Суворов в Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:09, монография

Краткое описание

Я решил выбрать данную тему, так как военные люди для меня всегда были в почете, а особенно Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец XVIII века. Он был загадкой, не только для современников, но и для многих людей, живших в более позднее время. Полководец остро чувствовал связь и взаимосвязь явлений, рассматривал все в движении и развитии. Только этим можно объяснить необычайную творческую силу его военного предвидения и исключительно глубокое, подлинно научное понимание закономерностей достижения успеха в разгроме неприятеля. Суворову принадлежит заслуга раскрытия и обоснования тех принципов достижения победы, роль которых в последующие годы неизмеримо возросла.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
В лейб-гвардии Семеновском полку…………………………………………....5
«…Себя перед прочими гораздо отличил»……………………………………14
«Поступать по данному мною в полк учреждению!»………………………...17
Отважный генерал, многоопытный командующий…………………………..19
«Он брал чины саблей…»……………………………………………………….23
Построены на сто лет……………………………………………………………26
Петербург встречает фельдмаршала……………………………………………30
«…Ныне случай мне отойти от службы»…………………………………...…32
«Веди войну по своему»………………………………………………………...35
«Да здравствует герой Суворов!»……………………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...40

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сосновккин Реферат История.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Хорошая память, умение собираться и сосредоточиться выделяли его  из сослуживцев. Он мог цитировать на память отрывки из прочитанного, знал наизусть артикулы (статьи) устава. Несение караульной службы – это тренировка внимания и воли часового. Именно поэтому много лет спустя, став выдающимся полководцем, Суворов сохранил твердое убеждение в том, что строгое, педантичное исполнение всех требований караульной службы – непременное условие солдатского воспитания. Он никогда не забывал, что свою первую воинскую награду он получил в Семеновском полку за хорошее знание и образцовое выполнение правил караульной службы. Хилому от природы, болезненному, дурно переносившему петербургский климат капралу Суворову нужно было обладать поистине огромной выдержкой и железной волей, чтобы стать образцовым солдатом.

Суворов смолоду не испытывал  сочувствия к нарушителям дисциплины, понимая, что без дисциплины любое войско может превратиться в сброд, а в зрелые годы говорил: «Дисциплина – мать победы». Разгульная жизнь многих сослуживцев не по душе Александру Суворову. Строгое воспитание, которое он получил в отцовском доме, уже в молодые годы выработало привычку с пользой расходовать свое время. Александр Суворов гордился службой в армии. С нетерпением ждал полковых учений.

Осенью, в самом начале сентября 1748 года, Суворов переселился  из расположения полка к своему дяде Александру Ивановичу – младшему брату Василия Ивановича Суворова. Разрешение на это он получил вполне официально. В приказе по Семеновскому полку от 6 сентября 1748 говорилось: «Поданой ведомостью от 3-ей роты представлено, что прикомандированный в оную роту из 8-ой капрал Александр Суворов просит, чтоб позволено ему было жить в лейб-гвардии Преображенском полку, в 10 роте, в офицерском доме, с дядею его родным, реченного полку, с господином капитан поручиком Александром Суворовым же, того ради вышеописанному капралу Суворову со своим дядей его родным жить позволяется».4

Поселившись в слободе Преображенского полка А.В. Суворов вскоре ориентировался так же хорошо, как в расположении Семеновского полка. Расширялся круг петербургских знакомых. По семейному преданию, его писма к отцу, написанные в то время отличались деловитостью и лаконизмом. Вот одно из таких: «Дорогой батюшка! Я жив, здоров, служу, учусь. Александр Суворов».5

Его память запечатлевала  яркие картины участия семеновцев во взятии турецкой крепости Очаков и  торжественного их возвращения в  столицу 27 января 1740 года. Бесхитростные солдатские рассказы о победах и поражениях еще раз убеждли его в том, что он избрал службу по сердцу, что он избрал свой путь.

В ноябре 1748 года Суворов  отправился в Москву вместе с 3-м  батальоном, к которому он был прикомандирован  приказом по семеновскому полку.

15 декабря 1748 года, отужинав  в Зимнем дворце в полночь,  при пушечной пальбе императрица  покинула Петербург и в сопровождении  наследника престола Петра Федоровича  отправилась в Москву.

29 декабря 1748 года в  Москву выступил батальон, к которому был прикомандирован Александр Суворов. Он был рад этому событию.

1748 год, проведенный  в Петербурге, был исключительно  важным в его жизни. За короткое  время он не только хорошо  ознакомился с условиями службы, но и на собственном опыте узнал, какова она в столице, получил первые практические навыки в военном деле, стал настоящим солдатом.

 Месяцы жизни в родной Москве в 1749 году для Александра Суворова пролетели быстро. В невскую столицу он возвратился в самом начале января 1750 года.

Капрал Александр Суворов был произведен в подпрапорщики 22 декабря 1749 года во время пребывания 3-го батальона в Москве.

Суворов, вероятно, не предполагал, что дальнейшая служба столкнет его  в самое ближайшее время с  хозяйственными заботами полка. Это  произошло через три месяца после его возвращения в Петербург из Москвы, когда Суворов получил свое новое назначение. Он стал ординарцем Н.Ф. Соковина. Эта хлопотливая должность не мешала Суворову продолжать свое образование. В 1750-1751 годах он посещал последние два класса основного военно-учебного заведения тех лет –Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Посещение занятий оказало положительное влияние на образование Александра Суворова. Суворов мог совершенствоваться в иностранных языках, овладевать навыками шпажного искусства. Очевидно, в корпусе он научился и танцевать.

Сухопутному шляхетскому  кадетскому корпусу Суворов был  обязан не только дальнейшим расширением  кругозора и пополнением знаний. Корпус сыграл значительную роль в формировании его как критически мыслящей личности, человека, имеющего свое собственное суждение по тем или иным вопросам. Молодой Суворов во все вникал, убежденный, что в любом начатом деле следует разобраться полностью и обязательно довести его до конца. Пройдут годы, и, став великим полководцем, А.В.Суворов скажет со всей присущей ему категоричностью: «Кто не завершил, тот ничего не сделал».6

11 июня 1751 года подпрапорщика  Суворова произвели в сержанты.

Приказом от 18 июня 1751 года Суворов был переведен в 1-ю роту, но для него ничего не изменилось. Он продолжал оставаться ординарцем Н.Ф. Соковнина.

Каждый день службы в  Семеновском полку все более  сближал Александра Суворова с полком. Постепенно он преодолевал замкнутость  своего характера, становился все более  общительным.

Один из весенних дней Суворов запомнил на долгие годы. В тот мартовский день Александр Васильевич, снабженный подорожной и необходимыми документами, выехал в Вену.

Любопытно, что Суворов  нигде и никогда не обмолвился о содержании своего задания. «Был в  важных посылках»,- глухо сообщал он в одной из своих автобиографий.7

6 октября 1752 года чрезвычайный  посол России при Венском дворе  Герман-Карл Кейзерлинг подписал  курьерский паспорт Александру  Суворову, возвращавшемуся в Петербург  с документами государственной  важности. В невскую столицу он прибыл в один из ненастных октябрьских дней 1752 года. Сразу же узнал, что его вновь ждет дорога. 1-ый батальон, в списках которого был Суворов, готовился к отбытию в Москву по случаю очередного шествия туда Елизаветы Петровны. Батальон должен был выступить 14 декабря 1752 года.

Сержант 1-ой роты Александр  Суворов, вероятно не предполагал, что  его возвращение в Санкт-Петербург  на этот раз задержится на несколько  лет, что приедет он сюда уже в  звании армейского офицера и навсегда расстанется с родным ему гвардейским Семеновским полком.

 

«…СЕБЯ ПЕРЕД ПРОЧИМИ  ГОРАЗДО ОТЛИЧИЛ»

В начале весны 1754 года 1-ый батальон лейб-гвардии Семеновского полка, которому был прикомандирован  А.В. Суворов, начал подготовку к  переходу из Москвы в столицу на Неве.

25 апреля 1754 года Александр Васильевич стал офицером. Исправность Суворова в несении службы не осталась не замеченной.

10 мая 1754 года Военная  коллегия одобрила желание Суворова  о переводе в Астраханский  и Ингерманландский пехотный  полк. Этот полк входил в дивизию Александра Ивановича Шувалова. Фактическая служба А.В. Суворовав армейском пехотном полку началась позже, так как вновь произведенному офицеру был дан отпуск. На службу он явился в мае 1755 года.

Прослужил он там не долго. Однако за короткое время Александр Васильевич познакомился с патриотически настроенными офицерами, взгляды которых по поводу засилья чужеземцев на командных постах совпадали с его взглядами.

Военная коллегия направила  Александра Суворова в Новгород. Должность, на которую он был назначен, была хозяйственной. Суворов стал обер-провиантмейстером «ранга капитанского».8 Александр Васильевич не испытывал удовлетворения от нового назначения, но его пребывание в должности обер-провиантмейстера не было безрезультатным, и сослужило ему в дальнейшем хорошую службу. А.В.Суворов, став полководцем, как никто другой из русских военачальников XVIII века, понимал зависимость успехов армии от правильной организации ее снабжения.

28 октября 1756 года определением  военной коллегии А.В.Суворов  был назначен на военно-судную должность в звании генерал-аудитора-лейтенанта. Приехав в столицу, Суворов сдал в Главную провиантскую канцелярию письменные дела и деньги, передал передал стоявшего при нем писаря и приступил к новой работе.

Став генерал-аудитор-лейтенантом, Александр Суворов оказался в непосредственном подчинении Военной коллегии. Теперь он почти ежедневно появлялся в одном из зданий Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Прошло всего несколько  дней после нового назначения, и, сдав дела в аудиторской экспедиции, Александр Васильевич, как обычно, быстро выехал к новому месту назначения в Либаву (ныне Лиепая).

Суворов покидал столицу  в декабре 1756 года в неспокойное  время. 16 августа Россия объявила войну Пруссии, выступив в защиту интересов своих союзников. Началась семилетняя война. Она продолжалась с 1756 по 1763 год. Конфликтовали Англия и Франция, и Австрия и Пруссия.

Участвуя в сражениях в годы Семилетней войны, Александр Суворов наглядно убедился в высокой боеспособности русских солдат. Несмотря на тягостные условия службы, русский солдат – крепостной крестьянин обладал высокими моральными и воинскими качествами. Это объясняется глубоким патриотизмом русского народа, его традициями воинской доблести, сохранившейся в крестьянском быту артельностью, поддержавшей в русском солдате чувство товарищества и взаимной выручки.

Ничего подобного не было и не могло быть в прусской наемной армии, где царила жестокая палочная дисциплина, основанная на стремлении превратить солдата в слепое орудие. Требование не рассуждать было в основе всей прусской армии.

Во время семилетней войны Суворов не раз участвовал в жарких схватках с неприятелем. Во время Франкфуртской баталии  в 1761 году, он особенно отличился, сражаясь в составе летучего корпуса генерала Г.Г.Берга. С небольшими подвижными отрядами, состоявшими зачастую из казаков либо гусар, подполковник Суворов действовал решительно, внезапно нападая на врага в его глубоком тылу. Под Бригом и Бреславом, в стычках при деревнях Глос и Кляйн Вандрис, под Ландсбергом, Стадгартом и гольнау – повсеместно проявлял он себя как лихой кавалерийский начальник.

Главнокомандующий генерал-фельдмаршал  А.Б.Бутурлин, отмечая энергичные действия подполковника Суворова, писал, что  «он пред прочими себя гораздо  отличил».9

 

«Поступать по данному мною в полк учреждению!»

31 августа 1762 года последовал  указ Екатерины, в котором говорилось: «Подполковника Александра Суворова  жалуем мы в наши полковники  в Астраханский пехотный полк».10

Астраханский пехотный полк предстояло вывести из столицы. Но Екатерине не хотелось, чтобы полком, который придет ему на смену для несения караульной службы, командовал ненадежный человек. Поэтому, последовало  распоряжение Военной коллегии о переводе Суворова в Суздальский пехотный полк. Александр Васильевич занял пост командира полка. Александр Суворов оказался свободным в течении нескольких месяцев пока шел его полк.

Когда в июле 1763 года Суздальский  пехотный полк прибыл в столицу для  несения караульной службы, у Суворова появилось много новых забот  и дел. Полк расположился на Васильевском острове. Он входил а 4-ю Санкт-Петербургскую дивизию под командованием князя Александра Михайловича Голицина.

Этим же летом Суздальский  пехотный полк прошел учения. На это  мероприятие пришла Екатерина «смотреть  стоящий в лагере на Васильевском острову Суздальский пехотный полк и чинимые оным полком экспедиции…».11 Учения показали, что за предельно короткий срок, прошедший со времени принятия полковником А.В. Суворовым командования Суздальским пехотным полком, он добился исключительных успехов в обучении солдат. Главным новшеством, введенным полковником Суворовым, было устройство на площади перед лагерем двух полевых сооружений – реданов – для обучения солдат преодолению инженерных сооружений противника.

В октябре 1764 года полк был отправлен к месту постоянного пребывания на Новую Ладогу. Несмотря на это, Александр Васильевич неоднократно приезжал в столицу по делам службы.

В июне 1765 года полковник  Суворов прибыл в Петербург вместе с полком для участия в маневрах. Его полк совершил переход форсированным маршем и прибыл в полном порядке.

В июне 1765 года прошли большие  маневры в Красном Селе, располагавшемся  в тридцати верстах от Санкт-Петербурга. В лагерь войска вступили 15 июня. 16 и 17 июня всем полкам было приказано производить оружейную экзерцицию, которой тогда по традиции при обучении войск придавалось большое значение.

19 июня во время  парада царица в мундире полковника конной гвардии верхом на коне объезжала войска. Александр Васильевич стоял возле суздальцев, выделявшихся бодрым видом и хорошей выправкой. Объезд продолжался более 2-х часов. Затем войска были разделены на две армии – Екатерины II и П.И.Панина.

Маневры проводились  до 27 июня включительно, и суздальцы  еще не один раз продемонстрировали свою выучку и слаженность в действиях. Несмотря на условность этих маневров, которые были проведены в необычной обстановке летних лагерей, что ранее не практиковалось, они имели большое практическое значение. Это была военная игра, приближенная к действительной боевой обстановке, с атаками, обходами и даже главным сражением, которое состоялось 25 июня.

Информация о работе Суворов в Петербурге