Взаимосвязь уровня тревожности со стилем переживания беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи уровня тревожности со стилем переживания беременности.
Объект исследования: основные стили переживания беременности как психофизиологического состояния .
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности со стилем переживания беременности.
Гипотеза исследования: строилась на предположении о том, что: существует связь между уровнем тревожности и стилем переживания беременности.
Задачи исследования:
проанализировать теоретические и прикладные аспекты психологического изучения беременности;

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание (2).doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

Исследование проводилось на базе женской консультации КГБУЗ «Первая городская поликлиника», г. Бийска. В исследовании принимали участие женщины возраста от 17 до 38 лет. Всего в исследовании приняли участие 36 беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности. Из них у 81% желанная у 19% нежеланная беременность. Семейное положение: 72% испытуемых – замужем, 28% - незамужем. У 42% испытуемых беременность первая, у 38% - вторая, у 17% - третья, у 3% - четвертая.    

Для достижения данной цели и поставленных задач использовался проективный рисунок на тему «Я и мой ребенок» Филипповой Г. Г., цель которого: выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В тесте учитывалось наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка; содержание образа ребенка и его возраст; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности матери и ребенка; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристика общего состояния по формальным признакам рисунка (качество линии, расположение на листе, детали рисунка, и т.д.).

Для исследования была разработанная анкета для беременных, в которой  женщины отвечали на вопросы о сроке беременности, желанности беременности, отношениях в семье, своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях, планах, связанных с ребенком и будущей жизнью, представлении о родах. В анкету включались вопросы, направленные на определение социального портрета женщины (1-8); (9-14) выявление отношения женщины к беременности; 16-19  - эти вопросы выявляют климат внутри беременной пары, близость мужа и жены, планирование беременности. Для анализа психологического состояния женщины во время вынашивания ребенка в анкету включен блок вопросов, направленных на определение стиля переживания беременности. С этой целью были включены вопросы о физическом и эмоциональном переживании этапа обнаружения беременности, преимущественном фоне настроения, переживании первого шевеления ребенка, представлениях о предстоящих родах. [6]

С помощью методики “Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера” у беременных женщин был выявлен уровень личностной и ситуативной тревожности и получены следующие результаты.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. [31]. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в приложении 1.

Для  обработки  полученных данных использовались методы количественной и качественной обработки. При количественной обработке результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона.

 

2.2. Описание и анализ результатов диагностики

В результате проведенного исследования были получены следующие данные. С помощью методики “Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера” у беременных женщин был выявлен уровень личностной и ситуативной тревожности и получены следующие результаты. Данные диагностики представлены в Приложении №1. Результаты исследования показывают, что в данной группе испытуемых высокий уровень личностной тревожности наблюдается у 19% испытуемых, умеренный уровень наблюдается у 53% женщин, а низкий уровень у 28% беременных. Эти данные можно наглядно увидеть на Рис.1.

Рис. 1. Показатели уровня личностной тревожности

 Выявление уровня ситуативной  тревожности позволяет более  объективно проанализировать влияние  ситуации беременности на появление  такого показателя как тревожность и непосредственно его увеличение. Диагностика показала, что 11% испытуемых имеют высокий уровень ситуативной тревожности, 28% низкий уровень. Умеренный уровень ситуативной тревожности имеют 61% от всей выборки.

Рис. 2. Показатели уровня реактивной тревожности

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Данные анкеты и рисуночного теста « Я и мой ребенок» использовались как взаимодополняющие.

Интерпретация производилась по признакам рисунка, позволяющим отнести особенность переживания беременности к тому или иному стилю.  По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим стилям  переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация (адекватный стиль) - 1; тревога, неуверенность, конфликтность (тревожный или амбивалентный стиль) - 2; неадекватная эйфорическая окраска (эйфорический стиль) - 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства  (отвергающий или игнорирующий стиль)  – 4.

Результаты, полученные после обработки данных, показали выраженность тех или иных стилей переживания беременности.

Таблица 1

N=36, данные в %

Стиль переживания беременности

Кол-во человек

%

 Адекватный стиль

13

36

Тревожный или амбивалентный стиль

11

31

Эйфорический стиль

8

22

Отвергающий или игнорирующий стиль

4

11

Всего

36

100%


 

После анализа результатов методики «Я и мой ребенок» (Таблица 1) можно сделать следующие выводы: у большинства исследуемых девушек адекватный стиль переживания беременности, свидетельствующий о благоприятной ситуации беременности и готовности к материнству и родам, был выявлен у 36 %. Это и подтверждают ответы на вопросы анкеты. Думая о беременности, испытуемые счастливы, с удовольствием представляют себе будущего ребенка, преобладает хорошее настроение, достаточно четкие представления о своей материнской роли, удовлетворенность собой; положительное эмоциональное переживание шевеления ребенка. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Данный стиль характеризуется тем, что идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний небеременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

У 31 % испытуемых выражена тенденция симптомов тревоги, неуверенности (тревожный или амбивалентный стиль). Особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления ребенка, возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; имеют место ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному протеканию беременности (съемное жилье, семейное положение – не замужем); живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

У 22 % испытуемых преобладают рисунки, в которых все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода. (эйфорический стиль).

Так же у 11% испытуемых выражен конфликт с беременностью (отвергающий или игнорирующий стиль). Эти женщины отказались рисовать, что может рассматриваться как сильно выраженные тревога, конфликтность, проблемное отношение к материнству и беременности. На вопросы анкеты получены такие ответы: не испытывают особых эмоций, связанных с беременностью, не думают о предстоящих родах, настроение часто меняется, бывают депрессивные состояния, беременность спонтанная, первое шевеление отмечается очень поздно, последующие шевеления окрашены неприятными ощущениями, сопровождаются неудобством (одну испытуемую бросил парень, ребенок может восприниматься как причина, помеха в отношениях).

Графически эмпирические данные представлены на рис. 3.

Рис. 3. Выраженность основных стилей переживания беременности

Рис. 4. Соотношение стилей переживания беременности . N= 36

 

Исходя из данных, представленных на рис. 2. можно говорить о том, что 2,3,4 ситуации материнства (64 %) являются негативными (неадекватными), они могут оказать отрицательное влияние на родовой и послеродовой период.

Подводя итоги анализа полученных  данных можно констатировать, что 36 %  испытуемых находятся в  благоприятной ситуации беременности и готовности к материнству и родам (адекватный стиль). У 64 % испытуемых выявлены негативные стили переживания беременности, они могут свидетельствовать о неготовности женщины к принятию материнской роли и оказать отрицательное влияние на родовой и послеродовой период.

Изучая взаимосвязь уровня ситуативной тревожности и стиля переживания беременности, выяснилось, что неадекватный стиль переживания беременности при умеренном уровне ситуативной тревожности наблюдается у 71% беременных, при высоком уровне у 86% женщин, а при низком уровне у 38% испытуемых.

Графически эмпирические данные представлены на рис. 5.

Рис. 5. Связь уровня ситуативной тревожности со стилем переживания беременности

 Таким образом, неадекватный стиль переживания беременности наблюдается на любом уровне ситуативной тревожности, однако наиболее высокие значения наблюдаются при высоком уровне ситуативной тревожности.

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности со стилем переживания беременности