Слабые глаголы в немецком языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать систему слабых глаголов, а также рассмотреть изменения грамматического строя с древневерхненемецкого периода до современности.
Согласно цели исследования в работе ставятся следующие задачи:
• рассмотреть тенденции в развитии системы немецкого глагола;
• дать морфологическую классификацию древневерхненемецкого и средневерхненемецкого глагола
• изучить систему становления слабых глаголов в немецком языке
• исследовать изменения в системе слабых глаголов в ходе исторического развития немецкого языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1:
Грамматический строй немецкого языка в историческом развитии
1.1. Основные тенденции в развитии грамматического строя немецкого языка…………………………………………………………………………...5
1.2. Влияние общеиндоевропейского языкового ареала на общегерманский языковой ареал…………………………………………...9
ГЛАВА 2:
Основные тенденции в развитии системы немецкого глагола
2.1. Морфологическая классификация глаголов в древневерхненемецком языке………………………………………………………………………….14
2.2. Классы слабых глаголов………………………………………………..15
2.2.1. Первый класс слабых глаголов……………………………………….16
2.2.2. Второй класс слабых глаголов………………………………………..18
2.2.3. Третий класс слабых глаголов………………………………………..19
2.3. Изменения в системе слабых глаголов в средневерхненемецкий период………………………………………………………………….……...20
2.4. Спряжение слабых глаголов в настоящем и прошедшем
времени…………….…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………....26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursova.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Индоевропейский язык обладал богатым словарным составом, что отразилось на словарном составе германских языков. Сравнительно-исторический  метод определяет генетическое тождество этой древней лексики, различая словарные изоглоссы, характерные как для всего индоевропейского ареала, так и для более ограниченных ареалов и свидетельствующие о связях германских языков с соседними языковыми группами. Например, название родственников этимологически связаны между собой во всем индоевропейском ареале, в то время как германское слово, означающее «народ», засвидетельствовано кроме германского ареала в кельтском, балтийском, италийском, но не встречается в славянском, индоиранском, латинском, армянском и греческом.

Методами сравнительно-исторического  языкознания установлено, что большинство  существительных многих тематических групп являются по своему происхождению общеиндоевропейскими и генетически тождественны во всех индоевропейских языках, в том числе и в германских.  Это термины родства, названия животных и растений, названия частей тела, названия географических понятий и явлений природы.

Рассматривая  примеры  глаголов, можно отметить, что  большинство глагольных корней служили для обозначения как  самых обыденных действий, так  и отвлеченных понятий. Это свидетельствует  о том, что в индоевропейском ареале они были генетически родственны. Общие обозначения имеются для таких понятий как «жить», «умирать», «пить», «есть», «спать», «брать», «кусать», «видеть», «слышать», «думать». [4:35]

Индоевропейский глагол имел некоторые особенности, не сохранившиеся в полном виде ни в одном из древнейших индоевропейских языков и восстанавливаемые методами внутренней и внешней реконструкции.  Индоевропейские глагольные основы выражали действие в определенном видовом протекании – длительности (презенс) и недлительности (аорист). Основы презенса и аориста не имели общего, постоянного признака, а были различными у разных глаголов и поэтому многообразными. От этих основ образовывались формы наклонений. Система наклонений представлена в общеиндоевропейском изъявительным (индикатив), повелительным (императив), желательным (оптатив) и сослагательным (конъюнктив). Залоги представлены действительным и средним (медиальным). Категория числа имела архаичную трехчастную форму, состоящую из единственного, двойственного и множественного числа. Индоевропейская система глаголов подвергается в общегерманском существенным преобразованиям. Нерегулярные индивидуальные парадигмы постепенно уступают место регулярным образованиям, группирующимся вокруг основы презенса. Многочисленные типы первичных, непроизводных глаголов, которые образовывали свои формы с помощью изменения корневого гласного – чередование по аблауту, выстраиваются в стройную систему классов так называемых сильных глаголов. Образование слабых глаголов, преимущественно вторичных, производных, особенностью которых был дентальный суффикс -d-/-t- в прошедшем времени, являются общегерманской инновацией.[3:45]

Индоевропейские видовые основы были переосмыслены  в общегерманском как временные. Функциональное различие между перфектом и аористом исчезло. В прошедшем времени (претерите) сильных глаголов обе формы образуют одну смешанную парадигму, в которой единственное число основывается на перфекте, а множественное на аористе. Система личных окончаний также была унаследована от общеиндоевропейского единства, но подверглась в общегерманском значительному упрощению. В спряжении глагола исчезло двойственное число, за исключением готского.

Рассмотрев  основные черты, унаследованные общегерманским от индоевропейского языкового состояния, можно сказать, что происходят дальнейшие изменения, которые складываются в результате различного рода новообразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НЕМЕЦКОГО ГЛАГОЛА.

2.1. Морфологическая классификация глаголов в древневерхненемецком языке

             Для морфологии древневерхненемецкого глагола имеет существенное значение его принадлежность к тому или иному классу. Как и во всех германских языках, в немецком основная масса глаголов делится на три класса:

1. сильные – образующие основу прошедшего времени путем чередования гласных. Причастие прошедшего времени они образуют при помощи суффикса –n.

2. слабые – образующие основу прошедшего времени и причастие прошедшего времени при помощи дентального суффикса – t.

 3.претерито-презентные. [11:75]

            В то время как сильные глаголы представляют древнюю группировку, характерную для индоевропейской семьи языков в целом, глаголы слабые составляют одну из своеобразных черт германской группы родственных языков.

            Спрягаемые и именные формы сильных глаголов образуются от нескольких фонетических разновидностей корня: от двух (например, far - fuor –«fahren») до пяти (например, helf-hilf-half-hulf-holf-«helfen» ). Эти разновидности обусловлены историческими чередованиями гласных (аблаут и преломление), а также так называемым «грамматическим чередованием» согласных «законом Вернера», например: zioh-zỏh-zug-zog-«ziehen». [7:125]

            Для образования претерита и партиципа 2 от слабых глаголов используется -t- при отсутствии аблаута в корне.

           Претерито-презентные глаголы имеют в презенсе форму претерита сильных глаголов, а претерит, как правило, образуется, как от слабых, при помощи суффикса -t-, однако форма корня при этом часто иная, чем в презенсе. [7:125]

 

2.2 Классы слабых глаголов

         К слабому спряжению принадлежит большинство глаголов немецкого языка. Они являются по своему происхождению производными, образованными от основ различных частей речи при помощи особых суффиксов словообразовательного характера. По типу глагольной основы настоящего времени слабые глаголы разбиваются на три группы:

    1. Глаголы на -ja-;
    2. Глаголы на -ô-;
    3. Глаголы на германское -ē- (гот. -ai-, двн -ê-).

         Слабые глаголы проявляются в  древневерхненемецком еще отчетливо трехморфемную структуру слова, которая была характерна для древнего германского. Слово состояло из корня, основообразующего суффикса (тематического гласного) и  окончания. У сильных глаголов эта трехморфемность уже не так очевидна как у слабых глаголов. Значение основообразующего суффикса у слабых глаголов довольно сильно затемнено, так что его модно рассматривать как формальный элемент основы. [4:127]

          Отнесение глагола к тому или  иному подклассу являются чисто  формальным, так как значение основообразующих гласных к древневерхненемецкому периоду было уже утрачено. Естественно поэтому, что даже в одном и том же памятнике многие глаголы встречаются в формах разных подклассов: таких глаголов засвидетельствовано более 250. Примерами их могут служить: fuolen – fuolôn (fühlen), arbeiten – arbeitôn, koufen – koufôn, zellen – zalôn, teilen – teilôn, malen – malôn.

 

 

2.2.1. Первый класс слабых глаголов

Слабые глаголы  первого класса имеют суффикс  «i / j».

Например: гот.-brannjan-brannida.

В древневерхненемецком этот суффикс уже частично редуцировался, но в готском он хорошо виден. В первой группе гласный - i - выпадает в древневерхненемецком после долгого слога. Вследствие раннего выпадения - i – глаголы с долгими слогом не имеют умлаута в прошедшем времени, тогда как в настоящем времени умлаут вызывается, как обычно, наличием - j -. Это явление получило название «обратного умлаута» (Rückumlaut).

Например: гот. sandjan- двн. senden.

Глаголы первого  класса переходные. Они образованы в основном от претеритальных основ сильных глаголов, а также от основ существительных и прилагательных. 

От претерита, а именно от второй нормальной ступени  аблаута, сильных глаголов с близкородственным  корнем образованы в своем большинстве  каузативные глаголы. При этом имеет место умлаут, который вызывался первоначальным суффиксом «j». Например:

Гот. ligan-lag-lagjan> двн.legen

Гот.lêdan(gehen)-leid> двн. leiten

Основообразующий  суффикс «j» вызывает не только умлаут, но и удвоение последующего согласного, которое происходит только после краткого гласного. Например:

Zalen>zellen; standan>stellen.

Образование слабых каузативных глаголов от сильных глаголов на основе претерита относится к тому периоду, когда аблаут выступал еще как продуктивная форма словоизменения. С развитием немецкого языка их число уменьшилось. В новонемецком остались следующие каузативные глаголы:        sitzen>setzen<satjan, liegen>legen<lagjan,

trinken>tranken<trankjan, springen>sprengen<sprangjan.

В некоторых  случаях произошла дифференциация значения, и первоначально каузативные глаголы не воспринимаются больше как производные. Например:

Fahren > führen<forjan-fahren machen, rinnen> rennen< rannjan-rinnen lassen, essen>ätzen<atjan – essen lassen.

Нередко слабый глагол вытеснял сильный глагол и  принимал непереходный характер последнего. Например, каузативный глагол brennen <brinnen был переходным и имел значение «сжигать что-либо». Затем глагол brennen вытеснил сильный глагол brinnen, стал непереходным и его основное значение сейчас «гореть».

Каузативный глаголы первого класса производились также от адъективных основ, например:

Гот. fol> foljan двн.fullen – ausfüllen, voll machen

Гот. heil>двн. Heilen – gesund machen.

Образование каузативных  глаголов еще и сегодня является благодаря умлауту продуктивным словопроизводством, например:

Stark>stärken, kurz>kürzen, rot>röten.

           Часто эти глаголы образуются с приставками:

               verkürzen, verstärken. Если умлаут невозможен, то приставки обязательны:

Möglich>ermöglichen, frei> befreien, bitter> erbittern.

К этому классу относились также многие некаузативные  глаголы. Они образованы от субстантивных  основ, например:

zellen(zählen), ougen(<ouga-zeigen), teilen(<deils), schützen(<scirm).

Основообразующий  суффикс первого класса не появляется в настоящем времени как самостоятельная морфема. При  спряжении в настоящем времени элемент «j» предшествует тематическому гласному, сохраняющему обычное чередование. Он сливается с тематическим гласным и с гласным окончания. В древневерхненемецком во 2-3 лицах единственного числа «j» полностью поглощается последующим тематическим гласным «i». Поэтому 2-3 лицо первоначально не имело удвоения:

zellen- zellu, zelis,zelit;  stellen-stellu,stelis,stelit.

В 1 и 3 лицах  множественного числа основообразующий суффикс оказывает влияние на тематический гласный, поэтому «а» переходит в «е»:

1.teil-u           teil-e-mês

2.teil-i-s(t)    teil-e-t

3.teil-i-t         teil-e-nt

Под влиянием элемента «j»  гласный «а» в окончаниях глаголов этой группы очень рано заменяется гласным «е». в остальном развитие личных окончаний настоящего времени происходит также как у сильных глаголов: -u,-is,-it,-amês,-et,-ant. Но при этом у слабых глаголов первого класса отсутствует преломление, так как они имели в корне не старое «ë», а всегда умлаутированное «е».

 

2.2.2. Второй класс слабых глаголов

Слабые глаголы  второго класса имеют суффикс «-ô-». Он служит в большинстве случаев для образования глаголов, производных от имен существительных.

Salbôn  «salben» от salba «Salba»,

badôn «baden» от bad «Bad»,

lônôn «lohnen» от lôn «Lohn»,

 Эта группа глаголов, которые является непереходные. Например:

minna-minnôn,

         fiskôn-fisk,

haz-hazzôn,

         lônôn-lôn,

        offanôn-offan.

     Арсеньева  М.Г. второй класс слабых глаголов  называет «открытым» классом, который не имел никаких фонетических ограничений и был открыт для новых глаголов. Этот класс стал продуктивной моделью для дальнейших новообразований в германских языках.[3:76]

 Существование  этого типа сделало возможным  в новонемецком широкое образование новых глаголов от различных  существительных:

Narr – narren, Feuer – feuern, Knospe – knospen,

Dampf-dampfen,Wirtschaft-wirtschaften. [5:258]

Принадлежность  глаголов к первой или второй группе в древневерхненемецкий период не всегда определима по фонетическому составу корня. Так называемые «долгосложные» глаголы не имеют -i- в претерите, обладающие в корне долгим гласным, дифтонгом или же кратким гласным, но с последующим сочетанием согласных или аффрикатой, например:

hôren – hôrta  ‘hören’, teilen – teilta,

dursten – dursta, sezzen – sazta. [7:131]

 

2.2.3. Третий класс слабых глаголов

Слабые глаголы  третьей группы имеют суффикс  «-ê-», который не имел определенного значения. Сюда относились непроизводные («первичные») глаголы, например:

habên, sagên, fragên.

Наиболее значительную и древнюю группу составляют глаголы  состояния, имеющие непереходное значение:

 lebên, dagên, dolên, folgên.

 В древневерхненемецкий  период сюда присоединяется довольно  большая группа глаголов, которые четко противопоставляются каузативным глаголам на «-ja-», как глаголы становления:

altên, nazzên, irblintên, irkaltên.

         При спряжении в настоящем  времени суффикс «ê» сохраняется  во всех лицах, к нему прибавляются  обычные личные окончания.

         Окончание 1 лица слабых глаголов 2 и 3 классов восходит к индоевропейскому  атематическому типу на –mi. В конце 9 века это –m редуцировалось в -n.  В конце средневерхненемецкого периода это окончание вышло из употребления. [11:77]

         В готском языке слабые глаголы  3 группы имеют  в презенсе  чередование суффиксов a – ai, явившееся, по всей вероятности, результатом воздействия господствующего типа сильных глаголов и слабых группы 1 с чередованием суффикса a – i. Происхождение этой формы суффикса неясно, возможно, что написание готского  ai соответствует здесь фонетически германскому ē. Древность этой категории подтверждается параллелями в других индоевропейских языках. [5:258]

Информация о работе Слабые глаголы в немецком языке