Правовой статус журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:06, реферат

Краткое описание

Статус журналиста производен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Речь идет о тех важнейших свойствах, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, и прежде всего о ее творческом характере и элементах публичной службы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Прав.ст.ж-та (писал журфак).doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА – ЛЕНИНА В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ  И ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

 

 

 

 

 

 

Реферат выполнила

студентка 1 курса

группы 30701

Салтыкова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - 2008

 

Только самые высокие идеалы, самое добросовестное стремление поступать справедливо, самое точное знание проблем, с которыми ей придется столкнуться, и искреннее чувство ответственности спасут журналистику от раболепства перед классом имущих, преследующих эгоистические цели и противодействующих общественному благоденствию. Дж. Пулитцер

Статус журналиста производен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Речь идет о тех важнейших свойствах, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, и прежде всего о ее творческом характере и элементах публичной службы. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг. Нельзя не обратить внимания на то, что в законах о СМИ ряда стран с развитой системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналистов. Многие соответствующие правила зафиксированы в подзаконных актах, кодексах профессиональной этики, обычаях делового оборота или существуют в качестве политических традиций.

Ныне права и обязанности  журналиста определяются нормами главы V Закона о СМИ, а также отдельными положениями, содержащимися в различных  нормативных актах и касающимися  в первую очередь вопросов допуска  представителей СМИ к информации. Причем, что совершенно естественно, в Законе о СМИ формулируются конкретные специальные правомочия журналистов, вытекающие из конституционного права граждан на информацию, в других же - конкретные ограничения этих правомочий, предопределенные особенностями соответствующего предмета регулирования. Например, закрепленному в части первой статьи 47 Закона о СМИ праву журналиста "искать, запрашивать, получать и распространять информацию" в Законе РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (статья 29) корреспондирует следующее правило: "В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о местах дислокации (передислокации) воинских частей, прохождения службы и жительства военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами. Информация о служебно-боевой деятельности внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира воинской части, начальника учреждения или военно-учебного заведения внутренних войск".

На первый взгляд может  показаться, что в данном случае налицо несоответствие данной нормы  положениям Конституции РФ, которая  недвусмысленно в пункте четвертом  статьи 29 увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну.

Однако не нужно думать, что защита информации ограничивается лишь государственными тайнами. Существуют и другие категории конфиденциальной информации. Вот почему часть первая статьи 4 Закона о СМИ запрещает использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих не только государственную, но и иную специально охраняемую законом тайну.

Перечень сведений конфиденциального  характере, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, включает:

  1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях.
  2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
  3. Сведения, составляющие служебную тайну.
  4. Сведения, составляющие профессиональную тайну (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).
  5. Сведения, составляющие коммерческую тайну.
  6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Использование средства массовой информации для разглашения  специально охраняемой законом тайны  может быть основанием для направления  редакции СМИ предупреждения, а в  случае неоднократности - для прекращения деятельности СМИ по решению суда. В то же время, по общему правилу, журналист не может быть привлечен к ответственности за разглашение тайны: уголовная ответственность наступает только в том случае, если тайна была виновному лицу доверена либо стала известна по службе или работе (статья 283 УК РФ). Разумеется, возможны ситуации, когда государственная тайна доверяется журналисту по службе или работе, например, если он является сотрудником армейской газеты. При этом должны быть соблюдены установленные законом процедуры допуска. Уголовно наказуемое разглашение государственной тайны будет налицо и в том случае, если секретная информация стала известна журналисту по службе или работе. Данную формулу следует понимать в том смысле, что журналист был допущен к информации, хотя и без оформления соответствующего допуска, но именно по месту службы или работы. В отличие от государственных тайн, все прочие конфиденциальные сведения имеют иной режим охраны и защиты. Так, разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, будет наказуемо, если они добыты незаконным способом (например, путем похищения документов), либо виновное лицо преследовало корыстные цели (статья 183 УК РФ). Для того, чтобы признать незаконным собирание и распространение сведений о частной жизни лица, необходимо установить, что эти действия были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (например, из мести) и причинили вред правам и законным интересам граждан (статья 137 УК РФ).В настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. № 2334. Этот нормативный акт ввел в оборот принципы информационной открытости, которые выражаются "в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан".

Ныне все эти принципы составляют концептуальную основу Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. Данный акт регулирует отношения, возникающие, в частности, при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, т.е. зафиксированной на материальном носителе с позволяющими ее идентифицировать реквизитами. В свою очередь, документированная информация с ограниченным доступом к ней подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Согласно упомянутому  закону (часть третья статьи 10) к  информации с ограниченным доступом запрещено относить:

  1. законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  2. документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  3. документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
  4. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечисленные выше категории  сведений не могут относиться ни к  государственной тайне, ни к служебной, ни к какой-либо иной. Однако законодательство о защите информации, построенное по принципу концентрических окружностей, знает еще и перечни сведений, которые не могут объявляться государственной тайной, но могут, например, служебной. Такой перечень дан в части первой статьи 7 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. Согласно закону не могут засекречиваться сведения:

  1. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  2. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  3. о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  4. о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  5. о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах;
  6. о состоянии здоровья высших должностных лиц страны;
  7. о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Наконец, в Положении  о порядке обращения со служебной  информацией ограниченного распространения  в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г., содержится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к категории "для служебного пользования", а именно:

  1. акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  2. сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  3. описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  5. решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
  6. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  7. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Из приведенных перечней отнюдь не следует, что только эти сведения и являются открытыми, а все остальные закрыты завесой секретности. Напротив, все остальные сведения также являются открытыми, если только они не содержат информации, отнесенной к государственной либо иной специально охраняемой законом тайне. Закон "О государственной тайне" понимает государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (абзац второй статьи 2).

Особую важность приобретают правовые механизмы обжалования ограничений доступа к информации и привлечения виновных к ответственности. В этом контексте обращает на себя внимание статья 24 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", которая содержит юридический механизм защиты права на доступ к информации. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом потребитель имеет право на возмещение понесенного им ущерба. Суд также рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории с ограниченным доступом. Лица, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Особую категорию составляют персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Их Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" относит к категории конфиденциальной информации. В соответствии с Конституцией он запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. В то же время закон (часть четвертая статьи 11) вводит обязательное лицензирование деятельности негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению пользователям персональных данных. Очевидно, что на профессиональную работу журналистов это не распространяется.

Еще одна категория конфиденциальной информации - коммерческая тайна. Закон  о СМИ, понимая, что у средств  массовой информации тоже могут быть коммерческие тайны, признает за редакциями право объявлять таковыми отдельные  сведения, содержащиеся в редакционных уставах или заменяющих их договорах (часть пятая статьи 20). Правда, если принятый Государственной Думой 22 января 1999 г. Федеральный закон "О коммерческой тайне" все-таки вступит в силу, данное исключение придется изъять из закона о СМИ. Одновременно закон о СМИ возлагает на государственные органы и организации, общественные объединения и их должностных лиц обязанность предоставлять журналистам информацию о своей деятельности. В отношении же частных компаний и других предприятий закон такого требования не содержит. Принципиальное значение имеет понятие коммерческой тайны. По определению, содержащемуся в пункте первом статьи 139 ГК РФ, к этой категории относится информация, одновременно отвечающая следующим условиям:

  1. она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  2. к ней нет свободного доступа на законном основании;
  3. ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В случае разглашения  коммерческой тайны пункте втором статьи 139 ГК РФ предусматривает возложение обязанности возместить причиненные убытки на лиц, незаконными методами получивших информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Следовательно, если журналист не нарушил закон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет. Если проанализировать комплекс правомочий журналиста, производных от конституционного права граждан на информацию, то окажется, что он весьма обширен. Согласно части первой статьи 47 Закона о СМИ журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. В то же время, если поиск касается информации, о которой заранее известно, что она составляет государственную тайну или является по закону конфиденциальной, то журналист обязан либо отказаться от соответствующего задания редакции либо использовать механизм официального запроса, предусмотренный статьями 39-40 Закона о СМИ. Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, общественным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности. Хотя закон допускает возможность запроса как в письменной, так и в устной форме, однако в случае, если есть основания прогнозировать отказ, лучше заранее придать обращению форму официального документа, выполнив его на редакционном бланке, за подписью главного редактора, с исходящим номером и датой.

Информация о работе Правовой статус журналиста