Взаимосвязь физического и духовного развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: определение взаимосвязи психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни.
Задачи исследования.
. Провести теоретический анализ состояния проблем психического здоровья и его нарушений. Систематизировать сформировавшиеся на данный момент научные подходы к исследованию этих феноменов.
. Дать определение понятию психическое здоровье в рамках исследования.
. Осуществить теоретический анализ проблемы качества жизни.
. Определить психологическое содержание субъективной оценки качества жизни.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическийанализ проблемы психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
.1 Методологические основания проблемы психического здоровья
.1.1 Психическое здоровье
.1.2 Личностное здоровье человека
.2 Психология болезней: психогенные психические расстройства
1.2.1 Методологические основания проблемы психогенных психических расстройств
1.2.2 Психологические подходы к проблеме развития психогенных психических расстройств
.2.3 Систематика психогенных психических расстройств
.3 Качество жизни в контексте психологии здоровья
.3.1 Теоретические аспекты проблемы качества жизни
.3.2 Психологическое содержание категории качества жизни
Глава 2. Методы исследования психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
.1 Методы исследования и статистической обработки данных
2.2 Процедура и характеристика эмпирического объекта исследования
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
3.1 Исследование представлений совокупных субъектов о психически здоровой личности
.2 Сравнительный анализ представлений совокупных субъектов о психическом здоровье
.3 Определение взаимосвязи между субъективными представлениями о психически здоровой личности и уровнем психического здоровья совокупных субъектов (работающих и студентов)
.4 Анализ «естественных категорий» субъективной оценки качества жизни совокупных субъектов (работающих и студентов)
3.5 Содержание связей психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
Заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Взаимосвязь физического и духовного развития личности..docx

— 179.76 Кб (Скачать документ)

Особенности содержательных параметров представлений о психически здоровой личности, характерных для испытуемых разных групп, наглядно (графически) отражены в Приложении, таблица (схема) № 5.

Возрастные, субкультурные и социализационно-профессиональные различия выявляются при сопоставлении психосемантических профилей понятия «психически нормальный человек», характерных для студентов и работающих испытуемых. Так, работающие респонденты наделяют наибольшим удельным весом шкалы, соответствующие факторам «просоциальность», «кооперативность», «долженствование», «типичность».

Учитывая преобладание этих черт в психосемантическом портрете «психически нормального человека», мы можем сделать заключение, что разделяемые работающими респондентами представления о психическом здоровье предопределяет специфику их оценки о психически здоровой личности как просоциально направленной, способной к кооперированию и долженствованию, демонстрирующую нормативность, типичность поведения. Иными словами, психическое здоровье в понимании работающих респондентов предполагает осуществление оптимальной интеграции в социуме и упешности Субъекта в процессе межличностного взаимодействия.

Отличаются по своим содержательным параметрам от представлений работающих респондентов представления о психическом здоровье, характеризующие группу студентов. Наиболее весомыми или акцентированными характеристиками «психически нормального человека для студентов являются такие, как «обучаемость», «рефлексия», «адекватность», «уравновешенность». Оценивая психическое здоровье как атрибут личности, студенты отдают предпочтение таким показателям, как «субъектность возможность управлять собой», «самоконтроль саморегуляция», «активность», «способность к саморазвитию», «адекватность», «уравновешенность» и т.д., которые в меньшей степени выражены у работающих испытуемых (по значимости внутри группы, а не в сравнении с оценками работающих испытуемых, т.к. среднегрупповые оценки работающих респондентов выше по всем шкалам студенческих оценок, кроме единственной шкалы «способности к саморазвитию»).

Иными словами, для студентов главным критерием в оценке психического здоровья личности выступает способность к саморазвитию и индивидуализации личности.

Наибольший разрыв наблюдается в оценках респондентов разных групп следующих характеристик: «отсутствие психических отклонений, болезней», «здоровый образ жизни», «доброжелательность / жизнелюбие», «созидательный», «оптимизм», «знание и соблюдение социальных норм», «психологическое соответствие физиологическому полу», «духовный».

Таким образом, если студенчество ориентировано на реализацию своих возможностей, интенсивное взаимодействие с миром и достижения в различных сферах жизни, то работающие респонденты стремятся скорее к интеграции и стабилизации своего положения в мире, ориентируются на более надежные основы психически здорового существования. То, что «психосемантический портрет психически нормального человека», сформированный в группе студентов по основным своим семантическим «чертам» характеризуется внутренним и внешним динамизмом, а работающие склонны больше акцентировать показатели стабильности, объясняется не только разницей в биологическом возрасте респондентов, но, и, главным образом, различными способами позиционирования указанных возрастных групп в социуме. Как доказал Э.Эриксон, юношеский возраст характеризуется активным, интенсивным, порою болезненным поиском идентичности, определением собственного положения и статуса в сообществе людей (159). В то же время, эталонной характеристикой для работающих респондентов является стабильность, кооперативность, интегративность, надежность и основательность достигнутого ими положения в социуме.

Мы проинтерпретировали факт доминирования этих шкал в семантическом профиле (или «черт» в психосемантическом портрете) психически здоровой личности как результат влияния возрастных, субкультурных и профессионально-социализационных стереотипов.

Следует также отметить, что группировка доминирующих семантических признаков в составе представлений совокупных субъектов указывает на преобладание определенных эталонных моделей, выступающих в качестве социокультурных факторов репрезентации психического здоровья.

Анализ полученных на втором этапе эксперимента данных позволил сформулировать следующие выводы:

. Представления совокупных  субъектов о психически здоровой  личности имеют отличительные  особенности по содержательным  параметрам в зависимости от  возрастных, субкультурных особенностей  и уровня профессиональной социализации  испытуемых. Так, в нашем эксперименте  выявились значимые различия  в представлениях работающих  респондентов и студентов, которые  по-разному акцентировали внутриличностные, коммуникативные, нормативные аспекты  понятия «психически нормальный  человек». Представления студентов  о психически здоровой личности, в которых наибольший удельный  вес имели «способность к саморазвитию», «адекватность», «субъектность / возможность  управлять собой», «уравновешенность» (всего 11 признаков), различались с  представлениями работающих испытуемых, которые выделили «отсутствие  психических отклонений, болезней», «здоровый образ жизни», «самоконтроль», «доброжелательность», «знание и  соблюдение социальных норм», «психологическое соответствие физиологическому полу», «духовный» - из 32-х шкал семантического дифференциала выше пяти баллов получила 21 шкала, при максимальном балле - 6.

. Значимым фактором в  конструировании представлений  респондентов о психически здоровой  личности является возрастной  и субкультурный. Представители  студенчества (в возрасте 17-23 лет) преимущественно  акцентируют «динамические показатели»  психического здоровья, направленные  на реализацию возможностей и  саморазвитие. В то время как  работающие испытуемые склонны  выделять в семантическом составе  представлений о психически здоровой  личности показатели интегративности  и нормотипичности.

На основе полученных результатов можно сделать заключение, что уровень профессиональной социализации и возрастные особенности испытуемых действуют в качестве «фильтров-модуляторов», выделяя вполне определенные семантические признаки в общем массиве значений, и способствуют специфической организации этих признаков в составе представлений испытуемых о психическом здоровье.

Психосемантический анализ психического здоровья как феномена обыденного сознания показал, что особенности самооценочных суждений о психически здоровой личности обусловлены принадлежностью индивидуума к определенной субкультуре, возрастному этапу и стадии профессиональной социализации. В зависимости от этого испытуемые акцентуируют различные аспекты психического здоровья; это находит выражение в своеобразии у испытуемых разных групп содержательных параметров представлений о психически здоровой личности или различных «черт» в психосемантических портретах «психически нормального человека».

Доминирование определенных семантических признаков атрибутивного характера в составе социальных представлений о психически здоровой личности указывает на степень значимости конкретных характеристик психически здорового человека для жизнедеятельности и социальной практики тех субкультур, которые представляют испытуемые выбранных групп и на характер репрезентации психического здоровья.

 

.3 Определение взаимосвязи  между субъективными представлениями  о психически здоровой личности  и уровнем психического здоровья  совокупных субъектов (работающих  и студентов)

 

В данном параграфе обсуждаются результаты корреляционного анализа статистически значимой взаимосвязи между содержательными параметрами представлений испытуемых о психическом здоровье, образующими их семантическое ядро, и такими характеристиками личности, которые, в известном смысле, могут выступать критериями психического здоровья и отражают уровень психического здоровья самих испытуемых.

В качестве критериев, способных выявить уровень психического здоровья испытуемых, были выбраны: 1)локус контроля, определяющий уровень ответственности и степень интернальности личности; 2) адаптивность, обеспечивающая пластичность поведения; 3) наличие отсутствие акцентуаций характера, рассмотрение нормативности характерологических черт; 4) тип партнерских отношений - выбор стратегии взаимодействия, паттернов поведения. Таблицы коэффициентов корреляции приводится ( Приложение, таблицы № 6,7).

Статистические процедуры анализа позволили выделить корреляты исследуемых содержательных параметров представлений о психически здоровой личности с показателями шкалы ответственности Дж. Роттера.

Удалось установить, что наиболее высокие показатели по шкале интернальности в отношении психического здоровья и болезни соответствуют у работающих испытуемых семантическим шкалам «самоконтроль саморегуляция», «открытость», «автономность независимость», «неагрессивность», «развитый интеллект», «творческий», «ответственный», что соответствует факторам «Самоактуализации» и «Долженствования».

В группе студентов по шкале интернальности наиболее высокие показатели получили шкалы «адекватный», «общительный коммуникабельный», «здоровый образ жизни», «открытый», «творческий», т.е. наиболее рельефно по шкале интернальности представлены факторы «Адекватность» и «Просоциальность».

Таким образом, локус-контроль испытуемых разных групп «осуществляет коррекцию поведения» в разных направлениях. У студентов интернальность проявляется и, соответственно, наибольший удельный вес ответственности направлен на поддержание адекватного поведения и социально желательных просоциальных его форм. Вероятнее всего, по нашему мнению, именно эти факторы для данной группы испытуемых представляются важными, но именно они требуют «усиленного контроля» со стороны личности.

У работающих испытуемых проявление ответственного поведения перефокусировано на область «самоактуализации» и «долженствования», что отражает их доминирующую в этом контексте социогенную потребность «быть личностью» (А.В. Петровский, 115).

Гипотетическая «социогенная потребность» быть личностью реализуется в стремлении субъекта быть идеально представленным в других людях, жить в них путем поисков деятельностных средств полагания себя в другого человека. Подобно тому, как индивид стремится продолжить себя в другом человеке чисто физически (продолжить род), личность индивида стремится продолжить себя, заложив идеальную представленность, свое инобытие в других людях.

Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. По мнению А.В. Петровского, потребность в персонализации может быть обусловлена, как альтруистическим побуждением - чистейший случай полагания себя в другом, так и узкопрагматическими мотивами - получение дивидентов на случай старческой беспомощности, болезни в виде внимания, заботы и т.п.

Характерные взаимосвязи были выявлены и при соотнесении данных по шкалам «семантического дифференциала» с показателями методики исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга.

Выявляя фрустрационную толерантность респондентов, решалась исследовательская задача, направленная на определение адаптивных возможностей испытуемых. Под фрустрационной толерантность понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации, - с другой.

Удалось установить в группе студентов, что наиболее высокие показатели GCR (%) имеют отрицательный коэффициент корреляции с такими семантическим шкалами, как «работоспособный деятельный», «уверенный», «автономность независимость», «творческий», «ответственный», «духовный одухотворенный». Эти семантические шкалы представляют факторы «Просоциальность» и «Доминантность».

У работающих испытуемых также обнаружены только отрицательные коэффициенты корреляции со шкалами «способность к саморазвитию», «открытость», «психологическое соответствие физиологическому полу», «ответственный», «духовный одухотворенный», «эмпатия сострадание», «субъектность возможность управлять собой», «моральные ценности нравственность», что соответствует факторам «Долженствование», «Самоактуализация», «Просоциальность», «Кооперативность». Отметим, что выделенные факторы могут быть объединены на основе функции интегративности, которая, как было отмечено ранее, обеспечивает необходимую для личности надежность положения и стабильность социального функционирования. Однако этот факт очевидно и рельефно выявил противоречие между стремлением личности к просоциальному поведению (в том числе и у студентов), духовному развитию и требованиями нормативного поведения в обществе.

Данный факт мы склонны интерпретировать, как наличие неблагополучных правовых, социально-экономических, социально- психологических и т.п. условий в обществе, которые не только не способствует, но скорее препятствуют формированию просоциальных ценностей и правового поведения. Декларация значимости морально-нравственных качеств в личностной структуре психически здорового человека на практике, в реальной жизни может оказаться фактором дезадаптации.

В группе студентов это противоречие еще более усилено взаимным отталкиванием фактора «Доминантности» и уровня адаптивности, что можно интерпретировать как нежелательность проявления таких личностных характеристик, как «работоспособный деятельный», «уверенный», «активный», «общительный», т.к. они могут явиться ощутимым препятствием адаптации и, в целом, успешности личности. Личность в очередной раз поставлена перед банальным выбором: «быть» или «иметь».

В результате дальнейшего корреляционного анализа показателей шкал семантического дифференциала «психически нормальный человек» и результатами теста Шмишека «Акцентуации характера» были выявлены в группе работающих респондентов отрицательные коэффициенты корреляции с такими шкалами, как: «адекватный», «уравновешенный», «способность к саморазвитию», «гармоничности», «соответствие «Я-раельного» «Я-идеальному»», «оптимизм», «рефлексия», «открытость», «знание и соблюдение социальных норм», «автономность / независимость», «неагрессивность», «развитый интеллект». Эти шкалы семантического дифференциала в результате статистической обработки были объединены в факторы «Кооперативность», «Самоактуализация», «Уверенность», «Типичность», «Долженствование». Наибольшее количество шкал вошли в факторы «Кооперативность» и «Самоактуализация».

Можно предположить, что акцентуированность определенных черт характера является препятствием для полноценного развития и адекватного психического функционирования личности, а работающие респонденты склонны видеть причины многих проблем и конфликтов, приводящих к ухудшению психического здоровья, в особенностях характера личности. Вероятно поэтому, наибольшее количество корреляционных связей обнаружено именно в этой плоскости данного этапа нашего исследования.

Информация о работе Взаимосвязь физического и духовного развития личности