Актуальные воздушно-капельные инфекции: птичий грипп, легионеллез, атипичная пневмония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:52, творческая работа

Краткое описание

Возбудителями воздушно-капельных инфекций могут служить как бактерии, так и фильтрующиеся вирусы. После некоторых воздушно-капельных инфекций может оставаться длительное бактерионосительство. В наше время к наиболее актуальными инфекциями, которые передаются воздушно-капельным путём, относятся птичий грипп, легионеллёз и атипичная пневмония, так как это инфекции, летальность которых составляет очень высокий процент, поэтому именно на них следует обратить особое внимание.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………. стр. 3
2. Птичий грипп…………………………………………………………….. стр. 4
2.1. Общая информация…………………………………………...... стр. 4
2.2. Характеристика птичьего гриппа у птиц……………………... стр. 4
2.3. Характеристика птичьего гриппа у человека……………….. стр. 7
2.4. Потенциальная опасность пандемии гриппа……………….. стр. 16
3. Легионеллез…………………………………………………………….. стр. 19
4. Атипичная пневмония…………………………………………………. стр. 24
5. Использованная литература…………………………………………. стр. 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Актуальные воздушно-капельные инфекции.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Механизм вирулентности, ответственный за летальность вирусов  гриппа у птиц, действует также  и у хозяев-млекопитающих. То, что  некоторые вирусы H5N1 не продуцировали системной инфекции на моделях, свидетельствует о том, что множественные факторы, которые еще должны быть установлены, вносят свой вклад в тяжесть H5N1 инфекции у млекопитающих. Кроме того, способность этих вирусов продуцировать системную инфекцию на мышах и отчетливые отличия в патогенности среди изолятов, показывает, что эта система является полезной моделью для изучения патогенеза вируса птичьего гриппа на млекопитающих.

Кроме того, показано, что одним из факторов, оказывающих влияние на патогенез вируса H5N1, является деструктивное влияние на иммунную систему, которое отличается у летальных и нелетальных изолятов вируса H5N1.

 

3.4. Разработка средств обнаружения и диагностики

 

Во время  вспышки 1997 года анализ ингибирования гемагглютинации, стандартный для серологического определения инфекции гриппа у человека, показал низкую чувствительность при определении антител к вирусу птичьего гриппа. В связи с этим, для определения антител к вирусу птичьего гриппа у человека был предложен более чувствительный метод микронейтрализации и Н5 специфический непрямой ELISA (иммуноферментный анализ). Чувствительность и специфичность этих методов была сравнима и, кроме того, значительно увеличивалась при сочетании с Вестерн-блотом. Максимальная чувствительность (80%) и специфичность (96%) при определении анти Н5 антител у взрослых в возрасте от 18 до 59 лет достигалась при применении микронейтрализации в сочетании с Вестерн-блотом, а максимальная чувствительность (100%) и специфичность (100%) при определении анти Н5 антител в сыворотке детей моложе 15 лет достигалась при применении ELISA в сочетании с Вестерн-блотом. Этот алгоритм может использоваться при проведении сероэпидемиологических исследований вспышек птичьего гриппа H5N1.

Было также  показано, что высокопатогенные нейротропные варианты вируса птичьего гриппа H5N1 могут быть быстро выделены на мышах.

Кроме того, еще  в 1995 году для быстрого определения  последовательности сайта расщепления  гемагглютинина, маркера потенциала вирулентности вирусов птичьего гриппа, была использована RT-PCR (полимеразная цепная реакция). Эта методика в сочетании с сиквенсом сайта расщепления гемагглютинина может служить в качестве быстрого и чувствительного метода оценки потенциальной вирулентности вирусов птичьего гриппа. Раннее обнаружение связанных с вирулентностью последовательностей на сайте расщепления гемагглютинина в полевых изолятах вируса поможет лучше контролировать грипп среди огромной популяции домашней птицы.

В дальнейшем был  разработан простой молекулярный метод быстрого генотипирования для мониторинга внутренних генов циркулирующего вируса гриппа А. Стратегия субтипирования вируса была протестирована вслепую на 10 контрольных вирусах каждого субтипа H1N1, H3N2 и H5N1 (всего на 30) и обнаружила высокую эффективность. Стандартизованный метод генотипирования использовался для идентификации источника внутренних генов 51 вируса гриппа А, выделенного от людей в Гонконге в ходе вспышек 1997-1998 годов и сразу после них. Эта же методика использовалась для характеристики внутренних генов двух изолятов вируса птичьего гриппа H9N2, полученных в Гонконге в 1999г.

Позднее был  разработан real-time reverse transcriptase PCR (RRT-PCR) анализ для быстрого определения вируса гриппа А и субтипов Н5 и Н7 вируса гриппа А. В этом анализе используется одностадийный способ определения и флуоресцентные зонды. Предел определения - около 1000 копий мишени-РНК. С помощью этого метода можно определить 0,1 50%-ную инфекционную дозу для куриных эмбрионов. Для анализа субтипов вируса гриппа А предел определения - 103-104 копии мишени-РНК. Чувствительность и специфичность данного метода напрямую сравнивалась со стандартными методиками для определения вируса гриппа: выделение гриппа на куриных эмбрионах и субтипирование гемагглютинина в реакции ингибирования гемагглютинации. Сравнение проводилось на 1550 трахеальных и клоачных мазках от различных видов птиц и мазков, взятых из окружающей среды на рынках живой птицы в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Результаты RRT-PCR коррелировали с результатами выделения гриппа на куриных эмбрионах в 89% образцов. Остальные образцы были положительными при определении только одним из методов. В целом чувствительность и специфичность Н7- и Н5-специфичных анализов была сходна с методом выделения вируса на куриных эмбрионах и реакции ингибирования гемагглютинации.

 

3.5. Лечение заболевания

 

Исследования, проводимые до сих пор, подтверждают, что назначение лекарств, разработанных  для штаммов человеческого гриппа, будут эффективны и в случае инфекции птичьего гриппа у человека, однако не исключена возможность, что штаммы гриппа могут стать резистентными к таким лекарствам и эти лекарства станут неэффективными.

Было обнаружено, что выделенный вирус чувствителен к амантадину и римантадину, ингибирующим репродукцию вируса гриппа А и применяемым в терапии человеческого гриппа. Кроме того, был исследован ряд других препаратов. Ингибитор нейраминидаз занзивир ингибировал репликацию вирусов на клетках почек хомяков в анализе вирусного урожая (50% эффективная концентрация, 8,5-14,0 mM) и ингибировал активность вирусной нейраминидазы (50% ингибирующая концентрация 5-10 nM). Интраназальное введение занзивира дважды в день (50 и 100 мг/кг веса тела) полностью защищало мышей от смерти. В дозе 10 мг/кг веса занзивир полностью защищал мышей от инфицирования вирусом H9N2 и увеличивал продолжительность жизни и количество выживших мышей, инфицированных вирусами H6N1 и H5N1. Во всех исследованных дозах занзивир значительно уменьшал титры вируса в легких и полностью блокировал распространение вируса в мозг. Таким образом, занзивир является эффективным при лечении птичьего гриппа, который может быть перенесен на млекопитающих.

Орально вводимый ингибитор нейраминидазы RWJ-270201 был протестирован в параллели с занамивиром (zanamivir) и озелтамивиром (oseltamivir) на панели вирусов птичьего гриппа на ингибирование нейраминидазной активности и репликации в тканевых культурах. Затем эти агенты были протестированы на защиту мышей против летальных инфекций H5N1 и H9N2. In vitro, RWJ-270201 был наиболее эффективным против всех девяти субтипов нейраминидазы. RWJ-270201 (концентрация 50% ингибирования от 0,9 до 4,3 mM) превосходил занамивир и озельтамивир карбоксилат по ингибированию нейраминидазы. RWJ-270201 ингибировал репликацию вируса птичьего гриппа как евразийской, так и американской линии на клетках MDCK (концентрация 50% эффективности от 0,5 до 11,8 mM). Мыши, которым ежедневно давали RWJ-270201 из расчета 10 мг на кг веса были полностью защищены против контрольного заражения летальной дозой вирусов A/Hong Kong/156/97 (H5N1) и A/quail/Hong Kong/G1/97 (H9N2). Как RWJ-270201, так и озельтамивир значительно уменьшали титры вирусов в легких мышей при дневных дозах от 1,0 до 10 мг/кг и защищали распространение вируса в мозг. Когда лечение начиналось через 48 часов после экспозиции вирусом H5N1, 10 мг RWJ-270201/кг веса ежедневно защищали 50% мышей от гибели. Эти результаты подтвердили, что RWJ-270201 эффективен против вируса птичьего гриппа по крайней мере также, как и занамивир или озельтамивир и потенциально может использоваться в клинической практике для лечения птичьего гриппа при переносе его от птиц к человеку.

 

3.6. Профилактика

 

Основными методами борьбы с эпидемией являются отбраковка инфицированных и находившихся в контакте с инфицированными птиц в кратчайшие сроки, карантин и тщательная дезинфекция ферм, ограничение перевозки живой птицы внутри страны и вывоза за ее пределы. Строгое выполнение этих требований возможно на крупных коммерческих фермах, но вряд ли осуществимо в сельской местности, где куры и утки содержатся на свободном выпасе, контактируют, плавая в одном водоеме, с дикими птицами. Отстрел диких уток и перелетных птиц, практикующийся в настоящее время в некоторых странах, направлен на уничтожение источника патогенного дикого вируса и, следовательно, самого вируса до того, как он мутирует до высоковирулентной формы. Такая крайняя мера может еще больше расширить географические масштабы пандемии, так как отстреливаемые виды могут изменить свои привычные маршруты миграции и в целом вызвать экологическую катастрофу.

Так как существует риск инфицирования во время обработки  мяса птицы и яиц, ВОЗ рекомендует  соблюдение следующих мер предосторожности при приготовлении блюд из мяса домашней птицы:

Не допускать  заражения 

Не хранить  сырое мясо с продуктами, готовыми к употреблению

Не использовать одну и ту же кухонную утварь для  разделки сырого мяса и продуктов, готовых  к употреблению

Тщательно готовить блюда из мяса птицы 

Тщательно мыть мясо, т.к. при этом вирус теряет активность

Подвергать  мясо тепловой обработке при температуре не менее 700С

Не употреблять  мясо розового цвета или выделяющее розовый сок 

Осторожно обращаться с яйцами, т.к. вирусы птичьего гриппа могут быть как внутри, так и на скорлупе

Мыть яйца перед  приготовлением водой с мылом 

Следить, чтобы желтки не растекались 

Не использовать сырые  или сваренные всмятку яйца в  продуктах, которые не будут проходить дальнейшую тепловую обработку

Соблюдать чистоту 

Тщательно мыть водой с  мылом руки, все поверхности и  кухонную утварь после работы с сырым  или замороженным мясом домашней птицы или яйцами

В зонах зарегистрированного  птичьего гриппа Государственная организация "Центр по контролю и предупреждению инфекционных заболеваний США" в дополнение к этому рекомендует:

Избегать любых  контактов с домашней птицей, а  также с птичьим мясом и  яйцами. Не прикасаться к птицам - не только мертвым и больным, но и кажущимся здоровыми. Не посещать мест, где скапливаются домашние птицы: фермы, рынки и т.д. Избегать касания мест, на которые могли попасть помет и иные выделения птиц.

Внимательно следить  за своим здоровьем (как минимум, в течение 10 суток) после отбытия из опасной зоны. Если появились первые признаки заболевания - немедленно обратиться к врачу и сообщить ему о нахождении в зоне, где обнаружен птичий грипп.

В случае заболевания  рекомендуется отдыхать, пить много жидкости, не использовать алкоголь и табак, принимать противогриппозные препараты. Помнить, что антибиотики не способны уничтожить вирус.

Потенциальная эффективность вакцинопрофилактики  представляется высокой, однако, не доказанной. Опыт предыдущих двух пандемий показал, что в глобальных масштабах вакцинация является трудноосуществимой вследствие ограниченных мощностей выпуска вакцин, несвоевременности ее поступления и разной доступности для населения планеты. В настоящее время вакцина против птичьего гриппа отсутствует.

 

 

3.7. Вакцины

 

Сразу же после  вспышек 1997-1999 годов начались поиски вакцины против вируса птичьего гриппа. Поскольку неадаптированный H5N1 вирус является патогенным для мышей, именно эти животные были использованы как модель иммунной системы млекопитающих для исследования летальной инфекции птичьего гриппа.

Производство  вакцины против вируса гриппа H5N1 в системе куриных эмбрионов невозможно из-за гибели куриных эмбрионов при заражении этим вирусом и высоком уровнем биобезопасности, необходимым для работы с этим вирусом и производством вакцины на основе этого вируса. Для разработки вакцины на основе цельного вируса использовались авирулентный вирус H5N4, выделенный от мигрирующих уток, вирус H5N1 и авирулентный рекомбинантный вирус H5N1. Все вакцины были инактивированы формалином. Интраперитональная иммунизация мышей каждой вакциной вызывала выработку гемагглютинин-ингибирующих и вирус-нейтрализующих антител, в то время как интраназальная вакцинация без адъюванта индуцировала как мукозальный, так и системынй антительный ответ, который защищал мышей от контрольного заражения летальным вирусом H5N1.

Интрамускулярное  введение вакцины, приготовленной на основе непатогенного штамма A/Duck/Singapore-Q/F119-3/97 (H5N3), антигенно связанного с человеческим вирусом H5N1, в сочетании с квасцами или без них, приводило к полной защите от летального контрольного заражения вирусом H5N1. Защита от инфекции наблюдалась у 70% животных, которым вакцина вводилась сама по себе и у 100% животных, которым вакцина вводилась в сочетании с квасцами. Протективный эффект вакцинации коррелировал с уровнем вирус-специфических сывороточных антител. Эти результаты говорят о том, что в случае пандемии возможно использование антигенно связанных, но не патогенных вирусов гриппа в качестве кандидатов в вакцину.

Исследования  ДНК вакцин показали, что ДНК вакцина, кодирующая гемагглютинин из A/Ty/Ir/1/83 (H5N8), который отличается от A/HK/156/97 (H5N1) в пределах 12% в НА1, предотвращает гибель мышей, но не заболевание при инфицировании H5N1. Следовательно, ДНК вакцина, сделанная на основе гетерологичного штамма Н5 не защищает мышей от инфицирования вирусом птичьего гриппа H5N1, но полезна при защите мышей от гибели.

Противогриппозные вакцины, индуцирующие значительный перекрестный гетеросубтипный иммунитет, могут преодолеть ограничения эффективности вакцин, вызванные антигенной вариабельностью вируса гриппа А. Мыши, получившие трехкратную интраназальную иммунизацию вакциной H3N2 в сочетании LT(R192G), были полностью защищены при летальном контрольном инфицировании высокопатогенным человеческим вирусом H5N1, причем вирусные титры в носовой полости и легких были, по крайней мере, в 2500 раз ниже, чем у контрольных мышей, получавших только LT(R192G). Напротив, мыши, которые получили трехкратную вакцинацию вакциной H3N2 подкожно в присутствии или отсутствии LT(R192G) или неполного адьюванта Фрейнда, не были защищены при летальном контрольном инфицировании и никакого заметного снижения титров вируса в тканях не наблюдалось на 5 день после контрольного инфицирования вирусом H5N1. Вакцинация без LT(R192G) приводила лишь к частичной защите против гетеросубтипного контрольного заражения. Результаты исследования гетеросубтипного иммунитета подтвердили полезность мукозальной вакцинации, которая стимулирует перекрестную защиту против множества вирусных субтипов, включая вирусы, представляющие потенциальную пандемическую опасность.

Информация о работе Актуальные воздушно-капельные инфекции: птичий грипп, легионеллез, атипичная пневмония