Взаимосвязь стиля поведения и личностной тревожности несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – изучение взаимосвязи стиля поведения с личностной тревожностью несовершеннолетних в процессе допроса.
Задачи:
1. Провести анализ юридико-психологической литературы по проблеме причин и особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте.
2. Изучить уровень тревожности несовершеннолетних подозреваемых.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические подходы к исследованию стилей поведения и личностной тревожности несовершеннолетних в связи с процедурой допроса
1.1 Общее представление о стилях поведения в конфликтной ситуации
1.2 Допрос несовершеннолетних подозреваемых как конфликтная ситуация
1.3 Индивидуально-типологические особенности подозреваемого как условия, определяющие стиль поведения в ходе допроса
1.4 Тревожность как одно из условий, определяющее стиль поведения несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля поведения и личностной тревожности несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса
2.1 Описание исследования
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов исследования и их интерпретация
2.3.1 Анализ отношения несовершеннолетних к процедуре допроса
2.3.2 Анализ показателей личностной тревожности у несовершеннолетних
2.3.3 Анализ предпочтений в выборе стилей поведения у несовершеннолетних
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная работа11111.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

·      обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

·       мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;

·      нас может устроить временное решение;

·      мы можем воспользоваться кратковременной выгодой;

·      другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

·   удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначале цель;

·  компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.

Стиль избегания реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль избегания  можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;  хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое её обсуждение могут только ухудшить положение; подчиненные сами могут успешно урегулировать ситуацию; у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности. Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией в той или иной ситуации, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы [6,с. 32]. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.  Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:  важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности; предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что правда не на вашей стороне;  чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку мы можем использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что мы действуем вместе с другим человеком; мы участвуем в ситуации и соглашаемся делать то, чего хочет другой. Когда же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для удовлетворения интересов другого человека. Мы просто отталкиваем от себя проблему.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

·     нас не особенно волнует случившееся;

·     мы хотим сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

·    мы чувствуем, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

·    мы понимаем, что итог намного важнее для другого человека, чем для нас;

·      мы понимаем, что правда не на нашей стороне;

·      у нас мало власти или мало шансов победить;

·  мы полагаем, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если мы уступим его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Мы можем и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаем его приемлемым для себя. Или же мы можем использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться окончательного желательного для нас решения[7, с. 68].

Итак, ни один из рассмотренных стилей поведения не может быть выделен как самый лучший, они  используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения связаны с различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию  поведения.

 

1.2  Допрос несовершеннолетних подозреваемых как конфликтная ситуация

 

Допрос является и наиболее психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего,  Психическое взаимодействие между ними знание закономерностей отражения расследуемого события в сознании свидетелей, потерпевших, обвиняемых, знание процессов восприятия, формирование представлений, воспроизведение образов и представлений в устных и письменных показаниях с учетом особенностей воспринимаемого события и личности допрашиваемого - все это составляет теорию допроса.

В ходе допроса следователь должен получить сведения о фактической стороне расследуемого события и дать оценку этим сведениям.

Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего подозреваемого вдвойне[11, с. 12].

Допросу несовершеннолетнего подозреваемого должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого. Для достижения указанных целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе[11, с.13].

Большое  значение имеет участие при допросе специалиста в области детской и юношеской психологии. Это позволяет разобраться в особенностях психики данного подростка и учитывать их как при разработке тактики допроса, так и в ходе самого допроса, а также для установления психологического контакта и формулирования вопросов.

Для получения от несовершеннолетнего правдивых показаний необходимо установить с ним психологический контакт, под которым понимается система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии. Информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление психологического контакта с допрашиваемым – условие получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в период допроса, но и в последующий период работы с данным участником процесса[41, с. 73-74].

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого начинается, по общему правилу, с выяснения его отношения к предъявленному обвинению. Однако, в связи со спецификой возраста, ему должно предшествовать разъяснение следователем совместно с защитником сущности и содержания предъявленного обвинения. При этом надо раскрыть значение юридических терминов, диспозицию и санкцию инкриминируемых ему статей уголовного закона. Заслуживает внимания рекомендация профессора Л. Л. Каневского о возможности выяснения у обвиняемого признает ли он себя виновным, не в начале допроса, а в конце [28, с.209]. Действительно, такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать у подростка эмоциональное напряжение, которое будет мешать дальнейшему допросу. К тому же если ч.5ст.150 УПК РСФСР обязывает следователя выяснять данный вопрос, но не требует немедленной фиксации показаний обвиняемого, то можно поставить этот же вопрос перед обвиняемым в конце допроса.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обвиняемого не рекомендуется прерывать, даже если подросток и отвлекается от изложения обстоятельств дела, так как связь между освящаемыми событиями может быть более сложной. Вместе с тем следует иметь в виду, что несовершеннолетние вследствие недостаточной развитости логического мышления, отсутствия опыта в последовательном и всестороннем изложении каких – либо событий могут испытывать трудности в освящении обстоятельств совершенного преступления. Задача следователя в этой связи заключается в том, чтобы, не сообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнему изложить свои показания в логической последовательности. При этом можно рекомендовать такие приемы как: “устранение эмоционального и смыслового барьера”, “формирование мыслительной задачи”, “напоминание”, “детализация”, “уточнение”.

Постановка вопросов и ход дальнейшего допроса зависят от отношения несовершеннолетнего к предъявленному обвинению. Если подросток дает правдивые показания, то допрос носит, как правило, бесконфликтный характер.

Следователю также надо учитывать особенности психики подозреваемого, содержащегося под стражей. В условиях изолированности от внешнего мира и дефицита информации подросток становиться более восприимчивым к воздействию на него со стороны следователя, усиливается его склонность к внушению и самовнушению. Если несовершеннолетний причастен к групповому преступлению, его психическое состояние также специфично. Во–первых, каждый из подростков боится признаться первым, чтобы не прослыть “предателем” и не навлечь на себя гнев своих товарищей. Во–вторых, любой из них не без основания опасается, что кто–то признается раньше него и изложит обстоятельства в невыгодном для него свете. В такой ситуации следователю целесообразно предупредить подозреваемого о том, что он рискует “опоздать” с дачей правдивых показаний.

Одним из следственных действий, от результатов проведения, которого во многом зависит успех расследования преступления, является допрос. Известно, что показания, полученные при допросе, являются «наиболее распространенными доказательствами по уголовным делам. Кроме того, допрос в историческом плане предшествует другим способам получения доказательств, например, экспертизе, следственному эксперименту, которые стали возможны при наличие определенного уровня прикладных  знаний»[18, с.47].

Допрос при производстве расследования — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это одно из самых сложных следственных действий; его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания человеческой психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса. Сложность допроса заключается не только в том, что следователю в ряде случаев приходится иметь дело с людьми, не желающими говорить правду или отказывающимися от дачи показаний вообще, но и в том, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки, непроизвольные искажения, заблуждения или даже вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.

Цель допроса состоит в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательствами.

Как любое сложное процессуальное действие, допрос подразделяется на ряд стадий, в ходе которых последовательно решаются промежуточные задачи, и достигается конечная цель. Весьма подробно процессуальная характеристика стадий допроса описана в многочисленных учебниках криминалистики и, пожалуй, не нуждается в дополнительных комментариях. Однако характеристика допроса как процесса психологического взаимодействия двух сторон — следователя и допрашиваемого — требует пояснений, так как не вполне совпадает с процессуальной.

Допрос в психологическом плане представляет собой сложный процесс общения, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов (стадий), подчиненных единой цели, среди которых можно выделить основные: подготовительный этап, этап установления психологического контакта, этап непосредственно допроса, этап завершения допроса, этап психологического анализа и оценки результатов допроса. Каждый из этих этапов имеет собственную структуру и самостоятельное психологическое значение.

В качестве основных моментов, характеризующих данную стадию допроса, следует выделить:

1) диагностику конфликтной ситуации  допроса, психологический анализ формы психологической защиты лица и используемых им методов, предварительное планирование тактики допроса;

2) психологический анализ и оценку  отношений лица к событию преступления, его последствиям, своей роли  в нем, потерпевшему, следователю;

3) психологический анализ и оценку  основных личностных характеристик: общей и социальной направленности,  ценностных ориентации, установок, мотивов, взглядов, убеждений;

4) выбор линии поведения,  коммуникативной  позиции, средств и методов психологического воздействия, нейтрализации психологического противодействия;

5) оперативный анализ и оценку  невербальных реакций, особенно  при диалоговой форме допроса;

6) использование специальных психологических  приемов для диагностики и  преодоления лжи, запирательства, попыток ввести в заблуждение;

7) использование специальных психологических  приемов для переформирования  на позитивные установок, взглядов, ценностных ориентации, жизненных  целей;

8) использование тактико-психологических  приемов склонения к признанию;

Информация о работе Взаимосвязь стиля поведения и личностной тревожности несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса