Безработица и политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда – важнейший элемент народно-хозяйственного рынка, что обycлaвливaeт вaжнocть изучeния ocновных закoномерностей его формиpoвания и функциониpoвания. Именнo в eгo paмкax peaлизyютcя пpoцeccы кyпли-пpoдaжи вaжнейшeгo фaктора производства – paбoчeй cилы. Рынок труда определяет степень эффективности использования труда наемных работников, поставляющих в производство массу рабочей силы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………… 4
1.1. Понятие и статистическая характеристика безработицы……………. 4
1.2. Виды безработицы, на примере Современной России…………...…..16
2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ…………………………………………...….19
2.1. Причины, формы и последствия российской безработицы……….....19
2.2. Пути решения проблемы безработицы……………………………......25
2.3. Социально-экономические последствия безработицы…………….....31
3.НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕЗРАБОТИЦЫ.....36
3.1. Анализ уровня безработицы по РФ……………………………………36
3.2. Анализ состояния безработицы и занятости на рынке труда в Волгоградской области………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..50

Прикрепленные файлы: 1 файл

экон.теория устно ГОТОВАЯ.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

       Технологическая безработица также носит циклический характер и представляет собой результат воздействия НТП, когда реализация достижений науки повышает производительность труда и соответственно способствует высвобождению работников, выталкивает их на внешний (по отношению к организации)  рынок труда.  Вместе с тем НТП способствует развитию новых производств, созданию новых отраслей и подотраслей, которые открывают новые рабочие места. Технологическая безработица является «плавающей» и может быть выше или ниже оптимального уровня.

      Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполная информация о вакантных рабочих местах. Также порождается институтом социальной защиты безработных. При этом чем выше пособие по безработице и иные социальные льготы и выплаты, тем продолжительнее время поиска нового рабочего места гражданином.

     Экономическая (конъюнктурная) безработица – вызвана конъюнктурой рынка труда, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе.

     Молодежная безработица - возникает на двух этапах: после окончания школы, если не удалось поступить в высшее или среднее специальное учебное заведение, либо устроиться на предприятие; после окончания дневных учебных заведений, если не удается устроиться на работу. Кроме того, возникает проблема трудоустройства молодежи до достижения ими трудоспособного возраста.

       Маргинальная безработица – это безработица слабо защищенных слоев населения, к которым относятся как молодежь, так и в особенности женщины, ищущие работу после перерыва по уходу за малолетними детьми.

        Застойная  безработица – наиболее характерная форма безработицы для экономик переходного общества. Застойная безработица усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

       Скрытая безработица – возникает, если спрос на рабочую силу превышает предложение рабочей силы. Явление скрытой безработицы отмечалось, как характерное для российского рынка труда периода 1990-х гг. или же скрытным безработным считается тот, кто занят трудом более низкого уровня продуктивности в сопоставлении со своей подготовкой.

                                     

 

                                   2. Безработица в России.

2.1 Причины, формы и последствия Российской безработицы.

 

Состояние рынка труда непосредственно сказывается на уровне жизни населения того или иного региона, поскольку высокая безработица означает, что значительная часть населения лишается стабильных источников получения доходов (за исключением минимальных пособий по безработице).

При анализе рынка труда наиболее часто используется уровень зарегистрированной (официальной) безработицы, который представляет собой отношение числа зарегистрированных Федеральной службой занятости РФ безработных к общей численности трудоспособного населения. Абсолютные значения этого показателя следует использовать лишь в качестве ориентира, так как далеко не все безработные регистрируются, далеко не все зарегистрированные безработные реально ищут и готовы приступить к работе и далеко не все трудоспособное население является экономически активным. Скрытая безработица выражается в неполной занятости работников и является специфически российским (постсоветским) механизмом удержания рабочей силы в сложное время, избегая увольнений. Взятые вместе, открытая (зарегистрированная) и скрытая безработица формируют общий уровень безработицы, который и определяет положение дел на региональных рынках труда.

Зарегистрированная безработица

Географически ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд областей Поволжья и республик Северного Кавказа. В целом ситуация несколько лучше в южной и западной части страны. Это связано со структурными особенностями (низкий уровень официальной безработицы на селе), а также значительным притоком мигрантов и беженцев (которые в большей степени увеличивают трудоспособное население, чем численность зарегистрированных безработных).

Группу наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют области и республики к востоку от Москвы - это и печально известные Владимирская, Ивановская и Кировская области, и республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. С добавлением менее динамично "развивающихся" Костромской и Ярославской областей этот ареал вырисовывается еще лучше. Кроме того, появляется второй ареал неблагополучия - на востоке Кавказа, включающий Калмыкию и Дагестан. При этом в различных регионах официально зарегистрированная безработица имеет разный генезис: если в старо промышленных областях центральной России она вызвана структурным кризисом (депрессией), то в Северо-Кавказских республиках - общей (хронической) трудоизбыточностью.

Безусловный позитивный лидер как по уровню, так и по динамике официальной безработицы - это столица, где существуют большие возможности по трудоустройству в альтернативных секторах экономики (в первую очередь, в сфере услуг). Аналогичная ситуация воспроизводится и на региональном уровне. Как правило, в областном (краевом, республиканском) центре уровень зарегистрированной безработицы заметно ниже, чем в других городах региона. В наибольшей же степени страдают от безработицы малые и средние города, экономически слаборазвитые районы. Например, в середине 1995 г. самый низкий в Ярославской области уровень зарегистрированной безработицы (около 4,4%) сложился именно в областном центре - крупном городе с диверсифицированной сферой приложения труда. Во втором по значению промышленном центре области - г. Рыбинске - он достигал 10%, а в ряде периферийных районов - 13%.

Особый феномен - сельская безработица. Официально в середине 1999 г. ее уровень лишь слегка превышал городскую безработицу и составлял 2,8%. Однако региональные различия были весьма велики, в некоторых областях Нечерноземья она достигает 7-9% (Ярославская, Ивановская, Псковская области). Повышена она и в Предуралье, и во многих автономиях. На уровне безработицы в сельской местности сильно сказывается ситуация в областных городах, степень развитости маятниковых трудовых миграций. Вычленить собственно сельскую безработицу можно только в периферийных районах, удаленных от городских мест приложения труда. Именно в таких районах она особенно высока. Например, в полностью сельском Некоузском районе Ярославской области, удаленном от областного центра на 150 км, официально фиксируемый службой занятости района уровень безработицы на селе составлял летом 2000 г. 11%.

Причины сельской безработицы различны. Попытки выжить вынуждают некоторых председателей опираться на надежных и малопьющих работников, что неизбежно ведет к резкому сокращению штатов. Некоторые сами уходят из колхозов или АО, так как зарплата там мала и нерегулярна. В любом случае это феномен парадоксальный, поскольку большинство сельских безработных - это люди, ведущие то же личное хозяйство и часто живущие на доходы от него, которые порой значительно превышают пособие по безработице. Таким образом, тезис о нехватке работников на селе явно не соответствует действительности. Статистический анализ показывает, что наибольшие региональные различия в официальном уровне безработицы по регионам РФ имели место в самом начале реформ (в январе - марте 1998 г.); уже к лету того же г. контрасты несколько сгладились. Следующий пик межрегиональных различий пришелся на осень 1993 г., однако уже весной 1999 г. наметилась некоторая стабилизация этого показателя. Таким образом, в последнее время наметилась хотя и слабая, но постоянная тенденция снижения межрегиональных различий в уровне официальной безработицы. Отмечена определенная связь между уровнем безработицы и отраслевой структурой занятости в промышленности (по данным за 2000 г.).

В целом официально регистрируемая безработица в России имеет тяготение к ареалам сосредоточения легкой промышленности, а также машиностроения и металлообработки, уровень ее ниже в регионах с развитой черной и цветной металлургией. Динамика значений соответствующих коэффициентов корреляции неодинакова: прямая связь уровня безработицы с долей занятых в легкой промышленности растет (0,19 в 1998 г., уже 0,36 в 1999 г. и 0,37 в 2000 г.), с долей машиностроения - неустойчива (0,21; 0,28 и 0,25), обратная с долей черной металлургии - усиливается (-0,21; -0,22 и -0,26), обратная с долей цветной металлургии - неустойчива (-0,14; -0,21 и -0,17). Официально регистрируемая безработица все более уходит из крупных регионов (коэффициент корреляции между уровнем безработицы и численностью занятого населения составлял -0,26 в 1998 г., -0,32 в 1999 г. и -0,38 в 1-ой половине 2000 г.). Вероятно, это связано с большим спектром социальных ролей, который характерен для крупных регионов, а значит, и с возможностью трудоустройства в альтернативных секторах экономики. Уровень безработицы и спад промышленного производства имеют ожидаемую, хотя и неустойчивую во времени положительную связь (соответствующие значения коэффициента корреляции - 0,27 в 1998 г., 0,19 в 1999 и 0,35 в 2000 г.) Высокий уровень официально регистрируемой безработицы, как правило, отмечается в более бедных регионах. Однако корреляционная зависимость между уровнем безработицы и покупательной способностью доходов невелика (значения коэффициентов корреляции: -0,26 в 1998 г., -0,31 в 1999 и -0,28 в 2000 г.)

Скрытая безработица.

Два наиболее характерных проявления скрытой безработицы - перевод работников на неполный рабочий день (неделю) или отправление их в отпуска (именуемые вынужденными или отпусками по инициативе администрации) без сохранения, с полным или частичным сохранением заработной платы. Они имеют довольно сходную картину распространения (коэффициент корреляции между долей занятых неполный рабочий день и долей работников в вынужденных отпусках составил 0,69 для 1999 г. и 0,66 для первого полугодия 2000 г.).

В 1994 г. вынужденные отпуска использовались практически повсеместно в средней полосе Европейской части страны и очагами - в Сибири и на Дальнем Востоке. Как правило, чем выше доля вынужденных отпусков, тем чаще они применяются с сохранением или частичным сохранением заработной платы (коэффициент корреляции для 1-ой половины 1995 г. составляет 0,46). Крупнейший ареал распространения перевода работников на неполный рабочий день (неделю) - это территории к востоку и юго-востоку от столицы, в особенности Волго-Вятский экономический район, Урал и Поволжье, обширные территории южной Сибири. В целом скрытой безработицы почти нет на крайнем севере и северо-востоке России, в регионах нового освоения и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация - в старопромышленных регионах европейского центра. В аграрных регионах со слабой промышленностью и небольшими предприятиями скрытая безработица, очевидно, не регистрируется, тем более что у работников есть возможность хоть как-то себя обеспечить во время простоев предприятий личным подсобным хозяйством. На Севере же проявления скрытой безработицы сдерживаются высокой ценой содержания работников. В целом: чем ниже уровень скрытой безработицы в данном регионе, тем дальше к северу, востоку или югу от центра он расположен. Практически нигде восточнее Урала (кроме Еврейской АО) уровни скрытой безработицы и вынужденных отпусков одновременно не поднимаются выше среднероссийской величины (относительно часто здесь практикуется лишь перевод работников на неполный рабочий день). Анализ показал, что в региональной динамике скрытой безработицы можно выделить три временных этапа. Так, в 1993 г. перевод работников на неполный рабочий день был довольно малораспространенным явлением с весьма значительными контрастами между регионами. Руководство предприятий гораздо чаще использовало вынужденные отпуска (8,6%), и это явление было более однородным по России (вариация - 32%). В 1994 г. наблюдался всплеск активности в использовании неполного рабочего дня (недели) с одновременным сокращением межрегиональных различий. Вынужденные отпуска также начинают практиковаться более широко, но межрегиональные различия в их использовании снижались не столь резко. В первом полугодии 1995 г. наблюдается серьезный (в 2-4 раза) откат в использовании обоих форм искусственного поддержания занятости. При этом обе формы становятся практически равнозначны как по среднероссийскому масштабу использования (3,9% и 3,7%), так и по региональной вариации их применения (42% и 39%). В результате в 1995 г. неполный рабочей день как форма сохранения занятости использовался в полтора раза чаще, чем в 1993 г., а вынужденные отпуска - напротив, в два раза реже. При этом применение неполного рабочего дня стало более однородным в территориальном разрезе, тогда как вынужденных отпусков - более контрастным.

Общая безработица.

Уровень общей (официальной плюс скрытой) безработицы определяет ситуацию на региональных рынках труда. Четыре области, три из которых смежные и находятся в самом центре России, характеризуются катастрофическим положением с безработицей - это Ивановская (895% от средне российского уровня), Владимирская (568%), Ярославская (550%) и Кировская области (412%). В целом ситуация с безработицей к востоку от Урала более благополучная, чем к западу от него, а в г. Москве и Якутии - абсолютном рекордсмене по отсутствию безработицы - уровень общей безработицы не превышает 1/10 средне российского показателя.

Связь между официальной и скрытой безработицей неуклонно уменьшается со временем (снижение значений соответствующих коэффициентов корреляции с 0,44 в 1998 г. до 0,37 в 1999 г. и до 0,34 в 1-ой половине 2000 г.). В 1997 г. официальная безработица коррелировала с неполной занятостью и вынужденными отпусками на уровне 0,41; в 1998-99 гг. связь с неполной занятостью снизилась до 0,27-0,23, в то время как с вынужденными отпусками практически стабилизировалась (0,37 и 0,41).

Не удалось обнаружить статистически значимой связи между тенденциями изменения уровня официальной и скрытой безработицы в 1998/97 и 1999/98 гг. (коэффициент корреляции составляет -0,05) и -0,08 для сдвигов 1999/97 гг. Таким образом, краткосрочные изменения со скрытой безработицей в региональном разрезе никак не влияют на уровень безработицы официальной.

В целом безработица в России в наибольшей степени поразила (как в открытой, так и в скрытой форме) наиболее экономически и промышленно развитые регионы с преобладанием легкой промышленности и машиностроения (в первую очередь оборонного). Она не столь характерна для северных, слаборазвитых и/или аграрных регионов. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда складывается в г. Москве; на региональном уровне областные (краевые, республиканские) центры также, как правило, находятся в относительно более благополучном положении, чем другие промышленные центры и периферийные районы.

2.2 Пути решения проблемы безработицы

      При анализе проблемы безработицы в России следует учитывать, что переход к рыночным отношениям происходит в очень трудных условиях, обусловленных экономической нестабильностью, тяжелым наследием административно-командной системы управления, неблагоприятной демографической ситуацией, а так же следует понимать, что Россия находится лишь в начале пути рыночных преобразований, в то время как в развитых капиталистических странах рыночные отношения развиваются не одну сотню лет, поэтому нельзя сравнивать Россию со странами с развитыми капиталистическими отношениями.

        Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Информация о работе Безработица и политика занятости