Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 07:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении правового положения и полномочий прокурора в досудебном производстве по уголовным делам согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагаю решить следующие задачи:
Определить понятие прокурора как участника уголовного процесса.
Выявить процессуальные функции прокурора.
Соотнести процессуальные функции прокурорского надзора и судебного контроля на предварительном следствии.

Содержание

Введение
Глава I. Основные этапы истории развития Российской прокуратуры
1.1 Образование и становление прокуратуры в период Российской империи
1.2. О развитии прокуратуры РФ (Проблемы и пути их решения)
Глава II. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса
2.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
2.2. Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
2.3. Судебная практика возвращения уголовных дел прокурору
Заключение
Библиография

Прикрепленные файлы: 1 файл

.диплом5+.rtf

— 467.36 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в связи с тем, что обвиняемый скрылся, судья приостанавливает производство по делу, а далее следуют различные варианты действий судьи в зависимости от избранной обвиняемому меры пресечения. То есть если тот сбежал из-под стражи - один вариант действий, если не находился под стражей - другой. В первом случае судья возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого, а во втором - избирает обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу и поручает прокурору обеспечить его розыск без возврата уголовного дела.

Возвращение прокурору уголовного дела в случае, когда обвиняемый скрылся из-под стражи, обосновывается тем, что он совершает новое преступление, предусмотренное ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи). Возникает необходимость соединения уголовных дел в одно производство либо выделения в отдельное производство дела в отношении скрывшегося обвиняемого из дела, по которому "проходят" несколько обвиняемых. При этом возникает другая проблема, связанная с приостановлением судом производства по всему уголовному делу, когда основания приостановления касаются лишь одного обвиняемого.

Вместе с тем уголовно-процессуальный закон не предусматривает такой стадии процесса, когда уголовное дело, приостановленное судом и возвращенное прокурору, находится, можно сказать, между небом и землей, т.е. и не в стадии судебного производства, и не в стадии досудебного производства. Не содержится таких норм и в подзаконных нормативных и ведомственных актах органов прокуратуры и внутренних дел.

   Таким образом, возвращение прокурору уголовного дела, когда обвиняемый не находился под стражей, необоснованно и не соответствует норме закона. Но суды как первой, так и кассационной инстанций сплошь и рядом возвращают прокурорам уголовные дела в отношении скрывшихся обвиняемых, не находящихся под стражей.

Так, в 2010 г. транспортным прокурорам Юго-Восточного транспортного региона районные и мировые суды Саратовской, Белгородской и Воронежской областей вернули 36 уголовных дел на основании ч. 2 ст. 238 УПК РФ, в 2009 г. - 58.

Из этого количества в 2008 г. лишь по 6 уголовным делам обвиняемые разысканы и осуждены (2007 г. - также по 6 делам).

Обоснование возвращения уголовных дел было примерно одинаковым. Так, суды указывали, что, исходя из требований ст. 2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", задача по осуществлению розыска подсудимого возложена на органы внутренних дел. Надзор за деятельностью ОВД по выполнению данной задачи осуществляет, согласно ст. 7 названного Закона, прокурор, указания которого по данному вопросу обязательны для оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел, а хранение материалов приостановленного уголовного дела в суде является нецелесообразным и не способствует оперативному доступу к материалам дела оперативных сотрудников, осуществляющих розыск обвиняемого.

К сожалению, некоторые транспортные прокуроры заняли соглашательскую позицию, поскольку робкие попытки опротестовать незаконные решения судов первой инстанции не привели к положительному. Так, Определением судебной коллегии по уголовным делам Воронежского областного суда от 4 декабря 2008 г. оставлено без удовлетворения кассационное представление Лискинского транспортного прокурора на Постановление Лискинского районного суда Воронежской области от 1 ноября 2008 г. о возвращении прокурору уголовного дела для обеспечения розыска обвиняемого, не находящегося под стражей. При этом судебная коллегия, в частности, указала, что в соответствии с ч. 2 ст. 238 УПК РФ по смыслу, придаваемому данной норме Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 134-О, уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо положений, возлагающих на суд осуществление несвойственных ему функций, в том числе исполнение обязанностей, связанных с контролем за деятельностью органа дознания по осуществлению розыска обвиняемого. Поэтому судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационного представления об отсутствии оснований для возвращения уголовного дела прокурору, поскольку при возвращении дела суд на основании правовых норм сделал правильный вывод, что в сложившейся ситуации уголовное дело необходимо возвратить прокурору для обеспечения розыска подсудимого и данное решение суда не противоречит смыслу ст. 238 УПК, а нарушений норм уголовно-процессуального законодательства при вынесении обжалуемого постановления допущено не было, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановления районного суда.

С таким выводом кассационной инстанции областного суда согласиться нельзя. При этом, приводя в качестве аргумента Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 134-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности части второй статьи 238 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", суд "вырывает" из контекста данного определения одно предложение, не обращая внимания на главный вывод, заключающийся в том, что суд общей юрисдикции, исходя из презумпции конституционности действующих законодательных норм, не вправе произвольно, немотивированно отказаться от применения в конкретном деле соответствующих положений федерального закона, а обязан дать им оценку и, придя к выводу об их несоответствии Конституции Российской Федерации, привести в решении правовые аргументы в доказательство своей позиции. В противном случае само судебное решение является незаконным. Между тем в Постановлении Центрального районного суда г. Челябинска от 14 февраля 2008 г. отсутствуют какие-либо доводы и правовые аргументы относительно не конституционности положений ч. 2 ст. 238 УПК РФ, от применения которых он отказался, возвратив уголовное дело.

Постановление о возвращении уголовного дела судом прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ (обвинение ч.4 ст. 160 УК РФ)

3. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.

3.1 Полномочия прокурора в суде кассационной инстанции.

Участие прокурора в суде кассационной инстанции также возможно в двух различных формах: возбуждение производства в суде второй инстанции и вступление в начавшийся процесс.

Возбуждать кассационное производство путем принесения кассационного или частного протеста на незаконное или необоснованное решение или определение суда вправе прокуроры и их заместители по любому гражданскому делу независимо от того, участвовал ли прокурор при его рассмотрении в суде первой инстанции. Помощник прокурора, прокурор управления или отдела вправе приносить кассационные или частные протесты только по тем делам, в рассмотрении кᴏᴛᴏᴩых они участвовали (ст. 36 Закона о прокуратуре).

Прокуроры должны использовать право принесения кассационных и частных протестов в первую очередь в интересах социально незащищенных лиц, кᴏᴛᴏᴩым самостоятельно реализовать ϲʙᴏе право на подачу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей жалобы затруднительно в силу состояния здоровья, возрасту и др.

Так, в 1999 г. прокурорами было подано свыше 15,5 тыс. кассационных протестов, кᴏᴛᴏᴩые в 64 % случаев признаны судами второй инстанции обоснованными.

Объектом кассационного опротестования будут все судебные решения, не вступившие в законную силу. В Верховном Суде РФ 16 декабря 1998 г. также создана Кассационная коллегия, кᴏᴛᴏᴩая проверяет законность и обоснованность судебных решений, вынесенных судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции. Правом принесения кассационных протестов в ϶ᴛᴏм случае наделены Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Не подлежат кассационному опротестованию, поскольку вступают в законную силу немедленно согласно гражданскому процессуальному законодательству, решения судов по жалобам граждан на действия административных органов по вопросу о взыскании штрафов, наложенных в административном порядке (ст. 267 КоАП РСФСР). Указанные судебные решения могут быть опротестованы исключительно в порядке надзора.

Объектом опротестования также будут определения суда первой инстанции, в отношении кᴏᴛᴏᴩых законом допускается обжалование. К ним, как правило, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся определения, препятствующие движению процесса, например, об отказе в приеме искового заявления, о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу и др. На незаконные определения суда прокурор подает частный протест.

Кассационные и частные протесты адресуются в кассационную инстанцию, но подаются через суд первой инстанции, рассматривавший дело по существу. Исключая выше сказанное, протест может быть подан непосредственно в кассационную инстанцию.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает общие как для лиц, участвующих в деле, так и для прокурора сроки для подачи кассационных жалоб или протестов -- десять дней со дня вынесения решения в окончательной форме. При этом данный срок относится к разряду процессуальных сроков, кᴏᴛᴏᴩые могут быть при пропуске по уважительным причинам восстановлены судом. Подобными уважительными причинами будут болезнь и командировка должностного лица, стихийные бедствия, военные действия и т.д. О восстановлении пропущенного срока вместе с кассационным протестом подается ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее ходатайство.

В связи с развитием действия принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса 27 октября 1995 г. внесены изменения в ст. 286 ГПК РСФСР, допускающие внесение новых доказательств в кассационную инстанцию, если будет обоснована невозможность их представления в суд первой инстанции. Чаще всего подобная ситуация возникает при несостоятельном отказе суда приобщить доказательство к делу, например, по мотивам его неотносимости или недопустимости; в случаях запроса доказательств и неполучении ответа на него до момента вынесения решения. Кассационная инстанция вправе исследовать новые доказательства, устанавливать новые факты и при необходимости выносить новое решение, основывая его в т.ч. на новых доказательствах.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что прокурор также вправе прилагать к протесту новые доказательства (справки, заключения специалистов, информацию и т.п.) в подтверждение необоснованности и незаконности судебного решения.

В кассационном протесте прокурор должен юридически и фактически подтвердить ϲʙᴏю позицию, изложив доводы, в силу кᴏᴛᴏᴩых он считает судебное решение незаконным или необоснованным. При подготовке кассационных протестов и участии в кассационной инстанции прокуроры учитывают, что основаниями к отмене судебных решений согласно гражданскому процессуальному законодательству будут их необоснованность и незаконность при неправильном применении или толковании материального закона и в случаях нарушения процессуального закона. В кассационном протесте указываются: наименование суда, в кᴏᴛᴏᴩый приносится протест; наименование лица, принесшего протест; решение, кᴏᴛᴏᴩое опротестовывается, и суд, постановивший его; сущность неправильности решения и просьба лица, принесшего протест; перечень прилагаемых материалов.

Протест прокурора оϲʙᴏбожден от оплаты госпошлиной.

Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

В случае если после направления кассационного протеста прокурор, его подавший, убедится в несостоятельности правовой позиции, он вправе отозвать ϶ᴛᴏт протест до начала его рассмотрения судом (ст. 37 Закона о прокуратуре). В 1999 г. таким правом на отзыв протеста прокуроры воспользовались исключительно в 7 % случаев. Существовавшее ранее подобное полномочие вышестоящего прокурора, упоминание о кᴏᴛᴏᴩом до сих пор содержится в ст. 292 ГПК РСФСР, отсутствует в Законе о прокуратуре (ст. 37).

При рассмотрении протеста прокурора в суде кассационной инстанции прокурор выступает первым после доклада дела председательствующим или членом суда, а затем заслушиваются объяснения сторон. После объяснений лиц, участвующих в деле, прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения.

Второй формой участия прокурора в суде кассационной инстанции будет вступление в процесс, возбужденный по инициативе лиц, участвующих в деле. В ϶ᴛᴏм случае прокурор участвует в кассационном рассмотрении дела и дает ϲʙᴏе заключение после объяснений лиц, участвующих в деле. Заключение прокурора обусловлено доводами поддерживаемого им протеста.

Прокуроры, участвуя в рассмотрении дела, учитывают, что кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Вместе с тем в интересах законности суд кассационной инстанции вправе проверить решение в полном объеме (ст. 294 ГПК РСФСР), по϶ᴛᴏму прокурор, установив существенные обстоятельства, свидетельствующие о неправосудности судебного решения, о чем нет ссылки в жалобах, ориентирует суд на необходимость воспользоваться предоставленным ему полномочием.

В ϲʙᴏем заключении прокурор должен проанализировать законность и обоснованность проверяемого решения с учетом доводов кассационной жалобы и высказать ϲʙᴏе мнение о необходимости изменения, отмены решения или об оставлении его без изменения. Подобное заключение прокурора не является обязательным для суда, но практически в 93 % случаев суды соглашаются с позицией прокурора, изложенной в заключении, и выносят определение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним.

3.2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры. 
Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты. 
В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 “Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства” прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела. 
Подобный подход обусловлен необходимостью оказания более эффективного влияния на формирование уголовно-процессуальной политики, единой практики правоприменения, а также тем, что обращения граждан в прокуратуру могут содержать информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. 
Надзорное представление прокурора, составленное в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. К надзорным жалобе и представлению прилагаются: 
1) копии приговора и иного судебного решения, которые обжалуются; 
2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу; 
3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе и представлении. Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю. 
При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя. 
В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания, ему следует обращаться с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору. 
Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем его, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции. 
В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. 
В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда следует принимать участие руководителям прокуратур субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ должны участвовать соответственно прокуроры управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры. В заседании Президиума Верховного Суда РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ и его заместители. 
В случае необоснованного отклонения надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласия с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты прокурор должен ставить в пределах установленной компетенции (с приложением всех необходимых материалов) вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд. 
Руководители прокуратуры при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом должны исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленную активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Следует стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к надлежащему выполнению им служебного и нравственного долга. 

Информация о работе Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса