Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ уголовно-правовых аспектов похищения человека и проблем, связанных с применением данной нормы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и квалифицированные виды похищения человека;
- рассмотреть объективные признаки похищения человека;
- рассмотреть субъективные признаки похищения человека;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Уголовно-правовая характеристика похищения человека………………
5
1.1 Понятие и квалифицированные виды похищения человека……...
5
1.2 Объективные признаки похищения человека……………………….
12
1.3 Субъективные признаки похищения человека……………………...
16
2 Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран…...

18
3 Отграничение похищения человека от смежных составов преступлений…………………………………………………………………

27
Заключение…………………………………………………………………...
31
Список использованных источников………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

pokhischenie_cheloveka_1 (1).doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

3

1 Уголовно-правовая характеристика  похищения человека………………

5

1.1 Понятие и квалифицированные  виды похищения человека……...

5

1.2 Объективные признаки  похищения человека……………………….

12

1.3 Субъективные признаки  похищения человека……………………...

16

2 Сравнительно-правовой  анализ уголовного законодательства  об            ответственности за похищение  человека России и зарубежных  стран…...

 

18

3 Отграничение похищения  человека от смежных составов                      преступлений…………………………………………………………………

 

27

Заключение…………………………………………………………………...

31

Список использованных источников……………………………………….

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире личные права человек признаются высшей ценностью, охраняются международными нормами и внутренним законодательством государства. Согласно ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.19481 каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Основной закон России - Конституция Российской Федерации2, провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Данные конституционные положения обусловливают дальнейшее развитие и совершенствование уголовного законодательства. Между тем в стране по-прежнему сохраняется достаточно высокий уровень преступлений, связанных с незаконным ограничением свободы.

Впервые ответственность за похищение человека в российском уголовном законодательстве была установлена в 1993 г. (ст. 125 «1» УК РСФСР) в связи с тем, что этот вид преступной деятельности стал все чаще применяться в целях быстрого обогащения. Указанное преступление посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, личную свободу и неприкосновенность граждан. В этом плане похищения людей становятся настоящим преступным промыслом и представляют собой чрезвычайную опасность для общества.

Статистика похищений человека в России такова: в 1996 г. - 823 чел., в 1997 - 1140, в 1998 - 1415, в 1999 - 1554, в 2000 - 1291, в 2001 - 1417, в 20021535, в 2003 - 1367, в 2004 -1108, в 2005 - 1135, в 2006 - 994, в 2007 - 837, в 2008 - 698, в 2009 - 633, в 2012 – 5661, в 2013 – 4780, в 2014 – 32813.

Между тем в уголовном праве оказались дискуссионными ряд вопросов, относящихся к уголовно-правовой характеристике похищения человека. К числу дискуссионных относится толкование непосредственных объектов похищения человека, отдельных признаков его объективной стороны и квалифицирующих признаков, отсутствуют четкие правила разграничения данного деяния с другими преступлениями против свободы личности, что делает актуальной тему данной работы.

В качестве объекта исследования выступает похищение человека как преступление предусмотренное уголовным законодательством. Предметом работы является содержание уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за похищение человека и смежные деяния.

Цель работы – анализ уголовно-правовых аспектов похищения человека и проблем, связанных с применением данной нормы.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и  квалифицированные виды похищения  человека;

- рассмотреть объективные  признаки похищения человека;

- рассмотреть субъективные  признаки похищения человека;

- провести сравнительно-правовой  анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран;

- рассмотреть проблемы  отграничения похищения человека  от смежных составов преступлений.

Методологическую основу работы составляют историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы научного познания.

Теоретической базой работы явились труды ученых в области криминологии и уголовного права: Титова Ю.П., Ушаковой Е.В., Рарога А.И., Наумова А.В., Бриллиантова А.В. Клименко А.В. и других.

Нормативную базу работы составили Конституция РФ, нормы уголовного законодательства России и зарубежных стран, а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

 

1 Уголовно-правовая характеристика  похищения человека

 

 

1.1 Понятие и квалифицированные виды похищения человека

 

 

В историческом аспекте похищение являлось одним из наиболее опасных посягательств на человека. В России в качестве преступного и наказуемого оно упоминается уже в договорах Древней Руси с греками, в которых речь идет о лишении свободы – «человека поработить».  Русская Правда предусматривала ответственность за похищение холопов. Эти действия приравнивались к похищению имущества и наказывались высоким штрафом в размере 12 гривен (ст. 38 Пространной редакции). «Головная татьба» (похищение холопов) в ст. 8 Судебника 1497 г. и ст. 61 Судебника 1550 г. наказывалась смертной казнью. Наравне с нею подобная санкция устанавливалась за душегубство, разбой, церковную кражу.  Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. рассматривало похищение как физический захват личности4. В зависимости от целей оно подразделялось на работорговлю, сокрытие или изменение происхождения младенца и похищение женщин. Причем похищение взрослых людей также проявлялось в различных формах. Во-первых, как преступление против семейного союза: похищение незамужней (вдовы или вдовицы) с ее согласия с целью вступления в брак вопреки воле родителей (наказание для него − тюрьма на два-четыре месяца, для нее − монастырь на тот же срок или уединенная жизнь в доме родителей); похищение замужней женщины с ее согласия с целью прелюбодеяния. Во-вторых, как преступление против свободы. В-третьих, как приготовление к другому преступлению5. 

После Октябрьской революции 1917 г. в первых уголовных кодексах в качестве самостоятельного состава преступления было закреплено лишь похищение ребенка. Действия лиц, похитивших взрослого человека квалифицировались как незаконное лишение свободы. В 1993 г. были внесены изменения в УК РСФСР6, и появилась новая статья 125/1, устанавливающая уголовную ответственность за похищение человека. При этом похищение ребенка квалифицировалось в рамках данного состава преступления. Похищение человека в качестве преступного деяния закреплено в ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее − УК РФ)7. При этом здесь закрепляется так называемая простая диспозиция, в которой не содержится объективных признаков похищения человека. Не определенное законом понятие похищения человека раскрывается в научной литературе и судебной практике. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Р.А. Адельханян под похищением человека понимает умышленные противоправные действия, направленные на захват человека, изъятие его из привычной микросреды, дальнейшее перемещение, удержание его помимо воли в определенном месте путем применения к нему физического либо психического насилия или обмана8. 

По мнению И.А. Миронова, похищение человека – это «открытый или тайный захват человека с дальнейшим его перемещением против его воли путем применения насилия или путем обмана (злоупотребления доверием)»9. 

Е.В. Ушакова предлагает следующую дефиницию: «Похищение человека − это противоправное завладение человеком, совершенное против его воли путем насилия или угрозы применения насилия, с целью перемещения и удержания для получения от потерпевшего выгод или иных благ»10.

А.В. Наумов определяет похищение человека как преступное деяние, которое «включает как бы два элемента: похищение и лишение свободы, которые находятся в идеальной совокупности, поскольку похищение одновременно является и лишением свободы»11.

Л.Л. Кругликов полагает, что данное деяние представляет собой «умышленное изъятие и перемещение человека вопреки его воле из естественной для него социальной среды в иное место с намерением содержать его в определенное время в неволе»12.

В судебной практике также выработалось определенное понятие похищения человека. Так, в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации по делу А. сказано, что «по смыслу закона под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением его с постоянного или временного местонахождения в другое место и последующим удержанием в неволе. Основным моментом объективной стороны данного преступления является захват потерпевшего с места его нахождения и перемещение с целью последующего удержания в другом месте»13.

Высказанные точки зрения позволяют выделить ряд признаков, характеризующих исследуемый состав преступления:

−  это общественно опасное умышленное противоправное действие, поскольку похищение невозможно совершить путем бездействия;

−  данное действие направлено на захват и изъятия (удаление) человека с места его постоянного или временного пребывания;

−  захват и изъятие могут совершаться открыто либо тайно;

−  дальнейшие действия выражаются в перемещении и удержании потерпевшего помимо его воли в определенном месте;

−  противоправное действие может быть сопряжено с применением к потерпевшему насилия, угрозы применения насилия, обмана.

Закон предусмотрел ряд квалифицирующих признаков состава похищения человека (ч. 2 ст. 126 УК РФ). Похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 126 УК РФ), предполагает, что оно совершено двумя или более соисполнителями, заранее (до момента захвата) договорившимися в любой форме о совершении преступления. Данный квалифицированный состав преступления будет иметь место и в том случае, если соисполнители согласно предварительной договоренности выполняют объективную сторону похищения человека «по частям» (например, один субъект захватывает, другой - перемещает, третий - удерживает). Действия лиц, которые удерживают потерпевших, ранее похищенных другими лицами, и которые не состоят с ними в сговоре, не могут быть квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 126 УК РФ, а требуют самостоятельной оценки по ст. 127 УК РФ.

Похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в» ч. 2 ст. 126 УК РФ) предполагает, что в процессе совершения преступления (при захвате, перемещении или при удержании) к похищаемому лицу или иным лицам (в целях облегчения похищения) применялось такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести вреда либо легкого вреда здоровью, либо насилие, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья, а равно если имела место угроза применения такого насилия. В этом случае дополнительной квалификации по статьям об ответственности за преступления против здоровья не требуется.

Похищение человека с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г» ч. 2 ст. 126 УК РФ), предполагает использование виновным особого орудия и способа совершения преступления. При квалификации действий виновного по п. «г» ч. 2 ст. 126 УК РФ следует в соответствии с законом «Об оружии»14 и на основании экспертного заключения устанавливать, является ли примененный при нападении предмет оружием, т.е. предметом или механизмом, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели. При наличии к тому оснований действия таких лиц, применяющих оружие при похищении человека, должны дополнительно квалифицироваться по ст. 222 УК РФ.

Под предметами, используемыми в качестве оружия, следует понимать предметы, которыми потерпевшему могли быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни или здоровья (перочинный или кухонный нож, бритва, ломик, дубинка, топор, ракетница и т.п.), а также предметы, предназначенные для временного поражения цели (например, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами).

Одного лишь факта наличия у субъекта оружия или предметов, используемых в его качестве, при похищении человека недостаточно для квалификации содеянного по п. «г» ч. 2 ст. 126 УК РФ; необходимо установить факт их применения. Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, следует понимать умышленные действия, направленные на использование лицом указанных предметов как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством этого оружия или предметов, используемых в качестве оружия15. Оружие и иные предметы могут применяться в момент захвата, перемещения или удержания потерпевшего.

Похищение заведомо несовершеннолетнего (п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ) потерпевшего предполагает, что действия виновного направлены против лица, не достигшего на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, при условии, что субъект достоверно знает о возрасте потерпевшего (например, в силу того, что является родственником, знакомым, соседом и т.д.) или, когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал о его возрасте. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к восемнадцатилетию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака16.

Похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «е» ч. 2 ст. 126 УК РФ), предполагает, что виновный достоверно знает о состоянии потерпевшей (например, в силу того, что является родственником, знакомым, соседом и т.д.) или, когда внешний облик женщины явно свидетельствует о ее беременности.

Похищение двух или более лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 126 УК РФ) представляет собой действия виновного, состоящие в одновременном или последовательном похищении нескольких человек, независимо от того, связаны ли совершаемые преступления единством умысла, мотива, намерений, при условии, что ни за одно из похищений виновный ранее не был осужден.

Под похищением человека, совершенным из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ), закон предусматривает случаи, когда мотивом похищения является стремление виновного извлечь материальную выгоду из преступления для себя лично или для других лиц. Корыстным следует также признавать похищение человека, совершенное по найму. При похищении человека из корыстных побуждений к самому похищенному лицу либо к третьим лицам могут предъявляться требования имущественного характера в качестве условия освобождения (выкуп); в этом случае содеянное при наличии к тому оснований может квалифицироваться по совокупности преступлений как похищение человека и вымогательство (ст. 163 УК РФ).

Информация о работе Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за похищение человека России и зарубежных стран