Этические проблемы новых репродуктивных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 06:52, реферат

Краткое описание

XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества.
Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего на состоянии традиционной семьи.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Общая характеристика новых репродуктивных технологий (НРТ).
а) История вопроса.
2. Методы искусственного оплодотворения.
а) Искусственная инсеминация.
б) Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).
3. Морально-этическая оценка НРТ ( на примере позиций христианства и ислама).
4. Эксперименты на эмбрионах.
5. Осложнения.
6. Суррогатное материнство.
а) Проблемы суррогатного материнства за рубежом.
б) Религиозный взгляд на проблему суррогатного материнства.
7. Этико-правовой аспект (НРТ). Приказ №301.
III . Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Этические проблемы новых репродуктивных технологий.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

В результате «цена» жизни будущего ребенка  – это цепь смертей, физических и  психологических осложнений у биологических  и генетических родителей.

Что же делать с «лишними» эмбрионами, если имплантация больше не планируется: продать, или уничтожить, или использовать их ткани для пересадок, и для проведения экспериментов?

4. Эксперименты на эмбрионах. 

Эксперименты  на эмбрионах являются очень «удобными» для исследователей по двум причинам. Во-первых, человеческий эмбрион является живым человеческим организмом. В связи с этим, выводы, которые делаются в результате опытов на эмбрионах, обладают большой научной достоверностью, по сравнению с результатами экспериментов на животных и мертвых плодах. Во-вторых, постоянное осуществление операций по прерыванию беременности, искусственному оплодотворению обеспечивает постоянное пополнение источника биоматериала для исследований.

Тем не менее Парламентская Ассамблея  Совета Европы в Конвенции “О правах человека и биомедицине”, принятой в 1997 году, посвящает отдельную статью вопросу об исследованиях на эмбрионах человека. Статья 18 состоит из 2-х пунктов:

1-ый  пункт: «В тех странах, где  исследования на эмбрионах разрешены  законом, необходимо обеспечивать  надлежащую защиту эмбриона».

2-ой  пункт: «Создание эмбрионов для  целей исследований запрещено».

Как же регулируется исследовательская  биомедицинская деятельность в разных странах?

Существует  две категории стран: законодательство одних запрещает проведение исследований на эмбрионах, законодательства других регулирует их.

К первой категории относится Швейцария, Норвегия, Турция. В Швейцарии запрещены  как терапевтические, так и не терапевтические исследования на эмбрионах и плодах (Medically Assisted Procreation And The Human Embryo . Comparative Study on the Situation in 39 States. Stasbourg, 4 June1998. P. 170,180).

В Норвегии Акт об искусственном оплодотворении человека в 1987г. запретил любые исследования на эмбрионах in vitro и не терапевтические исследования в отношении любых эмбрионов (Там же Р.179). В Турции исследования могут проводиться только на живых эмбрионах. (Там же Р.169).

В США Федеративное правительство  прекратило финансирование таких исследований с к.70-х гг. 20в. В Ирландии запрещены любые исследования на эмбрионах, кроме случаев непосредственной пользы для их развития. (Christian BYK, Judge, Paris. Medical and Biological Progress and European Convention on human rights, Strasbourg : Directorate of Human R., 1992, Р .28).

В Эстонии запрещены терапевтические  исследования на эмбрионах, а не терапевтические  возможны на эмбрионах in vitro .

Ко второй категории относятся  те страны законодательства, которых  регулирует исследования на эмбрионах. В Австралии, Швеции, Великобритании, Испании разрешены исследования на эмбрионах до 14-го дня развития при условии, что они преследуют терапевтическую и диагностическую цель (В.П.Сальников, О.Э.Старовойтова, А.Е.Никитина. Биомедицинские технологии и право в третьем тысячелетии. С-П. 2003г., с.72).

Приведенные выше данные позволяют  сделать вывод о том, что во многих иностранных государствах эксперименты на эмбрионах ограничиваются требованиями их использования до 14 дней с момента  оплодотворения. Это связано с терапевтическим клонированием, которое используется для того, чтобы из стволовых клеток выращивать ткани для лечения больных.

Законодательства о таких экспериментах  отсутствуют, как правило, в тех  странах, где этот вид деятельности не осуществляется.

В России нет специального законодательства по регулированию экспериментов  и исследований на эмбрионах. Однако методы репродуктивных технологий широко внедряются в медицинскую практику. И так же расширяется использование  тканей и органов плодов человека. (Курило Л.Ф. Право родиться / Биоэтика: принципы, правило, проблемы. Ред. Б.Г. Юдин, М., 1998г. с.138). Указаний о возможной судьбе так называемых «лишних» эмбрионов, развивавшихся в результате ЭКО (и не имплантированных в матку), в законодательстве нашей страны не содержится.

5. Осложнения.

К основному этическому принципу врачевания со времен Гиппократа относится положение  “не навреди”. Рассмотрим НРТ под  углом зрения возможных и реальных осложнений, их сопровождающих.

1). Объективные медицинские факты  показывают: «Беременности, наступившие в результате ЭКО, характеризуются высокой частотой осложнений, кровотечениями в I и II триместрах, токсикозом беременных, задержкой роста плода и низкой массой новорожденных. Имеются сообщения, что масса новорожденных после ЭКО одним плодом и двойней значительно меньше, чем в популяции. Частота кесарева сечения значительно выше, чем в популяции, - около 40-50% (в популяции оптимальной частотой кесарева сечения считается 10%). Даже в случае удачного оплодотворения и донашивания женщина до беременности и на ее протяжении получает массированное лекарственное воздействие, что не может оказать вредного влияния не нее саму и ее потомство».

2). Для получения необходимого количества яйцеклеток проводится отключение естественных регуляторных систем, а затем искусственная гиперстимуляция яичников. После такого воздействия гормональных препаратов у женщины созревает не одна, а 4-6 яйцеклеток, это необходимо для того, чтобы проводить их как можно больше за один раз. Но это не только трудоемкий и дорогостоящий процесс, но и чреватая побочными осложнениями процедура.

3). Нельзя не сказать и об эффекте  разочарования при выборе «элитного  папы». Детишки, «папу», которому  выбирали из «банка мужских половых клеток», обнаруживают, что наследственность – шутка загадочная… «Американцы создали банк спермы лауреатов Нобелевской премии, - рассказывается в одном из журналов издательского дома «Моя семья» – Оплодотворили идеально здоровых женщин, желающих иметь «элитных» детей. И что же? Очень много выкидышей, а выросшие дети талантами не отличаются… Ученые предполагают, что ум наследуется от матери…» .

Показательно  в этом плане, что в одном из центров по лечению бесплодия женщина и ее супруг перед началом процедуры в обязательном порядке должен оформить заявление, которое начинается так: «Мы предупреждены о том, что оперативное вмешательство, применяемое для такого лечения, может сопровождаться осложнениями». Под осложнениями, прежде всего, имеется в виду риск многоплодной беременности, в 20 раз превышающий ее возникновение в норме. В число осложнений многоплодной беременности входят: угроза преждевременных родов, смертность женщины и детей, малая масса детей (встречается в 10 раз чаще, чем во всей популяции)» и т.д.

Очевидно, что осознание степени риска  вынуждает организаторов центров  вносить в этот документ и такие  пункты: «Заявляем, что мы не будем возбуждать уголовное дело против сотрудников центра, не предпримем каких-либо действий, судебных преследований, исков или счетов, связанных с проводимым лечением… нам известно, что в связи с трудностями процедуры может потребоваться на одна попытка для достижения беременности, а также, что лечение бесплодия может оказаться безрезультатным … Мы предупреждены о том, что … дети, рожденные в результате ЭКО … могут иметь отклонения в развитии». К подобному выводу, несмотря на ряд обнадеживающих результатов, приходит и В.Бахтиарова: «Каждый из методов ИО увеличивает риск перинатальной патологии и тяжелую неврологическую инвалидность с детства».

Это только незначительная часть проблем, которые возникли вследствие использования метода ЭКО у матери и у ребенка, а какие побочные эффекты предположительно могут возникнуть у детей через 10-20 лет или через поколение, для медиков остается загадкой. Из этого можно сделать вывод: сохранение жизни и здоровья человека является главной целью медицины и, пренебрегая серьезными опасностями в отношении жизни человека, означает противоречить ее главному назначению. Появление даже небольшого количества больных и неполноценных детей является весьма высокой ценой даже для самых благих целях.  

 

 

 

6. Суррогатное материнство.

Но  еще более серьезную озабоченность  этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства. Сошлемся на два случая:

1) с Эрсели Ке, родившей в возрасте 63 лет после полного прекращения у нее месячных; 2) с «дочерью» Джона и Луан Бузанка, зачатой от сперматозоида и яйцеклетки анонимных доноров и выношенной «суррогатной матерью» Памелой Снелл. Когда встал вопрос, чья же она дочь, Калифорнийский суд в своем определении от 1997г. заявил, что «с точки зрения закона» девочка «не имеет родителей». Дело в том, что Джон Бузанка за месяц до рождения Джейси подал на развод и сложил с себя всю ответственность за ее воспитание, а Луан имела на нее не больше прав, чем «суррогатная мать». Таким образом, единственные генетические родственники Джейси – анонимные доноры гамет ( Newsweek , 2 February , 1998, 68 f ).

Проблема  суррогатного материнства имеет  свою историю, но установить первые случаи появления на свет ребенка путем  применения метода суррогатного материнства очень сложно. Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Америке. Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери, так как у последней была неоперабельная непроходимость труб. А в России первый ребенок появился в 1991 году в Харькове, под наблюдением профессора Грищенко В.И. и Дахно Ф.В. Там мама родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки.

По  статистическим данным таких детей  в мире порядка полутора тысяч, а  в нашей стране немногим более  десяти. Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина  с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не в состоянии по состоянию здоровья иметь детей.

Механизм  метода следующий: созревающую яйцеклетку после соответствующей гормональной стимуляции лапароскопически или трансвагинально  под контролем ультразвука отсасывают из фолликулов яичников, идентифицируют и оценивают, оплодотворяют (спермой мужа или донора), 1-3 суток культивируют в пробирке и переносят эмбрион в полость матки. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине – реципиенту, т.е. дает надежду на материнство женщине, физически не него неспособной («Суррогатное материнство»). При суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком.

Юридические аспекты этого метода воспроизводства определены российским законодательством. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, во-первых, суррогатное материнство в РФ разрешено, а во-вторых, право определять судьбу ребенка предоставлено суррогатной матери. Согласно ст.51 ч.4: «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)… Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства» (ч.3. ст.52).

Родить  ребенка от суррогатной матери в  России может себе позволить далеко не каждая семейная пара. Цены на услуги суррогатной мамочки колеблются от пяти до тринадцати тысяч долларов, включая стоимость медицинского обследования обеих женщин, саму процедуру, гормональные лекарства. Женщина - суррогатная мать - должна быть не старше 35 лет и абсолютно здорова. Но это не все. У суррогатной матери непременно должна быть семья: муж и не менее двух детей. А вызвано данное требование тем, что может быть, одной из основных проблем программы суррогатного материнства является психологическая нестабильность женщин, которая решила стать суррогатной матерью. Если она одиночка и у нее масса проблем, то сам факт наступления беременности будет ей дополнительным стрессом – плюс к тем, что у нее уже есть. И к моменту рождения ребенка сказываются законы природы – привязанность и любовь к ребенку. Это чувство ничем невозможно не сбалансировать, ни заменить. Такие женщины часто отказываются отдать ребенка, а это, может быть самым нежелательным поворотом событий для генетических родителей.

Некоторые ученые предлагают установить сроки, в  период которых суррогатная мать может расторгнуть контракт с  супругами заказчиками. Например, по мнению М. Юна, она может отказаться от выполнения договора в период беременности. А согласно английскому законодательству соглашение о передаче родительских прав недействительно, если оно предъявлено менее чем через шесть недель после рождения ребенка. Кроме того, само по себе желание родителей не является достаточным условием для передачи родительских прав, на это требуется специальное решение суда.

Моральная несостоятельность «суррогатного  материнства» в том, что оно неизбежно  вводит в репродуктивный процесс третью сторону. При этом не имеет значения, непосредственно ли забеременела «суррогатная мать» от спермы отца или просто приняла в себя зиготу, оплодотворенную в чашке Петри. В любом случае популярное выражение «матка на прокат» указывает на морально-этическую сомнительность этой процедуры. ( И. Брэк).

Проблемы  суррогатного материнства за рубежом. Более десяти лет назад комитет  Совета Европы по биоэтике и искусственным  методам деторождения принял ряд  рекомендаций относительно суррогатного материнства. Хотя эти рекомендации содержат строгие ограничения, тем не менее, они признают, что при определенных обстоятельствах использования медицинских технологий суррогатное материнство, к сожалению, может быть допущено. Определение таких обстоятельств отнесено к сфере национального законодательства. Как правило, суррогатная мать не должна получать никакой материальной выгоды и сохраняет за собой право оставить ребенка себе.

В некоторых государствах суррогатное  материнство полностью запрещено (Франция, Германия).

Франция. Суррогатное материнство  во Франции противозаконно, «… и  Верховный апелляционный суд ( Cour de Cassation ) постановил, что оно противоречит законодательству об усыновлении и  нарушает положение о не отчуждаемости  человеческого тела» 

Германия. «Преступлением считается  любая попытка «осуществить искусственное  оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион»

Наказание несет врач, но не несут  предполагаемые родители или суррогатная  мать.

В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. Коммерческое суррогатное материнство запрещено в Греции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии и Испании. (Энджи Годвин Мак Юен «Ты носишь в себе чужого ребенка: экономика и эксплуатация в гистационном суррогатном материнстве» ( Angle Godwin Me Ewen , So youre having another woman ' s baby ; Economics and Exploitation in Gestational Surrogacy ), 32 VAND . J . TRANSNAT ' L L .271,282 (1999)).

Информация о работе Этические проблемы новых репродуктивных технологий