Греческая религия эпохи эллинизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данного исследования является изучение этапов формирования религии Древней Греции, складывание обрядовой стороны ее, отражение в религии черт социальной структуры общества, получение более конкретного представления о пантеоне богов, значении обрядов, посвященных богам, характере религии и проч.

Содержание

Введение. 3
Древнейший период истории греческой религии 5
Греческая религия гомеровской эпохи 11
Кризис религиозного сознания Греции 25
Роль мистерий в становлении греческой религии 31
Обрядовая сторона греческой государственной религии 37
Заключение. 49
Список использованной литературы 51

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

   Трудно сказать с определенностью,  как возникло это орфическое  учение о мире, человеке и душе. По мнению некоторых ученых (Гомлерц,  Целлер и др.), космогонические  идеи, заключавшиеся и орфизме,  были заимствованы с Востока.  Гомлерц, приводя интересную аналогию из восточных преданий о происхождении мира, приходит к следующему заключению. Первоначальный зародыш орфической космогонии нужно искать «в той стране, которая должна считаться не только одним из древнейших очагов человеческой культуры, но и прародиной последней, в той стране, которая лежала между двумя великими реками — Евфратом и Тигром — и находилась под владычеством Вавилонии». Однако эта типичная для западноевропейской науки точка зрения миграции культурных элементов в корне неправильна: сказания, сходные с орфическими, мы находим не только на Востоке; такие же мотивы встречаются и в мифологии литовцев, финнов, перуанцев, на Сандвичевых островах и т. д. Таким образом нет никаких оснований обращаться за источником орфической космогои на Восток. Возникновение сходных мифических ,мотивов объясняется не воздействием одной культуи нн другую, а сходными условиями жизни на определимой стадии общественного развития.

   Предания о гибели титанов, вкусивших тела Диониса, и о возникновении человеческого рода послужили основой для психологических рассуждений орфиков. Люди в силу своего происхождения содержат в себе часть титанического греховного естества и часть чистой божественной природы Диониса. Отсюда основные предписания орфиков: человек постоянно должен стремиться к освобождению от злого, греховного титанического элемента. Тело, по учению орфиков, ecть темница души, ее могила. Воззрение орфиков на то, что душа имеет божественное происхождение и лишь временно заключена в человеческом теле, засвидетельствовано надписями13. На одной из найденных и Южной Италии табличек 3 в. до н. э. начертан возглас к освобожденной душе: «Ты из человека cтала божеством!» Чтобы освободиться из тюрьмы, т. е. телесной оболочки, и возродиться для новой, лучшей жизни, душа должна пройти длинный путь подвигов, очищения и лишений.

    Глубоким пессимизмом проникнуто  все учение орфиков. Жизнь не  есть светлый праздник чувственных удовольствий, жизненные блага призрачны. Зло и греховность прирождены человеку. Задача человека и заключается в том, чтобы стремиться к освобождению души от рабства плоти. В орфической поэзии (и здесь, быть может, впервые) была высказана безотрадная мысль о том, что по истечении известного мирового космического цикла все вступает в прежние соотношения друг с другом, чтобы начать отныне новый круг. В этом — колесо рождения, круговорот жизни. Пройдет и этот долгий мировой год, и снова все роковым образом возвратится к своей исходной точке. И души по истечении каждого цикла

еще раз  возвращаются к бытию в разнообразных  формах животной или человеческой жизни. В этом – учение орфиков о метемпсихозе, т. е. о переселении душ. Безнадежен, томителен и невыносим этот вечный круговорот. Но есть возможность душе выйти из рокового круга, избавиться от бесконечного мирового процесса. Существует возможность искуплений. Но слепые, безрассудные люди не могут достигнуть блаженства своими собственными силами. Они нуждаются для того в особой благодати свыше. Эту разрешающую благодать принесли Орфей и его таинства. И своим освобождением человек обязан не самому себе, а новому богу, торжествующему над природой и смертью, богу-спасителю и воскресителю — Дионису.

   Но одних священнодействий и ритуала еще не достаточно. Вся орфическая жизнь, полная аскетизма, суровой нравственной дисциплины, постоянных лишений, заботе о духовной чистоте, обетов вегетарианства и т. д. должна подготовить человека к искуплению и спасению.

   Другой мистический культ — элевзинские мистерии – связан с культом Деметры — великой матери земли, богини нивы и плодородия. У греков сохранился такой миф о похищении Коры14, ее дочери . Между тем на земле погибают поля, наступает голод. Тогда всевидящий Гелиос бог солнца — открывает Деметре, что дочь ее похищена владыкой подземного царства. Сжалившись над ее скорбью или же испугавшись бесплодия и голода. Зевс возвращает Кору с условием, чтобы часть года она проводила у своего супруга Аида в подземном царстве. Этот миф есть образ зерна, которое ежегодно сеют, которое умирает, оставаясь в земле, и затем снова оживает. Перед нами старинный земледельческий миф об умирающем и воскресающем божестве, с которым мы встречаемся в восточных религиях.

   Вот этот-то миф, выросший на  почве земледельческой магии, и лег в основу таинственных священнодействий элевзинского культа Деметры 15 Господствовавшие ранее среди крестьянской массы и имевшие целью воздействовать на плодородие полей, эти элевзинские мистерии теперь в силу изложенных выше культурно-исторических условий распространяются и среди  городского населении и становятся орудием идеологического воздействия аристократии на массы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБРЯДОВАЯ СТОРОНА ГРЕЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  РЕЛИГИИ 

    Греческий храм имел значение жилища богов и служил также местом хранения статуй божества, храмовой утвари и посвященных богу драгоценностей. Греческий храм обыкновенно состоял из:

1) притвора, или предхрамья,

2) главной  части храма, в которой стоял идол и которая считалась преимущестин местопребыванием бога, и, иногда,

3) заднего  притвора, служившего для хранения  денежных сумм и сокровищ; некоторые  храмы имели кроме того еще  и «адитон», который могли посещать  в определенное время только жрецы.

 Почти  все греческие храмы строились  так, чтобы вход и, следовательно,  изображение, которое ставилось прямо против входа на пьедестале, в глубине средней залы, были обращены к востоку. Изображениями богов служили в древнейшие времена необделанные камни и куски дерева. Впоследствии, с развитием искусства и техники, главным материалом для статуй сделались мрамор и бронза; вместе с тем эти изображения принимают все более и более антропоморфный характер.

   Алтарь устраивался первоначально  из дров, которые сжигались вместе с жертвой, но затем эти жертвенники стали изготовляться из камня и из драгоценного материала и превратились в произведения архитектуры и пластики.

   Для культа героев, хтоническнх  (подземных) божеств и мертвых служили особые алтари; они были ниже обыкновенных, ставились не на возвышении, как те, а прямо на земле и в средине имели отверстие, через которое стекали на почву кровь убиваемых жертвенных животных и жертвенные дары, состоящие из жидких тел. Ближайшие окрестности храма (нечто вроде заповедного участка) не могли застраиваться и вообще быть используемы для человеческих надобностей. Кроме этих заповедных мест были и такие священные земли, которыми могли пользоваться жрецы для своих нужд.

   В Греции жрецы никогда не составляли какого-либо особого замкнутого сословия, или касты. Они были обыкновенными гражданами своего государства, как бы высшими чиновниками, ведавшими культом. Сферой действия жреца было исполнение богослужебных актов  и заведывание храмом со всеми его принадлежностями и угодьями (функции административные).

   Жрец должен быть полноправным  гражданином данной общины и  свободен от всяких физических и моральных недостатков; чаще всего он избирался по жребию, реже — путем народного голосования. Иногда жреческий сан покупался за деньги, а в некоторых фамилиях жречество было наследственным. Доходы жрецов состояли из определенных частей жертвенных животных,  иногда  продуктов храмового имения; они получали также и денежное вознаграждение за свои «труды» при жертвоприношении. Их помощниками были пономари, храмовые стражи, казначеи церковных сумм, хранители священных вкладов и др. Для низших обязанностей употреблялись храмовые рабы.

   Волю божества, проявлявшуюся в  тех или других знамениях, истолковывали прорицатели.

   Все способы угадывания божественной  воли выражались общим термином «мантика». Можно различать два вида мантнки: 1) мантика по случайным знамениям и 2) искусственная мантика.

   К случайным предзнаменованиям  относились небесные и атмосферные явления, как гром, молния,  солнечные и лунные затмения, кометы, случайные не встречи в дороге, сновиденья, разгадываемые особыми специалистами; гадали также и по полету птиц, причем особенно «вещими» считались большие хищные птицы; этот вид гаданий был в Греции в большом распространении. Узнать волю божества возможно было и через предварительную мольбу о ниспослании знамения. К этой категории гаданий относятся наблюдение знамений при жертвоприношении, гадание по внутренностям жертвенных животных16, в особенности по печени. Перед важными военными предприятиями совершали заклание животного специально для целей этой гиероскопии.

   В определенных местах Греции, так называемых оракулах, божество  сообщало верующим предсказания. Знамения бог посылал в шелесте листьев, журчании священного источника (Додона — святилище Зевса). Особенной известностью пользовались прорицалища, посвященные Аполлону, который приводил служителей прорицалищ в экстатическое состояние, когда они произносили несвязные речи, считавшиеся ответом бога на предложенный ему вопрос. Знаменитейшим  из оракулов этой категории был дельфийский. Здесь предсказания давались таким образом. В глубине храма, над отверстием трещины, стоял треножник, на который садилась пророчица, называвшаяся пифией; сначала это была молодая непорочная девушка, впоследствии — женщина не моложе 50 лет. Поднимавшийся из трещины удушливый газ приводил пифию в экзальтацию, и она произносила таинственные слова, записывавшиеся стоящими подле жрецами. Значение дельфийского оракула было чрезвычайно велико. Окруженный всеобщим благоговением, он был не только религиозной силой, но и политической, поддерживавшей аристократическую партию.

   Существовали еще оракулы сновидений, например святилище Асклепия, где больные проводили ночь и во сне получали предсказания о ходе своей болезни. В особенности интересен оракул Трофония при городе Лебадии, в Беотии, отличавшийся внешней таинственностью процесса гадания: пещера, . мрак, ужасные видения и т. д.

   Наконец под термином, некромантия17 разумелись такие оракулы, в коих молитвами и жертвоприношениями вызывались души умерших, для того чтобы они открыли живым будущее.

   Жертва была существенной частью  всякого культа. Первоначально жертвоприношение  было торгом с богами, кормлением  их за полученную или ожидаемую услугу по известной формуле: do ut des.18 Затем жертвоприношение становится вообще путем к приобретению благорасположения божества, основой мистического общения с ним. В греческом богослужении мы находим несколько видов жертв. При бескровных жертвах наиболее распространенным объектом являлись пироги и печенья, специально богам приносились начатки плодов и жатвы. Воскурение благовоний встречается частью в соединении е другими видами жертвоприношения, частью отдельно. Возлияния совершались вином, но для некоторых богов они делались из смеси меда, воды и молока; тени покойников и вообще хтонические божества не терпели вина.

   Кровавые жертвы, первоначально  переживание каннибализма, впоследствии  получают значение искупительных жертв. В древнейших культах и мифах уцелели многочисленные следы человеческих жертвоприношений, замененных впоследствии животными и другими объектами. Кровавые жертвы можно разделить на а) употреблявшиеся в пищу, т. с. Служившие священной трапезой, и б) жертвы, не употреблявшиеся в пищу людьми, но целиком восходившие к божеству. К первой группе относятся повседневная жертва богу, в которой сжигалась часть, обыкновенно невкусная, съедаемого животного, и праздничные благодарственные и просительные жертвоприношения. Ко второй группе относятся жертвы хтоническим (подземным) божествам (в зависимости от свойств и функций различных богов стоял выбор жертвенного животного) и очистительные, искупительные жертвы. Представление об очистительном характере такой жертвы, такого добровольного лишения, смывающего вину с преступнии,    произошло    из   древнего    обычая    казнить преступника – обычая, измененного впоследствии в том смысле, что на жертвенное животное переносились грехи и преступления жертвующего (ср. «козел отпущения» библии). Жертва приносилась в такое время и в таком месте, чтобы данное божество в состоянии было принять ее; морским и речным богам бросали жертву в воду, в волны, где божество обитает. С очистительными жертвами родственны и клятвенные. Хтоническим божествам и покойникам жертвы закапывались в землю. Важную роль при выборе жертвенного животного кроме породы играли еще цвет, пол и возраст. 
   В Древней Греции было несколько видов праздников. Панафинеи справлялись в июле – это был всенародный праздник Афин в честь богини-покровительницы города — Афины. Устраивался факельный бег, победителем признавался тот, кто первый достигал цели, не погасив факела; устраивались также конные, музыкальные и гимнастические состязания. Важнейшая часть праздника — торжественная процессия к акрополю, в котором Афине приносился сотканный новый роскошный плащ; он развешивался в виде паруса на небольшом изображении корабля, которое провозилось по главным улицам города. Отсюда впоследствии, через римское влияние, произошел карнавал Западной Европы.

Информация о работе Греческая религия эпохи эллинизма