География оленеводства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей. В России находится примерно две трети мирового поголовья домашних северных оленей. Они пасутся на территории более трех миллионов квадратных километров в тундре, лесотундре, тайге и горных областях. Оленеводство в России составляет основу культур многих коренных северных народов, имеющих разнообразные традиции и богатый опыт разведения оленей в различных ландшафтах. Домашний северный олень дает им возможность жить в гармонии с суровой природой Крайнего Севера. Многие оленеводы говорят: «Наш народ будет жить, пока есть олени. Не станет оленя — не будет и нашего народа».

Содержание

Введение
1. История возникновения и развития оленеводства
2. Оленеводческие народы России
3. Основные типы оленеводства
4. Характеристика видов оленеводства
5. Поголовье северных оленей на 2010 год по федеральным округам России
6. Изменение поголовья северных оленей с 1990 по 2011 год.
7. Управление оленеводством
8. Формы государственной поддержки оленеводства
9. Конкуренция между дикими и домашними северными оленями за кормовые ресурсы пастбищ
10. Хищники и браконьеры

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик формат 2003.doc

— 1.78 Мб (Скачать документ)

      В общественной собственности находится большая часть оленей, ранее принадлежавших колхозам и совхозам. В результате приватизации из этих хозяйств были организованы коллективные долевые хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы, а в некоторых случаях родовые хозяйства. Эта форма собственности является наиболее распространенной. На практике различия между хозяйствами с государственной и общественной формами собственности незначительны. В хозяйствах с общественной собственностью оленеводы имеют небольшое количество акций, не влияющее на исход голосования при проведении общих собраний. Директора хозяйств зачастую назначаются административными органами, а не избираются.

          В частной собственности находятся личные олени населения, а также олени, принадлежащие фермерским хозяйствам, родовым общинам, союзам и другим объединениям частников. Личные олени обычно принадлежат пастухам, работающим в оленеводческих хозяйствах, или их родственникам. Эти олени, как правило, выпасаются в стадах того оленеводческого хозяйства, в котором работают их владельцы. Однако владельцы личного поголовья могут вести хозяйство и самостоятельно. Вопрос о собственности оленей в родовых общинах более сложен. В принципе, община предполагает объединение оленей, принадлежащих конкретным владельцам, то есть частную собственность. Однако в статистике оленей крупных общин обычно относят к общественной собственности. Более того, определение статуса общинных оленей в значительной степени зависит от местного законодательства. Земли оленьих пастбищ в хозяйствах, созданных на базе колхозов и совхозов, находятся в бессрочном пользовании хозяйств, но принадлежат государству. Отчуждение этих земель возможно только по решению либо общего собрания коллектива, либо правления предприятия. За общинными хозяйствами, кооперативами, акционерными обществами и фермерскими хозяйствами определенные земли закрепляются на основе многолетней (иногда бессрочной) аренды с правом наследования. Обычно срок аренды составляет 25—50 лет.

      Наиболее сложное положение с пользованием земель у владельцев личного поголовья. Их олени выпасаются на территории пастбищ общественных или государственных хозяйств, иногда совместно со стадами основного землепользователя, иногда отдельными стадами. В том случае, когда возникает вопрос о переизбытке оленей на территории, административные органы, в первую очередь, стараются сократить личное поголовье.

       В таких регионах как Ненецкий а. о., Мурманская область и ряд других есть ограничения на размер личного поголовья работников хозяйств и пенсионеров. Подобное решение хотят принять и в Ямало-Ненецком округе, в котором количество оленей в личной собственности самое большое в России. В ряде регионов с владельцев личного поголовья за выпас оленей на пастбищах государственных и общественных хозяйств взимается плата.   В статистических материалах, публикуемых Министерством сельского хозяйства РФ, находят отражение только три формы собственности оленей: общественных и государственных предприятий (вместе), фермерских хозяйств и личные олени населения. Интересно отметить, что за 1990-е годы, несмотря на существенный спад поголовья оленей в большинстве регионов, практически повсеместно отмечается увеличение процента оленей в личных и фермерских хозяйствах, т.е. в частной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы государственной поддержки оленеводства

        Оленеводческие предприятия расположены на Севере России на значительном удалении от основных рынков сбыта и центров производства материально-технических ресурсов. Кроме того, транспортные коммуникации на Крайнем Севере не развиты, а стоимость перевозок значительно выше, чем в других регионах. В связи с законом «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» (1996), постановлением Правительства «О дополнительных мерах государственной поддержки северного оленеводства в 2000—2005 годах» и постановлением Правительства «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» предусмотрены специальные меры по государственной поддержке северных сельскохозяйственных предприятий.

        Основным видом такой поддержки являются прямые дотации на производство сельхозпродукции. Эти дотации выплачиваются из бюджетов регионов всем товаропроизводителям, включая оленеводческие предприятия, а в некоторых регионах также и владельцам личных стад. Администрации регионов ежегодно устанавливают размер дотации за каждый килограмм мяса. Самые большие дотации выплачивались в Чукотском, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Кроме этого, начиная с 2000 года, выделяются средства на прямую поддержку северного оленеводства из федерального бюджета. В 2001 году оленеводческие предприятия получили поддержку из федерального бюджета в размере 110 рублей на одного оленя.

      В некоторых регионах местные бюджеты также предусматривают прямые дотации оленеводческим предприятиям. Например, в республике Тыва в дополнение к 110 рублям федеральной дотации предусмотрена доплата в 450 рублей на каждого оленя. Администрации некоторых регионов выделяют специальные средства на покупку живых оленей для малооленных предприятий и частных владельцев.

      В ряде регионов имеется более сложный механизм поддержки оленеводства.По всему Северу, наряду с прямыми дотациями, важным элементом государственной поддержки оленеводства должна быть компенсация транспортных расходов. Транспортная составляющая в себестоимости продукции северного оленеводства составляет до 60 %. Минсельхоз России предложил выделить на компенсацию транспортных расходов сельскохозяйственным предприятиям Крайнего Севера 322 млн. рублей из дополнительных бюджетных источников. В ряде регионов такие компенсации уже существуют. Например, в Ненецком а. о. компенсируется 80% транспортных затрат оленеводческих хозяйств на доставку продукции в Нарьян-Мар.Необходимо также отметить крайнюю важность государственного субсидирования социальной сферы оленеводства.

 

Конкуренция между дикими и домашними северными оленями за кормовые ресурсы пастбищ

 

          Дикие и домашние северные олени должны рассматриваться как две экологические формы одного вида, занимающие несколько различные экологические ниши в биоценозах, что весьма существенно для практики оленеводства. Дикие олени используют пастбища иначе, чем домашние, в силу различий пастьбы тех и других. При выпасе стад домашних оленей на одних и тех же пастбищах в течение продолжительного времени происходит «перетравливание» кормовых ресурсов. Это особенно типично для зимнего, «ягельного» периода. При этом имеет значение не только содержание стад в одном районе, но и редкая смена бригадных стоянок, из-за чего олени особенно сильно вытаптывают пастбища вблизи чумов. Дикие же олени кормятся на ходу, долго не задерживаясь на одном месте, совершая на Енисейском Севере переходы до 2.500 км в течение года. «Дикари», не задерживаясь долго на одном месте, меняют от года к году пути основных переходов стад и групп, соблюдая таким образом естественный пастбищный оборот.

      Все это, безусловно, говорит в пользу того, что дикие олени при существующем уровне развития оленеводства рациональнее, чем домашние, используют ягельные пастбища. При нормальном уровне численности диких оленей стравливания ими пастбищ не происходит .  Основные места выпаса диких северных оленей расположены там, где содержание домашних затруднено. Спектр кормовых растений, используемый этими двумя экологическими формами, также сильно различается.  Можно предположить, что при разумной организации природопользования, оленеводство может быть совмещено с рациональной системой использования ресурсов диких оленей. Это позволило бы наиболее полно использовать экологический потенциал пастбищных ресурсов. Однако с практической организационной точки зрения сделать это очень непросто.  Что касается последней проблемы — роли дикого северного оленя в сохранении очагов инфекционных заболеваний, многочисленные данные показывают, что дикие олени бывают инфицированы ими значительно реже, чем домашние. Тем не менее, на Таймыре, где дикие олени используют пастбища с очагами сибирской язвы, опасность новых вспышек этой болезни достаточно велика.

 

 

 

 

 

 

Хищники и браконьеры

 

       Численность хищников в оленеводческих районах России, по официальным данным Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ, составляет: волка — 23 тыс., бурого медведя — 50 тыс., росомахи — 21 тыс., рыси — 6 тыс. По оценкам зоологов, официальные данные о численности хищников занижены для ряда крупных регионов. Например, якутские зоологи считают, что численность волка в Республике Саха в 2—3 раза выше официальных данных МСХ РФ. В целом по России численность хищников, особенно волка, сейчас значительно выше, чем в 1980-е годы.

      Статистические данные о количестве домашних оленей, затравленных хищниками, в целом по России отсутствуют. По информации, полученной из регионов, хищники в год убивают около 5—10 % поголовья оленей, что составляет примерно 25 % общего непродуктивного отхода стада. Таким образом, общее изъятие домашних оленей хищниками можно оценить в 50—100 тыс. голов в год. Для сравнения, весь забой оленей сейчас составляет 160—180 тыс. в год. Большую часть оленей травит волк. Потери от медведя, росомахи и рыси менее значительны. Рысь берет лишь немного оленей и только зимой, когда стада пасутся в лесной зоне.

         В дореформенный период департаменты охотничьего хозяйства регионов контролировали численность волка. Они имели специальные средства на аренду вертолетов для отстрела волков. Теперь несколько охотничьих бригад по борьбе с волками осталось только в Якутии. Кроме того, там выплачивается премия размером около 3 тыс. рублей за каждого убитого волка.

        Проблема борьбы с хищниками в оленеводстве обострилась также в связи с новой системой регистрации нарезного оружия в милиции. Как правило, если оленеводы имеют нарезное оружие и снегоходы, они сами способны защитить стадо от хищников. Однако теперь они практически не могут получить разрешение на нарезное оружие из-за сложности его официального оформления. Кроме того, теперь они не имеют достаточно снегоходов, бензина и патронов. Только в Якутии система регистрации нарезного оружия для оленеводов упрощена, и они могут использовать его против волков, не нарушая закон.Браконьерство стало очень серьезной проблемой в ряде регионов, особенно в районах нефте- и газодобычи в Западной Сибири, на севере Кольского полуострова и в других местах. В Мурманской области оленеводы считают, что во время экономического кризиса военные части получили неформальное разрешение отстреливать домашних оленей на питание в случае крайней необходимости. Борьба с браконьерством крайне трудна. Ни сами оленеводы, ни оленеводческие предприятия не имеют для нее эффективных средств. Оценить количество домашних оленей, застреленных браконьерами, трудно. В официальных отчетах их включают в общую сумму потерь поголовья. Несколько лет назад были отмечены случаи, когда браконьеры убивали домашних оленей даже в присутствии пастухов.

Список литературы:

1) Крупник И.И. Арктическая этноэкология 1989. Наука.

2)Любимов М.П. Практические советы  по пантовому оленеводству в  Горном Алтае. Горно-Алтайск 1967.

3) Сайт Википедия, статья «Северный  олень» http://ru.wikipedia.org/

4) "Федеральная служба государственной статистики" gks.ru

5)К. Б Блоков «Оленеводство в  России»  http://www.jurant.ru/ru/publications/reindeer_disc/olen/klokov.html


Информация о работе География оленеводства России