Закономерности техноэволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 10:41, реферат

Краткое описание

Развитие техники не останавливалось и не шло вспять. Это развитие могло идти незаметно, когда люди постепенно накапливали опыт и знания и улучшали существующие принципы создания технических объектов, и развиваться стремительным скачком, когда на основе полученных знаний и новых технологий воплощались в жизнь новые принципы функционирования техники.

Содержание

Введение 3
Этапы технологической эволюции цивилизаций 8
Инновационные волны XX века 17
Инновационный прорыв в технологическое будущее
цивилизаций 21
Список используемой литературы 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Техноэволюция и окружающий мир.docx

— 80.23 Кб (Скачать документ)

Завершается век железа, господствовавшего в качестве основного конструкционного материала в течение почти трех тысячелетий. Приоритет отдается обладающим заданными свойствами материалам — композитам, керамике, пластмассам и синтетическим смолам.

Осваиваются принципиально  новые технологии в производстве — геобиотехнология при добыче сырья, малоотходные и безотходные технологии при его переработке, мембранные, плазменные, лазерные, электроимпульсные. Это позволяет с меньшими затратами и в более короткие сроки получать конечный продукт, опуская ряд промежуточных операций и процессов.

Коренные сдвиги происходят в технике связи и сфере  транспорта. Волоконно-оптические линии связи, космическая, факсимильная, сотовая связь производят подлинный переворот в этой области. Ряд принципиальных новшеств создается на транспорте (суда на воздушной подушке, экранолеты, поезда на магнитной подвеске, электромобили и т. п.). Однако эти новшества внедряются медленно, транспортная революция запаздывает, что ведет (вместе с ростом цен на топливо) к удорожанию транспортных услуг. Насыщенность крупных городов автомобилями уже превысила все разумные пределы.

Ответом на эти проблемы становится очередная, вторая «зеленая революция». На первый план в ней выдвигается производство (основывающееся на методах биотехнологии) экологически чистых продуктов, сокращение объемов используемых гербицидов и пестицидов, минеральных удобрений, применение микропроцессорной агротехники и интенсивных технологий, обеспечивающих программируемые урожаи.

Если для первой НТР  было характерно научное и военное  освоение космоса, то для второй — производственное. Время научных подвигов и гонки приоритетов, в которой состязающиеся стороны не считались с затратами, прошло. Обычным делом стали коммерческие запуски спутников, без которых невозможна современная связь.

Использование персональных компьютеров и информационных технологий позволило автоматизировать тонкие и сложные процессы управления производством, экономикой и социальными процессами, повысить обоснованность принимаемых решений, осуществлять контроль за качеством продукции. Создаются принципиально новые средства медицинской техники и лекарства, получаемые биотехнологическими методами, средства диагностики и лечения. Компьютеризация и информатизация образования помогают интенсифицировать учебный процесс, активизировать внимание обучающихся.

 

Инновационный прорыв в технологическое будущее цивилизаций

Как изменится технологическая  база общества в XXI столетии? Конечно, дать на этот вопрос ответ, имеющий высокую степень достоверности, невозможно — слишком много факторов определяет технологическую динамику, да и наши знания о будущих научных открытиях, крупнейших изобретениях и эпохальных инновациях, которые, несомненно, изменят лицо планеты и судьбу человечества, весьма ограниченны.

Принимая во внимание эту  оговорку, попытаемся в самой общей форме очертить контуры технологического будущего цивилизаций — глобальной, мировой и локальных.

Выше уже отмечалось, что глобальная цивилизация в третьем тысячелетии вступает в качественно новый этап своего развития третий исторический суперцикл, который охватит по крайней мере первую половину наступившего тысячелетия и включит три сменяющих друг друга, но покоящихся на общих базовых принципах мировые цивилизации (с сокращающейся продолжительностью их жизненных циклов).

Возьмем на себя смелость набросать  крупными мазками отличительные черты технологической базы нового исторического суперцикла по сравнению с предыдущим, который охватил почти полтора тысячелетия и включил три мировые цивилизации — средневековую, раннеиндустриапьную и завершающуюся индустриальную.

Во-первых, закрепляется ведущая, определяющая роль науки, воплощенная в технологиях научных открытий и технических изобретений, в функционировании и развитии общества, в удовлетворении его возросших потребностей. В предыдущем историческом суперцикле значение науки от ступени к ступени возрастало. Но исходным пунктом технологических прорывов нередко были изобретения, сделанные практиками — инженерами, техниками, рабочими, менеджерами. На новом этапе это практически исключено, что объясняется как множеством задач, которые приходится решать с помощью техники и технологий в производстве и в быту, так и на порядки возросшей сложностью самих технологий, в которых воплощена научная и изобретательская мысль многих специальностей и поколений и отдаленные последствия применения которых нередко труднопредсказуемы и таят в себе немало неожиданностей.

Сейчас уже общепризнанна мысль, что мир вступает в общество знаний. И это надолго, навсегда, пока существуют человечество, глобальная цивилизация. Наука становится непременной компонентой обогащенного генотипа цивилизации — как глобальной, так и очередных мировых и все более широкого круга локальных (сейчас распространить такую оценку на все локальные цивилизации было бы преждевременным). Вступление в общество знания означает, что ни одно сколько-нибудь значимое технологическое (равно как и экономическое, экологическое, социальное и т. д.) решение не может быть принято без опоры на науку, без всестороннего учета закономерностей, факторов, тенденций цикличной динамики того или иного объекта в общем потоке научно- технического и социально-экономического развития. Лицо, ответственное за то или иное решение, само должно обладать достаточным уровнем образования и широким кругозором, желать и уметь привлекать к работе ученых разных специальностей. Печальный опыт смелых, но непрофессиональных, игнорирующих научный подход реформ 90-х годов XX в. в России показывает, какими разрушительными для страны и тягостными для народа могут быть лишенные научного обоснования решения.

Во-вторых, меняется взаимоотношение технологий и природы. Величайшие достижения предыдущего исторического суперцикла основывались на том, что в производство вовлекались все новые силы природы (энергия воды и ветра, пороха и динамита, электричества и нефтетоплива и т. п.). Это позволяло многократно повысить производительность труда, умножить количество и качество производимых и потребляемых конечных продуктов, но одновременно сопровождалось прямым и косвенным экологическим ущербом: истощением плодородных земель и лучших месторождений полезных ископаемых, вырубкой лесов, загрязнением атмосферы и водных источников и т. п. Деятельность одного из созданных природой видов, человека, стала угрожать самому существованию биосферы.

Для наступившего исторического  суперцикла, нового этапа в развитии глобальной цивилизации, характерно принципиально иное — ноосферное взаимоотношение общества и природы, человека и биосферы. И это тоже надолго, и это тоже должно стать непременным элементом генотипа глобальной цивилизации, ее технологической базы. Н. Н. Моисеев совершенно обоснованно подчеркивал: «Цивилизации (точнее, современным цивилизациям) придется пройтись по лезвию бритвы — опираясь на достижения научно-технического прогресса, развивая технику, уберечь человечество от их опасных последствий, нарушающих логику природы» . Это предполагает перелом не только в технологиях, но и в мышлении, в характере цивилизаций: «Мы подошли не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мыслей и новой системы ценностей... Общество стоит на пороге катастрофы, требующей перестройки всех оснований планетарного бытия. Я думаю даже, что мы находимся в преддверии смены характера самой эволюции биологического вида Homo sapiens. То есть мы стоим на пороге нового витка антропогенеза».

Ноосферный характер технологической основы третьего витка в динамике глобальной цивилизации конкретно найдет выражение в следующем:

- сужении природной базы общественного воспроизводства — сначала относительном, а затем и абсолютном уменьшении объема вовлеченных в производство невозобновляемых природных ресурсов — с каждым последующим технологическим способом производства и технологическим укладом;

- резком сокращении вредных выбросов в окружающую среду и ее облагораживании на основе безотходных, экологически чистых технологий, которые служат приоритетом инновационного развития;

- формировании новой системы наук — наряду с естественными, техническими и общественными — экологических, которые обеспечат становление ноосферы, рациональную коэволюцию природы и общества, уменьшат вероятность глобальной экокатастрофы.

В-третьих, сама технологическая база цивилизаций приобретает инновационный характер. Это означает, что осознанно и своевременно будут реализовываться и сменяться модели техники и модификации технологий, поколения техники (технологий), технологические уклады и способы производства, причем с ускоряющимся со временем ритмом. Это не означает, что перемены будут происходить постоянно и непрерывно, каждая технологическая система должна в полной мере реализовать свой потенциал. Однако поле для технологического застоя, ниши для использования устаревших технологий будут сокращаться. Отсюда не следует, что все общество, все отрасли производства станут технологически однородными и по одной команде стройными рядами будут переходить от ступени к ступени. Технологическая неоднородность сохранится, как и рыночные ниши для эффективного функционирования разных технологических укладов. Но устранится та технологическая отсталость, которая ныне держит миллиарды людей за гранью достойного существования.

В-четвертых, процессы глобализации, пронизывая технологическую сферу, будут способствовать сближению технологического развития разных стран и цивилизаций, преодолению «технологических заповедников», в которых до сих пор преобладают доиндустриальные или раннеиндустриальные технологии, нанося ущерб как человеку, так и природе. Ускоренное распространение на планете эффективных эпохальных и базисных инноваций поможет подтянуть ныне отстающие страны и цивилизации до мирового уровня. Но для этого придется сломить ныне преобладающую неолиберальную модель глобализации, отчаянное сопротивление ТНК, чувствующих себя всевластными и безнаказанными в глобальном пространстве.

В-пятых, будет развертываться демилитаризация научно-технологической базы общества. В течение двух предыдущих исторических суперциклов непрерывно возрастала доля общественного труда, производства и продукта, направляемого на военные цели, — создание и производство оружия, строительство оборонительных сооружений, содержание армии. Также постоянно увеличивались (хотя и неравномерно во времени) потери, вызванные войнами. Начиная с III тысячелетия эта историческая тенденция может быть переломлена. Сила человеческого гения и труда, направлявшаяся на создание средств уничтожения человека человеком, будет использована для производства товаров и услуг, необходимых для повышения уровня и качества жизни, облагораживания окружающей среды. Конечно, произойдет это не сразу, в течение десятилетий. Возможны (и наблюдаются в последние годы) рецидивы милитаризации технологической базы общества, но то, что цивилизация движется к разоружению, представляется весьма вероятным. Все это будет способствовать повышению гуманистически-ноосферной направленности цивилизаций — глобальной, мировых и локальных.

Сократим горизонт предвидения  и попытаемся представить характерные  черты более близкого для нас  времени — жизненного цикла постиндустриального технологического способа производства, который начал в XXI в. утверждаться на планете и достигнет апогея, вероятно, в период преобладания восьмого технологического уклада.

В эпоху постиндустриального  технологического способа производства будут формироваться и развиваться названные выше характерные черты трансформации технологического генотипа глобальной цивилизации, присущие третьему витку спирали ее жизненного цикла.

В то же время на протяжении первой половины XXI в. сохранятся, постепенно сокращаясь по масштабам и сфере действия, остатки индустриального технологического способа производства. Жизненный цикл постиндустриального технологического способа производства будет включать несколько сменяющих друг друга преобладающих технологических укладов (ТУ):

- шестой ТУ, когда в авангардных странах и на мировом рынке будут реализованы основные характерные черты постиндустриального технологического способа производства (20—60-е годы XXI в.);

- седьмой ТУ  — планетарное распространение этого способа производства, когда он принесет наибольший социально-экономический и экологический эффект и утвердится в большинстве цивилизаций (70-е годы XXI в. — начало в.);

- восьмой ТУ, отражающий фазу зрелости постиндустриального технологического способа производства, когда его эффективность начнет падать (20—50-е годы XXII в.);

- девятый ТУ периода заката постиндустриального технологического способа производства и зарождения в авангардных странах следующего за ним технологического способа производства очередной мировой цивилизации (60—90-е годы XXII в.).

Конечно, это лишь предварительный  и оптимистичный глобальный технологический прогноз, исходящий из двух основных предпосылок: ритм цикличной технологической динамики не будет нарушен внешними возмущениями и средний срок преобладания ТУ сократится с примерно 50 лет в XIX—XX вв. до примерно 40 лет в XXI—XXII вв.

Следует также учитывать, что ритм смены ТУ определяется по времени их преобладания в авангардных  странах, на глобализованном мировом рынке. Однако технологическая база каждой страны и цивилизации останется многоукладной, сочетающей уходящий (реликтовый), преобладающий и новый уклады, каждый из которых в той или иной пропорции занимает наиболее подходящие для него рыночно-технологические ниши. Равным образом и глобальное технологическое пространство будет включать страны и цивилизации, где преобладают те или иные технологические уклады, причем возможна (и неизбежна) периодическая смена лидеров технологического прорыва.

Информация о работе Закономерности техноэволюции