Демидовское население

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Биографические сведения о первом Демидове современник Екатерины II И.И. Голиков дал в многотомном сборнике документов «Деяния Петра Великого». Здесь изложены указы о пожалованиях Демидовым и о подарке, сделанном первым уральским заводчиком, царю по случаю рождения царевича 100 тысяч рублей и драгоценности.
Он же издал при материальном содействии уральских промышленников свое сочинение «Дополнения» к «деяниям Петра Великого» (1790).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..…3
1.БИОГРАФИЯ ПРЕДСТОВИТЕЛЕЙ ДИНАСТИИ ДЕМИДОВЫХ........4
2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМИДОВЫХ...............14
2.1.Роль Демидовых в истории горнометаллургической промышленности России………………….…….………….……..14
2.2.Вклад Демидовых в развитие промышленности Российской империи первой четверти XVIII века….…….….….…..…23
Заключение……………………………….……….….……….…………………..27
Список использованной литературы……………………………….…………28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Демидовское наследие.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Старший сын Акинфия, Прокофий (1710 - 1786), был известен своими чудачествами. Так, в 1778 г. он устроил  в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек. Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары. Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и прочее), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей. На пожертвованные им 1107000 рублей основан московский воспитательный дом. Им же учреждено санкт-петербургское коммерческое училище, на которое он пожертвовал 250000 рублей (1772). Когда стали открываться народные училища и главные народные училища, Прокофий Демидов пожертвовал на них 100000 рублей. С именем его связывается также учреждение ссудной казны. - Брат Прокофия, Никита Акинфиевич (1724 - 1789), отличался любовью к наукам и покровительствовал ученым и художникам.

Никита Акинфиевич фактически первым из Демидовых пустился в длительное путешествие по Европе. Главной причиной этой поездки стала болезнь молодой (третьей по счету) жены. 26-летняя Александра Евтихиевна страдала истерическими припадками. Лечение помогло. Но не только это принесло радость 50-летнему Демидову. За время путешествия семья значительно пополнилась. Сначала в Париже родилась дочь, а на обратном пути в Россию, в 80 верстах от Петербурга на свет появился сын Николай (сам Никита тоже родился в пути - на берегу реки Чусовая, во время поездки родителей из Тулы в Сибирь). В путешествии по Италии его сопровождает знаменитый скульптор Федот Шубин, которому Демидов заказывает мраморные бюсты - свой и Александры Евтихиевны. В Италии Демидов пробыл четыре месяца. Был принят "благосклонно и ласково" папой римским Климентом XIV, слушал в Сикстинской капелле восхитительную музыку и любовался на "преславную Мишель Анжелеву живопись".

Удивлялся знаменитой Пизанской  башне, которая "будто совсем упадет", и редкостями из кабинета натуральной  истории Болонской Академии наук, Часами гулял по Флоренции, не предполагая, что через несколько десятилетий этот город станет родным для их будущего сына, внуков и правнуков.

Старший сын  Николая Никитича жил в столице, имел там несколько домов - дворцов. Богатый заводовладелец пристрастился  к игре в карты и выигрывал  людей, обеспечивая уральские заводы работниками. В то время это признавалось даже за особенную хозяйственность и заботу о собственных владениях.

 Село Шайтанка  было заселено крестьянами, выигранными  у помещиков Рязанской и Черниговской  губерний. В 1833 году, когда в селении Черноисточинского завода начали строить православную церковь, согнали сюда выигранных в карты 600 мужчин и 700 женщин.

После кончины  в 1787 году Никиты Акинфиевича остались наследниками 14-летний сын Николай (1773-1828) и две незамужние дочери. В  наследство входило девять заводов Тагильской группы: Нижнетагильский, Выйский, Верхне- и Нижнесалдинские, Черноистoчинский, Висимо-Шайтанский, Висимо-Уткинский, а также деревни с 9209 душами мужского пола. Юный владелец огромного хозяйства долго не интересовался своими уральскими владениями. За него управляли заводами высокопоставленные опекуны А.В. Храповицкий и И.Д. Дурново. С юных лет Николай Демидов числился сержантом гвардейского Семеновского полка, но по дворянскому обычаю жил в родительском доме и «проходил науки». Позже он вел в столице разгульную жизнь лейб-гвардейского офицера. Всесильный князь Г.А. Потемкин заинтересовался им и взял к себе адъютантом. В царствование Павла I имя Демидова мелькает в именных указах сумасбродного императора вместе с фамилиями придворной знати. Из камер-юнкеров Николай Никитич скоро был пожалован камергером, тайным советником и затем гофмаршалом. Армейские навыки ему пригодились позднее — во время битвы при Бородино. Он дослужился до чина генерал-майора.

В 1791 году 18-летний Николай Демидов приступает к управлению заводами, но сначала совместно с опекунами. Над молодым заводовладельцем и в 22 года все еще была опека. Если внук основателя династии заводчиков Никита Акинфиевич Демидов проживал в год по 26 тысяч рублей, то его сын Николай Никитич повысил свой личный расходный бюджет до 170 тысяч. В результате у камергера двора уже к 1795 году накопилось столько долгов, что, несмотря на ожидаемые большие доходы с заводов, дефицит по балансу этого года на выплату долгов предвиделся в 840 тысяч рублей. Ему угрожало банкротство. Женитьба Николая Никитича на богатой невесте баронессе Е. А. Строгановой (умерла в 1818 году) помогла ему выйти из финансовых затруднений и позволила увеличить и без того громадные богатства.

Анатолий Николаевич Демидов родился во Флоренции, скончался в Париже, на Урале не бывал. Большую часть жизни провел в Европе. Наследником он стал в 16 лет, заводскими делами занимался его старший брат Павел. В это время Анатолий учился, потом вел жизнь светского человека, сорил деньгами, прослыл меценатом, приумножил коллекцию отца, собрал и свою в Италии и в Париже. Он вёл дружбу со многими художниками и скульпторами.

Отец Анатолия, Николаи  Никитич, жил как князь. Сын решил  впрямь стать князем. При наличии  капиталов и знакомств это не составило труда. Близ Флоренции он приобрел княжество Сан-Донато и отстроил там роскошную виллу. Вошел в дружеские отношения с великим герцогом Тосканским Леопольдом, во владении которого находилось это имение, и купил у своего приятеля титул князя Сан-Донато за два миллиона рублей.

Хотя Анатолий Демидов  на Урале, в родовом своем гнезде, никогда не бывал, память о нем  сохранилась и поныне в названиях  станций горнозаводской железной дороги, открытой в 1876 году.

Она проходила от Екатеринбурга  через Нижний Тагил, реку Чусовую до Перми. Первая железнодорожная станция на тагильской земле была названа Анатольской, а другая, севернее Тагила, получила название Сан-Донато. Богач—меценат и литератор, Анатолий Николаевич находился в центре внимания флорентийского общества в годы пребывания там.

В 1841 году Анатолий Николаевич женился на племяннице Наполеона  Бонапарта принцессе Матильде де Монфор, известной своим вольным  поведением. Страсть к острым запретным  ощущениям часто влекла ее к сомнительным приключениям.

Несколько лет  совместной жизни были бурными и  когда Анатолий избил свою супругу  хлыстом, она обратилась с жалобой  к императору Николаю I c требованием развода. Развод был разрешен в 1846 году при условии выплаты достойной представительнице рода Бонапартов огромной ежегодной суммы за счет демидовских «подданных». После развода она прожила еще почти 60 лет и получила с Тагильских заводов более трех миллионов рублей.

 

 

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМИДОВЫХ

 

2.1.Роль Демидовых  в истории горнометаллургической  промышленности России

 

«Демидовская» тема в  последнее время вновь становится одной из самых популярных в российской (и особенно в уральской) историографии. Ей посвящены работы самых различных  жанров и уровней — от научных монографий до популярных статей и художественных произведений, рассчитанных на массового читателя. Интерес к жизни и деятельности Демидовых, знаменитых предпринимателей и культурных деятелей России и Европы, понятен. Однако нельзя не отметить неоднозначность оценок как отдельных представителей демидовской «династии», так и ее исторической роли в целом. Эти оценки нередко формировались под влиянием обстоятельств конъюнктурного характера, далеких от науки. Это и вульгаризация «классового подхода» в советской историографии 20 —30-х гг., и известная идеализация Демидовых современными историками и публицистами (по аналогии с высокой оценкой знаменитых предпринимателей-меценатов Центральной России начала XX в., неоправданно перенесенной в совершенно иную историческую ситуацию горнозаводского Урала, где действовали заводчики-помещики типа Демидовых).

Чтобы избежать крайностей в оценках, необходим взвешенный, конкретно-исторический подход, базирующийся на анализе первоисточников и, прежде всего, документов богатейших демидовских архивов, пока еще недостаточно использованных исследователями. Важно также определить главное направление в многообразии судеб и дел представителей династии Демидовых, насчитывающих более двенадцати поколений.

Уже первые представители рода — Никита Демидович Антюфеев (Демидов) и его сыновья Акинфий, Никита и Григорий были владельцами крупных металлургических заводов-мануфактур в Туле и ее окрестностях и немало сделали для их усовершенствования. В первую очередь это относится к Тульскому заводу.

В то же время, именно Демидовы стали «первопроходцами» освоения нового уральского промышленного региона. В короткий срок (менее чем за 40 лет) здесь ими были построено 44 металлургических завода, в том числе  Нижнетагильский, Ревдинский, Шайтанский, Уткинский. Всего же за XVIII в., по подсчетам историков, Демидовы основали 55 заводов.

Эти заводы (которые к  концу XVIII в. уже большей частью перешли в другие руки) положили начало девяти горнозаводским округам Урала — Нижнетагильскому, Ревдинскому, Суксунскому, Невьянскому, Верх-Исетскому, Сергинско-Уфалейскому, Кыштымскому, Авзяно-Петровскому и Шайтанскому.

Демидовы первых поколений, как убедительно показано в исследованиях, были не только талантливыми организаторами, обладавшими техническими знаниями своего времени, но и специалистами-практиками, разбирающимися в тонкостях металлургического процесса, в строительном и горном деле. Об этом свидетельствуют архивные документы, в частности, деловая переписка Н.Д. и А.Н.Демидовых, их пометки на чертежах и планах.

В их кипучей деятельности реализовался знаменитый девиз дворян Демидовых: «Acta поп verba» (He словами, а делами). Дела их были поистине грандиозными и судьбоносными для России. Достижения Демидовых в развитии металлургии в XVIII в. наглядно иллюстрируют показатели роста производства чугуна на их уральских заводах. Уже в 1717 г. Невьянский завод, достроенный Никитой Демидовым, производил 110 тысяч пудов чугуна из 135 тысяч пудов по всем его заводам, в 1725 г. — 323 тысячи пудов из 348 тысяч.

В 30-е гг. уральские  заводы Демидовых выплавляли уже 168 тысяч пудов, в 40-е — 735 тысяч, в  конце 50-х гг. — 915 тысяч, а в 1800 г. — 2,1 миллиона пудов (что составило  более 21% выплавки чугуна в России). За 86 лет производство чугуна на демидовских  заводах выросло в 19 раз. Урал, в значительной мере благодаря их трудам, превратился в основной металлургический район страны. К началу XIX в. там выплавлялось более 80% чугуна и 100% меди.

В заслугу Демидовым, кроме поразительно быстрых темпов строительства заводов в отдаленном и еще слабо освоенном крае, следует поставить еще создание там совершенного нового типа организации горнозаводской промышленности: окружной системы заводского хозяйства, ядром которой была комбинированная металлургическая мануфактура, состоящая из отдельных заводов-цехов, связанных между собой единством производственного процесса.

Горнозаводские округа, в том числе округа, возникшие  вокруг демидовских заводов, представляли собой сложные территориальные  и производственные комплексы, обладавшие системообразующими свойствами — самообеспеченностью и самодостаточностью. Эта система была идеально приспособлена к специфическим географическим, демографическим и социально-экономическим условиям Уральского региона.

Характерными чертами  окружного заводского хозяйства на Урале были тесные производственные связи металлургических заводов между собой и со вспомогательными производствами, их обслуживающими, и замкнутый, натуральный характер многоотраслевого хозяйства, в состав которого, кроме промышленных предприятий, водного и гужевого транспорта, входили также приписанные к заводам обширные лесные и земельные «дачи».

Монопольные права на эти земли и их недра принадлежали владельцам заводов, превратившимся в  заводчиков-помещиков, как правило, обладавших еще и дворянским титулом. Демидовы были первыми из них. Государство в лице Петра I и его преемников изначально оказывало им неизменную помощь и поддержку, наделяя привилегиями, которые были закреплены правительственным законодательством.

В то же время государство широко использовало богатый опыт Демидовых по организации заводского хозяйства на Урале в своих казенных округах. На основе окружной системы создавалась организационная структура всей горнозаводской промышленности Урала, просуществовавшая без существенных изменений вплоть до 1919 года.

Зарождение сложного многоотраслевого и многоукладного заводского хозяйства, отвечавшего  разнообразным потребностям металлургической мануфактуры, ее техническому уровню, наметилось в центральном промышленном районе (и в частности, в Туле) уже в конце XVII в. Но наиболее полное развитие этот тип заводского хозяйства получил на Урале.

Характерным примером здесь  может служить Нижнетагильский  заводской округ, принадлежавший на посессионном праве младшей «ветви»  первых Демидовых — Никите Акинфиевичу Демидову и его потомкам. Но аналогичными чертами (хотя и в разной степени) обладало заводское хозяйство и других округов, возникших на базе основанных Демидовыми заводов, в частности, Ревдинского, Невьянского, Верх-Исетского, Кыштымского, занимавших ведущее положение в горнозаводской промышленности Урала [9].

Окружная система заводского хозяйства, созданная Демидовыми, позволила  не только наиболее полно использовать богатства Урала, но и раскрыла потенциальные  возможности металлургической мануфактуры, в том числе ее способность продвижения по пути технического прогресса. Об этом свидетельствуют достижения уральских заводов в 1-й половине XIX в., связанные с началом промышленного переворота. Они не случайно совпали с периодом наивысшего расцвета окружной системы горнозаводской промышленности Урала. Окружная система оказалась достаточно гибкой, успешно приспосабливаясь к изменениям рыночной конъюнктуры, однако при ее создании всем уральским заводчикам пришлось преодолевать немало трудностей. Главной из них стала проблема рабочей силы. Она была решена здесь путем «феодализации» окружной экономики с помощью массовых покупок и переселений крепостных крестьян и закрепощения свободного населения. На заводах Демидовых этот процесс начался раньше и проходил особенно интенсивно .

Информация о работе Демидовское население