказано в изменении имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка (ст. 134 СК).

О записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка должно быть обязательно указано в решении о его усыновлении. В противном случае такая запись органом загса не может быть осуществлена. Если усыновитель записывается в качестве родителя, то никакие сведения о кровном родстве усыновленного в выдаваемые документы не вносятся. Соответствующие данные остаются в книгах регистрации актов гражданского состояния, однако никаких справок о действительном происхождении ребенка без согласия усыновителей не выдается.

Из всего вышеописанного можно заключить, что правовая природа усыновления состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Юридический акт усыновления устанавливает как для усыновителя (и его родственников), так и для усыновленного (и его потомства) такие же права и обязанности, как и предусмотренные законом в отношении родителей и детей, связанных кровным родством.[21]

Информация о работе Усыновление в Российской Федерации