Принцип Талиона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:28, доклад

Краткое описание

Талион в дословном переводе означает наказание равное по силе совершенному преступлению. Это категория относится к истории нравов, к периоду формирования основных нравственных законов и взаимоотношений между людьми. Принцип Талиона предусматривал наказание точно соответствующее характеру нанесенного ущерба. Самой известной словесной интерпретацией принципа Талиона стал стих из Ветхого Завета Библии: «Душу за душу, глаз за глаз, око за око, руку за руку, ногу за ногу».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Принцип талиона (2).docx

— 291.10 Кб (Скачать документ)

Принцип талиона в христианстве[править | править исходный текст]

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

 

Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

— Матфей, 5:38-39

Данная формулировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эти слова Иисуса порой неправомерно толкуются как критика Ветхого Завета и указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.[источник не указан 795 дней]

Принцип талиона в исламе[править | править исходный текст]

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

 

Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки и т. п.

Ичкерия[править | править исходный текст]

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип[1] на практике в Чеченской Республики Ичкерия. Когда в России был принят новый уголовный кодекс, в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК[2], положения которого были скопированы[3] с Уголовного кодекса Судана.

Основная статья: Чеченская Республика Ичкерия

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее[4] по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:

Отдельная тема — законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном — Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание — бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения семей, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ[5]

Принцип талиона и криминологические теории[править | править исходный текст]


Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, чтонравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.

Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

 

 

 

В реалиях современного российского общества нередко возникает вопрос самосохранения личности не только в правовом смысле, но и в психологическом аспекте. В связи с миграцией населения происходит смешение культур Запада и Востока. Как следствие этих процессов, понятие морали в различных культурных средах становится не универсальной константой. Отсюда возникает проблема не только соблюдения моральных принципов, но и применения гражданских законов.

Непоследовательность и однобокость применения основных положений УК РФ в нынешних условиях порождает у отдельных слоев населения протестные настроения, плодом которых является возрождение архаичных решений конфликтных ситуаций и восстановление справедливости, отталкиваясь от такого института общественных отношений как «принцип талиона».

Принцип талиона — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»)[1].

Начало своё он берёт в глубокой древности. В иудейских законах роль принципа талиона была весьма велика. Ветхий Завет (Тора) содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа. Фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27). Она повторённая также в Левите (24:19-20):“Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб”[2].

Во время Нагорной проповеди, в той части, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. (Новый Завет Матфей, 5:38-39) [3].

В Исламе вновь возрождается древнеиудейский принцип талиона, но теперь он является более детализированным: "О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Если убийца прощен родственником убитого - своим братом по вере, - то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это - облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после разъяснения, - мучительная кара". (Коран 2:178). "Для вас в возмездии - основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными". (Коран 2:179) [5].

В философии месть определяют как производное из первичной необходимости самообороны [8].

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут [1].

В постсоветских реалиях 90-х была предпринята попытка применить этот принцип [6] на практике в Чеченской Республике Ичкерия. В этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК [7], положения которого были скопированы [1] с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И.И. Киселев, отмечал следующее: уголовный кодекс, который утвержден указом А.Масхадова в августе 1996 года, в подавляющем числе своих положений, противоречит даже провозглашённой Конституции Ичкерии. Согласно этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный как «око за око, зуб за зуб». Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести [4].

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ [10].

Месть – это неписанный, но и поныне действующий механизм регулирования межличностных отношений на Северном Кавказе, который преследуется законом, но сохранён как рудимент социального давления.

Важно также отметить, что, например, для дагестанцев месть, как и для большинства кавказских народов, является инструментом сдерживания и противовеса в традиционном обществе, а также одной из форм защиты. В обычном праве судебной системы горцев (адаты) месть была законодательной нормой, основанной также и на исламском праве (шариат), поэтому в дагестанском обществе веками месть не считалась преступлением или аморальным поступком.

Сегодня месть для личности является, в основном, не правовым решением проблемы, а нивелированием психологического напряжения в конкретной конфликтной ситуации, без учета последствий в развитии межличностных отношений.

Первопричиной проблемы является разрушение морально-нравственных принципов современного общества, следствием чего стало некорректная форма оправдания и наказания в общественных и в межнациональныхотношениях, что повлекло за собой неясность в трактовке и применении статей УК РФ.

Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость.

 

 

ОТ ТАЛИОНА ДО БАШНИ

Задача исполнения наказаний в человеческом обществе возникла практически одновременно с понятием «преступление». В древнейшие времена преступлением считалось грубое нарушение определенных обычаев человеческой общины, в первую очередь – умышленное убийство своего соплеменника.

+2

0

 

  

Око за око, зуб за зуб

 
Ван Гог. «Прогулка заключенных». 1890 год

Как именно наказать преступника, определял вождь племени, а позже – совет старейшин. Исполняли наказание, как правило, родственники потерпевшего, которые в этом случае руководствовались очень распространенным в древности обычаем кровной мести. 
Впоследствии смертную казнь все чаще стали заменять другими видами наказания – например, изгнанием из племени или поселения, привязыванием к дереву в качестве жертвы для диких зверей, оставлением на берегу моря, чтобы приговоренный утонул при наступлении прилива, и так далее. Гораздо позже в некоторых обществах преступников стали лишать свободы, например помещать в ямы-ловушки для зверей. Однако в то время так обычно поступали непосредственно перед исполнением смертной казни. 
При разложении первобытно-общинного строя и позднее в деле исполнения наказаний очень часто стали применять принцип талиона (от латинского talio – «возмездие»), то есть кару равноценным действием, по древней формуле: «Око за око, зуб за зуб». Что это значит, проще всего показать на конкретных примерах. Например, если преступник убил свою жертву ударом копья в грудь, то и его полагалось умертвить точно так же. Если виновный нанес соплеменнику тяжкое увечье, отрубив ему руку, то и его в качестве наказания лишали конечности. Если же преступник убил несколько человек разными способами, то и его должны были лишить жизни родственники жертв, используя те же средства. 
Позже принцип талиона стал применяться в деле исполнения наказания за другие преступления: например, отрезание языка за богохульство, отсечение руки за кражу, вырезание груди кормилице, виновной в смерти ребенка, кастрация виновного в изнасиловании, и так далее. При дальнейшем развитии человеческого общества принцип талиона вытеснила плата (денежная или имущественная) за причиненный ущерб, что было названо композицией (от латинского compositio – «примирение»). Размеры выплаты при композиции определялись по обычаю или взаимному соглашению. 
По законам вавилонского царя Хаммурапи, композиция применялась в тех случаях, когда наносились телесные повреждения лицам из низшей социальной группы, причем размер выплат существенно колебался – в зависимости от общественного положения виновного. В других случаях при исполнении наказаний применялся талион. 
Применение принципа композиции для возмездия за большинство преступлений, в том числе за убийство («плата за человека»), стало заменой кровной мести, которая, кстати, и по сей день сохраняется у некоторых народов как пережиток первобытно-общинного строя.

Информация о работе Принцип Талиона