Демидовское население

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Биографические сведения о первом Демидове современник Екатерины II И.И. Голиков дал в многотомном сборнике документов «Деяния Петра Великого». Здесь изложены указы о пожалованиях Демидовым и о подарке, сделанном первым уральским заводчиком, царю по случаю рождения царевича 100 тысяч рублей и драгоценности.
Он же издал при материальном содействии уральских промышленников свое сочинение «Дополнения» к «деяниям Петра Великого» (1790).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..…3
1.БИОГРАФИЯ ПРЕДСТОВИТЕЛЕЙ ДИНАСТИИ ДЕМИДОВЫХ........4
2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМИДОВЫХ...............14
2.1.Роль Демидовых в истории горнометаллургической промышленности России………………….…….………….……..14
2.2.Вклад Демидовых в развитие промышленности Российской империи первой четверти XVIII века….…….….….…..…23
Заключение……………………………….……….….……….…………………..27
Список использованной литературы……………………………….…………28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Демидовское наследие.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Массовые переселения  существенно изменили демографическую  ситуацию на Урале, способствовали хозяйственному освоению даже самых отдаленных и  безлюдных уголков края. Из обслуживающих  заводское хозяйство «людей при  заводах» сложилась особая сословно-производственная группа горнозаводского населения. На Урале она стала основным источником формирования не только рабочих кадров, но и основных социальных групп населения, прежде всего рабочего класса.

Неразрывной частью окружной системы заводского хозяйства была сложная организация управления, окончательно сложившаяся в конце XVIII — начале XIX в. Она включала центральное управление в Петербурге и главное заводское управление с «частными» заводскими конторами на Урале, особую «вотчинную контору», ведающую демидовскими вотчинами в европейской части России, и разветвленную сеть «продажных контор» в России и за границей. В условиях крепостного права эта система была достаточно эффективна, а ее «механизм» управления хорошо продуман и отлажен. Главная роль в нем, естественно, принадлежала самим заводчикам.

Однако их функции  не оставались неизменными. Демидовы первых поколений в период становления  окружной системы осуществляли непосредственное руководство заводским хозяйством. Опираясь на поддержку государства, они последовательно проводили политику закрепощения людей, занятых на их заводах, не останавливаясь перед самыми жесткими, насильственными мерами. Но в дальнейшем, в связи с усложнением заводского хозяйства и завершением его «феодализации», функции управления настолько усложнились, что заводчикам понадобился специальный аппарат управления, численность которого постоянно росла.

Кроме того, в результате «одворянивания» у Демидовых  появились новые — «попечительские» обязанности по отношению к крепостному населению заводов. В новых условиях произошли изменения в экономической и социальной политике заводовладельцев: от насильственных методов обращения с рабочими они переходят к более гибкой «патерналистской» политике, отвечавшей новому духу времени. Целью этой политики было дальнейшее совершенствование управления заводским хозяйством, стимулирование производительности труда крепостных рабочих и служащих и сохранение социальной стабильности на заводах.

Реализуя их, Демидовы в 1-й половине XIX в. использовали самые разнообразные методы: от повышения оплаты труда, создания целой системы пенсий, наград и других «вспомоществований» до отправки талантливой молодежи на учебу за границу и усовершенствования заводской отчетности (в частности, введения на заводах европейской системы бухгалтерского учета). Не последнюю роль играло и внедрение в сознание крепостного заводского населения своего рода «культа» Демидовых.

Наиболее последовательно  и эффективно проводил эту политику Николай Никитич Демидов (1773—1828). При нем в Нижнетагильском округе заметно улучшилось материальное положение «людей при заводах», благодаря введению пенсий для рабочих и особых льгот для служащих. В заводских поселках и деревнях строились не только церкви, но и школы, больницы и приюты. В широких для того времени масштабах была налажена подготовка специалистов: техников, медиков, архитекторов, художников, пополнявших ряды крепостной интеллигенции.

В значительный культурный центр Среднего Урала превратился  административный и промышленно-торговый центр округа — Нижний Тагил.

Несмотря на перенос  своей резиденции за пределы России, Н.Н.Демидов продолжал держать  в своих руках основные нити управления всеми имениями, «трестируя» их лично  или через переписку с заводской  администрацией. Объединяя в своем лице заводчика и помещика, он широко пользовался правом вмешательства в личные судьбы своих крепостных «подданных» (в том числе и тех, кого хотел облагодетельствовать), что нередко имело трагические последствия для них.

Как уже отмечалось выше, первая половина XIX в. была временем расцвета окружной системы заводского хозяйства. В условиях развития горнозаводской промышленности в крепостную эпоху она оказалась достаточно эффективной. Доказательством тому служат стабильно высокие прибыли Демидовых и поступательный характер развития заводского производства. При всех достоинствах окружной системы заводского хозяйства в ней, однако, имелись и недостатки, связанные с ее внутренними противоречиями. При свойственном этой сложной структуре переплетении «феодальных» и «капиталистических» элементов они были неизбежны.

Уже в предреформенные  годы наблюдалось нарушение равновесия основных «параметров» окружной системы  заводского хозяйства, начинавшей терять свою самодостаточность.

Наметившийся в 40-х  —50-х гг. XIX в. кризис организации заводского хозяйства затронул и механизм управления демидовскими заводами. Именно с этим процессом было связано изменение роли и функций основных субъектов управления — самих заводовладельцев. Начиная с 40-х гг. XIX в., Демидовы все больше теряют непосредственную связь со своими заводами. Живя большей частью за границей, они лишаются возможности эффективно осуществлять функции руководства и контроля над заводским хозяйством. В Нижнетагильском округе эти функции все чаще стал выполнять разросшийся административный аппарат заводского управления.

В конце 40-х гг. XIX в. в нем появляется новое звено — специально учрежденная должность «главноуполномоченного по делам всех имений Демидовых». Человек, назначенный на эту должность, выполнял обязанности «досмотра и контроля» за деятельностью Центрального управления в столице и Главного заводского управления на Урале, т.е. фактически подменял самого заводовладельца .

Главноуполномоченный  вместе с представителями высшего  эшелона заводского управления непосредственно имели дело с населением, занятым в заводском хозяйстве. Им же приходилось проводить в жизнь техническую и социальную политику, в той или иной степени одобренную заводчиками.

Особенности отмены крепостного  права на горнозаводском Урале (и в частности, в демидовских округах), ярко выраженный антирабочий характер политики заводчиков и их администрации на уральских заводах во 2-й половине XIX в., наряду с общими социальными и экономическими сдвигами, коренным образом изменили ситуацию в регионе. Она ознаменовалась усилением социальных противоречий и нарастанием борьбы заводского населения за свои права.

Все это не могло не обострить назревавший и ранее  кризис окружной системы организации  уральской горнозаводской промышленности. Из фактора развития этой промышленности она становится его тормозом.

В этих условиях владельцы  уральских округов превращались из организаторов производства в  потребителей доходов от заводов. При  этом, в отличие от новой генерации  русских предпринимателей конца XIX — начала XX в., таких, как Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, действующих в Европейской России, потомки уральских магнатов тратили свои доходы на цели, далекие от нужд заводов и занятых там рабочих. Типичным представителем их можно считать владельца Нижнетагильских и Луньевских заводов Павла Павловича Демидова (1839—1885), унаследовавшего от своих знаменитых предков вместе с заводами и имениями еще и пышный титул князя Сан-Донато. Этот, по определению знатока Урала и истории тагильских заводов писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, «анекдотический человек» занимался «решительно всем, кроме своего заводского дела».

Наследники П.П.Демидова продали свои заводы и при финансовой поддержке Русского для внешней  торговли банка в 1917 г. создали новое  «Акционерное общество Нижне-Тагильских и Луньевских заводов». Так, по существу, завершился процесс постепенного отделения прав владельцев заводов от управления ими. Еще раньше, в течение XVIII и XIX вв., полностью расстались со своими заводами представители других «ветвей» демидовского рода (в т.ч. и владельцы Суксунского и Ревдинского округов). Среди их потомков было немало незаурядных, разносторонне талантливых людей, проявивших себя в военном деле, на государственной службе и далее в области искусства. Продолжалась, хотя в несравнимо меньших размерах, и «фамильная» благотворительная деятельность Демидовых, оставившая заметный след в отечественной и европейской культуре. Но историческая роль Демидовых-заводчиков уже отошла в прошлое...

Чему же учит нас опыт Демидовых? Наверное, прежде всего, огромной роли личного фактора в истории горнозаводской промышленности в России.

Рубежная эпоха восемнадцатого века выдвинула в лице основателей  демидовской династии ярких, талантливых  личностей, способных на дела общегосударственного масштаба. Именно таким человеком был Никита Демидович Антюфеев (Демидов), перенесший свой богатый тульский опыт создания крупного металлургического производства на далекий Урал и фактически подаривший стране новый промышленный регион.

Осваивая его вместе со своими сыновьями, он явился первооткрывателем огромных «лежавших втуне» природных богатств не только Урала, но и Сибири.

Демидовы первых поколений  были не просто основателями заводов, но и организаторами заводского хозяйства, создателями его новой, окружной, структуры, идеально приспособленной к специфическим условиям Урала. Окружная система заводского хозяйства, позже положенная в основу организации всей горнозаводской промышленности Урала, полностью оправдала себя в крепостную эпоху. Она не только доставляла заводовладельцам огромные прибыли, но и обеспечивала потребности жителей России в металле и изделиях из него. Она помогла уральскому железу выйти на мировые рынки, способствовала превращению Урала в опорный край державы — ее военный арсенал.

В этих исторических заслугах горнозаводского Урала, безусловно, велика роль первых частных уральских заводчиков Демидовых. Они не боялись идти на риск, прокладывая новые, еще неизведанные пути развития молодой русской металлургии, завоевывая для ее продукции мировые рынки.

Достаточно гибкую и эффективную техническую и социальную политику, отвечавшую конкретным историческим условиям, проводило среднее поколение Демидовых. Продолжая традиции своих предков, оно немало сделало для хозяйственного освоения Урала, поднятия уровня культуры и образования местного населения, а также снискало заслуженную славу щедрых меценатов как в России, так и в Европе. По-иному сложились судьбы их наследников, постепенно терявших интерес к заводскому производству.

На примере Демидовых  можно наглядно видеть, какое значение имело сохранение связей «одворянившихся» заводчиков с их заводами. Пока эта связь была достаточно прочной, сохранялась и их ведущая роль в управлении сложным заводским хозяйством. Утрата представителями последних поколений демидовского рода сначала распорядительных, а затем и контролирующих функций привела в конечном счете к отделению прав владения заводами от управления ими. Это стало одной из причин кризиса уральской горнозаводской промышленности во 2-й половине XIX — начале XX в. Полный отход от заводского дела и превращение заводовладельцев из энергичных, полновластных хозяев в простых получателей доходов с созданных их предками заводов — таков эпилог двухвековой истории самой знаменитой в истории русского предпринимательства династии Демидовых.

В эволюции наиболее ярких  и типичных представителей уральских  заводчиков-помещиков закономерно  нашла свое отражение судьба созданной  ими системы организации заводского производства, ее историческая ограниченность.

 

2.2.Вклад Демидовых  в развитие промышленности Российской империи первой четверти XVIII века

В первой четверти XVIII века в промышленности России наблюдается бурный подъем. Доставшиеся в наследство Петру I промышленные предприятия едва удовлетворяли внутренние запросы государства. Действовавшие экономические регионы в европейской части России и в Олонецком регионе к концу XVII века исчерпали свои потенциальные возможности по ряду объективных причин, а именно: нехватке сырья, трудовых ресурсов, топлива. Вступление России в войну и соответственно возросший спрос на оружие привели к изменению промышленной политики правительства. Начинается поиск богатых железной рудой мест, вследствие чего Урал становится центром возрождающейся промышленности. Уральская руда была богата содержанием железа. Руда Олонецкого края давала до 25% чугуна, тульско-каширская — до 45%, уральская — до 50%. По своему качеству уральское железо не знало себе равных не только в России, но и в Европе. Кроме того, Урал располагал разветвленной сетью полноводных горных рек, что можно было использовать в качестве гидроэнергии для заводов и удобных путей для транспортировки их продукции. Урал был богат лесными массивами, что решало проблему топлива. Важнейшим преимуществом Урала было наличие в данном регионе трудовых ресурсов. Также на Урале был развит железоделательный промысел, давший крупным предприятиям квалифицированные кадры.

Казна, не ожидая притока  на Урал частного капитала, сама выступила  в роли промышленника. В течение 1699— 1704 годов здесь было пущено 4 крупных завода — Невьянский, Уктусский, Алапаевский и Каменский. Производительность казенных заводов на практике оказалась значительно ниже, чем частных. Указом его императорского величества от 8.03.1702 г. о передаче казенного Невьянского завода Никите Демидову начинается династия крупных промышленников. Глава горной администрации уральских и сибирских заводов В.Н.Татищев, а затем В.И.Геннин находили заводы Н.Демидова в более благополучном состоянии, чем казенные, о которых они усердно радели. Выходец из тульских кузнецов, Н.Демидов «своим коштом» строил водо-действующие доменные заводы по самому последнему слову техники, опережая Западную Европу. Частные заводы Н.Демидова давали в 4 раза больше продукции, чем казенные. За 6 лет (1720—1725 гг.) казенные заводы Урала дали 595 751 пуд чугуна, а уральские заводы Н.Демидова за 4 года (1720, 1723-1725 гг.) дали 1 040 849 пудов чугуна. По своему качеству железо с демидовских заводов было лучшим как в России, так и в Европе. Большую часть казенных заказов на вооружение выполнял Тульский завод Н.Демидова.

Информация о работе Демидовское население