Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ уголовно-правовых аспектов похищения человека и проблем, связанных с применением данной нормы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и квалифицированные виды похищения человека;
- рассмотреть объективные признаки похищения человека;
- рассмотреть субъективные признаки похищения человека;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Уголовно-правовая характеристика похищения человека………………
5
1.1 Понятие и квалифицированные виды похищения человека……...
5
1.2 Объективные признаки похищения человека……………………….
12
1.3 Субъективные признаки похищения человека……………………...
16
2 Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран…...

18
3 Отграничение похищения человека от смежных составов преступлений…………………………………………………………………

27
Заключение…………………………………………………………………...
31
Список использованных источников………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

pokhischenie_cheloveka_1 (1).doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в казахском УК и в российском уголовном законе имеется как много общих, так и отличительных признаков состава похищения человека. Однако, недостатком законодательства двух стран является отсутствие легального определения «похищения человека».

В Уголовном кодексе Республики Беларусь23 состав похищения также имеется и закреплен он в ст. 182. В отличие от УК РФ, в уголовном законе РБ дается легальное определение понятия похищения человека.

Согласно ч. 1 ст. 182 УК Беларуси «Похищение человека» - это тайное, открытое, путем обмана или злоупотребления доверием, или соединенное с насилием или с угрозой его применения, или иными формами принуждения противоправное завладение лицом при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 291 настоящего Кодекса (захват заложника), которое наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Таким образом, диспозиция уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за похищение человека, в уголовном праве Беларуси является описательно-ссылочной: содержание деяния частично раскрывается и имеется ссылка на иную уголовно-правовую норму этого же УК.

Однако, белорусский законодатель не закрепил в статье 182 УК институт освобождения от уголовной ответственности за похищение человека, как это сделал отечественный законодатель.

Вызывает особый интерес уголовное законодательство о похищении человека в Республике Эстония. Особенностью нормы о рассматриваемом преступлении является то, что в ст. 124 «Подмена или похищение ребенка» УК24 этой республики установлена ответственность за похищение только ребенка. Ответственность же за похищение взрослого человека не предусмотрена. Таким образом, потерпевшим от такого преступного деяния будет выступать только ребенок.

Проводя сравнительный анализ зарубежного уголовного законодательства о похищении человека с УК РФ, следует несколько слов сказать и об Уголовном кодексе Таджикистана25. Так, ответственность за рассматриваемое деяние в УК Таджикистана закреплена в ст. 130 «Похищение человека». Особенностью данной нормы является наличие легального толкования понятия похищения человека, т.е. тайного, открытого, путем обмана или злоупотребления доверием или соединенного с насилием, либо с угрозой применения насилия противоправное завладение лицом при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 181 (Захват заложника) УК.

Таким образом, диспозиция уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за похищение человека, в уголовном праве Таджикистана, как и в уголовном праве Республики Беларусь, является описательно-ссылочной: содержание деяния частично раскрывается и имеется ссылка на иную уголовно-правовую норму этого же УК. Отличительным квалифицирующим признаком похищения человека по уголовному законодательству Таджикистана является признак «повторно или лицом, ранее совершившим преступление....», а также и особо квалифицирующие - «совершены с целью сексуальной или иной эксплуатации похищенного», «совершены с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации» и «совершены при особо опасном рецидиве».

Перечисленных обстоятельств в действующей ст. 126 УК РФ не имеется. Хотя было бы целесообразно дополнить ч. 3 ст.126 отечественного уголовного закона такими видами анализируемого деяния, как «похищение человека, совершенное с целью сексуальной или иной эксплуатации похищенного» и «похищение человека, совершенное с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации».

По уголовному закону Таджикистана, как и российскому, лицо добровольно освободившее похищенного либо лица освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления26.

Анализируя уголовное законодательство стран ЕС отметим следующее.

К преступлениям против личной свободы относит похищение человека Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии27, который устанавливает ответственность за данное преступление до десяти лет лишения свободы. К обстоятельствам, отягчающим ответственность при совершении этого преступления, немецкие законодатели относят причинение вреда здоровью и жизни потерпевшего, причинение значительного вреда профессиональному и материальному положению потерпевшего, совершение преступления за вознаграждение. В случаях же похищение несовершеннолетнего или похищения человека с целью вымогательства, если в результате преступной деятельности была причинена смерть потерпевшему, виновному может быть назначено наказание вплоть до пожизненного заключения.

В соответствии с частью 4 статьи 239а УК Германии, право снижения наказания предоставлено судебным органам, «…если исполнитель, отказавшись от достижения своей цели, позволяет жертве вернуться к своему окружению. Если этот результат наступает без участия лица, совершившего деяние, то достаточно его настойчивых усилий для достижения результата».

Уголовный кодекс Франции28 содержит раздел 4 «О посягательствах на свободу человека», где в статье 224-1 предусмотрена ответственность за похищение человека в виде 20 лет тюремного заключения. При этом ч.3 указанной статьи находит возможным существенное снижение срока наказания при условии добровольного освобождения похищенного преступником в срок до наступления «семи полных суток, исчисляемых со дня фактического захвата».

Ст. 224-2 и 224-3 УК Франции говорят о квалифицированных видах данного деяния, к которым относят преступления, в результате которых потерпевшему причинено увечье; либо он получил хроническое заболевание, вызванное умышленно или ставшее результатом либо условий содержания, либо лишения пищи или ухода, за что предусматривается наказание в виде 30 лет уголовного заключения. Такое же наказание, согласно ч. 1 ст. 224-3 УК, предусмотрено в случае совершения преступления организованной бандой или в отношении нескольких лиц, а «если преступлению предшествовали или его сопровождали пытки или акты жестокости или если оно повлекло смерть потерпевшего», оно наказывается пожизненным уголовным заключением, в соответствии с ч. 2 статьи 224-2 УК Франции. Согласно ч. 3 ст. 224-3 этого же кодекса, возможно снижение срока тюремного заключения до 10 лет в случае добровольного освобождения похищенного в срок до наступления семи полных суток с момента фактического захвата.

Если преступление «совершено для захвата в качестве заложника либо для приготовления или облегчения совершения преступления, либо для содействия бегству или обеспечения безнаказанности исполнителя или соучастника преступления, либо для достижения исполнения какого-либо требования или условия, в частности внесения выкупа», оно наказывается 30 годами тюремного заключения (ст. 224-4 УК Франции). Особым квалифицирующим обстоятельством, согласно ст. 224-5 этого УК, является возраст пострадавшего до 15 лет; за совершение такого преступления должно быть назначено пожизненное тюремное заключение.

В странах Азии немного другой подход к данному виду преступления.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики29 устанавливает ответственность за похищение человека в статье 239: «Похищение человека с целью вымогательства у него имущества или захват его в качестве заложника - наказываются лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества; те же действия, приведшие к смерти похищенного или сопровождающиеся его убийством, - наказываются смертной казнью и конфискацией имущества. Похищение младенца с целью вымогательства имущества – наказывается в соответствии с частью первой настоящей статьи».

Статья 240 УК КНР предусматривает наказание вплоть до смертной казни за похищение человека с целью его продажи. К квалифицирующим признакам этого преступления законодатель относит: руководство группой, занимающейся похищением женщин и детей на продажу; похищение на продажу женщин и детей в количестве более 3 человек; надругательство над женщиной, похищенной на продажу; принуждение похищенной на продажу женщины угрозами или уговорами к занятиям проституцией или продажа ее третьему лицу, принуждающему ее к занятиям проституцией; захват женщины или ребенка путем угроз насилия или с применением одурманивающих (наркотических) веществ с целью их продажи; похищение младенца на продажу; причинение травмы или совершение действий, приведших к смерти похищенных на продажу женщины, ребенка или их родственников, или к иным тяжким последствиям; продажа женщины или ребенка за границу.

В примечании к статье китайский законодатель расшифровывает термин «похищение на продажу», под которым он понимает любые действия, связанные с завладением потерпевшим, в том числе и посредничество при этом.

Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за похищение человека, позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, исследование уголовных законов стран ближнего зарубежья, позволило выявить их значительное сходство с российским уголовным законодательством, вместе с тем, имеются и вполне самостоятельные подходы к построению соответствующих правовых норм и включенности их в структуру национальных уголовных кодексов, например, УК Республики Узбекистан, Эстонии.

Во-вторых, важной особенностью, отличающей уголовные законы ряда стран от УК РФ является наличие в них легального определения похищения человека.

В-третьих, практически все проанализированные уголовные кодексы устанавливают за это преступление длительные сроки лишения свободы, зачастую - пожизненное заключение, а некоторые из них и смертную казнь.  И тут видна разница между европейским, более мягким и толерантным, законодательством и более жестким азиатским. 

Таким образом, из вышесказанного следует вывод, что уголовное законодательство России развивается в рамках общемировых требований по уголовно-правовой защите личной свободы и неприкосновенности личности. Но в наше порою неспокойное время российскому законодателю следовало бы позаимствовать у азиатских коллег некоторые виды особо квалифицирующих обстоятельств, и санкции за данное преступление.

 

3 Отграничение похищения  человека от смежных составов  преступлений

 

Учитывая, что законодательное определение понятия «похищение человека» отсутствует, в судебной правоприменительной практике возникает ряд проблем, связанных с его квалификацией и разграничением со смежными составами. Сходные признаки имеют преступления, посягающие на свободу человека.

Сравнительный анализ похищения человека и незаконного лишения свободы позволяет сделать вывод, что они совпадают по объекту преступного посягательства – свободу, честь и достоинство личности. Вопрос о непосредственном объекте исследуемых преступлений является дискуссионным. Представляется правильным в качестве такового признавать физическую свободу человека, то есть общественные отношения, обеспечивающие возможность человека свободно перемещаться и определять место своего нахождения, а также возможность по своему усмотрению совершать активные телодвижения (возможность фактически реализовать присущие ему от природы физические блага)30.  Отграничение похищения человека от незаконного лишения свободы производится по объективной стороне преступления. Обязательными элементами объективной стороны состава похищения человека являются три последовательно совершаемых действия преступника: завладение живым человеком (захват); перемещение его в другое место; насильственное удержание его. При незаконном лишении свободы изъятия человека из привычной для него микросреды и перемещения в другое место не происходит. Деяние, по сути, выражается лишь в удержании человека помимо его воли.

В качестве существенного отличительного признака незаконного лишения свободы называется и возможность его совершения путем бездействия. Например, потерпевший находится в помещении, ранее запертом с его согласия, а затем виновный отказывается его освободить.

Квалифицирующие признаки похищения человека и незаконного лишения свободы во многом совпадают: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, опасного для жизни и здоровья; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц. 31 Преступления могут быть совершены с особо отягчающими обстоятельствами, то есть организованной группой либо повлечь по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Отличие же проявляется в том, что ст. 127 УК РФ не содержит в качестве объективных и субъективных признаков деяния угрозу применения насилия, а также корыстный мотив преступления, которые предусмотрены ст. 126 УК РФ.

 Законодатель устанавливает различный возраст виновного для привлечения его к уголовной ответственности по ст.ст. 126, 127 УК РФ. За похищение человека она наступает с 14 лет, а за незаконное лишение свободы – с 16 лет. 

Стоит обратить внимание и на примечание к ст. 126 УК РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности при условии, если добровольно освободило похищенного и в его действиях не содержится иного состава преступления. Подобная поощрительная норма в ст. 127 УК РФ отсутствует.           

По степени общественной опасности преступления относятся к разным категориям, причем похищение человека является более тяжким. Так, мера наказания по ч. 1 ст. 126 УК РФ – лишение свободы на срок до 5 лет, а по ч. 1 ст. 127 УК РФ – до 2 лет. Максимальное наказание по ч. 2 ст. 126 УК РФ − 12 лет лишения свободы, по ч. 2 ст. 127 УК РФ – 5 лет, по ч. 3 ст. 126 УК РФ –15 лет лишения свободы, по ч. 3 ст. 127 УК РФ − 8 лет. При квалификации похищения человека и незаконного лишения свободы следует учитывать, что они могут быть сопряжены с другими тяжкими преступлениями (против жизни и здоровья, собственности).

Обращаясь к сравнительному анализу похищения человека и захвата заложника, нельзя не назвать Конвенцию о борьбе с захватом заложников32. В соответствии с ее положениями захват заложника рассматривается в качестве самостоятельного вида международного преступления. В п. 1 ст. 1 сказано, что любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо (именуемое как «заложник») для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц − совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников по смыслу Конвенции. В действующем уголовном законодательстве норма «захват заложника» закреплена в  ст. 206 УК РФ и расположена в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности». Таким образом, одним из основных критериев разграничения анализируемых преступлений является объект преступного посягательства. Дополнительным объектом при захвате заложника выступает физическая свобода лица, которая в похищении человека является непосредственным объектом. По диспозиции ст. 206 УК РФ захват заложника означает захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Тем не менее такие понятия, как «заложник», «захват или удержание в качестве заложника» законодатель лишь называет, но не раскрывает. Разграничение похищения человека и захвата заложника возможно по объективной стороне их совершения – похищение человека может осуществляться путем захвата и изъятия потерпевшего из привычной микросреды, перемещения и удержания его в определенном месте помимо его воли. По законодательной формулировке объективная сторона захвата заложника не предусматривает изъятия и перемещения потерпевшего, а может выражаться либо в захвате, либо в удержании. При этом захват может осуществляться открыто или тайно, без насилия или с насилием, не опасным (ч. 1 ст. 206 УК РФ) либо опасным (ч. 2 ст. 206 УК РФ) для жизни или здоровья.  Как правило, при похищении человека факт противоправного изъятия и удержания потерпевшего тщательно скрывается. Виновные об этом сообщают (телефонный звонок, письмо и т.д.) родственникам, близким лицам со всеми мерами предосторожности. При захвате заложника, напротив, факт совершения преступления и место удержания потерпевшего не только не скрываются, но и афишируются, нередко через средства массовой информации. Именно поэтому местами захвата заложников являются публичные места.

Информация о работе Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран