Этические нормы отношений между фармацевтическим и медицински персооналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Соблюдение этических норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины – дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого медицинского работника. Взаимоотношения медицинской сестры и фармацевта с пациентами и коллегами должны строиться в соответствии с принципами биомедицинской этики. Это требование зафиксировано в международном и российском кодексах медсестер.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Этические нормы отношений между фармацевтическим и медицинским персоналом.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Соблюдение этических  норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины – дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого медицинского работника. Взаимоотношения медицинской сестры и фармацевта с пациентами и коллегами должны строиться в соответствии с принципами биомедицинской этики. Это требование зафиксировано в международном и российском кодексах медсестер.

В этическом Кодексе  международного Совета медсестер в  соответствии с принципом уважения прав и достоинств пациента сказано: «Оказывая помощь, медсестра старается  создать атмосферу уважительного  отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента».[3].

В этическом Кодексе  медицинской сестры России проблема отношений медсестры и пациентов  занимает ведущее место. Все этические  требования, изложенные в разделе  «Медицинская сестра и пациент, фармацевт и клиент», раскрывают основополагающие принципы биомедицинской этики: уважения прав и достоинства пациента и принципа «не навреди».

Ответственность за пациента, клиента – это профессионально-этическая  обязанность медсестры и фармацевта. В «Кодексе международного Совета медсестер» сказано: «Медсестра, как и другие граждане, несет ответственность за осуществление и поддержку мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения».

Ответственность медсестры  свидетельствует о том, что она делает для пациента, действует ли она во благо пациента. Медсестра имеет право принятия самостоятельного решения в своей профессиональной области. Это означает ответственность при принятии профессионального решения, Медсестра и фармацевт несет ответственность за качество своей работы перед клиентом, пациентом, его семьей, рабочей группой, руководителями и всем обществом. Медсестра и фармацевт несет также и юридическую ответственность. Ей необходимо соблюдать законодательство и другие нормативные акты по здравоохранению и социальной защите.[5].

К главным этическим  требованиям относится обязанность  сохранения профессиональной (медицинской) тайны, которая предполагает сохранение в тайне всей конфиденциальной информации о пациенте, полученной в ходе профессиональной деятельности медицинской сестры и фармацевта. В статье 9 особо выделены этические требования общения и взаимодействия с умирающим больным.

В настоящее время  в области биомедицинского этического знания не существует отдельного этического кодекса медицинского лабораторного техника и фармацевта. Профессиональное общение медлаборанта и фармацевта с пациентом имеет свою специфику. Оно, как правило, кратковременно, имеет целью получение конкретной информации о тех или иных особенностях жизнедеятельности организма пациента и влияние лекарства на человека, но при этом должно осуществляться в соответствии с современными этическими принципами и нормами деятельности медработников.[7].

Соблюдение этических  принципов и норм в отношениях с пациентами и их родственниками требует учета и типа заболевания, и различных психологических особенностей личности пациента, и уровня его образования, возраста, пола, социального положения, условий, в которых происходит взаимодействие и общение с ними. Эти особенности больных достаточно хорошо изучены в медицинской психологии.

Контроль за соблюдением  медицинскими работниками принципов  и норм профессиональной этики осуществляют профессиональные медицинские и  фармацевтические ассоциации. В статье 62 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» сказано, что эти ассоциации «принимают участие в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм».[15].

 

1. Этические нормы и  кодексы медицинских работников

Этическом кодексе медицинской сестры России в статье 18 разъясняется вопрос ответственности медицинской сестры за нарушение норм и принципов данного кодекса. В ней сказано, что такая ответственность определяется Уставом Ассоциации медицинских сестер России и за нарушение норм Кодекса «к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии».

Система профессиональных отношений медработника в условиях современной медицины включает в  себя разнообразные типы взаимосвязей, как с отдельными личностями, так  и с различными социальными группами и организациями. Это пациенты и их родственники, коллеги, представители общественных организаций, правоохранительных органов, органы социальной помощи и защиты, учреждения здравоохранения и системы образования. При таком многообразии отношений медработник может профессионально грамотно строить их только с учетом психологических особенностей личности, с которой он вступает во взаимодействие. В связи с многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.

В связи с многообразием  индивидуальных личностных особенностей пациентов медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.[1].

Профессиональные медицинские  объединения, медицинское сообщество и общество в целом осуществляют контроль за соблюдением медработниками принципов и норм профессиональной этики и деонтологии. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» в статьях 66 и 68 зафиксирована ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан и нарушение их прав в области охраны здоровья. Поскольку вред может быть нанесен и несоблюдением профессиональных этических норм, то содержание этих статей законодательства следует рассматривать как правовые критерии ответственности всех медицинских и фармацевтических работников за выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с принципами и нормами медицинской этики и деонтологии.[2].

Согласно действующему в нашей стране законодательству передача сведений, составляющих врачебную  тайну, допускается с согласия гражданина или его законных представителей. Медицинская (врачебная) тайна сохраняется и после смерти больного, и может быть разглашена только после получения разрешения близких родственников или законных представителей.

При отсутствии последствий, наносящих моральный или материальный вред больному, за нарушение медицинской тайны предусмотрена дисциплинарная ответственность. Но «при возникновении последствий, связанных с причинением вреда здоровью или жизни больного, а также морального вреда, нанесение нравственных или физических страданий, влечет за собой уголовную или гражданскую ответственность. …Уголовная ответственность наступает, если умышленное или неосторожное причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, наступление смерти пациента связано с нарушением порядка предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в соответствии со ст. 61 «Основ законодательства…».[4].

За разглашение врачебной тайны предусмотрена дисциплинарная, административная и гражданская ответственность в соответствии с законодательством РФ. К гражданской ответственности врач может быть привлечен в случае предъявления пациентом иска о возмещении морального вреда, причиненного разглашением врачебной тайны. Обязанность сохранения врачебной тайны распространяется не только на врачей, но и на других медицинских работников, а также студентов медицинских вузов, училищ и колледжей.[11].

Процессы дифференциации и специализации в области  медицинской науки и практики, внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, информатизация медицины отразились на процессе получения, хранения и передачи информации о пациенте в ходе лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий. В таких условиях сохранение в тайне конфиденциальной информации становится возможным только при наличии высокого уровня ответственности и этической грамотности у всех медицинских работников, включенных в лечебно-диагностический и реабилитационный процессы. [13].

В последнее время  сложилась модель этического кодекса, состоящего из двух частей: вступительной, или преамбулы, и принципов.

Вступительная часть  раскрывает цели создания и принятия данного документа. К примеру, цель кодекса FIP состоит в декларации фундаментальных принципов профессии, основанных на моральных обязательствах и ценностях, которые могли бы стать руководством для фармацевтов в их отношениях с обществом. Цель создания Этического кодекса фармацевтического работника России определена как «совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармработника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи».[14].

Вторая, главная, часть  кодексов состоит из этических норм и морально-нравственных принципов  деятельности фармацевтов и провизоров.

В Code of Ethics for Pharmacists FIP перечислены  следующие принципы, нашедшие отражение во многих национальных этических кодексах, в т. ч. России (хотя российский кодекс был создан раньше, чем кодекс FIP):

  • основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента. В соответствии с кодексом FIP из этого принципа вытекают обязательства: быть объективным; ставить здоровье и благополучие человека выше личных или коммерческих интересов (включая финансовые); способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение;
  • фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам; уважает право пациента на свободу выбора способа лечения (согласно кодексу FIP, если фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного); уважает и защищает право пациента на конфиденциальность; сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности; в своих профессиональных взаимоотношениях проявляет честность и надежность; служит каждому человеку в отдельности и обществу в целом; поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки; обязан обеспечить непрерывность оказания фармуслуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений (в пояснении к 9-му принципу кодекса FIP говорится, что в подобных ситуациях фармацевт должен направить пациента к другому фармацевту, а в случае закрытия аптеки обеспечить пациентов информацией об аптеке, в которую переведены их записи, если таковые велись).[9].

 

2. История становление биоэтики

Возникновение биоэтики явилось естественной ответной реакцией на серьезные коллизии, произошедшие с человечеством к середине ХХ века, и, в первую очередь,  на бурное развитие биомедицинских технологий. Аксиологическое сопровождение подобных серьезных новшеств, в корне меняющих отношение человека к миру и к самому себе, не успевает формироваться,  порождая серьезные конфликты и проблемы, от решения которых зависит само существование человека как биологического вида. Как известно, биоэтика – новая междисциплинарная область знания, возникшая в 1970-х гг. и с тех пор активно развивающаяся и прирастающая новыми направлениями. Как сегодня общепризнано, биоэтика имела несколько источников своего зарождения – это и развитие высоких медицинских технологий, и тенденции глобализации этики (распространения феномена этики на всё живое, сближение понятий этоса и биоса), и новая медико-биологическая практика, возникшая после Второй мировой войны, и усиление интегративных тенденций развития современного научного знания.[8].

Основатель биоэтики американский онколог Ван Ренсселлер Поттер рассматривал эту дисциплину как область интеграции между  наукой и системой человеческих ценностей, естественным и гуманитарными знанием, как систему знания и практики, регулирующую вмешательство в любую жизнь в пределах биосферы. Так была задана более глобальная составляющая биоэтического знания.

Одновременно мощным источником возникновения биоэтики были новые ситуации и проблемы практической медицины, вызвавшие к жизни первые институциональные выражения биоэтической практики, – здесь можно назвать, например, такие организации, как Hasting Center, созданный философом Дэниэлом Кэллехеном (Callahan) и психиатром Уиллардом Гейлином (Gailin) в 1969 г. с целью изучения и выработки правил в области исследований и экспериментов в биомедицинской сфере; или Kennedy Institute of Ethics, основанный акушером голландского происхождения Андре Хеллегерсом (Hellegers), который рассматривал биоэтику как диалог медицины, философии и этики, вырабатывающий свою собственную методологию.[7].

Этические требования к  общению медицинского работника  с пациентом вырабатывались в  медицине со времен глубокой древности. Размышления об этих проблемах содержатся в трудах многих выдающихся врачей, начиная с трудов Гиппократа и заканчивая современными исследованиями в области биоэтики. Принцип уважения личности пациента, его прав и достоинства сформулирован в биомедицинской этике сравнительно недавно – во второй половине 20 века, но он фактически присутствовал в медицинской этике с начала ее эволюции. Этические требования соблюдения «медицинской тайны», непричинения вреда пациенту, направленности всей деятельности медика на благо больного – это проявление уважения к личности пациента.

К ХIХ в. относится и формирование основных принципов медицинской этики. В начале века профессором Московского Университета М. Я. Мудровым была переведена на русский язык клятва Гиппократа. Впоследствии все российские врачи принимали основанное на клятве Гиппократа «Факультетское обещание русских врачей».

Среди других персоналий отечественной  медицины, которые выступили создателями  и трансляторами этической культуры врачевания, необходимо отметить Н. Н. Пирогова и его «Анналы хирургической  клиники». Кстати, известный хирург отмечал определенные противоречия западноевропейской и российской врачебной этики. Ему принадлежат слова: «В бытность мою за границей я достаточно убедился, что научная истина далеко не есть главная цель знаменитых клиницистов и хирургов. Я убедился достаточно, что нередко принимались меры в знаменитых клинических заведениях не для открытия, а для затемнения научной истины. Было везде заметно стремление продать товар лицом. И это бы еще ничего. Но, с тем вместе, товар худой и недоброкачественный продавался за хороший» («Вопросы жизни — дневник старого врача»).[14].

Информация о работе Этические нормы отношений между фармацевтическим и медицински персооналом