Эстетика постмодерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:07, реферат

Краткое описание

Говоря об эстетике прошедших веков, мы всегда можем четко выделить художественные стили, образ мышления, особенности эстетического восприятия людей того времени. О современном мире сложно сказать что-то конкретное и определенное, и оттого эта проблема кажется все более и более актуальной. К чему в итоге пришло культурное развитие? В чем особенности эстетике новейшего времени, современности? Огромное влияние на это имело и имеет направление постмодернизма.

Прикрепленные файлы: 1 файл

этика и эстетика.docx

— 25.54 Кб (Скачать документ)

Министерство культуры и туризма Украины

Харьковская государственная академия культуры

Кафедра социокультурной деятельности

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Эстетика постмодерна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков – 2012

Введение

 

Говоря об эстетике прошедших  веков, мы всегда можем четко выделить художественные стили, образ мышления, особенности эстетического восприятия людей того времени. О современном  мире сложно сказать что-то конкретное и определенное, и оттого эта проблема кажется все более и более  актуальной. К чему в итоге пришло культурное развитие? В чем особенности  эстетике новейшего времени, современности? Огромное влияние на это имело  и имеет направление постмодернизма. Эстетика постмодернизма характеризует  современные вкусы и представления  о прекрасном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие эстетики

 

Эстетика может рассматриваться  с разных сторон. С одной стороны, мы можем говорить об эксплицитной эстетике, то есть эстетике как науке, дисциплине, которая извне приписывает  категории эстетического окружающему  миру. Это направление сформировалось к середине XVIII века, но уходит корнями  гораздо глубже. С этой точки зрения, термин «эстетика» (от греч. aisthetikos – чувственный) был введен в употребление немецким философом Александром Баумгартеном в своей двухтомной работе «Aesthetica», которая была опубликована в 1750-1758 г.

В его работе эстетика была определена как «наука о низшем уровне познания – чувственном познании, в отличие от высшего – логики» [1] Отсюда можно сделать вывод, что  первичными автор признает «эстетические  суждения», которые предшествуют суждениям  логическим, как ощущение и восприятие предшествует мышлению. Предмет эстетических суждений – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.

Но для данной работы наиболее важной является имплицитная эстетика. В этом понимании эстетика представляется не как наука, а как «особая  форма бытия-сознания»[1]. Она относится к бытию каждого человека, связана с его мировосприятием, с источниками и проявлениями прекрасного в мире. С этой точки зрения понятию эстетики можно дать следующее определение:

«Эстетика – это наука  о гармонии человека с Универсумом; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание  полной и всецелой причастности к  бытию»[1] Бычков В.В.

Об эстетике в таком  ключе говорили еще в Древней  Греции, и справедливо будет сказать, что эстетическая проблематика возникла почти одновременно с проблематикой  философской (Бычков В.В., 2002).

Центральными проблемами эстетики можно назвать две: проблема собственно эстетического, то есть прекрасного, возвышенного, и проблема искусства  как более широкой категории, как прекрасных творений.

Рассматривая эстетику постмодернизма, необходимо говорить скорее об имплицитной  эстетике в контексте обеих проблем. Так как постмодернизм включает в себя и философские представления  о том, что есть прекрасно, онтологии  прекрасного, так и искусство, которое  является одним из важнейших факторов, по которым постмодернизм можно  рассматривать в контексте эстетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постмодернизм: характеристика и истоки

 

Постмодернизм обычно рассматривается  как эпоха, как направление мысли  и искусства, как философское  направление, но в целом представляет собой совокупность и социальных, и политических, и культурных факторов.

Предвестниками постмодернизма являлись постструктурализм и постфрейдизм. Еще в XIXв. Намечается кризис в науке и культуре того времени, который постепенно перетекает в постмодерн, который В.В. Бычков очень точно называет особым «состоянием» гуманитарной науки и искусства. Слияние постструктурализма и представления психоанализа дают приток новым художественно-эстетическим понятиям, на которых начинают основываться философы и деятели искусства того времени. Это такие понятия, как бессознательное, язык, текст, письмо, ризома, шизоанализ (вместо психоанализа), либидозность и др. Это приводит к тому, что оценивается в итоге не только само произведение, но и его связь с бессознательным самого автора, его внутренним миром.

Одной из главных категорий  новой парадигмы становится такое  понятие, как «постмодернисткая чувствительность», которая характеризуется пониманием мира, человека, искусства как смыслового хаоса, к которому нельзя подходить с точки зрения классического структурализма и каких бы то ни было точных формулировок или принципа. Вселенная может рассматриваться только с точки зрения иронии, своеобразной игры чувствования (В.В. Бычков, 2002). О принципиально новом стиле мышления в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар и другие представители философии того времени.

Они рассматривают искусство  в одном ряду с другими феноменами культуры и цивилизации. Вся культура признается за «игровой калейдоскоп  текстов, смыслов, форм и формул, символов, симулякров и симуляций»[1]

Фактически, постмодернистское  искусство рассматривается как  повторение искусства прошлого, преломляющееся в свете современных проблем, неопределенности. Это связано с  появлением все новых открытий в  гуманитарной науке, которые несколько  отступают от привычных позитивистских принципов, и делают мир менее  предсказуемым, принципиально непознаваемым  полностью, всегда оставляющим пространство для интерпретации своих проявлений. Также причина этого в исчерпанности  традиционных направлений искусства, идейного застоя в искусстве, появление  «общества потребления», о котором  говорит Ж. Бодрийяр. Отсутствие нового порождает видоизменение и переработку старых идей с использованием нового контекста и дискурса. Также важным признаком постмодернизма в искусстве является размытость оппозиций между словом и экзистенцией, текстом и телом.

В целом, Г.Кюнг выделяет несколько индикаторов постмодернизма в обществе. Он предлагает использовать термин «постмодернизм» не только в применении к искусству, но в применении ко всему всемирно-историческому бытию.

Во-первых, это новой веры в разум и прогресс, которые  привели к возникновению доминирующих в обществе и науке сил —  естествознания, техники, индустрии  и демократии (Маньковская Н.Б., 2000).

Во-вторых, это смена парадигм, то есть замена модернистского европоцентризма постмодернистским глобальным полицентризмом, возникновение «возможности самоуничтожения человечества»[3].

В-третьих, индикатором постмодернизма является кризис прогрессистского мышления, связанный с утратой господствующими  силами своей абсолютности и незыблемости.

Это приводит к гуманизации наук, выдвижении прав и свобод, индивидуальных особенностей человека на передний план, преобладание ценностей отдельного человека перед ценностями государств и общества в целом как в науке, так и в искусстве и философии.

Таким образом, постмодернизм  – это состояние общества, науки  и искусства, берущее начало от постструктурализма и постфрейдизма, характеризующееся размытостью, хаотичностью восприятия мира и человека в целом, постулирующее, что мир не может восприниматься как четкая система, структура, а может рассматриваться только с позиций относительности и субъективности, иронии и игры.

Поскольку, говоря о постмодернизме, мы имеем в виде и философию, и  науку, и искусство, мы, как уже  было сказано, рассматриваем эстетику постмодернизма в контексте всех этих проявлений.

На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что эстетика постмодерна перестает брать  за основу традиционные теории и концепции, и переходит к совершенно новому состоянию. Поэтому можно говорить о таком виде эстетики как о  неклассической эстетике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неклассическая  эстетика постмодернизма

 

Кризис в науке, искусстве  и человеческой жизни в целом  привел к появлению постмодернизма. При этом эстетические взгляды также  претерпевали глобальные изменения, так  как кризис затронул и эту сферу  бытия.

В отличие от традиционных, классических эстетических представлений, новые концепции не обладали системностью и единством, они были направлены на создание открытых систем, подразумевавших  пространство для различных трактовок, в котором не было ничего абсолютно  верного (Кривцун О.А., 1998).

Неклассическая эстетика перестает сосредотачиваться на прекрасном, дистанцируется от понимания искусства как прекрасного. В центр выходят новые категории, такие как интересность, выразительность, убедительность. Это направление стремилось создать такую модель искусства, которая не будет работать согласно логике, но будет учитывать парадоксальность творческого и реального мира, и воплощать в себе их иррациональные стороны (Кривцун О.А., 1998)

Философские и искусствоведческие воззрения объединяются в неклассической эстетике, и черпают друг в друге  новые для себя понятия. Философия  стремится быть более образной, выразительной, близкой к искусству, а искусство наполняется экзистенциальнми проблемами, тяготеет к метафизической проблематике и наполняется множественными значениями, интерпретирующимися каждым отдельным зрителем по-своему, так как оставляет в себе такую возможность. Происходит так называемое растворение «художественного в эстетическом»[3].

Искусство наполняется множеством параллельных, быстро возникающих и  так же быстро иссякающих направлений. Старые стили оттесняются на задний план, но, с другой стороны, на их основе появляются новые веяния в искусстве.

Однако в целом можно  сказать, что постмодернизм находится  ближе к эстетике, чем к искусству (Маньковская М.Б., 2000). Сложно полностью отнести его к чему-то одному, он как бы находится на пересечении множества областей, но при этом по-своему видоизменяет каждую из них. Н.Б. Маньковская выделяет 3 особенности, характерных эстетике постмодернизма. К первой относятся такие свойства, как неопределенность, выражающаяся в открытости, плюрализме, эклектизме, неортодоксальности, случайности культурной жизни. Ко второй относится имманентность или, иными словами, сосредоточенность на внутренних связях, постмодернистского самосознания, которая перемещает культурную деятельность в сферу интеллектуальных игр, загадок, превращая ее в «метаискусство». Третья особенность – это переход от проблем познаваемости и источников знания, то есть от эпистемологических проблем, к онтологическим проблемам, то есть проблемам бытия и происхождения всего сущего.

Помимо искусства, эстетика постмодернизма касается и массовой культуры. В этом контексте постмодернизм, наследуя идеи авангарда, интересует повседневная жизнь, мода, быт. В отличие от авангарда, постмодернизм не отвергает традиции и не проводит четкой демаркационной линии между профанной и возвышенной культурой. Размытость границ свойственна эстетике постмодернизма и здесь: с одной стороны, массовая культура признается тривиальной, профанической, но, рассматриваясь в игре, сквозь призму иронии, она преображается в нечто оригинальное и изящное. Постмодерн отвергает сосредоточенность на избранных классах, и останавливает свое внимание на публике вообще, на обществе в целом, включая все его классы. Однако этот интерес опасен тем, что вкусы большинства перемешивают с эстетикой избранного, тонкого. Прекрасное перемешивается с безобразным, бытовое – с сакральным, повседневность врывается во все сферы культуры, что грозит разрушением прежних эстетических норм и устоев, эклектичностью, смешением вкусов, причем не всегда в лучшую сторону. Развиваются идеи об обществе потребления, и потребление начинает выступать как критерий эстетичного и культурного. И в контексте неопределенности рамок эстетического, возникает паника, ощущение катастрофичности происходящего. Это вызывает страх, напряжение, развитие идеи об эстетике смерти (Например, Ж. Бодрийяр)

Таким образом, постмодернизм - это состояние, закономерно возникшее  в обществе со стремительно развивающейся  наукой, искусством, информационными  и коммуникационными технологиями, в обществе, которому свойственны  стремительные перемены. Люди перестают  понимать четкие рамки знания, общественных законов, и этому восприятию мира вторит идея постмодерна. Постмодерн вбирает  в себя основы постструктурализма, постфрейдизма, авангарда, при этом строит самобытную модель мира. Этой модели характерна неопределенность, относительность всего, массовость, размытость границ, парадоксальность и абсурдность, которую невозможно воспринимать иначе, как с иронией и двояко.

Эстетика постмодернизма, с одной стороны, позволяет трактовать искусство не только с точки зрения художественных элементов, но и в  связи с личностью и внутренним миром автора, дает простор для  интерпретаций и интеллектуальных загадок, позволяет увидеть удивительное, прекрасное в обыденном и повседневном. С другой стороны, она стирает границы изящного, уникального и массового, это эстетика повторения, так как постмодернизм, по большому счету, не порождает новые идеи – он пересматривает старый мир и переосмысливает его идеи. Эстетике постмодернизма свойственна неопределенность, относительность, демократизация и переход к проблемам бытия, внутреннего мира, ценностей человека.

Информация о работе Эстетика постмодерна