Вклад Л.С Выготского в теорию творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО И ВООБРАЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ГЛАВА II. ВООБРАЖЕНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА III. ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА. . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА IV. ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В ТЕОРИЮ ТВОРЧЕСТВА. . . .. . . . . . . . . 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 62.73 Кб (Скачать документ)

Уже из этой первой формы связи  фантазии и реальности легко видеть, в какой степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением этой первой.

Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее- данные все в новые и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается в конечном счете на том же сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая следами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Когда человек на основании изучения и рассказов историков или путешественников составляет себе картину Великой французской революции или африканской пустыни, то в обоих, случаях картина является результатом творческой деятельности воображения. Она не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации.

В этом смысле она всецело подчиняется  тому первому закону, который описан выше. И эти продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности, и нужен большой запас прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было построить эти образы.

Такая форма связи становится возможной  только благодаря чужому или социальному опыту. Если бы никто никогда не видел и не описал африканской пустыни и французской революции, то и правильное представление о ней для нас было бы совершенно невозможным. Только потому, что воображение работает в этих случаях не свободно, но направляется чужим опытом, действует как бы по чужой указке, только благодаря этому может получиться тот результат, который получается в настоящем случае, т. е. то, что продукт воображения совпадает с действительностью.

В этом смысле воображение приобретает  очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за эти пределы, усваивая а помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.

Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Всякий знает, что в горе и в радости мы видим все совершенно другими глазами. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств.

Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости  в горле, измененном дыхании и  сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им чувством. Когда пословица говорит, что пуганая ворона куста боится, она имеет в виду именно это влияние нашего чувства, окрашивающее восприятие внешних предметов. Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений- выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие — голубым, восстание— красным. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.

 

 

ГЛАВА III. ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Деятельность творческого воображения  оказывается очень сложной и  зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

Все это взятое вместе и послужило  основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче, и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Ребенок может вообразить себе гораздо  меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т. е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого.

«Творческое воображение приходит в упадок в более зрелом возрасте — это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью».

Мы знаем, что переходный возраст  характеризуется в целом ряде отношений антитечностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия.

В эту же пору со всей отчетливостью  выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственны именно этому возрасту.

В связи с этим необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности.

Некоторые авторы даже полагали, что  развитие мечтательности и связанной с нею замкнутости и погружения в себя составляет непременную черту этого возраста. Более точно можно было бы сказать, что все эти явления составляют теневую сторону этого возраста. Эта тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным.

 

ГЛАВА IV. ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В ТЕОРИЮ ТВОРЧЕСТВА.

Выдающегося советский психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934). Продуктивность Л. С. Выготского была исключительно велика: за неполных 10 лет деятельности в качестве профессионального психолога он написал около 180 работ. Из них издано 135 работ, еще 45 произведений ждут публикации. Многие издания Л. С. Выготского стали библиографической редкостью.

Его идеи так прочно вошли в обиход научной психологии, что упоминаются  как общеизвестные, без ссылок на соответствующие работы или вовсе  без упоминания имени Выготского. Таково положение не только в советской, но и в мировой психологии. За последние годы ряд работ Выготского переведен на английский, французский, немецкий, итальянский, японский и другие языки, И за рубежом он также выступает не как историческая фигура, но как живой, современный исследователь.

Можно констатировать, что научная  судьба Выготского сложилась счастливо и необычно для XX в, которому свойственны бурные темпы развития науки, когда многие идеи устаревают на другой день после того, как они были высказаны. Не составляет здесь, конечно, исключения и психология.  Едва ли в мировой психологии XX в. можно найти конкретные исследования, которые сохранили бы свою актуальность через 45—50 лет после того, как они были впервые опубликованы.

В тексте теории автор использовал многочисленный фактический материал, имеющийся у других психологов, однако своеобразие истолкования психологической природы воображения и творчества данного в брошюре, внутренне связано с оригинальной теорией психического развития ребенка, создававшейся Л. С. Выготским в конце 20-х годов. Именно благодаря этой теории имя ее автора стало затем знаменитым во всем мире. Основные ее идеи стали фундаментом научной школы Л. С. Выготского, к которой принадлежат многие крупные советские и зарубежные ученые. Одна из главных таких идей связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности.

Несколько глав брошюры посвящены тщательному анализу особенностей и механизма воображения как важной психической способности человека, ее связи с творчеством. Прежде всего Л. С. Выготский развернуто обосновывает следующие положения, очень важные для психологии и педагогики.

В первом положении последовательно раскрывается Значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, — пишет Л. С. Выготский,— все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,— все это является продуктом человеческого, воображения и творчества, основанного на этом воображении» (с. 5 настоящего издания).

Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала Ь каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. «И все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» (с. 7). Если так понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем детстве-, хотя, конечно, высшие выражения творчества присущи лишь определенной части людей.

Третье положение связано с характеристикой связей воображения (или фантазии) и действительности. Л. С. Выготский убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того’, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.

Информация о работе Вклад Л.С Выготского в теорию творчества