Проблемы борьбы с рецедивной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Борьба с рецидивной преступностью так же многоаспектна, как и ее причины. В этой борьбе первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию. Поскольку рецидивная преступность является социальным явлением, получающим уголовно-правовую оценку, т. е. она выражается в действиях, которые оцениваются уголовным законом как преступления, постольку очень важную роль в борьбе с такой преступностью играет законодательство, особенно связанное с назначением и исполнением наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Особенности личности преступника рецидивиста ……………………….5
Криминологическая характеристика рецидивной преступности ………….16
Особенности детерминации и причинности рецидивной преступности..….33
Особенности борьбы с рецидивной преступностью…………………………..41
Проблемы предупреждения рецидивной преступности……………………...51
Заключение…………………………………………………………………….…..61
Список использованной литературы…………………………………..………63

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4) (Автосохраненный).docx

— 95.40 Кб (Скачать документ)

Этим в значительной степени  объясняется и рост корыстной  направленности рецидивной преступности в России, и углубление криминальной специализации: на фоне увеличения среди  рецидивистов воров в их составе  возрастала доля тех, кто неоднократно совершал преступления однородного  состава. Данная доля с 1990 по 1995 годы выросла с 19% до 30%. В числе особо опасных рецидивистов 53, 3% составляют воры.

Многократное совершение однородных преступлений вырабатывает у рецидивистов определенные криминальные навыки и приемы, свидетельствующие  о криминальном профессионализме. Криминальный профессионализм, по данным ранее проведенных  исследований, фиксировался у каждого  десятого рецидивиста в России.

По данным статистики, число  рецидивистов, совершивших преступления однородного состава, с 1990 по 1995 годы постоянно росло и в общем  числе рецидивистов составило 22,5%. Остальные  же 77,5% рецидивистов совершали преступления смешанного состава. Разнородные преступления особенно характерны для лиц, первые преступления которых совершались  с насильственной мотивацией. Как  правило, такие лица затем меняли свою криминальную ориентацию. После 3-й, 4-й судимости насильственный рецидив  снижается не менее чем наполовину.

Большое значение для криминологической  оценки рецидивной преступности имеет  вопрос о характере изменения  степени тяжести последующих  преступлений в сравнении с предыдущими. Повышается ли тяжесть совершаемых преступлений по мере увеличения числа судимостей? Однозначный ответ на данный вопрос был бы заведомо неверным. Дело в том, что в периоды перестройки и реформ в России происходило углубление дифференциации в среде рецидивистов, как, впрочем, и в составе всех преступников. Часть рецидивистов, используя новые экономические отношения, активно включилась в экономическую преступную деятельность, и большинство их деяний оставались латентными. Одновременно повышался уровень их криминальной квалификации, усиливалась их организованность. Углублялась нравственно-правовая деформация их сознания, приводящая к совершению все более тяжких преступлений. Злостный и устойчивый характер их преступной активности позволяет прогнозировать переход именно представителей данной группы рецидивистов от совершения менее тяжких к более тяжким и профессиональным преступлениям.

На другой части рецидивистов отразилась усиливающаяся маргинальность и люмпенизация населения, его алкоголизация, падение жизненного уровня, психология аутсайдерства и другие черты социальной дезориентации. Это в основном лица старшего поколения – многократные рецидивисты, преступность которых постепенно примитивизируется, степень тяжести снижается; она все больше носит ситуативный характер, чаще всего связанный с потребностью добыть спиртное любым, в том числе антиобщественным, способом.

Большинство таких рецидивистов не работают, пьянствуют, ведут паразитический образ жизни. Среди них высока доля лиц, не имеющих постоянного  источника доходов, определенного  места жительства и т. п.

Дифференциации в среде  рецидивистов соответствует и определенная их типология. Большинство представителей первой из рассматриваемых групп  относятся к последовательно-криминогенному типу, т. е. категории наиболее злостных, опасных преступников, часто профессионалов. Они не только используют, но и сами создают благоприятные для совершения преступлений ситуации, активно преодолевают препятствия, строят систему защиты от разоблачения и наказания.

Отличаются от этой группы рецидивисты ситуативно-криминогенного типа. Среди них много деморализованных или асоциальных лиц, совершающих  чаще всего примитивные непредумышленные преступления общеуголовного корыстного характера.

У таких лиц отмечается утрата основных жизненных позиций, полезных связей, глубокая социальная дезадаптация, сопровождаемая распадом личности, который происходит в результате алкоголизации, психических отклонений, тяжелых соматических заболеваний. Их высокая приспособленность к условиям лишения свободы, отсутствие страха перед названным наказанием обусловливает зачастую простоту и очевидность совершаемых преступлений.

О многих из таких лиц  можно говорить как о "привычных" преступниках, которые не умеют в  рамках закона решать свои проблемы в  условиях свободы, особенно при усложнении указанных условий.

Углубление дифференциации контингента рецидивистов сопровождается, во-первых, увеличением слоев последовательно-криминогенных  и ситуативно-криминогенных, а среди  последних – деморализованных рецидивистов, во-вторых, сокращением промежуточного слоя – рецидивистов ситуативных. Представители  этого типа отличаются от последовательно-криминогенных непредсказуемостью и непредумышленностью преступного поведения. Преступление совершается под очень сильным влиянием социальной ситуации, создающейся без виновного участия ситуативного преступника. Для таких рецидивистов характерно противоречие совершения преступления личностной нравственно-правовой установке, небольшое количество судимостей, смешанный рецидив, совершение хулиганских и других насильственных действий под влиянием конфликтной ситуации и в нетрезвом виде. Некоторые исследователи называют этот тип рецидивистов неустойчивым, так как он неоднороден по составу и нестабилен. Его нестабильность проявляется в высокой вероятности перехода ситуативных рецидивистов к ситуативно-последовательно-криминогенным. Тогда как переориентация этих двух типов рецидивистов на ситуативное поведение наименее вероятна.

Для каждого из выделенных личностных типов рецидивистов характерны особенности не только преступного  поведения, но и нравственно-правового  сознания, специфика типичных проблемных жизненных ситуаций, своеобразие  связей, социальной среды и т. д.

Типология рецидивистов играет огромную роль как в оценке современного состояния рецидивной преступности, так и для изучения ее причин и условий, разработки средств и методов борьбы с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности детерминации и причинности рецидивной преступности

 

Рецидивная преступность является следствием общих процессов  детерминации и причинности преступности в конкретных временно-пространственных границах; одновременно на нее оказывают  сильное влияние процессы самодетерминации преступности в соответствующих условиях. Можно сказать, что рецидивная преступность наиболее концентрированно выражает негативные процессы, происходящие в преступности.

Экономические проблемы переходного  периода, преобразование отношений  собственности породили целые комплексы  взаимодействующих объективных  и субъективных факторов, влияющих на тенденции и характер всей и, в  частности, рецидивной преступности. Кризисное положение в экономике, инфляция, падение жизненного уровня населения и углубление его материально-вещной дифференциации, политическая и национальная напряженность, вылившаяся в некоторых регионах в открытые военные конфликты, и целый ряд других негативных факторов постперестроечного периода привели к глубокому нравственно-психологическому кризису общества, пассивности и неверию людей в возможности вывода страны из кризиса, защиты их законных прав и интересов от преступных посягательств. Это осложняет борьбу с преступностью.

Причины и условия, способствующие рецидивной преступности, в отличие  от преступности первичной, могут быть представлены в виде двух взаимосвязанных  блоков.

Первый блок – это факторы  первичные, обусловившие совершение первого  преступления, поэтому они едины для первичных преступников и рецидивистов. Как показывают исследования, у лиц, совершивших преступления, как правило, сохраняются либо ухудшаются социальные условия и социальная среда, способствующие преемственности криминогенных ситуаций. Именно такое положение было зафиксировано результатами длящегося криминологического изучения личности рецидивистов во взаимодействии с их социальной средой. Крайне негативные условия формирования личности в детском и подростковом возрасте накладывали на нее стойкий негативный отпечаток, трудно поддающийся, а зачастую и не поддающийся воздействию, тем более что такие лица сознательно либо неосознанно стремились к своей привычной микросреде, в которой чувствовали себя наиболее комфортно.

Стереотипы поведения, существовавшие в родительской семье, переносились ими на собственную семью, если, конечно, не встречали сильного положительного противодействия со стороны супругов и других членов семьи, стремившихся ее сохранить и нравственно облагородить. Такая ситуация, однако, встречалась  крайне редко, учитывая ближайшее социальное окружение данного контингента, поэтому коренной поворот в поведении  лиц, ранее судимых, от крайне отрицательного в молодом возрасте до активно позитивного – в зрелом, практически не наблюдался.

Кроме того, связанные с  политической и экономической ситуацией  в стране негативные изменения условий  жизни населения, такие, как обнищание  отдельных его социальных слоев  и групп, безработица, усиление нерегулируемых миграционных процессов, вызванных  бегством из районов конфликтов, и  другие, сказывающиеся на положении  законопослушного населения, значительно  острее воздействуют на лиц, утративших свои социальные позиции в связи  с совершением преступления и  отбыванием наказания. Такие лица испытывают на себе воздействие второго блока факторов, влияющих на рецидивную преступность. Данный блок специфичен именно для преступности рецидивистов. Внутри него выделяются две группы взаимодействующих факторов:

1) факторы, влияющие на  неблагоприятное протекание постпенитенциарной адаптации.

2) факторы, связанные с  различными недостатками в деятельности  правоохранительных органов и  судов, снижающие или сводящие  на нет результаты воздействия  правоохранительной системы на  лиц, совершивших преступления.

Прежде всего постпенитенциарная дезадаптация лиц, отбывших наказания в виде лишения свободы и утративших в связи с этим полностью или частично социально полезные связи, сочетается, как правило, с возникающими у этих лиц трудовыми и жилищными проблемами. В настоящее время еще больше обострилась проблема трудоустройства лиц, отбывших наказания: во-первых, из-за низкой, как правило, квалификации таких лиц (они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию принять их на работу, как было ранее, сейчас практически невозможно); во-вторых (поскольку труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого трудоспособного гражданина страны), более заманчивым для них, в силу их глубокой нравственно-правовой деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства;

в-третьих, видимое расширение возможности трудоустройства в  предпринимательских структурах, помимо положительных факторов, несет и  угрозу привнесения в такую деятельность элементов уголовной субкультуры  и соответствующих норм поведения, что сказывается на методах работы коммерческих и других тому подобных организаций, способствует стиранию граней между предпринимательской и  противозаконной антиобщественной деятельностью.

Статистические данные и  материалы исследований свидетельствуют  о расширении связей рецидивистов с  дельцами теневой экономики. Наличие  таких связей подтвердили 27% самих  рецидивистов, опрошенных в разных колониях. Многие предприниматели в России периода реформ из-за правовой безграмотности и слабой нравственно-правовой позиции были весьма неразборчивы в выборе своих компаньонов, работников, охранников. В числе последних высока доля лиц, ранее судимых. В результате либо возникал криминальный альянс, использующий "крышу" фирмы для различных форм незаконного личного обогащения, либо уголовные элементы в системе предпринимательской деятельности набирали силу и использовали ее как средство воздействия на конкурента, клиента, компаньона или шефа, постепенно захватывая ключевые позиции, ставя соответствующие предпринимательские структуры все в большую зависимость. При этом они стремились полностью взять под контроль всю их хозяйственную и финансовую деятельность, что нередко приводило к тяжелым конфликтным ситуациям, заканчивающимся преступлениями.

Наряду с этим значительный контингент нравственно запущенной части преступников воспроизводится за счет собственной либо близко примыкающей к ней среды деморализованных лиц. У таких лиц чаще других нерешенные вопросы трудоустройства упирались в остро стоящую жилищную проблему. В прежние годы ее обостряли ограничения в прописке. Отмена таких ограничений, хотя. и имела положительное воздействие на условия адаптации, тем не менее не являлась еще гарантией решения жилищной проблемы. Большей частью рецидивистов прописка уже была утрачена ранее, а жилплощадь потеряна из-за длительного не проживания (в соответствии с гражданским законодательством), что явилось для них, как правильно отмечают и другие авторы, дополнительным элементом кары, не предусмотренным законодательством, регулирующим назначение и исполнение наказания. В результате этого снижался психологический эффект наказания, не достигались задачи исправления и перевоспитания, ухудшались условия постпенитенциарной адаптации, пополнялись ряды лиц, не имеющих определенного места жительства и постоянного источника доходов. К середине 90-х годов в России насчитывалось, по данным международной организации "Врачи без границ", около 500 тыс. лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания.

Отмена уголовного преследования  за нарушение правил паспортной системы, бродяжничество и попрошайничество – преступления, характерные для рецидивистов, не сняли существующей проблемы. По данным исследования, среди лиц, неоднократно судимых, более 60% составляют лица без определенных занятий и места жительства. Естественно, для таких лиц преступная деятельность постепенно становится основным (если не единственным) источником существования, что ведет к дальнейшему росту криминального профессионализма рецидивистов. В процессе опроса осужденных 7% из числа лиц, осужденных впервые, и 15% многократно судимых признали себя обладателями всех специальных навыков, необходимых для совершения преступлений. Такие лица представляют значительный интерес для организованных преступных групп и нередко пополняют их ряды. Уголовная среда организовывается и сплачивается на основе укрепления воровских традиций, активизации авторитетов преступного мира, расширения сфер влияния, выходов на легальный предпринимательский, а иногда даже государственный уровень.

Информация о работе Проблемы борьбы с рецедивной преступностью