Контроль и запись переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения. Осуществление контроля и наблюдения за человеком и его деятельностью с использованием достижений научно-технического прогресса, в том числе контроля и записи переговоров, прослушивания телефонных и иных переговоров, сопряжены с вмешательством в частную жизнь человека и посягают на его конституционные права, в частности, на тайну телефонных переговоров, гарантируемых законодательством Российской Федерации (ст. 23, 25 Конституции РФ), закрепленных во многих международных документах (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик УПП.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Непосредственно контроль и запись телефонных и иных переговоров уголовно-процессуальным законодательством не регламентируются и осуществляются по правилам, установленным ведомственными нормативными актами.

2. Истребование (получение) от органа, осуществляющего контроль и запись телефонных и иных переговоров, фонограммы, ее осмотр и прослушивание. Следователь в течении всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в отпечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технические средства (ч. 6 ст. 186 УПК РФ). Данное обстоятельство указано в Постановлении начальника Управления внутренних дел Ставропольского края о возбуждении перед судьей ходатайства о проведении снятия информации с технических каналов связи, влекущего ограничение конституционных прав человека и гражданина. (actoscope.com/skfo/stavkray/lenynsky-stv/)

Осмотр и прослушивание фонограммы производится по правилам осмотра предметов и документов, установленным в ст. 177 УПК РФ. Осмотр полученной кассеты с фонограммой следует начинать с упаковки, обращая при этом внимание на возможные повреждения и наличие печати. В ходе осмотра кассеты следует обращать особое внимание на наличие или отсутствие признаков, свидетельствующих о возможном внесении изменений.

При прослушивании фонограммы обращается внимание на качество записи, отсутствие каких-либо технических погрешностей, особенности разговорной речи лиц, переговоры которых зафиксированы на фонограмме, а также на содержании самих переговоров, особенно в той части, которая по мнению лица, осуществляющего предварительное расследование, имеет непосредственное отношение к уголовному делу.

В том случае, когда по техническим причинам невозможно прослушать всю запись, содержащуюся на фонограмме, либо ее часть, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы необходимо сделать соответствующую отметку. Это будет основанием для последующего назначения и проведения фонографической или фоноскопической экспертизы.

В зависимости от результатов осмотра кассеты и прослушивания фонограммы, следователь принимает решение о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. Ход и результаты осмотра и прослушивания фонограммы фиксируются в протоколе. Решение следователя о приобщении фонограммы к уголовному делу излагается в постановлении о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств.

В водной части постановления должны быть указаны место и время составления постановления; классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя (дознавателя); номер уголовного дела и по обвинению какого лица либо по признакам какого преступления оно возбуждено.

В описательной части постановления излагаются основания признания фонограммы вещественным доказательством.

В резолютивной части постановления указывается фонограмма, которая приобщается к уголовному делу, и место ее дальнейшего хранения.

Постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства подписывает следователь.

3. Принятие решения о прекращении контроля и записи переговоров и его исполнение. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более, чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановлению следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время для осуществления контроль и записи переговоров уголовно-процессуальным законодательством создана прочная основа, которая позволяет эффективно применять технические возможности в борьбе с наиболее организованными, социально-опасными видами современной преступности.

 

 

 

3. Тактические  особенности производства и фиксация контроля и записи переговоров

 

Тактика любого следственного действия выражается через определённую систему тактических условий и приёмов, способствующих эффективному решению задач раскрытия и предупреждения преступлений.

Подготовительный этап содержит следующие тактические действия: определение задач следственного действия; определение времени проведения контроля и записи переговоров; изучение личности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, переговоры которых будут прослушиваться; определение вида связи, по каналам которой возможны переговоры; выбор учреждения, средствами которого будет осуществляться контроль и запись переговоров, и места проведения следственного действия; обеспечение участия специалиста в подготовке и проведении следственного действия; выбор режима прослушивания. Так, например Постановление начальника Управления ФСКН России по Ставропольскому краю о возбуждении перед судьей ходатайства о проведении прослушивания телефонных переговоров. (actoscope.com/skfo/stavkray/lenynsky-stv/).

Перечисленные мною тактические действия имеют значение в рассмотрении в курсовой работе, но все, же предлагаю выделить более интересные и особенные тактические действия при осуществлении контроля и записи переговоров.

И так, следователь должен для достижения эффективности контроля и записи переговоров соблюдать требования конспирации. В тайне, как правильно отмечает А.В. Черенков, должен сохраняться не только «факт проведения» контроля и записи переговоров, но и «факт принятия решения о производстве такового». Однако конспирация имеет не меньшее значение и для принятия решения об окончании контроля и записи переговоров в целях обеспечения его результативности, так как преступники, узнав об этом факте, могут совершить новые преступления, принять меры по дискредитации следствия и т.д. На страницах юридической печати понятие «конспирация контроля и записи переговоров» трактуется по-разному. М.Е. Щеглов считает, что «в конспиративном получении информации от участников процесса, представляющей интерес для следствия» состоит сущность этого следственного действия, по мнению Л. Г. Юриной и В. М. Юрина, — «одна из характерных черт». Представляется, что конспирация также присуща задержанию подозреваемого, обыску и т.д., т.е. характеризует метод осуществления следственных действий и поэтому относится к категориям тактики [22, 541].

Также следователю следует учитывать, что преступники боятся разоблачения, допускают возможность контроля и записи их переговоров, стараются направить следствие по ложному пути и т.д. Поэтому они маскируют передаваемую ими информацию, в том числе путем использования в этих целях современных средств связи: сообщают ложные факты; применяют зашифрованные способы общения; умышленно искажают голос; используют цифратор речевых сообщений и массивы данных; создают помехи; используют средства для обнаружения прослушивания; приводят звукозаписывающую аппаратуру в неисправное состояние с помощью короткого замыкания в линии электросвязи; применяют различные устройства, включаемые между телефонной трубкой и телефонным аппаратом, обеспечивающие анонимность переговоров путем цифровой обработки речевого сигнала для изменения тембра и тона голоса; используют средства обнаружения подключения к телефонной линии и специальные приборы защиты телефона от высокочастотного зондирования и индуктивного съема речевой информации с телефонной линии; применяют телефонные анализаторы для осуществления круглосуточного тестирования телефонных систем и создания помехи при попытках прослушивания или снятия информации и т.д. [19, 501].

Поэтому на следователя возлагается обязанность установить, какие технические средства связи могут использоваться преступниками для маскировки их переговоров, причём учитывая то, что многие преступники пользуются SIM-картами различных операторов связи и имеют несколько номеров телефонов. Это предотвратить противодействие осуществлению этого следственного действия и обеспечить его продуктивность.

Итак, следователь на подготовительном этапе помимо выполнения простых задач, связанных с документальным оформлением и выполнения стандартных тактических приемов, которые напрашиваются сами по себе, должен: соблюдать требования конспирации; установить, какие технические средства связи могут использоваться преступниками для маскировки переговоров; подготовиться, изучив жаргон преступников соответствующих специфике преступлений [21, 476].

На рабочем этапе производством контроля и записи телефонных переговоров занимается как правило, орган, осуществляющий оперативно-розыскное обеспечение, а именно технический исполнитель, то может показаться, что у следователя помимо как действий связанных с документальным оформлением, тактических приёмов – нет, но это лишь на первый взгляд.

Так, возможно проведение следующего тактического приёма: создание тревожной ситуации среди преступников, путем сообщения им сведений, направленных на повышение активности их действий (бездействия), либо инсценировки утечки данных, связанных с расследуемым событием и т.д., для того чтобы побудить преступников использовать полученную информацию в своих целях, в том числе путем применения средств коммуникации. Ещё следователю необходимо учитывать, что подозреваемый (обвиняемый) также может применять различные средства для оказания противодействия расследованию [14, 387].

Способами противодействия контролю и записи переговоров могут быть:

а) умышленное сообщение ложной информации с целью направить следствие по ложному пути;

б) умышленное искажение голоса;

в) применение устройств, обеспечивающих цифровую обработку речевого сигнала для изменения тембра и тона голоса;

г) использование шифраторов речевых сообщений;

д) использование средств обнаружения подключения к телефонной линии;

е) применение телефонных анализаторов, осуществляющих круглосуточное тестирование телефонных систем и создающих помехи при попытках прослушивания или снятия информации;

ж) использование генератора зашумлений, создающего помехи за счет виброаккустического зашумления [13, 458].

Можно выделить ещё один немаловажный тактический приём. Благодаря тому, что во время работы системы возможно оперативное прослушивание любой ранее сделанной записи без перерывов в ней. При этом значимая для уголовного дела информация может немедленно передаваться следователю. Получение таких сведений дает возможность следователю быстро и оперативно планировать другие следственные действия и иные действия, направленные на изобличения участников преступления. Также, обладая такой информацией, следователь может заблаговременно предостеречь граждан от новых преступных посягательств со стороны подозреваемого (обвиняемого).  

Фиксация результата из ст. 186 УПК РФ подразумевается составлением протокола об осмотре фонограммы и её прослушивании [2].

При осмотре нужно обращать внимание на индивидуальные признаки и общее состояние материалов звукозаписи, технические параметры. Прежде всего, осматриваются коробки и футляры для хранения звуковых носителей, указывать материалы, из которых они изготовлены, форма, размеры, цвет, степень изношенности, наличие надписей, их содержание и расположение, способ нанесения.

Сколь бы подробным ни было описание внешнего вида звукового носителя, оно не раскроет содержания фонограммы, что возможно только при прослушивании. Прослушивание фонограммы должно производиться одновременно с внешним осмотром с фиксацией результатов в едином процессуальном документе - протоколе осмотра и прослушивания фонограммы [11, 511].

Закон (ч. 7 ст. 186 УПК РФ) не требует от следователя дословного отражения всей аудиоинформации в тексте протокола. В протоколе указывается лишь одна или несколько первых фраз, а также дословное изложение той части фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к расследуемому событию. Также необходимо указать общую продолжительность аудиозаписи, а также фразы, которыми заканчивается фонограмма [2].

Следует отметить, что данное следственное действие производится с участием понятых и, при необходимости, специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляется протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.

Говоря об использовании записи переговоров в доказывании, можно выделить несколько моментов:

Во-первых, в связи с тем, что законодатель допускает в качестве доказательств и вещественные доказательства и протоколы следственных действий, то по отношению к контролю и записи переговоров, получается, действует двойной эффект, т.е. в качестве доказательств выступает сам протокол осмотра и прослушивания переговоров и по ч.8 ст. 186 УПК РФ сама фонограмма в качестве вещественного доказательства.

Во-вторых, современные компьютерные технологии позволяют редактировать и осуществлять иные действия, направленные на изменения содержания аудиозаписи, выполненной в цифровом формате. Поэтому указанное обстоятельство серьезно затрудняет проверку допустимости использования данных сведений в качестве источника доказательства.

Фонограмма полностью приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, о чем следователь выносит постановление. Хранится она в опечатанном виде при уголовном деле и передается вместе с ним. Хранение должно быть в условиях, обеспечивающих ее техническую пригодность, но при этом должна быть исключена возможность ее прослушивания и тиражирования посторонним лицам. После вступления приговора в законную силу и в случае прекращения уголовного дела, часть фонограммы, не имеющая отношения к уголовному делу, уничтожается. Об уничтожении части фонограммы должна быть сделана отметка на протоколе ее осмотра и прослушивания.

Информация о работе Контроль и запись переговоров