Сравнительный анализ и перспективы развития эцп в российской федерации и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:30, статья

Краткое описание

Статья посвящена сравнительному анализу использования ЭЦП в российском нотариате и зарубежном. Подчеркивается, что использование ЭЦП позволит не только значительно сократить время, затрачиваемое на оформление документов, а также даст возможность гарантировать достоверность документации и минимизирует риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время во все сферы жизни проникают информационные технологии. Здесь и нотариат не стал исключением. На протяжении нескольких лет российское законодательство разрабатывало законопроект, касающийся электронного документооборота. Для того чтобы документ имел юридическую силу необходимо наличие электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Для нотариусов появились специальные программы, такие как Экспресс и Енот. И появление ЭЦП в новом витке развития нотариата абсолютно оправданно.


   До принятия   06.04.2011 г. ФЗ «Об электронной подписи» в России отношения, связанные с использованием ЭЦП регулировались ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 2002 г. Одним из недостатков закона об ЭЦП являлось несоответствие   принципу «технологической нейтральности законодательства». Данный закон слабо согласовывался с иными нормативными актами российского права. Отсылочный, а не координированный характер многих норм закона существенно снижал возможный положительный эффект от его принятия. 

      13 июля 2012 года в Российской Газете был опубликован Федеральный закон № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 4 этого закона, которая переносит срок отмены действия Федерального закона 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с 1 июля 2012 года на 1 июля 2013 года, вступает в силу со дня публикации.

       В  настоящее время в нашей стране  не все готово для того, чтобы  полностью отказаться от Федерального  закона «Об электронной цифровой подписи», поэтому его продление не было большой неожиданностью. Еще год мы будем находиться на переходном этапе, когда параллельно действуют два закона: № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

     Основной недостаток сложившейся ситуации – приравнивание двух различных видов сертификатов. Дело в том, что сейчас можно выпускать квалифицированные сертификаты, с одной стороны, и сертификаты ЭЦП, которые приравниваются к квалифицированным сертификатам, – с другой. В информационных системах (ИС) схемы работы с такими сертификатами различны, поэтому владельцы ИС могут сами устанавливать, с какими сертификатами они будут работать.

   Новый закон  «Об электронной подписи» нотариусы  так же восприняли с опаской. Перед многими встал вопрос - а сможет ли справиться обычный нотариус с такой технологией?

  Электронная цифровая  подпись является реквизитом  электронного документа, предназначенного  для защиты данного электронного  документа от подделки. Это техническая  основа общественных отношений с применением информационных технологий в сфере коммуникаций.

   На сегодняшний  день она является единственным  средством, с помощью которого  можно идентифицировать владельца  и защитить электронный документ. Это, в частности, способствует развитию экономических отношений и дает возможность применять принцип гражданского права – свободу договора – в информационных сетях, заключая сделки и оформляя договоры в короткие сроки.

    Однако, применение  ЭЦП, средств ЭЦП на сегодняшний  день крайне затруднено. Частично это вызвано отсутствием практики в построении отношений в электронных сетях, но в основном можно отметить недостаточную разработанность понятия ЭЦП в части его практического применения субъектами гражданского оборота.

   Наличие у нотариуса электронной подписи и соответствующих нормативно-правовых полномочий, обеспечивает  доступ к информации из электронных хранилищ и баз данных органов государственной власти.   Использование современных технических средств позволит клиентам нотариальных контор, не имеющих собственной ЭЦП, при содействии нотариуса гораздо быстрее получать по запросам нужные документы из других ведомств.

  Наличие ЭЦП у  каждого нотариуса предотвратит  несанкционированный доступ к  конфиденциальной информации на каждом рабочем месте.

    Развитие электронного  документооборота в России сталкивается  с недостаточностью правового  регулирования применения ЭЦП  и электронного документооборота.

    С принятием федеральных законов: «О нотариате и нотариальной деятельности» и «Об установлении правового режима электронного документа и обеспечении его юридической значимости»  действия между нотариатом и государственными службами стали легитимными.1

    По уровню  технической оснащенности, по степени  развития инфрастуктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров.  На низком уровне находится оснащение персональными компьютерами; доступ в Интернет, особенно в отдаленных регионах, остается редкостью.

    Наша страна, в силу своей истории, потенциала, масштаба, может и должна быть одним из лидеров мирового сообщества, но, к сожалению, пока она колоссально отстает от передовых стран по своему научно-техническому развитию.

    Главной движущей  силой прогресса становятся знания  и технологии обмена информацией.  Новый мир — это мир компьютеров и Интернета, от масштабов и эффективности использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств. Выигрывают те, кто делает ставку на производство знаний и информации.

    Возможно, самой  главной причиной отставания России в первую очередь служит то, что население страны боится вносить в свою жизнь что-то новое. Все привыкли жить по старым правилам, использовать те технологии, которые проверены временем. Но в нынешних условиях этого недостаточно.

Россия опаздывает, плетется в хвосте общественного прогресса, повторяя и заимствуя достижения своих более успешных, более предприимчивых соседей по планете.

    Большинство  считает, что как бы  ни происходило  развитие нотариата, одно остаётся  неизменным - это личная подпись, оставленная в конце документа. Личный контроль и автографическая подпись – вот основа современного российского нотариата. Она проста, защищена от подделки, каждому нотариусу комфортно жить в таких условиях.

   Следует психологически  реализовать стремление каждого нотариуса перейти к новым методам дистанционной работы, обучить ей, нотариусы должны стремиться к познанию нового. Это в корне облегчит работу.

    У нотариусов  должен возникнуть интерес к  новой технологи регистрации  в электронном пространстве.

   Современные информационные технологии и решения для обеспечения безопасности позволят нотариату России не только повысить эффективность работы нотариальных палат субъектов Российской Федерации, но и надежно защитить персональные данные граждан.  

    Электронно-цифровая подпись имеет огромное значение, она позволит продуктивно сотрудничать нотариату с государственными и муниципальными структурами, облегчит подачу заявления при регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица. Все это избавит граждан от стояния в очереди, хождения в государственные и муниципальные органы, исправления ошибок. Следовательно, будут снижена как цена нотариальных услуг, так и уровень коррупции, так как заявитель и государственный орган не буду непосредственно контактировать друг с другом, а взаимодействие нотариата и государственных органов будет строго регламентировано и проходить на официальном уровне. 

    Электронно-цифровая  подпись является нововведением  в российском нотариате. В связи  с этим, никто не застрахован от ошибок и недочетов на первоначальном этапе развития данного новшества. Во избежание таких ошибок будет не лишним обращение к зарубежному опыту.

    В отличие  от российского законодательства  международное сделало шаг к  электронному документообороту и ЭЦП уже в 90-х годах прошлого столетия.

В декабре 1999г. Европейский парламент  совместно с Советом приняли  Директиву  о порядке использования  ЭЦП в Европейском сообществе. Через несколько лет примеру  зарубежных стран последовал российский законодатель, приняв ФЗ от 10 января 2002 г. №1 ФЗ « Об электронной цифровой подписи», в который непосредственно вошли положения из вышеупомянутого нормативного акта.

     Применение нового  закона повлекло за собой активное  развитие рынка информационных  технологий, создание условий для развития электронной торговли, а так же формирование условий для гармонизации законодательства РФ с международными правовыми актами и законодательством зарубежных стран.

    Электронная  подпись открывает колоссальные  перспективы для нотариата. Это и непосредственное сотрудничество государственных органов и нотариата, и упрощение процедуры регистрация юридического лица и индивидуальных предпринимателей и многое другое. Но в тоже время ЭЦП может использоваться в преступных целях. Во избежание неправомерного использования ЭЦП необходим высокий уровень защиты электронных документов и подписей.

    Так в немецком  законодательстве относительно  электронной подписи установлено, что только те сертификаты ЭЦП, которые выпущены аккредитованными удостоверяющими центрами, признаются квалифицированными. Кроме того, закон содержит технические нормы к сертифицирующим органам, которым они должны соответствовать при получении лицензии.  Также в Германии цифровые подписи, созданные органами власти другой страны, входящей в состав ЕС, признаются лишь в том случае, если они в состоянии обеспечить такой же уровень безопасности.

   Во Франции  технологии, относительно электронной подписи, позволяют определить лицо, от которого исходили данные.

     Законодательство  США в отношении ЭЦП является  весьма либеральным, однако в  исключительных случаях федеральные  органы власти могут потребовать  предоставить документ, в письменной форме, в случаях, диктуемых соображениями национальной безопасности.

    В Великобритании, Италии, Голландии и других зарубежных  странах также стандарты безопасности  достигли уровня, который соответствует  технологии цифровой подписи.

    Россия в плане защиты ЭЦП тоже не отстает. Так в 2011 г. был подписан договор, предусматривающий обмен данными между нотариусами и отделениями банка по вопросам, связанных с наследованием денежных средств: поиск вкладов наследодателя и проверка остатков на счетах и депозитах. Система обмена информацией с налоговой службой и Росреестром предусматривает сложную многоступенчатую защиту данных от незаконного использования.2

     В России  порядок применения средств ЭЦП  по сравнению с зарубежными  странами регламентирован гораздо более жестко. В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 года № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации». В соответствии с ним запрещена деятельность юридических и физических лиц, связанная с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств, а также защищенных средств хранения, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в области шифрования информации без лицензий.

    Законодательство  различных европейских стран  выделяет разнообразные варианты  ЭЦП. 

    В Германии, например, предусмотрено три вида  электронных подписей: простая, усовершенствованная и квалифицированная. Отметим, что только квалифицированная подпись является эквивалентной физической подписи.

    Французские  законодатели выделили новый  вид подписи – защищенная, которая  должна создаваться средствами, находящимися  исключительно под контролем предписанного лица. Впрочем, основной упор законодательства сделан на создание общих правил, позволяющих уровнять юридический статус электронной и ручной подписи.

     В США  электронная подписи приравнена  к обычному «росчерку пера».

     В Белоруссии, Республике Молдова и Украине  также отожествляют электронную  и физическую подписи.

     В России  отсутствуют правовые признания  различных видов подписей.

Несмотря на то что, ФЗ «об электронной цифровой подписи» был принят еще в 2002 году, но лишь в 2010 году  в Москве был открыт Удостоверяющий центр нотариата России. В соответствии с данным законом эти упомянутые центры должны создавать ключи электронной цифровой подписи, а также проводить все операции с ними.3

    Это говорит  о том, что электронная подпись в настоящее время в нашей стране доступна весьма узкому кругу лиц.

    Наряду с  этим, в США благодаря технологической  нейтральности, т. е. отсутствия  определенного стандарта технологии  с использованием которой может  быть создана ЭЦП, подпись является доступной всем слоям населения.

     Если обратиться  к статистическим данным, то можно  сказать, что  в России электронной  подписью пользуются всего 0,2 % населения, тогда как в Европе  уже более половины граждан  уверенно используют её на  протяжении 5 лет.

    Но не только  Россия идет по пути постоянной  корректировки и совершенствования  законодательства. Например, в Германии  сталкиваются с проблемами, в  связи с тем, что упор в  законодательстве сделан на формирование  структуры информационных подписей, а не на придание им юридической силы. Одной из таких проблем является необходимость проведения дополнительных комментариев в отношении сделок, выполненных с помощью ЭЦП. Таким образом, законодательство Германии, касающееся цифровой подписи находится в стадии разработки, так как оно еще не достигло цели создания эффективной правовой базы, относительно законного признания договоров в электронной форме.  
      Стоит отметить, что во многих европейских странах возможно использование электронной цифровой подписи в качестве доказательства на судебном разбирательстве, что говорит о полноправном признании юридической силы электронной подписи.

Информация о работе Сравнительный анализ и перспективы развития эцп в российской федерации и зарубежом