Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование совокупности социально-экономических, правовых, организационных, управленческих и других отношений, которые составляют процессы формирования, развития и совершенствования местного самоуправления в зарубежных странах.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные зарубежные модели местного самоуправления в современных условиях;
проанализировать сущность, цели, задачи и принципы местного самоуправления в мировой практике;
провести сравнительный анализ существующих моделей местного самоуправления и практику их применения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления муниципальными образованиями 5
1.1. Сущность, цели, задачи и принципы местного самоуправления 5
1.2. Типология современных систем местного самоуправления ……………….9
Глава 2. Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах 13
2.1. Британская модель организации местного самоуправления: сущность, цели, задачи и принципы функционирования 13
2.2. Американская модель организации местного самоуправления 19
2.3. Романская модель организации местного самоуправления: основные структурные элементы 24
2.4. Германская и скандинавская модели местного самоуправления 29
Заключение 31
Список литературы…….…………………………………………………………..34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основы местного самоуправления.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Контроль за деятельностью  местных органов в англосаксонских  странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные  министерства, а также с помощью  судов.

Романо-германская семья  сформировалась прежде всего на базе римского права. В нее входят правовые системы стран континентальной Европы и большинство бывших колоний этих стран. Основные принципы этой правовой семьи оказывали огромное влияние на российское право на разных этапах его развития и большинство стран мира. Она основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Впервые данная система возникла во Франции. В рамках континентальной системы представительные органы создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателями в качестве территориальных сообществ. В отдельных административных подразделениях, местные представительные органы вообще могут отсутствовать. Кроме того, смягчен административный контроль центра над местными представительными органами. Существенные децентрализаторские реформы были  проведены в Италии в 1990-х гг., и в Испании в 1980-х гг.

Различия между двумя  рассмотренными выше системами местного управления носят принципиальный характер, поскольку основаны на разных концепциях местной власти и ее роли в системе публичного управления. Однако можно говорить об определенном сближении между ними на практике3.

   Основы существования обеих макросистем местного управления строятся на единых принципах, характерных для современного государства. Прежде всего, это местные представительные органы, формирующиеся населением в результате свободных и состязательных выборов. Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) имеет сходство как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при том и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных смешанных, гибридных системах управления на местах.

С одной стороны, в  рамках каждой системы появилось  большое количество вариантов, опирающихся, в том числе, и на заимствования из другой системы. Так, англосаксонская традиция существенно трансформировалась в бывших английских колониях, особенно в результате столкновения с принципом федерализма. Континентальная система, в свою очередь, распалась на ряд подтипов - романский, германский, скандинавский. С другой стороны, в современном мире происходит сближение существующих систем местного и регионального самоуправления и их взаимопроникновение. Это связано прежде всего с тем, что в большинстве демократических государств местные и региональные власти призваны решать одни и те же или близкие проблемы.

При формировании основ  национальных и наднациональных  систем местного управления взаимодействуют  три основных фактора:

  • правовые принципы, принадлежность к правовой семье;
  • государственное устройство и принципы распределения властных полномочий;
  • исторические традиции организации местного управления, проявляющиеся в конкретных нормах права и в преемственности институтов управления (прежде всего - их организационных структур и полномочий).

Все три фактора формируются  как на основе внутреннего исторического  развития, так и за счет многочисленных внешних влияний.

Распространение принципов, лежащих в основе выделения правовых семей связано с культурной и территориальной экспансией стран - родоначальниц: Франции и Англии. Решающим в этом процессе стало влияние в эпоху расцвета колониальных империй и наполеоновских войн. Если в заморских колониях метрополии воспроизводили, с теми или иными нюансами, собственные системы управления, то в Европе французские принципы государственного строительства, подкрепленные идеалами французской революции, наложились на близкую правовую культуру и прижились, продемонстрировав свою рациональность и четкость.. Франция оставалась единственным в континентальной Европе национальным государством, являясь своего рода образцом для любых попыток национально-государственного строительства, прежде всего в области организации управления. Франция предложила миру внятную и логически стройную модель формирования национального государства сверху - то есть как раз такую модель, в которой нуждались страны с запоздавшим (по сравнению с английскими и французскими лидерами) формированием государств-наций. Эта модель получила дополнительную поддержку уже в XX веке - Греция, Португалия, Испания, Германия, Италия - механизм централизованного управления. Однако это влияние не было абсолютным. В германоязычных областях центральной Европы оно столкнулось с сильными местными традициями. Эти традиции так и не были преодолены в Швейцарии, Бельгии, Германии, - несмотря на попытки централизации и формирования унитарного государства в этих странах. Сравнительно условной оказалась и централизация в Нидерландах. Сохранение швейцарского федерализма и федерализация, в XX в., Германии, Австрии и Бельгии довершили картину - в этих странах сформировалась самостоятельная макросистема местного управления: основанная на романо-германском праве, испытавшая французское влияние, она включает в себя принцип федерализма и глубокие традиции, в том числе институциональные, независимого городского самоуправления.

Несколько особняком  стоит, основанная на романо-германских правовых принципах, скандинавская  макросистема местного управления. Дания  формирует своеобразный мост, по которому осуществляется переход от романской и германской макросистем к скандинавской, она воспроизводит как характеристики французской системы - раннее национально-государственное строительство в условиях квази-империи, - так и черты германоязычных территорий, в частности - экономически обусловленные традиции городского самоуправления. В Дании формируются традиции самоуправления, сближающие Данию со странами Скандинавии: развитое общинное самоуправление, опирающееся на прямую демократию, подкрепленное экономической автаркией, что сдерживало экспансию прямого государственного управления. Эти традиции, присутствующие еще в большей степени в Швеции и в Норвегии, не являются противоположностью централизованному, унитарному государству. Наоборот, это способствовало почти полной интеграции местного управления в государственный механизм.

Таким образом, применительно  к западным демократическим государствам можно говорить о существовании  пяти макросистем местного управления: британской, романской, американской, германской и скандинавской. Эта типология не является исчерпывающей, специфическими чертами обладает организация местного управления в странах Латинской Америки, Восточной Европы, Азии и Африки.

Практический опыт развития и совершенствования института  местного самоуправления в различных странах является эффективным инструментом становления гражданского общества и демократии.

Глава 2. Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах

 

2.1. Британская модель местного самоуправления: сущность, цели, задачи и принципы функционирования

 

Англосаксонская модель местного самоуправления является результатом  развития и экспорта английской правовой системы, формировавшейся прежде всего  на базе норм обычного права и судебной процедуры. К этой семье могут быть отнесены правовые системы Великобритании, (Ирландия, Уэльс, Шотландия, Новая Зеландия), США, Канады, Индии и других бывших британских колоний, от до. В рамках англосаксонской системы местного самоуправления, представительные органы местного управления формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует, характерно отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, которые бы непосредственно опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в странах с такой системой местного управления (в первую очередь в США) непосредственно населением избирается и ряд должностных лиц. Значительными полномочиями здесь обычно наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие большую роль в разработке и принятии решений. Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется через центральные министерства, а также с помощью судов4.

Наиболее заметной особенностью организации местного управления в  англосаксонской модели считаются  традиционные различия между разными  территориями. Местное управление на территории Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии регулируется отдельными нормативными актами (для Англии и Уэльса часто принимаются общие законы) и различается по таким параметрам как: административно-территориальное деление, полномочия органов управления. В Англии это министерство (департамент) окружающей среды, регионов и местного управления, на остальных территориях - выборные ассамблеи (парламенты) и создаваемые ими правительства. У Великобритании нет письменной Конституции, следовательно, нет формальных оснований говорить о конституционном статусе местного управления. Функции конституционного регулирования в стране выполняет традиция, поддерживаемая при необходимости авторитетом Короны и Парламента. Парламент вправе в любой момент вернуть себе или изменить делегированные местному самоуправлению полномочия, вправе создавать органы, изменять их структуру, ликвидировать их. Теоретически местное самоуправление в стране может быть ликвидировано актом Парламента, как обладателя общей компетенции. Местные органы власти имеют право предпринимать действия, которые разрешены им законом; то, что не разрешено - запрещено. Это правило (позитивное регулирование, на латыни - ultra vires) имеет основополагающее значение. Отсутствует институт обязательных полномочий, члены местных советов выполняют свои функции бесплатно и добровольно. Местные советы вправе обращаться к Парламенту с просьбой предоставить им то или иное полномочие. Вопросы полномочий, ответственности, структуры органов местной власти регулируются Государственным секретарем. Структура органов местного самоуправления в Соединенном Королевстве однородна: одни и те же принципы лежат в основе организации деятельности и структуры городских (окружных) органов управления, органов графств и унитарных образований и действуют на территории Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Минимум правительственной регламентации в вопросах структуры ведет к тому, что практически каждое территориальное образование имеет свои особенности. В Англии сегодня существуют:

  • графства с полномочиями дореформенных (1990 г.) графств;
  • унитарные графства с полномочиями дореформенных графств и округов (юридический статус - графства);
  • округа с дореформенными полномочиями (юридический статус - округа);
  • унитарные округа с объединенными полномочиями (юридический статус - округа);
  • города, обладающие статусом округов - унитарных или дореформенных;
  • городские округа.

Графства, округа, унитарные  образования, Советы графств, округов  и унитарных образований выбираются на 4 года.

В отношении Шотландии  действует специальный закон о местном управлении 1973 г., согласно которому на ее территории было создано 9 регионов, 53 округа, 3 острова как территориальные единицы (не имеющие деления на округа) и 1343 общины. К 2004 г. в результате правительственных реформ в Шотландии остался лишь один уровень территориального управления (не считая общин), представленный 32 территориями: городами, новыми унитарными образованиями и островами. В Уэльсе в этот же период создана одноуровневая система из 20 административно-территориальных единиц, которые именуются графствами или городами-графствами. В Северной Ирландии существует 6 административных районов (areas), разделенных на 26 округов.

Вся управленческая деятельность местных органов Англии, Уэльса и  Шотландии осуществляется через советников, комиссии и административный аппарат, работают в них безвозмездно или по совместительству. Они образуют отраслевые и функциональные комитеты и комиссии, в которых и решаются основные вопросы. Постоянные (статуарные) комиссии, создание которых является обязанностью совета, формируются из числа членов совета, каждый из которых может входить сразу в несколько комиссий. Статуарные комиссии создают, в основном, для обеспечения общественного порядка (например, комиссии по делам полиции).

В системе местных органов Великобритании, как правило, создаются два вида комиссий:

  • вертикальные - ведающие отдельными отраслями управления;
  • горизонтальные - осуществляющие функции по координации работы вертикальных комиссий и органов управления.

Основные области деятельности местных комиссий относятся к различным социальным службам, образованию, финансам. Число комиссий, персональный состав и полномочия предопределены нормами регламента работы каждого совета. Такие регламенты закрепляют структуру, полномочия и процедуру деятельности местного совета и его структурных подразделений, кворум сессии.

Руководит советом председатель (мэр - mayor), избираемый из числа его  членов. Мэр не обладает никакими полномочиями, связанными с исполнительной властью. Советы двух ведущих звеньев местного управления (в муниципалитетах и графствах) осуществляют управленческую деятельность через свои сессии, работу комиссий и исполнительного аппарата. Главный администратор (chief executive) - глава местной администрации - под своим руководством объединяет работу всех отделов, назначается на должность советом, формально не является главой исполнительной власти, все полномочия по местному управлению принадлежат совету, который может делегировать служащим, в том числе администратору, лишь второстепенные функции. Именно совет отвечает за все действия представительной и исполнительной власти.

Информация о работе Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах