Экологические проблемы в развивающихся стран Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Экологическая ситуация в африканских странах уже давно вызывает большое беспокойство в мире. Причина тому - угрожающие темпы и размеры деградации, по-своему уникальной, природной среды, что имеет прямое отношение к изменению климата и состоянию экосистем на всей планете. Экологический кризис в Африке начался задолго до того, как он приобрёл волнующие масштабы и последствия для местного населения и природы. Первые характерные для современной экологической ситуации Африки проблемы обозначились ещё в конце 19-го, начале 20-го веков, что отметил в конце 1940-х годов бельгийский исследователь Ж.П.Гарруа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Проблемы развивающихся стран ………………………………………………5
Экологические проблемы великих озер…………………………………………8
Возникновение экономической политики на континенте…………………….10
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………..27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Африка.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Конвенция о сотрудничестве в области охраны и развития морской и прибрежной среды региона Западной и Центральной Африки Абиджан 1981г.   

Региональная конвенция по охране среды Красного моря и Аденского  залива  Джидда 1982г.   

Бамакская конвенция о запрете  ввоза в Африку опасных отходов  и о контроле за их транграничной перевозкой и ликвидацией в пределах Африки Бамако 1991г.   

Конвенция о мигрирующей африканской  саранче Кано 1962г. 

Источник [6].

 

Большая часть региональных инициатив  по экологической политике была заложена в 1985 году на первой Конференции Африканских Министров по Окружающей среде (АМСЕН) в Каире. На АМСЕН были учреждены пять специализированных комитетов, деятельность которых сфокусировалась на экосистемах (пустыни и аридные земли, леса и залесённые территории, прибрежные морские воды, реки и внутренние водоёмы, и экосистемы островов), и восемь интегрированных сетей технического сотрудничества по наблюдению за почвами, климатом, водным ресурсам, по просвещению и распространению опыта, наук и технологий, по биоразнообразию, энергетике и экологическому мониторингу и использованию удобрений. Также, конференция заострила внимание на устойчивом развитии сельских территорий.

Начиная с конца 1980-х годов за политический императив принимают  неоспоримый факт взаимосвязи массового  обнищания быстрорастущего населения с деградацией окружающей среды и истощением ресурсов[4].

Соглашаясь с новаторством международных  конвенций в 1990-х годах африканские  страны признали необходимость решения  триединой задачи: 1) экономическое  оздоровление; 2) борьба с бедностью; и 3) борьба с ухудшением качества окружающей среды. Особенно это подчеркивает Сообщество по вопросам развития стран Юга Африки - наиболее политически оформившийся и активный субрегиональный блок. "Эти три задачи составляют единую программу действий. Решение ни одной из них невозможно в отрыве от двух других".

Основным результатом международных  конференций и, особенно утверждения  на конференции ООН в Рио-де-Жанейро  программы "Повестка дня -21 век"(Agenda 21), явилось влияние на африканскую политику концепции "нового энвайронментализма" (new environmentalism), соединившей экологические, экономические и политические установки государства в неразрывное целое. В "Повестке дня -21 век" была впервые обоснована связь между состоянием экологической среды и развитием общества, основанная не только на угрозе здоровью населения и сохранении истощающихся природных ресурсов в пределах отдельных стран, но и на угрозе среде обитания всего человечества (глобального экологического кризиса).

Помимо политической подоплеки для Африки более чем актуальна и экономическая сторона этих конференций. В рамках почти всех международных соглашений по окружающей среде (МСОС) предусматривается финансирование программ исследований и проводиться профессиональная переподготовка исследователей.

Поскольку экологические проблемы развивающихся стран отличаются от проблем индустриально развитых государств, то и степень активности стран Африки зависит от тематики глобальных МСОС, инициированных в  большинстве случаев последними. Среди первых по степени важности для Африки в списке глобальных экологических проблем значится иссушение климата и недостаток водных ресурсов. Поэтому, такие соглашения как Рамочная конвенция ООН по изменению климата, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и Венская конвенция об охране озонового слоя были подписаны подавляющим большинством стран.

Наибольшее количество африканских  инициатив наблюдается в области  борьбы с опустыниванием, причем основная их масса была учреждена еще до появления в 1996 году самой Конвенции по борьбе с опустыниванием. Среди ярких примеров - национальная программа в Тунисе "Желтая рука", согласно которой проводятся работы по искусственному лесонасаждению и меры по стимулированию социально-экономического развития в сельских районах, чтобы в дальнейшем привлекать сельских предпринимателей к участию в проектах по борьбе с опустыниванием. Также в рамках этого проекта была проведена инвентаризация используемых земель, которые были разбиты на три группы. Для каждой группы был составлен ряд предписаний по использованию ресурсов и возможности изменений в методах ведения хозяйства.

Другая инициатива - "Край пустыни" в Зимбабве, вписываясь в политику государства по децентрализации  управления, имеет конечную цель - улучшить продовольственное снабжение сельского населения. Для этого в стране вводятся меры поощрения богарного земледелия культур и деревьев, а также развития скотоводства на экстрааридных территориях.

Многие экологические  проблемы провоцируются хозяйственной  деятельностью, в которой задействован тот или иной ресурс (флора и фауна, пресная вода и почва). Поэтому План действий для района Калахари-Намиб - это распространение Плана действий для всего бассейна реки Замбези и территорий сопредельных государств, без фокусирования на каком-то отдельном ресурсе. Первая фаза этого плана была завершена в 1995 году и заключалась в повышении благосостояния населения района Калахари-Намиб посредством устойчивого использования природных ресурсов. Именно в этих странах отмечается наибольший экономический рост в последнем десятилетии в Африке.

Все вышеуказанные африканские  инициативы указывают на то, что  в странах континента активно  проводятся работы в природоохранной  области. Что особенно важно, появляются национальные проекты по благоустройству отдельные территорий и даже трансграничных объектов (например бассейны рек).

Большое значение для  жизнеобеспечения африканцев имеет - проблема сохранения биоразнообразия. Многие африканские  страны в подписали Конвенцию по биологическому разнообразию(КБР), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и резервуаров по задержанию влаги и питательных веществ выносимых с соседних вышележащих территорий (участвовало соответственно - 50, 48 и 28 стран Африки).

МСОС в области сохранения биоразнообразия получили наибольшее распространения в странах сильно затронутых процессом обезлесения, что сопряжено с исчезновением не только многих видов флоры, но и лишением местообитания многих видов животных. В данной случае "лес" следует принять за обобщенное понятие здоровой среды обитания со множеством экологических ниш проживания видов флоры и фауны. Поэтому в странах пояса влажных лесов, например в Камеруне и Гане, побудительным следствием присоединения к КБР было принятие стратегии и плана рационального лесопользования. В региональных конвенциях по охране окружающей среды еще сильнее просматривается африканская специфика (см.табл.).

В последнее время  необходимость четкого разграничения

ресурсопользования в  африканском регионе, особенно в  Западной Африке, принимаются законы по трансграничным природным объектам и явлениям, таким как речные и озёрные бассейны (реки Сенегал, Нигер, Гамбия, озеро Чад с притоком р.Логоне) и сохранению биоразнообразия. Меньшее значение имеют проблемы использования прибрежных вод, поэтому в подписанных двух МСОС (по Средиземному и Красному морям) африканские страны являются оппонентами стран соседних регионов Южной Европы и Западной Азии.

Новой, но стремительно набирающей силу, экологической проблемой для  Африки является попытка массового  захоронения токсичных отходов на континенте. Благодаря подписанному Соглашению по Раннему Оповещению между странами Запада и государствами Центральной Африки при участии других природоохранных организаций уже был предотвращен ряд попыток разместить токсичные отходы на территории Ганы, ДРК, Нигерии и Кот-д'Ивуара.

Реализуемые Планы Действий по Окружающей среде (НПДО) отражают содержание многих МСОС. Кратко НПДО можно определить как государственную стратегию, позволяющую определить и классифицировать экологические приоритеты, основать базу для эффективной системы ресурсопользования с перспективой устойчивого развития. НПДО это одновременно продукт и процесс. Как процесс он учитывает экологический аспект при планировании социально-экономического развития с одной стороны, а с другой стороны сенсибилизирует ответственных чиновников к важности экологических проблем во всех областях жизни.

Среди африканских стран, где экологическая политика имеет  наиболее продуманную стратегию  выделяется ЮАР, которая уже обладает относительно оформленной системой защиты природы, отработанной особенно хорошо в области управления охраняемыми территориями. С отменой апартеида и началом проведения административной реформы, призванной одновременно упростить и улучшить управление территориями, три провинции из семи уже подготовили свои региональные экологические планы, которые могут быть скорректированы единой координационной комиссией.

По опыту ЮАР выстраивают  свою экологическую политику Намибия  и Зимбабве, где уже действуют  системы защиты природы и управления охраняемыми территориями. Эти страны адаптировали стратегию, сфокусированную на оценке биоразнообразия и природного богатства с целью туристического развития своих территорий.

Не смотря на частое копирование  европейских инициатив развития в области экологии, важным следствием этого явилось осознание многими странами Черного континента самой политической идеи защиты и охраны окружающей среды. Благодаря Экологическому саммиту в Рио-де-Жанейро в 1992 года некоторые страны, например Уганда, Эфиопия, Мали, Мозамбик, Малави, Бенин и другие включили в права и обязанности граждан в сфере окружающей среды в свои конституции. Дробление и дублирование властных полномочий происходит на фоне распыления ответственности за реализацию экологических мер. Например, в Зимбабве за примерно 20 природоохранными законами следят около 10 министерств. Схожее положение с исполнением законов в Ботсване, а в ЮАР происходит наложение полномочий центральных и провинциальных органов власти.

Наделение полномочиями природоохранного государственного института власти имеет субрегиональный окрас. Так, в странах Северной и Южной Африки их удостоили статуса министерства, а в Восточной Африке предпочли образовать самостоятельный координационный центр (Национальный секретариат или управление по проблемам окружающей среды). В Центральной и Западной Африке бытуют оба этих подхода.

Часто природоохранное  подразделение вписывают в существовавшее ранее отраслевое министерство, например Министерство Лесного хозяйства  в Камеруне, в Министерство Водных ресурсов в Буркина-Фасо или Министерство Туризма в Зимбабве. Такой поход в экологической политике указывает на узкое видение проблем развития в первую очередь сельских территорий.

Огромное значение для  устойчивого природопользования в  сельских районах имеет решение проблемы владения землей, так как главной экологической проблемой продолжает оставаться деградация земель, особенно из-за обезлесения, снижения плодородия почв и утраты биоразнообразия. Выработанные ранее традиционной общиной законы землепользования в корне изменены государственной властью.

Земельная политика и  земельное законодательство современной  Черной Африки часто базируется на общинных формах землепользования.

Закреплённое в европейской  правовой практике понятие частной  собственности, в африканских странах, не является универсальным. Это касается, в первую очередь, земледельческих обществ, где от наличия земельных ресурсов зависят множество пользователей. Отдав абсолютный приоритет в землевладении, например, одному крестьянину найдется много соседей, которые предъявят свои права на тоже участок, который они рассматривали как резервный[7]. В праве на владение землей африканские общины опираются, прежде всего, на семейные связи, к которым примешиваются экономические, политические и социальные связи[8]. В месте с тем, при отсутствии индивидуальной собственности, в условиях "племенного" землепользования (с доколониальных времён) каждая территориальная или родственная община твердо знает свои права и обязанности относительно земельных участков[9].

С момента появления европейцев в землевладении произошли большие изменения, особенно между кочевниками и земледельцами, в пользу последних. В 50-70-е года, колониальные, а позднее и суверенные власти особенно активно проводили политику седиментации кочевников. Поэтому произошло резкое увеличение в некоторых буферных районах скотоводческого населения, которое потеснило оседлые народы. Были нарушены исторически сложившиеся взаимоотношения между этими противоборствующими группами населения. Причем позиция властей перенесла, доминировавших ранее кочевников в подчиненное положение.

Сегодня уже можно  говорить о том, что земельная  политика во всех странах пояса тропических  лесов составляет основной законодательный  рычаг, который ограничивает деградацию лесных и водных ресурсов на континенте. Исключительными примерами здесь являются Гана и Кот-д'Ивуар, где ставка в природоохранном деле была сделана на реформу определенного сектора экономики (сельского хозяйства), который является основных ресурсопользователем (в их случае земель и лесов), а не на проведение комплексных природоохранных мероприятий.

В результате неравномерного распределения земли по социальным слоям населения в Восточной  Африке обедневшие крестьяне мигрируют  в маргинальные районы, где широко распространены уязвимые перед эрозией залесенные склоны гор. Там они выживают за счет использования ресурсов, что часто приводит к деградации земель и сведению лесов [10].

В вопросе землепользования можно привести четкое разграничение  между странами, входящими в Британское содружество и бывшими французскими колониями. В первых институт частной собственности на землю был введён в колониальный период, поэтому отношение к земле и лесам там более бережливое. Об этом свидетельствуют показатели ежегодного обезлесения, рассчитанные на миллион жителей страны, хотя в обеих группах стран общие темпы обезлесения велики[11]. В ряде стран Западной Африки до сих пор сохранилось государственное владение землёй. В условиях общинно-кланового пользования государственными землями крестьянство не представляет заинтересованную сторону в благоустройстве территорий и охране лесов и земель[12, 13].

Информация о работе Экологические проблемы в развивающихся стран Африки