Формирование знаний об исследованиях русских путешественников в школьном курсе географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в развитии географической грамотности учащихся при изучении русских исследователей-путешественников в школьном курсе географии.
Задачи работы:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Определение места и роли знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географической грамотности личности.
3. Анализ и сравнение действующих программ и учебников по курсу школьной географии.
4. Отбор и адаптация знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Проблема формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии
1.1 Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся…………………………………….5
1.2 Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии……………………………………………………….9
1.3 Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии………………………………………….10
3. Глава 2. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе
2.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова»…………………………………………………………..28
4. Заключение…………………………………………………………………………………………………..39
5. Список используемой литературы……………………………………………………………….41

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Мальцева Е.В).docx

— 85.74 Кб (Скачать документ)

Весной 1909 года Козлов прибыл в Ланьчжоу, а оттуда прежним маршрутом вернулся в  Кяхту, завершив свое выдающееся археологическое  путешествие в середине 1909 года.

После этой экспедиции Козлов, произведенный в  полковники, два года работал над  материалами о Хара-Хото и находками. Итогом стала работа «Монголия и  Амдо и мертвый город Хара-Хото», опубликованная в 1923 году. Он много выступал с докладами, лекциями, писал статьи в газеты и научные журналы. Открытие мертвого города сделало его знаменитостью. Английское и Итальянское географические общества присудили путешественнику большие золотые королевские медали, чуть позже одну из своих почетных премий присудила Французская академия. В России он получил все высшие географические награды и был избран почетным членом Географического общества.

Использование материала в учебном процессе:

Материал  о личности и маршрутах путешествий  П.К. Козлова можно использовать на уроках в курсах физической географии  материков и океанов (7-й класс) и физической географии России (8-й  класс). Имя П.К. Козлова упоминается  в учебниках «География материков  и океанов» В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (тема «Исследования Центральной Азии») и «География. Материки и океаны» О.В. Крыловой (тема «Географическое положение Евразии. История открытия и исследования»). Также материал обладает большим потенциалом для проведения интегрированных уроков по географии и истории.

Обручев Сергей Владимирович.

Выдающийся  российский, советский геолог и путешественник Сергей Владимирович Обручев более  полувека своей жизни отдал служению отечественной науке. Он был одним из трех сыновей знаменитого путешественника и исследователя Владимира Афанасьевича Обручева, автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония», с 14 лет принимал участие в его экспедициях, а в 21 год провел и самостоятельную экспедицию – она была посвящена геологической съемке окрестностей Боржоми.

С.В. Обручев  с 1926 по 1935г. совершил четыре выдающиеся экспедиции. Первая из них, Индигирская, выпала на период 1926–1927гг. Во время этой экспедиции С.В. Обручев открыл безымянный горный хребет, который протянулся на тысячу километров от Полярного круга через Индигирку до Колымы. По его предложению новому хребту было присвоено имя русского путешественника И.Д. Черского.

Вторая экспедиция С.В. Обручева на Северо-Восток – Колымская  – в ходе исследований, длившихся  два сезона, было проведено около 5000 км геологических маршрутов (из них  почти 3000 км в бассейне реки Колымы), глазомерная съемка по маршрутам, определено 17 астропунктов и 27 магнитных пунктов[13].

«Работы С. Обручева и К. Салищева, – отмечал уже в 1936 г. исследователь П.Н. Кропоткин, – явились крупным вкладом в познание геологии края. В части орографии, помимо Верхоянского хребта и Оймяконской впадины, лежащих вне бассейна Колымы, были выделены следующие орографические единицы – хр. Таскыстабыт, Нерское плоскогорье, хр. Черского, хр. Гыдан, Юкагирское плоскогорье и низменность по левобережью и нижнему течению Колымы. Наибольший интерес из этих орографических единиц представляет хр. Черского» [14].

Кроме этого, наблюдения экспедиции С.В. Обручева позволили  уточнить гидрографическую сеть изученного района. Вся Колыма была передвинута  на картах на 200 километров к юго-востоку, и значительно изменились ее очертания. Выяснилось, что река длиннее, чем  предполагалось раньше. Изменилось положение притока Колымы реки Коркодон, увеличилась длина реки Костах. В то же время,  уже в начале сентября 1929г. по результатам работы отряда С.В. Обручева, можно было говорить об общей золотоносности всего Средне-Черского нагорья между Индигиркой и Колымским хребтом длиной 700 и шириной 200 километров, а также о том, что наиболее благонадежным в этом отношении является район юго-восточного конца хребта и между Берелехом и Сеймчаном.

Это был великолепный прогноз, совпавший в главном  с прогнозом руководителя Колымской  геологоразведочной экспедиции 1928–1929гг. Ю.А. Билибина. Но Билибин дал свои первые устные сообщения о своей работе в представительствах Союззолота во Владивостоке и Иркутске только в октябре-ноябре 1929г., а затем председателю правления этого общества в Москве. То есть сообщение С.В. Обручева прозвучало немного ранее, но этот факт стал известен не так давно. На обдумывание этого ушло всего несколько лет. И вот в 1932–1933гг. С.В. Обручев вместе со своим постоянным спутником К.А. Салищевым, аэросъемщиком, фотолаборантом и хозяйственником совершил на аэроплане свою третью экспедицию на Северо-Восток для изучения его рельефа. Таким образом, впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съемки для исследования обширной территории. В ходе его К.А. Салищев составил карту Чукотского округа, которая также изменила ранее существующие карты.

Нельзя не отметить и такой исторический факт. В ходе своей третьей экспедиции на Северо-Восток Обручев дважды побывал  в строящемся Магадане 19 августа и 19 октября 1932г. В выпущенной затем книге «На самолете в Восточной Арктике» он оставил его незабываемое описание «Мы перебрались на ночевку в город, – писал С.В. Обручев, – и с любопытством побродили по его улицам. Нагаево действительно город, с несколькими улицами, взбирающимися во все стороны на крутые горы. Но по этим крутым улицам ползают тракторы, тяжело гремят грузовики, вывозя с набережной бесконечные грузы. Нагаево теперь – головной пункт автомобильной дороги, которая проводится отсюда на Колыму, в Колымский золотоносный район. А за холмом, в долине речки Могодон, на просторной и свободной площади, построен другой городок Могодон – современная столица побережья (Нагаево – только портовый город). В него из Нагаева ходят автобусы (пока еще грузовики со скамейками), и даже, как говорят, цивилизация зашла так далеко, что в этих автобусах надо остерегаться карманных воров…» [15].

На 1934–1935гг. пришлась четвертая, последняя экспедиция С.В. Обручева на Северо-восток, и опять она была уникальной – на аэросанях. Вместе с добавившимися сотрудниками и техниками им была изучена северная часть Чукотки – современный Чаунский район, представлявший чрезвычайный интерес в отношении полезных ископаемых.

Как-то Сергей Владимирович сказал «Страстно люблю  литературу, но занимаюсь ею параллельно  с геологией, в свободное время» [30]. Эти занятия вылились в такие  книги, как «В неведомых горах Якутии» (1928 г.), «Колымская землица» (1933 г.), «На самолете в Восточной Арктике» (1934 г.), «От Якутска до Берингова пролива» (1940 г.), «В неизведанные края» (1954 г.), «По горам и тундрам Чукотки» (1957 г.) и другие. Так в одном человеке соединились выдающийся геолог, географ и популяризатор науки советского периода российской истории.

Использование материала в учебном процессе:

Материал  о личности и маршрутах путешествий  С.В. Обручева можно использовать на уроках в курсах физической географии  России (8-й класс). Имя С.В. Обручева упоминается в учебниках «География. Природа России» Э.М. Раковской (тема «Из истории исследования России»). Помимо этого материал может быть использован при изучении темы Восточно-Сибирский  район России, в качестве связующего звена со знаниями о В.А. Обручеве и И.Д. Черском.

Ферсман Александр  Евгеньевич.

Если вы возьмете книгу Ферсмана «Занимательная минералогия», то на ее страницах прочитаете о  его детстве и о том, как  он пристрастился к собиранию  камней. В 12 лет мальчик уже серьезно записывал наблюдения за камнями.

Любовь к  камню Александр Евгеньевич пронес через всю жизнь. Для него не было камней – замарашек, в каждом камне  он видел красоту, знал историю камня, относился к камням как к живым  существам. Он практически знал все  камни на свете, не случайно Ферсмана называли «Богом минералогии» [14]. В нашей стране Ферсман был, наверное, везде: от Кавказа и Кольского полуострова до Дальнего Востока. Он себе даже придумал норму – в год проделывать по земле, над землей не меньше сорока тысяч километров – длину экватора. А в некоторые годы он эту свою норму значительно превышал. Он мог собраться в любую экспедицию за 10–15 минут. У его жены Екатерины Матвеевны было несколько списков: что собрать в дорогу мужу, если ему предстоит ехать, лететь (а он сам умел водить машину, самолет) на юг, на север, в горы, в пустыню, зимой, летом. Но самые дорогие места на карте страны для Ферсмана были: Хибины, Средняя Азия, Урал.

В 1914 г., когда  началась первая мировая война, было трудно и тревожно, но ученые собирались по вечерам на балконе школы у  старой станции «Миасс» и мечтали о будущем Ильмен. Ферсман мечтал увидеть на вершине Ильменской горы дворец-курорт, куда можно было бы добраться по канатной дороге, чтобы там люди могли отдыхать, любоваться сверху красотой этих мест. А под горой должен быть музей минералов, лаборатории для ученых, библиотека. Александр Евгеньевич очень любил Ильмены, называл заповедник «Минералогическим раем», писал о нем в своих книгах.

Удивительно, как Ферсман все успевал! Ферсман  организовывал государственные  и международные совещания, конференции. И это при том, что он очень  много времени проводил в «поле» (в экспедициях), в которых проявились все черты его характера: огромная работоспособность, уменье работать в  тяжелейших условиях, человечность. В  экспедициях он всегда шел впереди, что было самым трудным. Никому не давал нести свой рюкзак, а в  нем не меньше 20–30 килограммов[14]! Ферсман ввел свои правила в экспедициях: не спать во время коротких остановок (потом невозможно человека разбудить). Пели песни, чтобы не заснуть после тяжелого перехода. Переходили с места на место в основном в дождь (во время дождя нельзя было работать с камнем). Любимое выражение Ферсмана: «По коням!», даже, если никаких коней в экспедиции не было[14].

Труд геологов еще со времен Петра I не случайно приравнивается к тяжкому воинскому труду. Особенно тяжелы были первые экспедиции после  революции и гражданской войны. Самые трудные экспедиции у Ферсмана были в Хибины, которые тогда были совсем не изучены. У экспедиции не было точных карт, снаряжения, одежды, обуви. Вместо радиосвязи только «Ау!». Холодно, ветер, ледяные потоки. Ноги замотаны мешками. Голодно. Тяжелый груз – образцы пород. Но самое страшное – мошкара, комары. От них не было спасенья: лица и руки опухали, кровоточили. Сохранились фотографии Ферсмана во время экспедиций. Его можно было бы принять за бродягу, за бомжа: обросшее щетиной лицо, рваная кожаная куртка, когда-то давно подаренная отцом, рваные об камни брюки, на поясе закопченный чайник, геологический молоток, на шее бинокль, лупа; карманы полные бумаг, рюкзак набит камнями, в руках палка[14].

Трудно представить, что это знаменитый ученый, академик! Ферсман был удивительно неприхотлив: он мог работать в любых условиях: в палатке, в вагоне, в лодке. У него не было ни времени, ни охоты думать о житейских неудобствах. Он мог спать на земле. Подушку ему заменял кулак, книга, мешок. Много лет он не знал, что такое отпуск, выходные дни. И только в последние годы такая жизнь заставила его и лежать в больницах, и бывать в санаториях. Кроме того, у него была врожденная болезнь печени, от чего рано умерла мать. Иногда в походе он во время приступа сам не мог слезть с лошади, его снимали, укладывали, отпаивали лекарствами.

Александр Евгеньевич делился своей любовью к камням и людям не только в экспедициях. Он много рассказывал взрослым и детям по радио, на лекциях, беседах. Жаль, не сохранилось магнитофонных записей его речи. Говорят, он был таким интересным рассказчиком, что на его лекциях «яблоку негде было упасть» [16]. Он никогда не читал по бумажке. Не отказывался писать и для детей в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Юный техник».

Когда началась война, ему пришлось уехать из Москвы на Урал, в Свердловск (Екатеринбург), принять на себя руководство Уральского филиала Академии наук. Он очень  много занимался сырьем для военной  промышленности, писал научные работы: «Геология и война», «Минералогия Урала».

Война шла  к концу, как вдруг умирает  самый дорогой друг Ферсмана Владимир Иванович Вернадский. Это потрясло Александра Евгеньевича, обострились  его болезни, сказались многолетние  перегрузки, он слег, но и в больнице, и в санатории начал писать книгу о Вернадском, о дружбе длиною в 40 лет [14].

Он дождался победы. 9 мая радовался со всеми, что кончилась война, а 20 мая умер (на 62 году жизни). Похоронен Ферсман  в Москве, на Новодевичьем кладбище рядом с Вернадским.

Использование материала в учебном процессе:

Материал  о личности и маршрутах путешествий  А.Е. Ферсмана можно использовать на уроках в курсах физической географии  России (8-й класс). Имя А.Е. Ферсмана упоминается в учебниках «География России. Природа» И.И. Бариновой (тема «Природа регионов России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг.

 

ГЛАВА 2. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии

2.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова»

Неделя географии  в школе является комплексным  мероприятием, сочетающим в себе разнообразные  формы внеурочной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Поэтому подготовка и проведение предметных недель требуют больших  временных, ресурсных и творческих затрат как от учителей, так и  от учащихся школы.

Сценарий  представленной далее предметной недели охватывает большой диапазон учащихся, представлен сценарий массового  театрализованного представления, предваряющего все последующие  мероприятия. Неделя географии должна обязательно включать подобное мероприятие, в котором сможет принять участие  большое количество учащихся. Также  предусмотрен просмотр видеофильма, викторина, проведение которой возможно в старших  классах и различные конкурсы.

План недели.

Дни недели

Мероприятия

Понедельник

Беседы о жизни и деятельности ученого, путешественника Г.Я. Седова

Вторник

Показ научно-популярного фильма о  Г.Я. Седове

Среда

Конкурс рефератов, газет, макетов, рисунков посвященных советским и российским полярным исследованиям.

Четверг

Викторина «Г.Я. Седов – ученый, путешественник»

Пятница

Подведение итогов недели, награждение  победителей

Информация о работе Формирование знаний об исследованиях русских путешественников в школьном курсе географии