Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:34, реферат

Краткое описание

Прежде чем выяснить вопрос о соотношении философии с другими формами общественного сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной форме попытаться определить, что же представляет собой предмет философии самой но себе, без сравнения с другими формами духовной активности человека. Ведь не начинаем же мы описание, например, физики с выяснения вопроса о ее соотношении с философией, но попытаемся, прежде всего, установить специфику предмета и метода физического познания, и лишь затем закономерно возникает вопрос и о его соотношении с философской проблематикой.
Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,— но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.

Содержание

Философия – как особая форма общественного сознания. ( стр. 2 )
Философия как мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия, и их особенности. ( стр. 6 )
Круг философских проблем. ( стр. 16 )

Прикрепленные файлы: 1 файл

referat.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

Современные западные философы стремятся представить  свою позицию в основном как беспартийную, надклассовую, одинаково выражающую интересы всех и каждого. Хотя у них встречается и критика тех или иных сторон капиталистической действительности, некоторые из них провозглашают идеи гуманизма, высказывают прогрессивные идеи, однако они используют в целом различные утопические формы идеализма и, следовательно, находятся в состоянии борьбы с последовательно научным и прогрессивным мировоззрением — диалектическим и историческим материализмом. Провозглашаемая ими беспартийность оказывается на деле выражением классового, партийного характера буржуазной философии. Провозглашаемая независимость философии от политики ведет к тому, что затушевывается объективное понимание характера развития общества. А это есть не что иное, как проявление субъективизма и идеализма в философии.

Защита  принципа партийности в его марксистско-ленинской  трактовке — это забота об объективном  отношении к действительности, о  подлинно-истинном познании ее законов.

Философия как общая методология

 Методы  зарождаются в практической деятельности  людей как ее обобщенные приемы, сообразующиеся со свойствами и законами действительности, с объективной логикой вещей, на преобразование которых направлена деятельность человека. Следовательно, методы практической деятельности характеризуют исторически сложившиеся и социально зафиксированные способы чувственно-предметного воздействия человека на мир. На этой основе формировались и мыслительные, а впоследствии и теоретические приемы освоения и преобразования действительности, складывались в процессе развития науки теоретические методы, представляющие собой совокупность приемов и операций ума, направляющих его на путь, ведущий к истине. Выбор методов обусловливается как природой изучаемого явления, так и задачами, которые ставит перед собой исследователь. При прочих равных условиях именно метод во многом предопределяет глубину проникновения в сущность объекта исследования. Каждая наука вырабатывает свои методы исследования, и в настоящее время система методов науки столь же разнообразна, как и сама паука. Это обусловливает необходимость классификации научных методов.

Среди всего разнообразия методов можно  выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Порой наивно полагают, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Нет ничего нелепее и вреднее этого заблуждения. Даже представить себе невозможно, чтобы с помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить стол. Этот нарочито утрированный пример позволяет наглядно показать всю абсурдность подобной мысли. Такое понимание методологической функции философии превращает ее в набор застывших и неизменных рецептов и отказывает ей в самом главном, основном, необходимом — в способности развиваться и обогащаться реальной исторической и научной практикой. Между тем «любая попытка превратить теорию, которой мы руководствуемся, в набор застывших схем и рецептов, годных везде и на все случаи жизни, решительнейшим образом противоречит сущности, духу марксизма-ленинизма» '. Философские методы не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Здесь, в конечном счете, решающее слово принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимодополнительности» методов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методом. А конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

Естественно, что необходимость выбора и обоснования методов, выяснения их соотношения породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания - методологию. Это система исходных принципов или начал, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Таким образом, философская теория выступает  и в качестве содержательного  теоретического знания и в качестве общей методологии. Каково же в таком случае соотношение в ней теории и метода? В общем виде это соотношение можно представить так: если теория есть результат процесса познания, то метод — это способ достижения и построения этого знания. Однако если в частнонаучном знании способ достижения его, как правило, не входит в результат, в само это знание, ибо оно отражает конкретный фрагмент реальности, а метод как бы надстраивается над знанием, над содержательной частью теории, то в философии каждое теоретическое понятие, положение выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания. 
 

3.

Круг  философских проблем. 

 Коренные  мировоззренческие вопросы традиционно  представлялись философам вечными  и неизменными. Выявление К. Марксом их исторического характера, обусловившее существенное изменение способов философского исследования, привело к переосмыслению этих вопросов. Так, казавшееся вечным отношение «человек — природа» было переосмыслено как исторически изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории. Оказалось, что данная проблема в разные исторические периоды способна не просто менять свой характер, обостряться, становиться напряженной, но и перерасти в глобальную проблему, как это случилось в наши дни.

Историко-материалистически  были истолкованы также все аспекты  философской проблемы «мир — человек». Классические философские вопросы (об отношениях «человек — природа», «природа — история», «личность  — общество», «свобода — несвобода») и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических «полярностей», неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.

Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

В свете  историко-материалистического подхода  классические философские проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую «земную основу»: они предстали как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный характер. Отсюда их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуальное, как сама история, содержание философских проблем накладывает печать и на характер их решения, призванного резюмировать прошлое, определять конкретный облик проблемы в современных условиях и прогностические осмысливать будущее. В таком ключе была осмыслена, в частности, одна из важнейших философских проблем — проблема свободы. Маркс преодолел ее сугубо абстрактное решение, примером которого может служить, в частности, тезис Спинозы «свобода есть осознанная необходимость». Обретение свободы осмысливается им как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории наряду с общими также особые, не допускающие стандартных решений черты.

Новым было также понимание философских  проблем не как «чистых» проблем сознания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане.

К большим  философским проблемам обращались, и будут обращаться мыслители  разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера  самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться  определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Что же касается отношения «мир — человек» («бытие — сознание» и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,— явление всецело историческое.

Человеческая  история — реальность особого  рода. Это — сложное сочетание  общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования — на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой. Например, философский анализ проблем свободы предполагает, как пояснял Маркс, умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось «свободой» («несвободой») людям различных исторических эпох и формаций. Аналогично обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление, с философской точки зрения, политики, права и т. д. предполагает разграничение соответствующих реалий и отражающих их взглядов, учений.

Может показаться, однако, что на природу  как на предмет философского интереса сказанное не распространяется, что  к природе философский разум  обращается прямым образом, вне всякой связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллюзия. Вопрос, что собой представляет природа в ее самых общих чертах, по сути, равнозначен вопросу, каковы наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникавших, сменявших, дополнявших друг друга образов природы в нефилософском сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в каждом из конкретных ее «пластов» тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Ведь все предметы, создаваемые людьми, будь то машины, архитектурные сооружения или полотна художников, представляют собой овеществленные человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением истории, требует сложных процедур разграничения этих составляющих — мыслимого и реального. Этим и объясняется «биполярный», субъектно-объектный характер всех типично философских размышлений. Не случайно важной обязанностью философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для философа критической позиции, учета искажающих факторов. Одним словом, и эта часть задачи связана с уяснением смыслового поля «мир — человек — человеческое сознание», то есть с тем или иным решением основного вопроса философии в его конкретных исторических проявлениях.

Итак, классическая традиция связывала философию с  постижением вечных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов на окончательное суждение о ней. Сегодня в условиях интенсивного обновления советского общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых изменений общественной реальности.

На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе  истории возникла настоятельная потребность более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным уяснить мысли о предназначении философии, к которым пришел Маркс в результате серьезных теоретических раздумий и преодоления спекулятивно-умозрительного, замкнутого в себе философствования. Важно возродить, ввести в действие разработанную Марксом интерпретацию философии как социально-исторического знания, мировоззрения, постоянно связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

Введение в  философию (учебник), ч.1, гл.1.

Кувакин В.А. Что  такое философия? М, 1989.

Мир философии. М., 1991, ч.1, с.12 – 13.

Спиркин А.Г. Основы философии (учебное пособие), М.:Политиздат, 1988.

Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М, 1986.

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе