Глобальная горнодобывающая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Очередная статья из цикла материалов о состоянии отдельных секторов экономики в России и мире посвящена горнодобывающей промышленности. Роль этой отрасли в мировой экономике в последние 10–15 лет существенно возросла. По уровню капитализации крупнейших компаний она занимает 5-е место, уступая только банковскому сектору, нефтегазовой, фармацевтической и компьютерной промышленности. Как пользуется этим Россия – крупнейшая горнодобывающая страна с наиболее богатыми ресурсами недр?

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по ЭММ.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

Рассчитано по : Mine 2011. The game has changed. Review of global trends in mining industry. PWC 2011.

Так, общая выручка компаний отрасли  в 2010 г. достигла 435 млрд долл. – самого высокого уровня за все предшествующие годы; при этом рост по сравнению  с 2009 г. составил 34%. Такой результат получен за счет роста цен на сырьевые товары и возобновившегося увеличения объемов добычи. Он свидетельствует о восстановлении горнодобывающей промышленности после мирового финансового кризиса.

Чистая прибыль увеличилась  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 124%, а по сравнению с 2002 г. – почти в 20 раз, и впервые превысила 100 млрд долл. Однако норма чистой прибыли за 2010 г., составившая 25%, оказалась немного ниже аналогичного показателя, достигнутого в 2007 г., и рекордной нормы чистой прибыли в 2006 г. (27%). Тем не менее этот показатель был в 4 раза выше, чем в 2002 г.

На основе этих результатов можно  сделать вывод, что в затратной  базе отрасли произошли значительные сдвиги. В годы финансового кризиса  затраты в горнодобывающей промышленности оставались высокими. На цену основных исходных ресурсов негативное влияние оказывают рост цен на электроэнергию и постоянное увеличение затрат на капитальное строительство. Сохраняется также высокий спрос на трудовые ресурсы. В связи с тем, что запускаются многие объявленные ранее крупные проекты по расширению мощностей и в ряде регионов наблюдается серьезная нехватка квалифицированной рабочей силы, стоимость привлечения и удержания кадров, скорее всего, будет возрастать.

В последние годы в мировой горнодобывающей промышленности заметно усилились процессы вертикальной интеграции. Металлургические компании и конечные потребители стремятся присоединить к себе горнодобывающие активы, а горнодобывающие компании заинтересованы в приобретении инфраструктурных объектов.

Эта тенденция формировалась вследствие увеличения мирового спроса на металл и стремления обеспечить стабильность поставок ресурсов, истощение которых  идет все более высокими темпами. Металлургические компании заинтересованы в том, чтобы гарантировать непрерывность собственного производства, в том числе за счет надежных поставок сырья из альтернативных источников. Среди других важных целей – возможность более тщательно контролировать стоимость используемых в производстве сырья и материалов и обеспечение будущего роста.

Такая стратегия направлена на ослабление господства на рынке  крупных производителей железной руды и снижение зависимости от внешних  поставщиков. Существенно наращивает мощности своих собственных подразделений  по добыче железной руды и угля металлургическая компания ArcelorMittal. Официальные заявления о намерении увеличить самообеспеченность железной рудой и коксующимся углем сделали и многие другие крупные сталелитейные компании. Так, тайваньская China Steel планирует к 2015 г. повысить уровень самообеспеченности железной рудой с 2% до 30%. Южнокорейская POSCO ставит целью достичь к 2014 г. 50%-ной самообеспеченности сырьем и материалами. Индийская Tata Steel намерена самостоятельно обеспечить свое производство железной рудой на 100% и коксующимся углем – на 50% [2].

В последнее время вертикальной интеграцией занимались и конечные потребители продукции горнодобывающей  промышленности, которые приобретали  геологоразведочные и добывающие активы. Многие производители электроэнергии, в том числе китайская компания Huadian и индийская Tata Power, купили крупные угледобывающие активы. Среди производителей цинка отличилась бельгийско-швейцарская Nyrstar: в 2011 г. она купила канадскую компанию Farallon Mining, в результате чего уровень ее самообеспеченности цинковым концентратом повысился до 31%.

С большой вероятностью можно предположить, что эта тенденция  распространится и на торговые компании, которые все чаще склоняются к  созданию вертикально интегрированных  холдингов. Например, известная компания Glencore готовится к возможному проведению IPO, а корпорацию China Minmetals купила активы канадской добывающей компании Oz Minerals и недавно попыталась приобрести австралийскую компанию Equinox Minerals.

Компании ищут и другие пути интеграции активов – такие как сочетание стратегических инвестиций с долгосрочными договорами гарантированной закупки по фиксированным ценам или партнерскими соглашениями с целью снижения риска, связанного с интеграцией. При этом компании приобретали миноритарный пакет акций или самостоятельно обеспечивали финансирование крупных проектов на начальном этапе. Примерами служат 12,5%-ная доля China Railway в уставном капитале южноафриканской African Minerals в сочетании с 20-летним договором гарантированной закупки сырья по фиксированным ценам, а также 20%-ная инвестиция японской металлургической компании JFE Steel в проект разработки австралийской угольной шахты Byerwen Coal, подкрепленная аналогичным долгосрочным договором.

Бразильская горнодобывающая корпорация Vale приобрела 27%-ную долю в сталелитейных активах германской компании ThyssenKrupp CSA в Бразилии. Параллельно с вложениями в акционерный капитал был подписан эксклюзивный договор на поставку железной руды.

Хотя горнодобывающие  компании следуют разным стратегиям вертикальной интеграции, обычно у них отсутствует желание увеличивать свое присутствие в сегментах производства или продажи металла. Их интересуют прежде всего инфраструктурные активы, а мотивация во многом совпадает с описанной выше – обеспечение надежного доступа к ключевым производственным и транспортным ресурсам. Например, компания Vale в настоящее время пополняет несколькими судами свой флот сухогрузов для транспортировки железной руды навалом.

В металлургии растущий дефицит предложения сырья и усиливающаяся волатильность цен по-прежнему будут стимулировать приобретение металлургическими компаниями геологоразведочных и добывающих активов либо через непосредственное участие в предприятиях и приобретение контроля над ними, либо через владение миноритарным пакетом в сочетании с подписанием стратегического договора гарантированной закупки сырья по фиксированным ценам.

Повышение цен на сырьевые товары стало одним из факторов, которые привели к росту показателей прибыли и нормы прибыли горнодобывающих компаний в 2011 г. (табл. 9).

Таблица 9. Динамика средних цен на основные товары глобальной горнодобывающей промышленности

Год

Железная руда (долл./т)

Уголь (долл./т)

Медь (долл./т)

Золото (долл./унция)

Алюминий (долл./т)

2003

30

27

1789

364

1431

2004

36

44

2868

410

1717

2005

62

53

3684

445

1900

2006

73

52

6725

604

2568

2007

80

56

7124

697

2638

2008

145

125

6938

872

2567

2009

97

70

5178

974

1671

2010

205

98

7558

1227

2200

2011

210

120

9600

1421

2470


Рассчитано по: Mine 2011. The game has changed. Review of global trends in mining industry. PWC 2011.

Показатели средней цены на медь, золото, уголь и железную руду достигли в 2011 г. исторического максимума, а средняя цена алюминия не преодолела отметку, зафиксированную до мирового финансового кризиса.

Цены на железную руду оказались  рекордными: средняя цена в 2011 г. увеличилась  до 210 долл. за тонну, так как на рынке восстановился спрос на сталь и предложение стало отставать от спроса.

Цена на медь также вышла на рекордный  уровень: на конец 2011 г. цена «спот» достигла 9600 долл. за тонну, а средняя цена увеличилась на 46%. Причины – высокий спрос на медь, в первую очередь со стороны Китая, и дефицит предложения из-за наложившихся друг на друга факторов: забастовок работников, в частности в Чили и Перу, и снижения качества добываемой руды. В первом квартале 2012 г. цена на медь продолжала повышаться, эта тенденция объясняется в основном влиянием позитивных экономических показателей главного мирового потребителя – Китая и ожиданий в части восстановления американской экономики. Как и в прошлом году, фундаментальные позиции меди остаются прочными. Потребности восстановления разрушенной инфраструктуры Японии в сочетании с экономическим ростом развивающихся стран будут способствовать сохранению высокого спроса на нее и во втором полугодии 2012 г. На рынке меди предложение по-прежнему остается весьма ограниченным.

Цена на золото постоянно росла  начиная с 2003 г. (когда средняя  цена составляла 364 долл. за унцию) и  в конце 2011 г. достигла исторического  максимума – 1421 долл.

Анализ деятельности крупнейших горнодобывающих  компаний мира свидетельствует о том, что компании верят в успешную реализацию своих проектов. На инвестиции, направленные на реализацию возможностей органического роста, приходится 85% от суммы чистых денежных инвестиционных потоков.

Пробуждается рынок слияний  и поглощений. В то же время, несмотря на увеличение числа сделок, их общая стоимость все еще значительно ниже рекордного уровня 2007 г., потому что заключение сверхкрупных сделок затруднено.

В 2010 г. в некоторых секторах добычи полезных ископаемых срок эксплуатации месторождений увеличился, но, как показывает наш анализ, при пересчете в эквивалентные единицы (за эквивалентную единицу принята цена одной тонны меди) в целом по отрасли остающийся срок эксплуатации месторождений сократился на два года и составил 35 лет. Это свидетельствует о том, что увеличение запасов было не таким существенным, как рост объема производства в течение года (табл. 10).

Таблица 10. Запасы основных полезных ископаемых и их изменение в мире

 

Количество компаний

Запасы 2009 г.

Запасы 2010 г.

Изменение,%

Оставшийся срок добычи (лет)

Золото (млн унций)

15

582

619

6

18

Платина (млн унций)

5

211

210

-1

51

Медь (млн т)

19

271

300

11

41

Цинк (млн т)

7

40

40

0

12

Никель (млн т)

5

19

18

-4

21

Железная руда (млн т)

7

14939

15501

4

22

Коксующийся уголь (млн т)

12

11449

11559

1

51

Энергетический уголь (млн т)

12

67822

67380

-1

53

Бокситы (млн т)

3

1177

1106

-6

27

Калий (млн т)

2

746

758

2

57


Рассчитано по: Mine 2011. The game has changed. Review of global trends in mining industry. PWC 2011.

Благодаря существенному росту  цен на золото, более затратные  рудники стали экономически рентабельными. Кроме того, результатом успешно  проведенных в течение года геологоразведочных работ стало дальнейшее увеличение запасов золота. В качестве примера можно привести разработки месторождения Ою Толгой в Монголии, южноамериканские и канадские проекты канадской горнодобывающей компании Goldcorp, а также проекты канадской компании Kinross в Мавритании и Южной Америке.

Повышение цен на медь в долгосрочных прогнозных допущениях стало причиной единообразного роста стоимости  запасов меди у всех ее производителей, вошедших в список крупнейших горнодобывающих  компаний мира. Увеличение запасов  меди произошло в основном за счет крупного проекта разработки месторождения Ою Толгой в Монголии, реализуемого компаниями Ivanhoe и Rio Tinto, а также переоценки запасов месторождений в Северной Америке, принадлежащих американской компании Freeport McMoRan. В период спада добычи новые запасы существенно перекрыли выбывшие запасы меди, что привело к увеличению срока эксплуатации месторождений на восемь лет по сравнению с 2009 г.

Запасы цинка и никеля остались приблизительно на том же уровне, что  и в 2009 г. Срок эксплуатации месторождений цинка сократился с 13 лет (на конец 2009 г.) до 12 лет, а месторождений никеля – до 21 года. Несколько крупных производителей цинка, например, английская Vedanta Resources plc и китайская Minmetals Resources Limited, не вошли в список крупнейших горнодобывающих компаний.

Огромные инвестиции в расширение деятельности по добыче железной руды принесли в 2010 г. свои плоды: объем запасов  существенно вырос, что привело  к общему увеличению остающегося  срока эксплуатации месторождений  до 22 лет. Значительный рост запасов был отмечен у всех крупных участников рынка железной руды.

Благодаря тому, что в 2010 г. мировое  производство стали выросло на 17% (по данным Мировой ассоциации производителей стали), спрос на коксующийся уголь  был высоким и рост его добычи «шагал в ногу» с увеличением производства стали. Наиболее значительное увеличение запасов отражено компанией Anglo American в рамках реализации проекта Grosvenor в Австралии.

Добыча энергетического угля велась стабильными темпами, объемы новых  запасов покрывали объемы добычи. Увеличение запасов отразили компании BHP Billiton (частично в результате пересчета запасов на угольной шахте Маунт Артур в Австралии), Xstrata (благодаря переклассификации ресурсов в Роллестон Вест и утверждению проекта в Булге, Австралия) и China Shenhua (за счет дополнительного бурения на угольных шахтах Shendong).

Добыча бокситов в 2010 г. практически  не изменилась по сравнению с 2009 г. Однако в связи с изменением бразильского законодательства компании BHP Billiton и Rio Tinto снизили свои запасы бокситной руды. Часть ресурсов выведена из категории запасов вплоть до получения новых лицензий. Это отражает усложнившиеся условия, в которых приходится работать горнодобывающим компаниям во многих странах, в связи с более пристальным вниманием государства к горнодобывающей промышленности.

Информация о работе Глобальная горнодобывающая промышленность