Проблемы правового регулирования газоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Состояние газовой отрасли и наблюдаемые тенденции ее развития крайне сложны, противоречивы и тесно связаны с общими проблемами социально-экономического развития Республики Казахстан в условиях переходной экономики. В первые годы независимости в отрасли сложились острые проблемные вопросы, требующие эффективных решений с учетом развития, как самой газовой отрасли, так и всего топливно-энергетического комплекса страны в неразрывной связи с развитием экономики Казахстана.
В целом газовая отрасль страны представляет объединение трех недостаточно связанных между собой секторов: производства природного газа, внутреннего рынка газа и магистральной транспортировки газа. При этом все три компонента имеют свои особенности, обусловленные географическими и технологическими факторами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

проблемы правового регулирования газоснабжения.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Не утратили своей силы в РК и такие нормативные документы, как:

    • Строительные нормы и правила СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение» (утверждены  постановлением  Госстроя СССР от 16 марта 1987 г. № 54) (с  изменениями от 25 апреля 1989 г., 10 августа 1994 г., 4 апреля 1995 г.)
    • Строительные нормы и правила СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение» (утверждены  постановлением  Госстроя СССР от 17 марта 1988 г. №39) (с изменениями от 4 июня 1992 г., 10 августа 1994 г.)
    • Государственный стандарт СССР ГОСТ 5542-87 «Газы  горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия» (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 16 апреля 1987 г. №36)

Ответственность сторон в отношениях по снабжению  газом регламентируются помимо ГК РК Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II (с изменениями, внесенными Законами РК от 12.07.01 г. № 240-II;      от 06.11.01 г. № 251-II; от 22.02.02 г. № 296-II; от 09.08.02 г.   № 346-II; от 07.01.03 г. № 372-II; от 13.03.03 г. № 394-II; от 28.03.03 г. № 398-II; от 16.05.03 г. № 416-II; от 03.06.03 г. № 424-II; от 03.06.03 г. № 428-II; от 02.07.03 г. № 451-II; от 03.07.03 г. № 464-II; от 10.07.03 г. № 483-II; от 25.09.03 г. № 484-II)  (Глава 17 Административные правонарушения в области промышленности,  использования тепловой, электрической энергии).

Соответствующие требования к приборам учета газа, их применению и поверки сформулированы в Законе РК «Об обеспечении единства измерений»  (Глава 4. Утверждение типа, производство, ремонт, поверка и калибровка средств измерений), а также в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2000 года №867 "Об утверждении квалификационных требований при лицензировании деятельности по поверке, производству и ремонту средств измерений".

Вопросы регулирования  цены на газ и формирования тарифов на его транспортировку,  расчеты за поставку осуществляются помимо ГК РК  Законом РК от 9 июля 1998 г №272-1 «О естественных монополиях (с изменениями, внесенными Законами РК от 13.07.99 г. № 413-1; от 06.12.01 г. №260-11; от 26.12.02 г. №363-11);  Приказом Председателя  Агентства  РК  по  регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 13  января  2003  года  №04-ОД "О сроках  утверждения  тарифов  (цен,  ставок  сборов)  на  услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии".

Регулирование  экспорта газа и порядок транзита газа через территорию РК осуществляет Таможенный кодекс Республики Казахстан  от 5 апреля 2003 года № 401-II Республики Казахстан (с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II) ( гл. 25 Экспорт товаров; гл. 27 Транзит товаров )

Необходимо подчеркнуть  особое значение для правового регулирования  газоснабжения Правил поставки, транспортировки  и реализации природного газа (в дальнейшем – ППГ), Правил поставки, перевозки и пользования сжиженными углеводородными газами (в дальнейшем – ПСУВГ) принятых 11 июня 2003 года

Среди специфических  особенностей данного договора газоснабжения  можно выделить то обстоятельство, что в нем используется значительное количество специальных терминов и определений, которые впервые были законодательно установлены в ППГ и ПСУВГ (всего 36 терминов и определений).

Необходимость четкого формулирования терминов и  определений в правилах была вызвана противоречивыми точками зрения различных государственных структур  и организаций-поставщиков СУВГ  на правовое регулирование поставок СУВГ.

Так, например, в  письме начальника Усть-Каменогорской  инспекции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гортехнадзору от 20.03.00 № 6-2/220 (до принятия ППГ и ПСУВГ) мы находим следующие положения: «При газоснабжении Восточно-Казахстанской области сжиженным углеводородным газом присоединенной сети к источнику его получения нет.

На Усть-Каменогорскую газонаполнительную станцию сжиженный газ по железной дороге в вагон-цистернах поступает из Павлодара, Шымкента, Ново-Озеня и Кульсаров. На ГНС осуществляется прием СУВ, кратковременное его хранение, разлив в баллоны и автоцисцерны и доставка потребителю в автоцисцернах и баллонах согласно СНиП 2.04.08-87 п.8.5.

Групповые резервуарные установки являются газопотребляющими  установками из которых газ по газопроводам–вводам поступает в жилые дома».

На наш взгляд, после принятия ПСУВГ, опираясь на  данные определение групповой резервуарной установки (сооружение, являющееся объектом газового хозяйства, состоящее из  группы  емкостей,  предназначенных  для обеспечения хранения СУВГ, имеющее предохранительно-запорную и регулирующую арматуру,  обеспечивающую  подачу  газа  в  жилой  массив  в заданном режиме,  систему  газопроводов,  обеспечивающих  транспортировку СУВГ от емкостей до внутридомового газопровода) и газоиспользующей установки (котлы, производственные печи и  другие устройства, использующие газ в качестве топлива), сформулированных в ПСУВГ утверждения А.А.Пятовым об отсутствии присоединенной сети является неверным.

Отвечая на запрос ТОО «Усть-Каменогорское управление газового хозяйства» ОАО «Алаутрансгаз» по поводу является ли газопровод от ГРУ до отключающего устройства на вводе в жилой дом распределительным, ректор атырауского института нефти и газа в своем письме от 15.02.00 №127 пишет:

 «Согласно  справочника руководящих указаний  по использованию сжиженных углеводородных газов особенностью СУВГ является то, что они хранятся и транспортируются в жидком, а используются  в газообразном состоянии. СУВГ являются насыщенными (кипящими) жидкостями при наличии свободной поверхностной жидкой фазы.

 При этом  всегда возникает двухфазная  система (жидкость-пар), причем давление паров изменяется и может быть значительным при повышении температуры внешней среды.

Это свойство сжиженных  газов обуславливает поддержание  в аппаратах для хранения СУВГ или трубопроводах  давления продолжительное  время (до полного опорожнения жидкой фазы), что создает опасность для окружающих объектов, значительно большую, чем, например, при разрыве нефтепровода или газопровода природного газа, в котором давление при разрыве снижается до нуля.

Учитывая вышеизложенное, понятие «распределительный трубопровод» (СНиП 02.04.08-87) следует отнести только к газоснабжению природным газом».

О том, почему вопрос о классификации газопровода  от ГРУ до ввода в жилой дом  был так важен для единственной на том момент газосетевой организации в Восточно-Казахстанской области мы можем понять, например, ознакомившись в письмом, поступившим из Министерства энергетики, индустрии и торговли Казахстана в Агентство РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 07.02.00 №25-05-986.

«Согласно запроса Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса №05-2-10/57 от 06.01.00г. Министерство сообщает.

В соответствии с классификацией газопроводов СНиП 02.04.08.-87, приложение 1, применительно для сжиженного углеводородного газа (СУГ), газопровод, обеспечивающий подучу газа от источника газоснабжения групповой подземной резервуарной установки до газопровода-ввода, относится к распределительному газопроводу и подача газообразной паровой фазы из подземной резервуарной установки является транспортировкой газа.

Сжиженный углеводородный газ является продукцией нефтеперерабатывающих заводов, производится из углеводородного сырья путем осуществления определенных химических и технологических процессов. Полученный таким образом СУГ, благодаря испарительным свойствам газов бутана и пропана, в атмосферных условиях, а также в сетях газоснабжения, превращается в газообразное состояние и приобретает способность перемещаться по газораспределительным сетям, в связи с чем, данный процесс является транспортировкой газа, так как обеспечивает поставку необходимого объема газа от подземного резервуара до горелки потребителя.

Исходя из вышеизложенного. Министерство подтверждает, что процесс газоснабжения потребителей сжиженным газом от групповых резервуарных установок (ГРУ) до  газопроводов-вводов является транспортировкой сжиженного газа по распределительным газопроводам и относится к сфере естественной монополии».

Новые ПСУВГ, устанавливая понятие «система газоснабжения», ставят точку в приведенной выше дискуссии. Как мы видим, ПСУВГ четко определяют весь процесс купли-продажи СУВГ: от поставщика, пользуясь услугами перевозчика к газосетевой  организации, которая в свою очередь по системе  газопроводов осуществляет  поставку газа до крана на вводе потребителя, имеющего газоиспользующие установки или абонента (поставку продажу газа в бытовых баллонах и автогазовозов мы не рассматриваем). Таким образом, очевидно, что газосетевая организация или другой собственник групповой резервуарной установки является монополистом по отношению к абонентам,  которым подается газ по системе газоснабжения от данной резервуарной установки.

Принятые Правила  устанавливают порядок поставки, транспортировки и реализации природного газа, предназначенного для промышленных, коммунально-бытовых и других целей. Дополнительно оговаривается, что вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг по газоснабжению, также регулируются настоящими Правилами.

Среди дефиниций  в Правилах особенно следует отметить определение таких понятий, как 

  • Абонент – физическое или юридическое лицо, покупающее газ для собственного бытового потребления;
  • Потребитель – юридическое или физическое лицо, заключившее договор на приобретение газа для собственного потребления.

При этом в пункте 56 дается перечень категорий потребителей:

а) население, пользующееся газом в бытовых целях;

б) объекты коммунально-бытового назначения;

в) потребители, использующие газ в качестве сырья или топлива для выпуска продукции с непрерывным циклом технологического процесса;

г) электростанции и промышленные предприятия, газоснабжение  которых в весенне-зимний период должно регулироваться путем частичного или полного перевода их на резервные  виды топлива, остальные потребители;

В соответствии с новыми Правилами поставка газа осуществляется на основании договора на поставку газа, заключенного между поставщиком и потребителем. Ранее в Правилах предоставления коммунальных услуг (4.) устанавливалось, что предоставление услуг производится на основании индивидуального договора. Таким образом, в новых Правилах отсутствует оговорка о необходимости заключения индивидуального договора. При этом в пункте 61 подпункте 9) за Поставщиком устанавливается обязанность по заключению с потребителем договора на поставку газа. В общем, применяя расширительное толкование, под договором можно понимать и индивидуальный и публичный договор. Однако, исходя из имеющейся практики толкования судами положения статьи 7 пункта 8, где установлено, что субъекты естественной монополии (а также субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке) обязаны заключать договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых услуг, в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РК1, под договорами понимаются в основном публичные договоры. Хотя имеется практика, когда потребители обращались в суд с требованием заключить с ними индивидуальные договора. Поэтому следует, на наш взгляд, разработать индивидуальный договор с потребителем.

Важным моментом является делегирование абонентами своих полномочий по заключению договора КСК или иному физическому  или юридическому лицу, осуществляющему  управление объектом кондоминиума (п.6). При этом дополнительно оговаривается, что, как правило, делегирование полномочий по заключению договора оформляется заявкой абонента (абонентов) (т.е. заявлением), направляемой в адрес поставщика, либо протоколом общего собрания участников кондоминиума. Если ранее в Правилах делегирование производилось в установленном законодательством порядке, то в новых Правилах конкретно оговариваются документы, достаточные для принуждения поставщика к заключению договора с КСК. В Уставах КСК и статье 47 Закона РК «О жилищных отношениях» закреплена возможность решения общим собранием вопроса о заключении КСК договора со службой оказания коммунальных услуг при наличии две трети голосов членов кооператива, присутствующих на собрании. Уже есть практика обращения КСК в суд о понуждении ОАО «Алматыинтергаз» к заключению договора с КСК. В исковых требованиях, к примеру, ПКСК «Труд» было отказано со ссылкой на установленный законодательством порядок (т.е. суд мог по-своему толковать данное положение). Однако, после конкретизации и введения решения общего собрания ПКСК «Труд» и другие КСК могут обратиться в адрес ЗАО «АРЦ» и ОАО «Алматыинтергаз» с просьбой заключить договор на поставку природного газа потребителям – членам КСК. Для ЗАО «АРЦ «Алматыинтергаз» появление еще одного посредника, претендующего на проценты за сбор оплаты, не выгодно. Кроме того, добросовестность многих КСК оставляет желать лучшего.

Новым в Правилах является следующее: (п.10) В договорах с  потребителями, для которых в  качестве резервных установлены  другие виды топлива, в обязательном порядке предусматриваются обязательства потребителя по сокращению расхода газа в осенне-зимний период до уровня брони потребления. В связи с этим возникает вопрос относительно порядка оформления такого обязательства, или будут заключаться индивидуальные договора, где будет оговариваться объем потребления, или достаточно будет заявления от потребителя. Это необходимо предусмотреть в новом публичном договоре.

Правилами также  устанавливается право поставщика, транспортировщика приостановить  подачу газа потребителям при нарушении  последним условий безопасной эксплуатации – до устранения этих нарушений (п.11). Ранее за поставщиком закреплялось право приостановить исполнение договора лишь в связи с неоплатой потребителем использованной энергии (36 пп.3).

В новых Правилах отсутствует прямая ссылка на неустойку, подлежащую выплате потребителем в случае просрочки платежей. В этом случае можно использовать законную неустойку, исходя из ставки рефинансирования, или договорную неустойку, предусмотренную договором. Хотя на практике многие суды ссылаются на письменную форму соглашения о договорной неустойке, поэтому больше склоняются к применению законной неустойки.

Информация о работе Проблемы правового регулирования газоснабжения