Формы и направления политической активности российской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время информационно-коммуникативные процессы в политической сфере обладают высокой степенью интенсивности. С момента возникновения и распространения каналов массовой коммуникации, отношение индивидов к политике детерминируется особенностями источников получаемой политической информации. «Появление такого технического средства общения, как Интернет создало в информационном пространстве политики, сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию»

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3-10

I. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ…………………...............................................................…...11-15
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ……..…………….16-21
III. ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЛАСТИ..………………….....22-28

Заключение.…………………………………………………….........................29
Литература…………………………………………………………………..30-31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Соответственно, в первой главе мы рассмотрим особенности организации социального взаимодействия в Интернете. Во второй главе остановимся на классификации форм и направлений политической активности молодежи, представленных в виртуальном пространстве. В третьей главе с точки зрения власти проанализируем политический сегмент Рунета. В заключении сделаем выводы относительно цели и дальнейших перспектив исследования.

 

 

I. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ

 

Согласно структурно-функциональной традиции анализа средств массовой коммуникации, разновидностью которых  является Интернет, необходимо обозначить два уровня изучения: уровень социума и уровень индивида. Фокусом внимания данного исследования служит коммуникативное поведение индивида, мотивы активности которого обусловлены социальным контекстом. Вместе с тем, существует точка зрения, согласно которой Интернет – есть средство не массовой, а групповой коммуникации [5]. Дело в том, что массовая аудитория, присущая другим СМК, таким как радио или телевидение, может быть привлечена конкретным веб-сайтом лишь в теории. Практически же "аудитории интернета" как таковой нет, есть аудитории конкретных сайтов или типов сайтов, иными словами, группы пользователей.

Однако, каждый из типов веб-ресурсов, вне зависимости от количества хостов (посещений сайта с одного IP-адреса), выполняет одну или несколько функций, присущих СМК [13.С.16-17]:

  1. Информационная функция – нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; удовлетворение общих интересов и любознательности; обучение и самообразование; поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
  2. Функция личностной идентификации – подкрепление индивидуальных ценностей; получение сведений о моделях поведения; идентификация с ценностями других; достижение понимания самого себя.
  3. Функция интеграции и социального общения – понимание положения другого, переживание; формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
  4. Функция развлечения – эмоциональная разрядка; заполнение свободного времени; эскапизм, уход от проблем; получение эстетического наслаждения; сексуальное возбуждение.

Дихотомия в  оценках влияния Интернета на реальную жизнь складывается между  заявлениями о позитивных возможностях обновления общества, либо тревожными замечаниями об отчуждении молодых  людей от общения с родными, сверстниками, и ослаблении социальных связей и контактов в реальности. Проанализировав множество исследований о роли Интернета в социальной жизни, М. Кастельс говорит [9.C.151], что мнение, согласно которому использование Интернета ведет к ослаблению социального взаимодействия и усугублению общественной изоляции, не находит подтверждения. Однако имеется и ряд указаний на то, что при определенных обстоятельствах использование Интернета может выступать в роли заменителя других видов социальной активности.

Для современной  молодежи процесс формирования социальности (sociability) обусловлен существованием нового технологического базиса, отличного от прежних форм социального взаимодействия. Речь идет о «виртуальном сообществе». Согласно Б. Уэллману, «сообщества – это сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность»1. М. Кастельс указывает на то, что сообщества в традиционных социологических исследованиях базировались на общности ценностей и социальной организации. Сети строятся на основе выбора и стратегии социальных деятелей, будь то отдельные лица, семьи или общественные группы [9.С.153]. Современный молодой человек при помощи Интернета способен самостоятельно (де-) конструировать большинство социальных связей. Использование Всемирной Паутины стирает условности физического пространства, культурных, национальных различий при установлении социальных контактов.

Отсюда следует, что традиционные социокультурные  обязательства для молодых людей  все больше заменяются ролевыми ожиданиями и выбором времени, места и партнеров социального взаимодействия в Сети. «Интернет создает виртуальность нового типа, которая максимальным образом индивидуализирована (демассифицирована) как по получению информации, как по ее поиску, так и по ее восприятию» [20.С.370]. Такой сетевой индивидуализм способствует распространению новых механизмов формирования идентичности, свободному участию в определенных ролевых играх. С другой стороны, каждый молодой человек пребывает в онтогенетическом процессе социализации – «всестороннем и последовательном вхождении индивида в объективный мир общества или отдельную его часть» [1.С.212]. И «уход в виртуальность» означает искажение интернализации социального мира, опосредованного неустойчивой идентификацией со значимыми другими, языком и институциональной сферой. В результате у молодого человека складывается индивидуализированное, но не объективированное представление о социальной реальности, что, безусловно, негативно сказывается на его общественно-политической активности.

В современных условиях актуализируется состояние неопределенности перед будущим, порождающее онтологические флуктуации, разрешением которых молодежь занимается путем формирования субкультурной идентичности. Одновременно, отрицание традиционных культурных, социальных детерминант, вступающих в противоречие с усложняющейся реальностью, приводит к появлению адаптированных неконфликтных направлений политического поведения. Таким направлением, с точки зрения исторического опыта демократического участия граждан в политике, является политическая активность в Сети. «Интернет – особая среда взаимодействия людей: их поведение в нем реализуется этикой и нормами морали, отличными от традиционно принятых в обществе. Во многом это связано с доступностью информации и возможностью анонимно распространять ее среди большого числа получателей» [17.С.31]. Как можно наблюдать, молодых людей интересует преимущественно ценностно-нормативная свобода виртуального пространства, которая способствует возникновению новых характеристик семантического поля или политического дискурса поколения.

Конструирование социальных связей через Интернет с  высоким уровнем политической культуры может отчасти выполнить функции  гражданского образования, поскольку  референтная группа («виртуальное сообщество») выступает в качестве источника трансляции установок и ценностей. Однако, данный процесс амбивалентен, и направление политических установок может носить девиантный или асоциальный характер. В тоже время, идентификация в Сети очень неустойчива и подвержена ролевой дискретности.

Мир Интернета является лишь фрагментарным отражением общества, но не культурно-институциональной моделью, комплексно раскрывающей всю сложность социального устройства. В этом смысле, можно говорить о возникновении новой формы социальности в Интернет, модифицирующую социальную структуру, которую молодежь в процессе социализации усваивает как более предпочтительную и соответствующую ее субкультурности.

В качестве основы онлайнового  взаимодействия среди молодежи М. Кастельс выделяет ролевые игры и конструирование идентичности как часть системы социальных связей. Социальная практика оказывает определяющее воздействие на характер виртуальной коммуникации. Регулярное обращение молодых людей к Интернету как источнику получения или обмена информацией, способствует конституированию новой формы сообщества, объединенного в режиме онлайн на основе выбора общих ценностей и интересов.

Таким образом, «после перехода от доминирования первичных отношений (олицетворяемых семьями и общинами) ко вторичным отношениям (олицетворяемым объединениями), сейчас, похоже, создается новая доминирующая структура основанная на том, что можно было бы назвать третичными отношениями или, по терминологии Уэллмана, «персонализированными сообществами» [9.C.155].

Если посмотреть на проблему в широком смысле, то особенности сложившейся политической субкультуры и информационно-социальной структуры Интернета могут служить  чертами новой, открывающейся системы  социальных отношений. Полагаясь на концепцию И. Валлерстайна [4.С.5], современная миро-система вступила в стадию завершающего кризиса. В этой ситуации Интернет выступает как двигатель изменений в общественной самоорганизации. Однако, по мнению С.Г. Туронока, существует и ряд ограничительных факторов [23.С.61]:

  • анонимность (этот важнейший атрибут Интернет-коммуникаций) по самой своей природе является неблагоприятной средой для произрастания таких общинных качеств, как взаимодоверие, взаимоуважение, взаимоответственность;
  • социальное давление - неосязаемый нормативный ресурс общения лицом к лицу, играющий важнейшую роль в развитии социальной солидарности и ответственности членов реальной общины; лежащие в основе этого эффекта механизмы "стремления к поощрению" и "избегания осуждения" не имеют прямой связи с содержанием информационного обмена между индивидами, и носят в значительной мере иррациональный характер;
  • нестабильность взаимосвязей, абсолютная легкость смены круга общения, "текучка" персонального состава виртуальных общин в противоположность реальным общинам, текучесть состава которых имеет естественные географические, институциональные ограничения.

Конечно, не следует  односторонне абсолютизировать роль Интернета  в перспективе социальных изменений. Также нельзя отрицать, что бурное развитие Сети вносит свои коррективы в общественное сознание как некий горизонт реальности, который дает основания для конструирования альтернативных проектов будущего. В конечном счете, неотъемлемым элементом социальности современной молодежи все больше становится Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

 

Одновременно  с фактором новизны в осмыслении политической активности молодежи, который привнес феномен Интернета, необходимо учитывать классическую методологию рассмотрения данного вопроса в социальных и политических науках. Согласно Д.В. Ольшанскому, под политической активностью мы будем понимать «деятельность политических групп или индивидов, связанную с формулированием и выражением собственных потребностей и интересов, со стремлением изменить существующий политический или социально-экономический порядок и соответствующие политические институты» [15.С.21].

Как отмечает автор, структурированная политическая активность принимает различные формы политической деятельности. На индивидуальном уровне речь идет о стремлении человека участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. На групповом уровне – организованные, координированные и целенаправленные формы функционирования, связанные с потребностью влиять на политическую жизнь. На уровне политической организации или партии эти формы приобретают формализованный, институализированный характер. На уровне масс проявляются в виде стихийного поведения.

Интернет как  особая коммуникативная среда может  способствовать актуализации тех или иных форм политической деятельности, приобретать вспомогательный характер на всех уровнях политической активности. С другой стороны, взаимодействие пользователей в Сети относительно политических целей обладает, как правило, самовоспроизводящими свойствами, и поэтому выступает в качестве самостоятельного структурного элемента политической системы.

Что касается политической активности молодежи, то мы будем опираться на методологию О.М. Карпенко и И.А. Ламанова, которые выделяют пять составных компонентов [8.C. 135].

Во-первых, мыслительная активность. Как правило, путем интеллектуальных операций молодежь формирует отношение к политикам, политическим институтам, осваивает идейное поле политики, осмысливает собственные интересы и потребности. В Интернете это происходит в диалектическом процессе формулирования собственного мнения (как правило, в форме комментария) по той или иной политической тематике, и восприятии политической информации через знаково-символическую систему.

Во-вторых, электоральная активность. Имеется в виду деятельность, связанная с участием в избирательном процессе в качестве непосредственно субъектов политики или выполнение всевозможных функций в ходе предвыборной кампании. Здесь Сеть имеет скорее второстепенное значение, как источник получения обратной связи в контексте осуществления политической деятельности, если, конечно, она не связана с необходимостью регулярного присутствия в виртуальном пространстве.

В-третьих, стихийно-массовая активность. Деятельность по организации массовых политических акций и участие в них. В рамках данной формы, роль Интернета не сводится только к решению организационных задач, с его помощью возможно привлечение новых сторонников политической акции. Более того, в нем могут зарождаться сами идейные основания для организации коллективных действий.

В-четвертых, структурная активность. Она означает участие молодых людей в политических организациях и движениях. В данном случае Интернет выполняет информативную функцию, предоставляя возможности для повышения узнаваемости молодежной организации, привлечения сторонников. Как подтверждают данные www.politonline.ru, наибольшей степенью влияния в настоящее время обладает молодежное крыло политической партии «Единая Россия».

В-пятых, профессиональная активность. Сюда относится участие в политической жизни как в одной из профессиональных областей. В последнее время отмечается усиление конкурентной среды на рынке молодых российских политиков, что отчасти связано с ростом структурной активности молодежных общественных объединений. Интернет для начинающих политиков является дополнительной площадкой для отстаивания собственной политической позиции, продвижения и поиска сторонников предлагаемых идей.

Краткая характеристика компонентов политической активности

Компонент (вид) политической активности

Характеристика

мыслительная  активность

формулирование  потребностей и интересов

электоральная активность

участие в избирательном  процессе

стихийно-массовая активность

организация массовых политических акций и участие в них

структурная активность

участие в политических организациях

профессиональная  активность

участие в политике как профессиональной сфере

Информация о работе Формы и направления политической активности российской молодежи