Шведская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день актуальной является проблема изучения моделей развития экономик для выявления лучшего варианта и модификации его для применения к экономике каждого конкретного государства.
Скандинавская экономическая модель является одной из самых фундаментальных. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Формирование шведской модели рыночной экономики
1.1Сущность рыночной экономики и ее модели……………………………...5
1.2 Эволюция шведской модели экономики……………………………….....9
1.3 Основные черты шведской модели экономики………………………….16
Глава 2. Основы современной шведской экономической модели
2.1 Частный сектор в шведской экономике …………………………………..23
2.2 Государственное регулирование экономики в современной Швеции.....27
2.3 Рынок труда в Швеции…………………………………………….………32
Глава 3. Результаты шведской модели экономики и ее опыт для России
3.1 Сильные стороны шведской модели……………………………………...41
3.2 Недостатки и слабые стороны шведской модели…………………….….43
3.3 Шведская модель применительно к российской модели экономики…..46
Заключение……………………………………………………………………..52
Список литературы………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Зыкова.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

Такая же ситуация складывается с подготовкой специалистов для промышленно-производственной отрасли экономики Швеции. Очень острый дефицит специалистов отмечается и в сфере медицинского обслуживания. Количество свободных мест в этой сфере таково, что через 8-10 лет их можно будет полностью закрыть лишь при условии, что каждый второй выпускник средней школы Швеции изберет своей будущей профессией деятельность, связанную с медициной.

Доклад заканчивается призывом ко всем заинтересованным сторонам объединить свои усилия в решении проблемы дефицита рабочей силы, которая уже сегодня из угрозы превращается в реальное препятствие на пути развития и экономического роста Швеции. [21]

Глава 3. Результаты  шведской модели экономики и ее опыт для России

3.1 Сильные стороны шведской модели

Основные цели шведской модели — полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты — составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему государственных услуг. С конца 50-х годов различия в заработной плате между различными группами в ЦОПШ сократились более чем наполовину. Они также сократились между рабочими и служащими. Политика солидарности в области заработной платы имела решающее значение для сокращения различий в зарплате в Швеции. В результате выравнивание в Швеции достигло одного из самых высоких уровней в мире. [11. стр.170]

Швеция традиционно занимает «призовые» места в европейских экономических рейтингах. Например, уровень жизни в стране в 2007 году был на 11% выше, по сравнению со средними показателями Организации экономического сотрудничества и развития.

В 2007 году исследование, проведенное Lisbon Council, показало, что экономика Швеции лучшая по эффективности в Европе, и другие страны могут поучиться у Швеции стратегии по созданию рабочих мест и стимуляции роста. Исследование, опубликованное в сотрудничестве с немецкой страховой компанией Allianz, затронуло девять самых больших стран ЕС и также дало оценку группе ЕС-15 в целом.

Швеция стала абсолютным победителем в категориях, касающихся производительности труда в стране, рост занятости, квалификации рабочих сил, государственное финансирование и инвестиции, ориентированные на рост экономики. В других категориях, таких как финансовая мощь общества, занятость и экономический рост, Швеция также получила самую высокую оценку.

Швеция была "впереди всех" в финансировании исследований и развития, говорится в отчете. Страна инвестировала более чем 4% ВВП в исследования и развитие в 2005, что более чем в два раза превышает средний показатель по Европе.

В мае 2010 года Швеция возглавила рейтинг конкурентоспособности стран ЕС, согласно результатам исследования Всемирного экономического форума, который раз в два года оценивает, как страны ЕС выполняют договоренности по развитию национальных экономик, достигнутые в 2000 году. Эти договоренности предусматривали, что европейская экономика будет развиваться на основе инноваций и честной конкуренции, а социальные гарантии работникам будут увеличиваться.

Рейтинг составлен на основе 12 показателей конкурентоспособности: "Качество институтов", "Инфраструктура", "Макроэкономическая стабильность", "Здоровье и начальное образование", "Высшее образование и профессиональная подготовка", "Эффективность рынка товаров и услуг", "Эффективность рынка труда", "Развитость финансового рынка", "Технологический уровень", "Размер внутреннего рынка", "Конкурентоспособность компаний" и "Инновационный потенциал».

Швеция занимает первое место в рейтинге второй раз подряд. Она лидирует среди стран Европы в области информатизации населения, открытости экономики и финансовой инфраструктуры. [22]

 

3.2 Недостатки и слабые стороны шведской модели

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда — международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Нежелание правительства применять рестриктивные налоговые и денежные меры в периоды высокой конъюнктуры стало причиной неудач в поддержании экономической стабильности. Особенно это проявилось с середины 80-х годов, когда шведское правительство допустило слишком высокие прибыли, превышение роста спроса и инфляционный рост издержек. Призывы к профсоюзам спасать экономику путем ограничения роста зарплаты — это тот самый метод, который в более ранних вариантах шведской модели считался бесполезным. Тем самым социал-демократы сами подрывали модель. Но есть и другие факторы, угрожающие шведской модели.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.

Еще две причины угрожают существованию модели: это подрыв политики солидарности в области зарплаты и ограничение действенности мер правительства в результате интернационализации экономики Швеции.

Централизованные переговоры о зарплате между ЦОПШ и САФ составляли неотъемлемую часть шведской модели. Политика солидарности в области зарплаты была для профсоюзов руководящим принципом, а предприниматели в течение длительного времени были не в состоянии противостоять стремлению профсоюзов к выравниванию. За централизованными переговорами следовало заключение коллективных договоров на местном уровне, где выравнивающее воздействие первых несколько смягчалось. Однако конечным результатом этого процесса было сокращение разницы в зарплате.

В середине 80-х годов предприниматели устранились от централизованных переговоров и заставили профсоюзы вести переговоры на уровне отраслей. Их цель — децентрализация и индивидуализация процесса формирования зарплаты, что заметно затрудняет профсоюзам проведение политики солидарности в области зарплаты. Уход предпринимателей от централизованных переговоров сопровождается новой стратегией введения для своих занятых систем деления прибылей и предоставления опционов, которые затем могут быть превращены в акции. Высокие прибыли в 80-е годы позволяли это сделать. Принципиальная точка зрения профсоюзов, что подобные мероприятия несовместимы с философией солидарности, тем не менее не препятствовала местным профсоюзам принять эти привилегии. Таким образом, позиции профсоюзов ослабли, и политика солидарности в области зарплаты подорвана. Профсоюзам необходимо вырабатывать новую стратегию, соответствующую новым явлениям в экономике Швеции.

Высокий дрейф зарплаты, системы деления прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 г., при введении политики солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что профсоюзное движение должно найти общепринятые нормы различий в зарплате. Все попытки найти такую систему оценки труда провалились. Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить профсоюзы и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты.

Еще одна угроза шведской модели — происходящая интернационализация шведской экономики. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные. После присоединения страны к ЕС шведские правила и стандарты приспосабливаются к европейским во многих областях. Затруднены возможности проведения в будущем таких девальваций шведской кроны, которые в прошлом часто использовались для корректировки роста издержек и повышения конкурентоспособности шведского экспорта. Все это усложняет проведение национальной экономической политики.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства — видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода. [11. стр. 172]

3.3 Шведская модель применительно к российской модели экономики

Швеция выделяется среди других стран своими большими экономическими и социальными достижениями. По объему социальных услуг она занимает одно из первых (если не первое) мест в мире. В течение длительного времени успешно развивалась экономика страны. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. Поэтому исторический, экономический и социальный опыт развития Швеции представляет несомненный интерес, в частности, и для России.

Экономические реформы в России и Швеции осуществлялись практически одновременно, а именно в 1990-х гг. Ценность такого сопоставления в том, что реформа по-шведски позволяет высветить роль социального фактора, инновационной среды и политической культуры в обеспечении успеха экономического реформирования. Такое сравнение особенно интересно в той связи, что обе страны имели в исторической ретроспективе некоторые общие черты: они практически одновременно вступили в стадию индустриализации на рубеже XIX и XX вв., обладая тогда и продолжая сохранять и поныне богатые природные ресурсы, в том числе и минеральные, что определило их выход на индустриальной стадии роста на комплексную многопрофильную модель экономического развития. Каждая из них, хотя и с разным успехом, стремилась к проведению сильной социальной политики и созданию эффективной системы социальной поддержки и защиты населения. И в той, и в другой стране социально-экономическая система на определенной стадии развития привела к недостатку мотивации к инновационному труду и торможению НТП.

Швеция и Россия в период 1990-х гг. продемонстрировали две крайности в степени учета социального фактора: чрезмерно высокий уровень социальной защищенности в Швеции и неадекватная по отношению к качеству и интенсивности труда социальная поддержка в России. Следствием обеих крайностей становился недостаток материальной заинтересованности людей труда и дефицит мотивации на предпринимательском уровне, что препятствует реализации высококвалифицированного труда и социально ответственного бизнеса. В итоге происходят падение эффективности общественного производства и замедление или даже сокращение темпов экономического роста.

Но результативность шведского и российского типа реагирования на вызовы времени разная, они требовали  реформирования общественного устройства, с чем Швеция успешно справилась, в отличие от России.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Неспособность реформы в России повлиять на качественные параметры хозяйства связана с дефектами ее научно-технической и инновационной политики, прежде всего из-за недостатка мотивации к нововведениям. Эта растущая по своему значению (в качестве источника экономического роста) сфера народного хозяйства финансируется в реформируемой России на уровне почти в 10 раз ниже, чем в среднем для развитых стран: затраты на НИОКР в  %  ВВП страны представлены на диаграмме №1.

Диаграмма 1

Центральная проблема современной российской  экономики – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок.

Некоторые считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный опыт очень трудно. Каждая страна имеет свои собственные традиции, историю и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и институтах, появившихся очень давно. Швеция отличается этнической и религиозной однородностью населения, длительной традицией центральных правительств, неучастием в войнах свыше 175 лет, ведущей ролью рабочего движения в течение более 60 лет, часто парадоксальным сочетанием частной собственности и государственного вмешательства во многих секторах общества. Уникальная черта — сильная приверженность шведского народа полной занятости и равенству. [11.стр. 174]

Информация о работе Шведская модель рыночной экономики