Адаптация и агрессивность в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время все более актуальным становится вопрос адаптации подрастающего поколения в современном обществе. Этот вопрос объединил вокруг себя усилия медиков, психологов и педагогов. Адаптация подростка – его приспособление как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. В последнее время широко изучается и явление дезадаптации – как нарушения благоприятного процесса адаптации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования адаптации и агрессивности в подростковом возрасте 5
1.1. Адаптация и дезадаптация как психологические феномены 5
1.2. Факторы развития дезадаптации подростков 16
1.3. Проявление агрессивности в подростковом возрасте 22
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивности как проявления дезадаптации в подростковом возрасте 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая АДАПТАЦИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время накоплен значительный объем информации о факторах дезадаптации подростков. Психологи и педагоги единодушно считают, что дезадаптация может быть инициирована различными факторами, которые можно объединить в две основные группы: социальные, или объективные, и личностные, или субъективные [51].

Факторы тесно взаимосвязаны, взаимодополняя и обусловливая друг друга. На первом месте среди факторов, определяющих уровень дезадаптации, стоит фактор семьи. Ведущим этот фактор считает подавляющее число исследователей. Одной из ведущих функций семьи считается воспитательная, обеспечивающая социализацию детей. Однако выполнение этой функции далеко не всегда удовлетворительное, что приводит к дезадаптации членов семьи в целом и подростков в частности. Многие исследователи, такие как: А.Е. Личко, М.С. Певзнер, А.С. Белкин, К.С. Лебединская и др., выделяется ряд причин дезадаптации, возникающих в семье:

  • неполный состав семьи, это часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, невротическим состояниям, озлобленности, преждевременному выполнению подростками «взрослых социальных ролей» – кормильцев семей, защитников и т. д.;
  • низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гипероопеке, либо же к гипоопеке (по классификации А.Е. Личко);
  • негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность подростков;
  • фрустрационные и невротические состояния;
  • агрессивность поведенческих реакций, негативизм;
  • различные педагогические подходы родителей и старших родственников;
  • отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин;
  • низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи, порождающее негативные модели поведения с точки зрения их влияния на подростков [6; 7].

С семейными взаимоотношениями связано как возникновение дезадаптации, так и усиление дезадаптационных процессов, обусловленных другими факторами. Эффект усиления дезадаптации обычно связан с некорректными реакциями родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т. д. В результате последующего наказания подростков у них формируются устойчивые дезадаптационные процессы, проявления которых различны:

  • уход из дома, который может быть вызван страхом перед физическим наказанием, либо же, как ответная реакция на него;
  • вступление в асоциальные группы;
  • депрессивные расстройства, которые в подростковом возрасте на стадии первичной социализации могут привести к тяжелым формам дезадаптации, имеющим нередко почти необратимый характер;
  • приобретение вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
  • попытки суицида [6; 7].

На второе место по значимости можно поставить фактор организации учебной деятельности, фактор школы. Причины школьной дезадаптации различны, как и ее формы. Чаще всего подростковая дезадаптация, связанная с учебной деятельностью, проявляется в нарушениях правил поведения, взаимоотношений в рамках учебных заведений (c педагогами, с одноклассниками и т. д.), а также в серьезных затруднениях при усвоении учебного материала, слабой реализации творческого и интеллектуального потенциала подростков. По мнению Н.М. Иовчука и А.А. Северного, школьная дезадаптация представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды. К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие [8]:

  • негуманный характер общения в школе;
  • особенности индивидуального стиля учителя;
  • личностные качества педагогов и администрации учебного заведения;
  • наниевая парадигма, господствующая в школе, при которой нет условий для полноценного личностного развития подростков;
  • негативные установки педагогов по отношению к учащимся;
  • особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах;
  • низкий методический уровень преподавания;
  • низкий уровень общей культуры педагогов и т. д. [6].

Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин. Подростковая дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления школьной дезадаптации у подростков:

  • ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;
  • изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;
  • потеря перспективы, уверенности в себе, нарастание чувства тревожности и социальной апатии;
  • возрастание конфликтов с окружающими;
  • повышение агрессивности;
  • учебная неуспеваемость подростков [8].

Опасность подростковой дезадаптации, связанной с обучением в школе, возрастает вследствие переноса негативного отношения к школе на отношение к социумам различного ранга, что приводит к асоциализации личности, к затруднению в аффилиации.

Особое место в иерархии факторов дезадаптации занимают свойства самой личности подростка. Кроме того, исследования ряда отечественных ученых показали, что многие случаи дезадаптации вызываются именно нарушениями в личностной сфере (С.А. Бадмаева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна и др.). Среди многочисленных причин дезадаптации, относящихся к данному фактору, можно выделить:

  • недостаток развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно-личностной сфер личности;
  • отсутствие системы ценностных ориентиров;
  • появление внутренних комплексов;
  • физические и психические переутомления;
  • период личностных неудач;
  • неадекватную самооценку (как завышенную, так и заниженную);
  • нарушение познавательной сферы (общий низкий уровень интеллектуального развития, нарушение памяти, внимания и т. д.);
  • затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;
  • первичную агрессивность социального поведения, тесно взаимосвязанную с предрасположенностью к конфликтам;
  • слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении, что приводит к возникновению психологической зависимости от проявления направленности референтных групп [13; 14].

Особенности характера (его акцентуации), по мнению С.А. Бадмаева, А.Е. Личко могут быть предрасполагающими факторами для развития невротических реакций, нервов и т. д., обусловливающими проявления дезадаптационного поведения. Акцентуация сама по себе может не являться причиной дезадаптации, так как, по сути, является крайним вариантом нормального характера. Однако в психотравмирующих ситуациях она способствует нарушению адаптации и приводит к девиантному характеру поведения подростков. По мнению К. Леонгарда, акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности [67].

Таким образом, причина возникновения дезадаптации подростков связана со многими факторами: семейные взаимоотношения, некорректные реакции родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т. д., особенности характера подростков, организация учебной деятельности, фактор школы. Одним из проявлений дезадаптации может быть агрессивность. Поэтому данный вопрос актуален для обсуждения и более детального рассмотрения.

1.3. Проявление агрессивности  в подростковом возрасте

Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса – в физиологических изменениях подростков. Отсюда зачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако в фундаментальных работах российских психологов (Божович Л.И., 1968; Фельдштейн Д.И., 1972, 1989) показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослым, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [16].

При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоки законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

Характерно, что потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5% подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % 11 – 15-летних. По мнению Д.И. Фельдштейна, «данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения» [16].

В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. В этом убеждает и практика отечественной школы. Так, уже опыт А.С. Макаренко по формированию нравственной сферы личности трудных подростков установил, что ни состав, ни специфические качества фактов асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет» [23].

А.С. Макаренко реально доказал, что даже наиболее педагогически запущенные подростки – обычные дети, способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами.

В этом убеждает и исследование, проведенное, например, Д.И. Фельдштейном по изучению подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети). «Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у этих подростков, в частности, утрачен интерес к учёбе, фактически утеряны связи со школой. В результате они, как правило, отстают на 2 – 4 года по своему образованию от сверстников». Однако оказалось, что это отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, ни в коей мере не определяется психическим развитием данных детей. Они обладают нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности [16].

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе систем; воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.

Как отмечает Д. Майерс, критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков [67].

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который многие подростки прибегаю и к агрессивным формам поведения.

Информация о работе Адаптация и агрессивность в подростковом возрасте