Характеристика интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в последнее время страны Латинской Америки приобретают всё большую и большую значимость, особенно для России.
Усиление взаимозависимости национальных экономических механизмов опирается на развивающийся процесс интернационализации хозяйственной жизни каждой страны в масштабе мирового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такая его форма, как интернационализация торгово-обменных операций, то в XX в., особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализация производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая интеграция и ее особенности в Латинской Америке..
1.1 Понятие, история и значение интеграции в мировой экономике…………5
1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки…………………….9
Глава 2. Характеристика интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки………………………………………………………………14
2.1 МЕРКОСУР - поиск альтернативных идей………………………………..14
2.2 Центральноамериканский общий рынок ЦАОР…………………………...17
2.3 Латинская Америка и США - экономические отношения………………..21
1.4. Карибское сообщество КАРИКОМ и общий рынок……………………...25
1.5 .Особенности интеграционных процессов в Африке……………………..30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

интеграц процессы ла и африки курсовая работа.rtf

— 9.64 Мб (Скачать документ)

Заметное ослабление коллективных механизмов произошло в 80-е годы, названные «потерянным десятилетием». В дальнейшем, по мере преодоления острых трудностей, положение менялось, но проблемы не исчезали, принимая лишь иные формы. В основе Латиноамериканской интеграции изначально лежали как хозяйственные, так и политические мотивы, и лишь рассматривая их в совокупности и взаимозависимости, можно уяснить сущность и направленность объединительных тенденций на континенте. 18 декабря 1986 года в Рио-де-Жанейро была образована Группа Рио, куда в настоящий момент входят 23 государства Латинской Америки. Группа Рио является примером политической интеграции, поэтому рассматриваться в данной работе не будет, но нельзя не упомянуть её огромного значения для интеграционных процессов стран Латинской Америки. Это объединение является наиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканских государств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплении международного авторитета Латинской Америки и повышении её удельного веса в мировых делах. Основными направлениями деятельности организации стали поддержка мира в странах Центральной Америки, переговоры с должниками и кредиторами стран-участниц Группы, разработка концепции создания единого американского рынка, препятствие деятельности международной наркомафии, террористов и торговцев оружием, а также охрана окружающей среды. [5, С. 29].

Реальные предпосылки интеграции возникли в Латинской Америке после Второй Мировой Войны, когда в результате национально-освободительного движения укрепились позиции государства в экономике (национализация иностранной собственности в первые послевоенные годы). В 1948 г. создана Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки, сплотившая вокруг себя немало выдающихся национальных аналитиков; были разработаны программы индустриализации. [5, С. 27].

К самостоятельности, индустриализации, догоняющему развитию добавились стабилизационно-оборонительные, восстановительные задачи. Если на первых этапах речь шла в основном о расширении рынков сбыта, "облагораживании" производства и структуры экспорта, а также о самодостаточном кредитовании, то в последнее время вопрос об углублении регионального сотрудничества рассматривается в более широком плане, с позиций обеспечения экономической безопасности. Обобщающая формула модификации могла бы свестись к тому, что мир становится все более жестким и все менее управляемым, а периферийные страны все более уязвимыми. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции, возрождения принципа Гоббса "борьба всех против всех" региональная интеграция, основывающаяся на регулируемом сотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственным отношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности стран Латинской Америки.

Латиноамериканская интеграция -- это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, а новое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, часть современной экономической политики выживаемости в обстановке обостряющейся мирохозяйственной конкуренции. Не случайно все вновь избранные главы государств континента в той или иной мере затрагивают вопросы интеграции, совместных действий. Показательно, что во время спада 2002-2003 гг. в ключевой промышленности Венесуэлы - нефтяной, вызванного внутренней нестабильностью, помощь Бразилии, Тринидада и Тобаго и других стран региона предотвратила политический взрыв. Конечно, существуют пределы стимулирования рыночных отношений с помощью интеграции. Для их расширения необходимы внутренне структурные преобразования, которые позволили бы оптимизировать стратегию развития региона. Однако нарастающая глобализация с суровыми правилами взаимодействия при одновременном сохранении недостаточной конкурентоспособности латиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, что дальнейшая региональная интеграция, каким бы спадам она ни подвергалась, неизбежна.

Таким образом, интеграция имеет огромное значение, как для настоящего, так и для будущего развития Латинской Америки. Ныне, когда идут поиски оптимальной стратегии развития региона, она приобретает особую значимость и актуальность.

 

 

Глава 2. Особенности интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки

2.1 МЕРКОСУР - поиск альтернативных идей

 

На фоне застойных явлений в объединительных процессах в 1991 году возникает новое сообщество - южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР, куда помимо двух крупнейших и наиболее развитых стран - Бразилии и Аргентины - входят их два ближайших соседа - Уругвай и Парагвай. Эта четвёрка сразу заявила о себе как о динамичном союзе, способном ставить задачи не только торгово-экономического, но и социального и даже политического характера, в том числе не всегда совпадающие с нормами и правилами ВТО и других мировых властных структур. Конечная цель, о чём говорит само название, - формирование общего рынка, с постепенным ростом числа его участников, как в Европейском сообществе. [15, С. 211].

Возникновение «союза четырёх» - это определённое завершение сложного взаимодействия Бразилии и Аргентины, борющихся за лидерство в Южной Америке. МЕРКОСУР - масштабное объединение: на него приходится 73% территории Южной Америки, 69% её населения (более 268 млн.человек) и 74% ВВП (2,8 трлн.долл.). За первую половину 90-х годов товарооборот в рамках южноамериканского блока увеличился в 4 раза. [2

Сотрудничество в области энергетики является основополагающим в процессе экономического сближения стран МЕРКОСУР. На энергетику возлагается роль одного из китов региональной интеграции, способного переплести сферы производства, транспортировки и потребления. Это подтверждается масштабными планами создания различных инфраструктурных энергетических объектов как внутри каждого государства, так и соединяющих несколько стран объединения. По мнению руководства стран МЕРКОСУР, энергетическая интеграция призвана не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и стать эффективным инструментом в деле улучшения социальной и внутриполитической ситуации, борьбе с бедностью в наименее развитых странах блока.

Динамика МЕРКОСУР в основных чертах повторяет ход развития Аргентины, исторического флагмана этого подрегиона - подъём в первой половине 90-х годов, определяемый некоторыми аналитиками как «экономическое чудо», и постепенный спад во второй половине, особенно в конце десятилетия, закончившийся экономическим и социально- политическим кризисом, как в Аргентине, так и в МЕРКОСУРе. Опыт «четвёрки» показал, что хотя процесс интеграции содержит позитивные импульсы и благоприятные предпосылки, вместе с тем влечёт за собой немало трудностей и противоречий. И руководителей Аргентины, и инициаторов МЕРКОСУРа на старте охватили синдром победителей, чувство эйфории, ощущение запрограммированного успеха. [3, С. 28].

Отсюда - пренебрежение к долгосрочному прогнозированию, возможности нежелательных результатов в будущем. Острый всеобъемлющий кризис в Аргентине как бы «свалился на голову», хотя некоторые аналитики предвидели его. Президент страны К.Менем «американизировал» традиционные деловые и культурные ценности населения, делая во внешней политике явный крен в сторону США в ущерб отношениям с Бразилией и ставшей ассоциированным членом блока реформировавшейся Чили. А на Аргентину приходится, по меньшей мере, треть потенциала МЕРКОСУРа, что не могло не отразиться на его судьбе. Наметившееся оживление экономики Бразилии и Аргентины в 2003 году, связанное с приходом к власти руководителей нового типа, привело к росту сотрудничества между МЕРКОСУРом и Андским сообществом наций, потребность в котором возникла ещё несколько десятилетий назад. На совете МЕРКОСУРа (декабрь 2002 г.) было принято решение о сближении блоков, что должно не только укрепить торгово-инвестиционные связи, но и повысить качество жизни южноамериканских народов. Тревожной проблемой обоих сообществ остаётся безработица (в Бразилии официально 8 млн. чел.). Доля городских безработных в экономически активном населении составила в Аргентине 19%, Уругвае - 17% и Парагвае - 15%.

Опыт МЕРКОСУРа и других латиноамериканских блоков показал, что интеграция может быть действенным инструментом стабильности, но вместе с тем она способна из стимулятора хозяйственного роста превратиться в переносчика кризисных явлений. Подобная «инфекционная» ситуация сложилась в начале первого десятилетия нынешнего века, когда финансово-экономический кризис в Аргентине стал распространяться на партнёров по МЕРКОСУРу, вызвав общий спад в сообществе. [5, С. 32].

Перемены в политической жизни Бразилии, супердержавы регионального значения с населением около 180 млн.человек, позволяют делать прогнозы как по блоку МЕРКОСУР, так и Южной Америки в целом. В своей инаугурационной речи (начало января 2003 г.) президент страны И.Л.да Силва особое внимание уделил Южноамериканскому сотрудничеству в контексте проблем политической стабильности, необходимости роста экспортной торговли и создания новых рабочих мест. Другой реформатор, Н.Киршнер (президент Аргентины с мая 2003 г. по октябрь 2007 г.), также отметил многоплановое значение интеграции. Оба они подчеркнули не только важность укрепления МЕРКОСУРа, но и создания более широкого объединения - Южноамериканской зоны свободной торговли. Важным направлением становится либеральное торгово-инвестиционное сближение с Евросоюзом при полном устранении взаимных внутренних преград в ближайшие десять лет (первого трансатлантического объединения).

В 2006 году к МЕРКОСУР присоединилась и Венесуэла. В качестве ассоциированного члена там уже находятся Чили, Перу, Колумбия, Эквадор и Боливия, объединённые противостоять нежелательному давлению центров. Мексика имеет статус наблюдателя. Также блок окреп после избрания на пост президента Уругвая представителя левых реформаторских сил Табаре Васкеса, в октябре 2004 года. Не остаётся в стороне от интеграционных процессов и Куба, ставшая в 1999 г. членом ЛАИ (ранее ЛАСТ). В декабре 2002 г. между Бразилией и Кубой подписано соглашение о преференциальных тарифах, так или иначе меняющее конфигурацию МЕРКОСУРа. Льготные пошлины на ввоз на Кубу 240 видов бразильских товаров и почти на 200 кубинских, поступающих на рынок Бразилии, - первый шаг не пути соответствующего соглашения с МЕРКОСУРом в целом. Среди перспективных задач блока выделяются две - политическая, в центре которой предстоящее формирование парламента МЕРКОСУРа, и экономическая - создание единой валюты. Опыт Евросоюза показывает, что существование единой валюты может предотвратить финансовый хаос, какой был бы возможен, к примеру, после «чёрного сентября» 2001 года. В целях предотвращения денежных неурядиц в МЕРКОСУР принято решение об образовании Института валюты. Соблюдение достигнутых договоренностей, совместное выполнение принятых решений приблизит страны блока к стратегической цели создания в будущем единого энергетического, а затем и общего рынка Южной Америки.

 

2.2 Центральноамериканский общий рынок ЦАОР

 

Концентрированным выражением трудностей интеграции служит история создания ЦАОР (Центральноамериканский общий рынок) - первого торгово-экономического блока в развивающемся мире (объединительное промышленное соглашение заключено в 1958 г.). [10, С. 65].

Название блок получил по конечной цели сближения - не только ликвидировать внутренние торгово-таможенные границы, но и создать единую энергетическую систему субрегиона. В первое десятилетие, проходившее на фоне мировых национально-освободительных движений, пять стран (Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала и Гондурас) добились заметных успехов - основная часть их внутризонального товарооборота была освобождена от таможенных пошлин, а внутризональный экспорт увеличился в 8 раз, в последующее десятилетие - в 3 раза.. «Банановые» и «кофейные» республики превращались в разносторонние экономики, Коста-Рику называли латиноамериканской Швейцарией. Доля готовых изделий и полуфабрикатов достигла половины стоимости субрегиональных торговых операций. В целом по Латинской Америке темпы роста ВВП в 60-70-е годы были наивысшими за вторую половину ХХ века - в среднем 6% в год.

Однако внутренние противоречия, давление извне и ослабление мировой конъюнктуры породили спад. «Потерянное десятилетие» 80-х годов в Латинской Америке стало кризисным и для её экономики в целом, и для региональной интеграции, причём практически для всех блоков (к тому времени появилась Андская группа, Карибский общий рынок - КАРИКОМ и Амазонский пакт). Началось переосмысление интеграционного движения. Распространение в мире рыночного либерализма отодвинуло на время на второй план развитие взаимных торгово-производственных отношений. В центральной Америке ожесточились гражданские конфликты (война в Сальвадоре длилась свыше 10 лет, в Гватемале - 36 лет).

История ЦАОР, с 1991 года - Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), в которую вошла Панама, - типичная картина сложностей и перспектив латиноамериканской интеграции вообще и проблем малых стран в частности. Схожесть природно-климатических условий, исторических судеб, структуры хозяйства, исторического состава и другие факторы давали основание полагать, что намеченные программы будут осуществлены в короткие сроки. Однако реальность оказалась иной, и здесь стоит вычленить три обстоятельства:

ограниченность финансово-экономических, технологических и людских ресурсов, присущая малым развивающимся странам, большая зависимость от внешних факторов роста;

практически отсутствие главного энергетического ресурса - нефти (исключение - Гватемала) и связанное с этим удорожание импорта при периодическом падении цен на экспортные кофе и бананы (подчас ниже себестоимости). Обострение международной конкуренции в совокупности со стихийными бедствиями предопределили низкие темпы роста, иногда даже прироста населения;

Информация о работе Характеристика интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки