Шпаргалка по "Истории социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:14, шпаргалка

Краткое описание

1.Проблемы методологии исторического исследования
2.Проблемы периодизации истории социальной работы
3.Предметно-понятийные интерпретации социальной работы в контексте ее генезиса
4. Архаическая идеологема поддержки и защиты
5. Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен
...
25. История благотворительной печати в России

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экзаменационные вопросы по дисциплине история социальной работы..docx

— 305.93 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Общественные работы как вид  трудовой помощи. Следы таких работ можно найти еще в Древнем Египте. Возможно, они связаны даже со строительством египетских пирамид. Впрочем, это были достаточно беспорядочные мероприятия высшей власти в экстренных ситуациях. Как вид трудовой помощи, общественные работы проявились только в Новое время. В Италии XVI в. попытка организации общественных работ имела место в Турине, Павии, Лоди и др. Как уже указывалось, во время голода в начале XVII в. Борис Годунов не только бесплатно выдавал зерно из государственных запасов, но и организовал для нуждающихся оплачиваемые работы, зримым результатом которых стала колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

Первый опыт действительно  организованной постановки общественных работ связан с Великой Французской  революцией. Декретом 1790 г. учреждались общественные работы в Париже и провинции как для мужчин, так и для женщин. Это было связано преимущественно с прокладкой улиц, осушением и орошением, земляными работами для мужчин, ткачеством и шитьем для женщин. Французские Конституции 1791 и 1793 гг. провозглашали государственную поддержку безработных либо хлебом, либо трудом. Подобные учреждения были в основном ликвидированы после 1796 г. Революция 1848 г. была во многом спровоцирована массовой безработицей среди парижан, которые остались практически без поддержки государства. Под напором «низов» впервые было создано Министерство общественных работ. По его поручению Э. Томас возглавил Центральное бюро национальных мастерских, где работы были организованы почти на военных началах. В них сосредоточилось свыше 100 тыс. безработных. Государство не могло организовать работы для такой массы людей, а частный сектор в условиях спада производства не был заинтересован в сотрудничестве. В итоге вместо работы за деньги все ограничилось преимущественно раздачей денег без работы. Результатом стало решение призвать в армию всех безработных в возрасте 18–25 лет, а работу предоставлять только имеющим шестимесячный ценз оседлости в Париже. Остальных безработных предполагалось рассылать по департаментам. Все это закончилось июньским вооруженным восстанием и закрытием мастерских в начале июля 1848 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития социальной работы в Англии, Франции и Германии

Каждая из этих стран имела  свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности  общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним  из первых способов борьбы с ней, который  существует, и по сей день, была религиозная  благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем  стали видеть общественное зло, которое  требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось  вдали от благотворительности. «Государи  как частные лица, как христиане, давали богатую милостыню, держали  в своем придворном штате особое почетное лицо для производства милостыни (le grand aumonier), но благотворение не было предметом их заботы как правителей государства» [3,c.111].

С XIV в. государство ведет  политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.

Неразборчиво подававшаяся милостыня, помогая нужде, вместе с  тем и питала нищенство, развивала  его в особый помысел и поддерживала бродяжничество. Бродяжничество в свою очередь порождало опасные скопления, превращалось в разбойничество. В  особенности усвоила этот взгляд правительственная власть в слагавшихся  тогда из средневекового дробления  государствах [[3],с.111]. В 1350 году французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев, в котором оговаривалось, что « здоровые между ними люди, мужчины и женщины должны были быть заключаемые в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны» [3,c.111].

Через десять лет подобный закон издается в Англии.· Германия не отставала от своих соседей в решении проблем нищенства, и с конца XIV в почти каждый год был отмечен его воспрещением в каком-нибудь из ее имперских городов.

Последующие три века для  западных стран характерны еще большим  ужесточением, существующих законов.

Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и  правительства постепенно переходят  на иной путь. Первыми шаги были предприняты  вольными, т.е. самостоятельными городами, т.к. они имели средства и ограниченное пространство, внутри которого легче  было бы провести цельную организацию  благотворительности.

«Во Франкфурте на Майне, лежавшем на большом торговом пути из Южной  германии в Северную, уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных. В XVI в. один город за другим, по примеру Аугсбурга (1522 г.),- Нюрнберг (1522 г.), Страсбург и Бреславль (1523 г.), Регенсбург,· Магдебург (1524 г.) – организуют у себя призрение бедных» [3,c.112].

Вслед за этим в Англии, Франции  и Германии провозглашается основной принцип борьбы с нищенством и  избирается путь систематической помощи нуждающимся.

Так в 1530 г. германским имперским  сеймом был обнародован устав, обязывающий  местные власти «наблюдать, чтобы  каждый год и каждая община сами кормили и «содержали своих бедных»».

В 1531 г. Карлом V был оглашен  такой же указ, который распространился  на земли в Нидерландах.

А в1536 г.· король Франциск I· издал «Ордонанс», в силу которого немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им списки, для раздачи им на дому «сообразной (raisonnable) милостыни» [3,c.112]. В королевском приказе прозвучала необходимость введения так называемых кружков в каждом приходе, а церковные люди каждое воскресение были обязаны приглашать к пожертвованиям всех прихожан. Через 30 лет ситуация изменилась – принцип призрения приобретает несколько иную окраску. Карл IX ордонансом, изданным в Мулене в 1566 г., перенес обязательства кормить бедных на общины, которые состояли из· жителей города, местечка или деревни, в свою очередь нищим запрещалось просить милостыню вне общины и· бродяжничество. Жители обязаны были способствовать содержанию этих бедных по своему состоянию и под наблюдением мэров, советников и приходских старост; а бедные обязывались брать от названных лиц свидетельства на случай болезни и отправляться в богадельни (Hostels-Dieu) и госпиталя.

В Англии в начале XVI в. издаются указы Генрихом VIII, которые, по сути, не отличались от ордонанса Франциска I. В этих указах запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а отказывающихся от уплаты пожертвований прихожан налагали пеней. Эта мера была сначала дополнена указом Эдуарда VI (1551 г.) и получила большее развитие при Елизавете (1601 г.). Так мировые судьи обязаны назначать 3-4 человека в качестве попечителей над бедными, из влиятельных жителей в каждом приходе, для осуществления функций контроля по обеспечению нищих либо содержанием, либо работой. Эти указы легли в основание систематически развивавшегося и усовершенствованного в прошлом веке попечительства о бедных в Англии [3,c.113].

Подобные меры были предприняты  и во Франции Генрихом VIII, однако они не получили практического результата, из-за сохранения прежней организации  католической церкви, которая верховодила  благотворительностью: устраивала учреждения-госпитали, богадельни и детские приюты. Только в XVII в. государство начинает политику преследования нищих и создавая работные дома (derots de mendicite) с принудительной работой.

Часто· деятельность западных государств носила формальный характер, в силу того, что правительства руководствовались лишь интересами государства. И если в первом периоде преобладал церковный взгляд на решение социальных проблем, который, по сути, поощрял нищенство, то во втором периоде стал преобладать интерес благочиния и преследования нищенства, которое приобрело статус социального зла.

Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с  нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. От искоренения синдрома болезни  перешли к излечению ее корня. В непосредственном попечении о  каждом больном, в попечении, сопровождаемом личным к нему участием, стали усматривать  лучшее и самое деятельное средство не только для борьбы с нищенством, но и предотвращения его [3,c.114].

Этот переворот связан с распространением гуманных идей в XVIII в., которые по преимуществу носили филантропический характер. Идеи гуманизма  несли чувствительность и сострадание. Забота о бедных, детях, подсудимых, заключенных преступников, рабов  стала уделом филантропических устремлений. Главная же заслуга филантропии  заключается в том, что она  сумела привлечь внимание всего общества к нищенству, что дало превосходные результаты в к. XVIII века. Так в  Гамбурге усилиями политэконома Бюша и· купца Фохта было устроено в 1778 г. «всеобщее попечительство о бедных». Основной его принцип состоял в том, что каждый бедняк должен сам зарабатывать пропитание в меру своих сил и возможностей, но в случае нужды и нехватки необходимого минимума для жизни - ему оказывали поддержку попечительства; неспособные к работе - находились на полном содержании. Помощь и надзор за бедными осуществляли добровольные попечители,·которые рассматривали всякий случай индивидуально и контролировали положение дел относительно каждого нуждающегося.

Благодаря этой деятельности, впервые 10 лет численность вспомоществуемых на дому бедных сократилась на 4·300 человек, а пристроенных в благотворительных заведениях – на 5026 человек. В 1791 г. направление попечительства имело основание заявить в своем отчете: «в Гамбурге нет более нищих и никто не терпит нужды» [3,c.114].

Таким способом гамбургское  попечительство сумело избежать участи, которая постигла современную ему  английскую систему благотворительности. Под влиянием гуманитарных идей в к. XVIII в. английские приходские попечительства заменили прежнюю систему содержания бедных в работном доме подаянием помощи на дому; для этой цели составлялись местные таксы, сообразно с ценою на хлеб и количеством членов вспомоществуемой семьи, и весь недобор заработной платы, получаемый известной семьей, выдавался ей приходским попечительством. Следствием этого было сильное понижение заработной платы и значительное повышение расходов со стороны попечительств и налога для бедных [3,c.114].

Гамбургское же попечительство стало образцом для многих городов, а императоры Наполеон и Франц  Австрийский обращались к Фохту  за советом относительно организации  благотворительности в их государствах.

На заре эпохи Франция, Германия и Англия, а также повиновавшиеся земли Италии, Испании, Голландии, Бельгии  и Австрии, «признали и провозгласили, что призрение бедных есть обязанность  соседей, т.е. местных общин и властей».

«В Германии имперская  законодательная власть не была облечена правительственною властью и  не располагала исполнительными  органами; к тому же она была парализована расколом между католицизмом и протестантизмом; поэтому действительная власть стала  переходить к местным правительствам, т.е. имперским князьям и городам. Французское правительство в  своих заботах о бедных не пошло  далее по начатому пути, и только английское правительство последовательно  развивало провозглашенный принцип  и нашло средства к полному  его осуществлению»

 

 

 

 

Французское законодательство о социальной защите объединяет все  нормативные акты, направленные на предупреждение наступления различных  социальных рисков (трудовое увечье, безработица, болезнь), на преодоление последствий  этих рисков и на обеспечение достойного уровня жизни граждан, ограждение их от состояния нужды. Оно включает в себя законодательство о социальном обеспечении, о социальной помощи, а  также о так называемых дополнительных режимах социальной защиты (дополнительных пособиях) и пособиях безработным (См. Приложение 1). Обособление во Франции  законодательства о социальном обеспечении  и законодательства о социальной помощи обусловливается спецификой объектов регулирования. Социальное обеспечение  направлено на покрытие расходов граждан, связанных с наступлением определенных социальных рисков (несчастный случай на производстве, болезнь, старость, смерть кормильца и др.), оно основывается на принципе страхования и осуществляется, главным образом, за счет взносов  заинтересованных лиц. Социальная помощь, напротив, выступает в качестве государственной  благотворительности, она финансируется  за счет налогов и призвана удовлетворять  нужды тех, кто не способен обеспечивать себя самостоятельно.

 

 

 

Поскольку социальное законодательство возникло во Франции задолго до 1944 г., то представляется целесообразным дать краткую характеристику развития этого законодательства в предшествующие периоды. Первые нормативные акты, имеющие социальную направленность, стали появляться (как во Франции, так и в других европейских странах) еще в конце XVIII -первой половине XIX в., а в качестве самостоятельных отраслей трудовое право и право социального обеспечения оформились только в XX в. Такое достаточно позднее (по сравнению с другими отраслями права) обособление объясняется тем, что социальное законодательство, как правило, является результатом компромисса между требованиями трудящихся, борющихся за свои права, и интересами предпринимателей, зачастую не желающих ограничивать себя нормами закона и нести ответственность перед работниками.

 

В современной литературе традиционно выделяют уже три исторически сложившиеся модели социального страхования:

  1. Модель Бисмарка (германская модель - Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Испания и др.). Для нее характерно максимальное сохранение для застрахованного работника при наступлении страхового случая достигнутого уровня и качества жизни, а также социального статуса. При обязательном социальном страховании доля замещения заработной платы составляет 60-70%. Страховая нагрузка делится на паритетных началах между работниками и работодателями, а размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового стажа.
  2. Модель Бевериджа (английская модель - Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Франция, Япония и др.). Она сочетает обеспечиваемый государством минимальный уровень социальной защиты с дополнительным обязательно-факультативным профессиональным и дополнительным добровольным личным страхованием работника (двух (трех) уровневая система социального страхования). При этом по линии гарантированных государством пенсий и пособий, равных для всех, происходит замещение около 10-20% заработной платы (уровень прожиточного минимума). 
     
    Модель Бевериджа предполагает государственное перераспределение доходов от более богатых к более бедным слоям населения посредством взимания налогов и проведения целевых государственных социальных программ с целью обеспечения каждому прожиточного минимума. Таким образом, государственная социальная политика охватывает все общество и имеет целью борьбу с нищетой. Модель Бисмарка подразумевает финансирование социальных программ особыми отчислениями работающих слоев населения и распространяется исключительно на них. Первая модель рядом авторов характеризуется как либерально-солидаристская, вторая - как консервативно-корпоративистская.
  3. Советская модель (СССР, Австралия, Дания, Новая Зеландия и др.) государственного социального обеспечения, когда страхование осуществляется исключительно за счет средств работодателей и государства. Иногда эту модель называют страхованием без взносов. 
     
    В настоящее время между этими моделями происходит некоторое сближение. Так, в государствах с германской моделью широкое развитие получили профессиональные и личные системы страхования. Модель Бевериджа дополнена во многих странах страховыми системами, в рамках которых размер выплат зависит от заработка застрахованного. Советская модель в России переживает период трансформации, а в Австралии и Новой Зеландии получили распространение добровольные системы страхования. Условность модельного деления подтверждает и то, что в США сложился гибридный тип социального страхования, совмещающий черты германского и английского. 
     
    Положительные и <span class="List_0020Paragraph

Информация о работе Шпаргалка по "Истории социальной работы"