Сущность свободы совести и вероисповедания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Современная социально-политическая ситуация в России неразрывно связана с государственно-конфессиональными отношениями и различными мировоззренческими ориентациями ее граждан. Россия является страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным Федеральной регистрационной службы на 1 января 2013 года, в стране насчитывается 22 866 зарегистрированных религиозных организаций (в том числе 454 централизованных религиозных организаций, 21 550 местных религиозных организаций, 169 духовных образовательных учреждений, 414 монастырей, 279 других религиозных учреждений), принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Свобода совести и вероисповедания.docx

— 56.93 Кб (Скачать документ)

Подводя итог первой главе, отметим, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны, как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Но пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни8

Глава 2 Правовое регулирование свободы слова  и свободы вероисповедания

2.1. Конституция,  как основной источник закрепления  права на свободу совести и  вероисповедания в России

Правоотношения в области  реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми  актами, принадлежащими к различным  отраслям права. В состав правовых актов  о свободе совести и о религиозных  объединениях входят Конституция Российской Федерации, международные акты и  международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные  акты министерств и ведомств. Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль  законодательства, взаимосвязаны, имеют  иерархию и пределы регулирования. В этой иерархии особая роль принадлежит  Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической  силой, имеет прямое действие и применяется  на всей территории России.

Конституция регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести. К числу таких  вопросов относятся:

· в Российской Федерации  признается идеологическое многообразие (ст.13);

· Российская Федерация —  светское государство (ст.14);

· никакая религия не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной (ст.14);

· религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом (ст.14);

· государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения  к религии, запрещает любые формы  ограничения прав граждан по признакам  религиозной принадлежности (ст.19);

· каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);

· не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную  ненависть и вражду, запрещается  пропаганда религиозного превосходства (ст.29);

· никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в  нем (ст.30);

· гражданин Российской Федерации  в случае, если его убеждениям или  вероисповеданию противоречит несение  военной службы, а также в иных установленных федеральным законом  случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59)9.

Конституция 1993 г. предусматривает, что каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания». Таким образом, на конституционном  уровне теперь свобода совести, хотя и связывается со свободой вероисповедания, тем не менее, не отождествляется  с ней, как это было ранее. В  чем же дело? Очевидно, в том, что  их в принципе стали считать близкими, но самостоятельными понятиями. Свобода  совести имеет как бы два аспекта10. Один – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Отсюда, кстати, распространенные представления о порядочности, совестливости человека. Есть некий идеал, эталон, с которым можно соизмерять каждую личность. Другой аспект свободы совести – это как раз и есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества – это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести.

Одной из важнейших составляющих российского законодательства в  области свободы совести и  вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию  впервые в истории России. Тем  самым открывается возможность  прямого действия и применения актов  международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о  защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений  и т.д.

 

 

2.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»

К числу важнейших базовых  законов в области свободы  совести и вероисповедания относится  федеральный закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.  Он непросто, вызывая активные дискуссии внутри страны и за рубежом (даже в парламентах отдельных государств). В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание. Приведем ее полностью: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон»11.

В преамбуле Закона следует  особо отметить два фактора. Один заключается в том, что признается особая роль православия в истории  России. Это связано, надо полагать, с тем, что православие является религией основной государство образующей нации и оно всегда участвовало в укреплении Российского государства. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Это не «ранжирование» религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор: содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).

Вместе с тем необходимо указать на то, что Федеральный  закон 1997 г. «О свободе совести и  религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно  в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено  одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется  «право на свободу совести и свободу  вероисповедания». Из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права  и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход.

Во-первых, по возможностям человека. Норма Конституции и повторяющая ее (но с некоторыми новациями) статья Закона говорят о том, что у личности есть право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять (это слово добавлено в Законе), иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Представляется существенным положение, записанное в ч. 3 ст. 2 Закона: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

Закон устанавливает (ч. 2 ст. 3), что право человека и гражданина на свободу совести и свободу  вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в  той мере, в какой это требуется  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, по кругу субъектов  данного права. Как уже отмечалось, согласно ст. 28 Конституции, указанное  право гарантируется «каждому». Детализируя это положение, Федеральный  закон 1997 г. устанавливает, что иностранные  граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести  и свободу вероисповедания наравне  с гражданами РФ и несут установленную  федеральными законами ответственность  за нарушение законодательства о  свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях12.

В-третьих, по обеспечению  равенства в осуществлении названного права. В этом отношении Федеральный закон 1997 г., с одной стороны, не допускает установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3), а с другой – провозглашает то, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3). Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

В-четвертых, в обеспечении  равной защиты и гарантий при осуществлении  религиозных прав. В этом подходе  также можно выделить несколько  направлений.

1. Никто не обязан сообщать  о своем отношении к религии,  и не может подвергаться принуждению  при определении своего отношения  к религии, к исповеданию или  отказу от исповедания религии,  к участию или неучастию в  богослужениях, других религиозных  обрядах и церемониях, в деятельности  религиозных объединений, в обучении  религии.

2. Запрещается вовлечение  малолетних в религиозные объединения,  а также обучение малолетних  религии вопреки их воле и  без согласия их родителей  или лиц, их заменяющих.

3. Наказывается воспрепятствование  осуществлению религиозных прав. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

4. Тайна исповеди охраняется  законом. Священнослужитель не  может быть привлечен к ответственности  за отказ от дачи показаний  по обстоятельствам, которые стали  известны ему на исповеди.

В отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г., данный федеральный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом  был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной  организации. Право на учреждение местной  религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без  гражданства теперь могут быть только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Законом также введено  новое понятие — религиозная  группа, под которой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной  регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. С одной стороны, данное положение закона закрепило  легальность деятельности религиозного объединения без государственной  регистрации. Однако, с другой стороны, законодателем были установлены, на наш взгляд, неоправданные условия  для преобразования религиозной  группы в религиозную организацию, — пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в  структуру уже действующей централизованной религиозной организации. Закон  существенно ограничил права  религиозных организаций, созданных  до его вступления в силу, но не имеющих  документа, подтверждающего их существование  на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет13.

Информация о работе Сущность свободы совести и вероисповедания