Принцип Талиона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:28, доклад

Краткое описание

Талион в дословном переводе означает наказание равное по силе совершенному преступлению. Это категория относится к истории нравов, к периоду формирования основных нравственных законов и взаимоотношений между людьми. Принцип Талиона предусматривал наказание точно соответствующее характеру нанесенного ущерба. Самой известной словесной интерпретацией принципа Талиона стал стих из Ветхого Завета Библии: «Душу за душу, глаз за глаз, око за око, руку за руку, ногу за ногу».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Принцип талиона (2).docx

— 291.10 Кб (Скачать документ)

Нет, на мой взгляд, никаких юридических оснований для того, чтобы отдавать в Германию хоть что-нибудь. Здесь, однако, в ход вступают соображения политические и общечеловеческие. С одной стороны, Германия являлась и является практически единственным западным государством, поддерживающим реформы в России не только на словах. Более того, от дальнейших хороших отношений между Россией и Германией зависит европейское спокойствие и благосостояние. С другой же стороны, ряд культурных объектов, оказавшихся на среднерусской возвышенности, представляют исключительную ценность именно для немцев, и именно ими будут лучше всего изучены и сохранены для истории. Я имею в виду прежде всего ряд средневековых манускриптов и книг, в том числе отпечатанных и знаменитым Гуттенбергом. По большому счету, они россиянам ни к чему, а для их западных соседей — частичка сердца и национальная гордость. Так что можно опять-таки попробовать по этому поводу договориться, сделав упор на взаимность и полное возвращение на родину тех российских ценностей, в розыске которых немецкая сторона может помочь.

Ворошить старое можно и нужно, но только с одной целью — чтобы понять, как жить дальше. Только идиот будет требовать возвращения в Эрмитаж ряда прекрасных полотен, оказавшихся в национальной Галерее США в Вашингтоне с помощью весьма сомнительных операций и внесудебного торга между налоговой службой и запутавшимся дельцом. Но помнить о позорной распродаже Рафаэля своими правителями россияне обязаны.

Генрих Шлиман предлагал свои находки ряду музеев и правительств. Он очень хотел, чтобы троянские сокровища оказались в Эрмитаже, но это тогда не осуществилось отчасти из-за скупости имперских бухгалтеров, отчасти из-за сомнительного происхождения самих сокровищ (с археологической точки зрения раскопки Трои проводились совершенно неквалифицированно, в частности так называемая Троя VIIа, существование и разрушение которой можно привязать к легендарной войне, была окончательно разрушена при строительстве бараков для нанятых Шлиманом рабочих). Пришлось Шлиману совершенно безвозмездно пожертвовать свои находки немецкому народу, что и определило их последующее нахождение в столице фатерланда. Так что с некоторой долей допуска можно предположить, что покойный археолог-от-бизнеса вовсе бы не возражал против того, чтобы его находки находились на вечном пристанище в одном из величайших музеев мира. Правда интересно, что бы он сказал, если б узнал, что для этого российской армии придется сначала взять Берлин? И что произойдет это после страшной войны, уничтожившей столько людей, что из ХХ века почти все кровожадные рубаки времен прошедших, не исключая и воинственного Агамемнона, будут казаться наивными провинциальными добрячками?

 

 

ТАЛИО́Н (от латинского talio, `возмездие в равной мере`), концепция наказания, основанная на идее прямого и равного возмещения нанесенного ущерба — жизнь за жизнь (Быт. 9:6), рана за рану (עַיִן תַּחַת עַיִן, аин тахат аин — `око за око`, Исх. 21:23–25; Лев. 24:19, 20), причинение лжесвидетелю того, что он намеревался причинить своим свидетельством другому (Втор. 19:19). 

Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам Бог осуществляетсправедливость (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники). Филон Александрийский защищал принцип возмездия как единственно справедливый способ наказания. На основании сообщенийИосифа Флавия можно заключить, что, как и в Древнем Риме, в Иудее потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному (ср. Исх. 21:30). Однако законоучители Талмуда постановили, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть только денежная компенсация (БК. 8:1), — в первую очередь потому, что справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная. Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т. п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии. Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и библейское предписание единого закона для всех (Лев. 24:22). 

Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания. Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах). Знаменитое предписание Хиллела, которое, по его словам, вмещает всю Тору: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» (Шаб. 31а), — основано на том же принципе. 

В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона.

 

 

Принцип талиона


Принцип талиона (от лат. lex talionis) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением

Принцип Талиона в Торе и Евангелие


... а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз  за глаз, зуб за зуб, руку за  руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз, и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб. (Тора, Исход, 21:23-27)

... да не пощадит (его) глаз  твой: душу за душу, глаз за  глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. (Тора, Второзаконие, 19:21)

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (5:38)

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. (Евангелие от Матфея, 5:17) 
1. Талион

  • Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб» - законы обычного права; на Руси - Закон русский), талион, содержание которого сводится к идее равного воздаяния: «возмездие по отношению к представителю др. рода должно быть равно причинённому им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жёстокий обычай ограничивал вражду родов, вводил её в определённые рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчуждённость межродовых взаимодействий.

  • Разрушение родоплеменных отношений вело к невозможности чёткого разделения на "своих" и "чужих". Внеродовые экономические связи порой оказывались важнее связей родственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегрешения родственников, так и родовая общность не стремится брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений «своих» и «чужих», теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межиндивидуальных отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивида.

  • В наиболее известной форме «золотое правило нравственности» гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31). В более широком этическом ракурсе развитой морали золотое правило нравственности имеет двойную проекцию, расширяющую ее потенциальное этическое содержание. Одна проекция - в сторону исторически и нормативно неразвитой («инверсивной») формы - правило талиона.

  • Талион - (лат. talion, oт talio - возмездие, равное преступлению, от talis - такой же), которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24-26). Одним из ранних оформлений талиона в законодательстве были Законы Хаммурапи (свод законов Древнего Вавилона, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н.э.). В философски обобщенной форме правило талиона гласит: «В ответ на нанесенный ущерб поступай по отношению к окружающим (чужим) так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам». Из этой формулировки видно, что действие по правилу талиона должно быть обращенным на того, кто нанес ущерб или на его близких и его результаты должны быть соразмерны нанесенному ущербу. Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности. Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро.

  • Особенности талиона как нормативно-регулятивного механизма состоят в следующем:

  • а) это - правило, регулирующее реактивные, или ответные действия;

  • б) регулируемые талионом ответные действия направлены на наказание нарушителя справедливости, либо на взимание компенсации за нанесенный ущерб;

  • в) по своему содержанию действия, регулируемые талионом, обращаемы, или взаимны: ответное действие направлено на нарушителя справедливости (ср. «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его» (Притчи, 24:29));

  • г) талион не только направлен на восстановление попранной справедливости, он требует соблюдения справедливости и наказания нарушителя; требуя возмездия, талион ограничивает меру возмездного действия критерием адекватности преступлению и нанесенному ущербу; существенно при этом, что талион угрожает, и в угрозе заключается его основная санкция;

  • д) стандарт справедливости, предполагаемый талионом, ситуативен в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъективен: всегда надо поступать в соответствии с ситуацией, однако мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен.

  • 2. Заповедь любви

  • Другая проекция золотого правила - в сторону содержательно наполненной и ценностно определенной («прогрессивной») формы. Это формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и любви к человеку: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки, 10:27).

  • Что касается заповеди любви, то следует отметить, что хотя она и была выше указана в качестве «прогрессивной» проекции золотого правила, в своих отдельных формах - как требование любви к Богу, с одной стороны, и требование любви к ближнему, с другой, - она появляется исторически ранее золотого правила. В Ветхом Завете, например, она дана фактически параллельно закону талиона. Однако, говоря о заповеди любви, мы принимаем во внимание те изменения, которые с ней происходят в христианском учении. В Ветхом Завете в качестве ближнего, к которому должно относиться с любовью, понимался одноплеменник и единоверец. В Новом Завете под ближним мог уже пониматься любой человек, даже враг и гонитель.

  • При таком понимании заповеди любви она не могла рядополагаться талиону. Поэтому Иисус противопоставляет заповедь любви правилу талиона (Евангелие от Матфея, 5:38-39, 44). Золотое правило исторически формулируется в процессе переосмысления правила талиона и благодарности. Однако одновременно переосмысливается и заповедь любви. Многими исследователями она рассматривается как высшее выражение золотого правила. Золотое правило формально: оно лишь вменяет инициативность действия в противовес реактивности талиона и - также в противовес талиону - в основу равенства кладет не действие, совершенное в отношении нас самих, а наше понимание блага: «(Не) Поступай по отношению к другому, как ты (не) желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе». В этом плане в золотом правиле уже постепенно преодолевается предположение о непременном равенстве. Заповедь любви вменяет именно доброжелательное и заботливое отношение, - а про равенство уже ничего не говорит. К этому еще следует добавить, что золотое правило и талион, с одной стороны, и заповедь любви, с другой - представляют две фундаментальные добродетели или два начала нравственности, а именно, справедливость и милосердие. Справедливость требует равенства (по крайней мере до того предела, пока оно не препятствует благополучию индивидов). Милосердие требует доброжелательной заботы.

  • К особенностям христианского понимания заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, следует отнести и то, что она носит комплексный характер, в ней объединены две, данные в Пятикнижии заповеди, а именно - заповедь любви к Богу (Второзаконие, 6:5) и заповедь любви к ближнему (Левит, 19:18, 33-34).

  • При указанном отличии между золотым правилом и заповедью любви, их, в сравнении с талионом, объединяют следующие характеристики:

  • а) они устанавливают стандарт инициативного действия;

  • б) рекомендуемые ими действия направлены на поощрение другого, заботу и милосердное попечение о нем;

  • в) они не предполагают взаимности или равенства; заботливое отношение к другому принципиально бескорыстно и не ориентируется на возможную благодарность или компенсацию;

  • г) золотое правило, как и заповедь любви, с которой оно и по смыслу, и контекстуально соотнесено в Новом Завете, в отношении к другому настаивает на прощении, милосердии, а в случае творимого зла - и на непротивлении ему (заслуживает внимания то, что в Коране, в котором талион не преодолевается, но подтверждается, неоднократно оговаривается, что прощение и доброжелательность предпочтительнее справедливости (Коран, 4:92; 42:40-43));

Информация о работе Принцип Талиона