Трудовая миграция женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

Международная женская миграция является не¬отъемлемой частью современной мировой экономики. Дан¬ные ООН подтверждают, что в течение 40 лет (начиная с 1960 г.) женщины стали весьма многочисленной категорией в миграционных потоках. Уже в 1960 г. женщин насчитыва¬лось почти 47 из каждой сотни мигрантов, проживающих вне страны своего происхождения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Мировые тенденции трудовой миграции женщин ……..………..…………..4
2. Каналы миграции женщин за рубеж…………………………………………..8
3. Возможные риски участия женщин в международной трудовой миграции………………………………………………………………………….14
4. Миграционный поток женщин из России…………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………...20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мировая экономика реферат 2.docx

— 58.76 Кб (Скачать документ)

3. Женщины-беженцы и ищущие убежища. Некоторые страны сейчас принимают иммиграционные программы для «женщин групп риска», которые обеспечивают специальные возможности расселения женщин-беженцев и их детей; критерии для предоставления статуса беженца женщинам, спасающимся от преследования на основе гендерной дискриминации, включая изнасилования.

4. Женщины как нелегальные мигранты. Нелегальными трудовыми мигрантами признаются:

4.1. Женщины, которые въезжают  в страну легально, но остаются  и занимаются трудовой деятельностью  не по закону. Это касается тех, кто остается на территории страны после окончания срока визы или контракта либо уходит от своего работодателя, и соответственно их проживание и работа на территории страны приема не соответствуют действующим иммиграционным законам. Более конкретными примерами данного вида нелегальной миграции могут быть:

• женщина нелегально въехала  в страну по туристской визе, которая  не дает ей право работы, но которая тем не менее находит работу где-нибудь в сфере обслуживания;

• женщина-мигрант, которую  наняли легально и которая въехала в страну легально по артистической визе максимум на 3 месяца, но осталась на более долгий срок;

• домашний работник, который  работает у нескольких работодателей, а не у того единственного, который оговорен в контракте;

• домашний работник-мигрант, который сбежал от своего работодателя из-за жестокого отношения и нашел  работу у другого работодателя, не имея контракта или рабочей визы.

4.2. Те, кто въезжает и  проживает легально, но не имеет  права работать и занят в неформальных незаконным секторах экономики. Это, как правило, женщины, которые мигрировали как супруги, и те, чьи разрешения на проживание не предусматривают еще и разрешения на работу.

4.3. Те, кто прибыл нелегально и кто ищет возможность изменить свой статус, найдя легальную работу. Например, женщина платит владельцу морского судна, чтобы он перевез ее ночью на неохраняемую часть береговой линии страны приема.

4.4. Те, кто въехал нелегально, проживает и работает нелегально. Такой вид нелегальной миграции основан на трэффике и контрабанде. Например, женщина, проданная семьей в рабство.

В стране происхождения женщин — трудовых мигрантов существуют ограничения на выезд па работу, например в отдельных странах  выезд женщин за рубеж в поисках  работы (прежде всего в сфере домашнего обслуживания) ограничивается возрастом, в других странах происхождения женщины считаются нелегальными мигрантами, если они не прошли все необходимые регистрационные процедуры, даже если в странах транзита или приема им могут и не присвоить статус нелегального мигранта.

Существует несколько  основных каналов, через которые  осуществляется выезд женщин: официальные, полуофициальные и нелегальные. Первый из них — это организованный экспорт женского труда в сферу общественных и домашних услуг экономически развитых государств, т.е. осуществляемый легально, по рабочей визе.

Рабочая виза может быть выдана благодаря действию, во-первых, механизма межправительственных соглашений.

Роль государства в  регулировании процесса женской  трудовой миграции может значительно  различаться в зависимости от типа эмиграционной политики или политики занятости резидентов за рубежом, которую страна проводит.

1. Политика невмешательства:  правительство не вмешивается в отношения между работником и зарубежным работодателем, не устанавливает стандартов заключения трудовых контрактов, считая это заботой только потенциального работника и работодателя.

2. Регулируемая система:  государство-донор принимает соответствующие  законы и регулятивы, касающиеся процесса найма граждан страны для работы за рубежом. Государство позволяет частным агентствам быть главными действующими лицами по найму рабочей силы за рубеж, но тем не менее принимает законы, ограждая граждан от действий нарушителей в данной сфере.

3. Государственно-управляемая  система: государство не только  регулирует порядок организации  системы подбора кадров для  работы за рубежом, но и само организует государственные агентства по найму за рубежом. Государство в данном случае также регулирует спрос на рабочую силу для работы за рубежом (открывая новые и улучшая старые направления выезда рабочей силы) и предложение (улучшая навыки рабочих — мигрантов и вынуждая приоткрывать ранее скрытые навыки и умения); вмешивается в процесс найма работников и защиты работников.

4. Государственная монополия:  государство берет на себя  обязательства по монопольной  организации процесса выезда  работников за рубеж с целью  трудоустройства. В данном случае  у частных посредников нет  возможности заниматься подобным бизнесом.

Естественно, что там, где  государство само активно вмешивается в процесс трудоустройства за рубежом, меньше риск насилия и жестокого обращения с женщинами за рубежом. Государство может включиться в процесс найма через созданные им службы трудоустройства за рубежом (которые оказывают услуги бесплатно) и зарубежные представительства по трудоустройству. Также государству следует плотно работать с организациями работодателей и работников, чтобы обеспечить прозрачность миграционной системы. Еще один механизм работы государства — поощрение через субсидии местных представителей бизнеса направлять своих работников по зарубежным контрактам.

Однако частные посредники пользуются большим спросом у потенциальных трудовых мигрантов по сравнению с государственными агентствами занятости, так как последние не могут конкурировать по эффективности и цене с частными посредниками; пассивно занимаются поддержкой и развитием данного сегмента рынка услуг; малодоступны в сельских районах, где живут потенциальные мигранты.

Таким образом, рабочая виза может быть получена и через частные рекрутинговые агентства.

Фактически во многих странах  налицо рост «миграционной индустрии», в которую входят разного рода частные агентства, облегчающие международную женскую трудовую миграцию. Однако в последнее время процветают нелегальные агентства по найму, к числу которых могут относиться: рекрутер-одиночка, как правило, сам недавно возвратившийся из-за рубежа, который выбирает наиболее уязвимых — женщин и девочек и привлекает их большими заработками за рубежом, вовлекая в проституцию и трэф-фик; агентства-«однодневки», действующие под прикрытием служб занятости, туристских агентств, модельных и брачных агентств, служб досуга; большие по размеру хорошо организованные синдикаты, которые имеют офисы во многих странах, связанные с криминальным перемещением людей.

Работа частных агентств по найму регулируется ст. 3 гл. 2 Конвенции  МОТ «О занятости мигрантов» (1949), а также Конвенцией МОТ «О частных  агентствах по трудоустройству» (1997). Согласно положениям второй упомянутой Конвенции, частные агентства по трудоустройству не должны брать плату с работников за свои услуги она берется только в исключительных случаях, установленных государством, т.е. за отдельные услуги и в отношении определенных групп мигрантов. Причем через заключенные межправительственные соглашения государства должны обеспечивать наказание для тех частных агентств, которые вовлекают клиентов в работу за рубежом, связанную с нелегальными действиями и насилием.

Третий официальный канал  найма — наем непосредственно работодателем. Если работник приезжает из страны, где государство само активно проводит политику экспорта рабочей силы, то работодатель предоставляет подписанный контракт о найме работника непосредственно органам, ответственным за эмиграцию в стране-доноре. Затем власти страны отправки дают запрос своей дипломатической миссии в стране приема, чтобы проверить существование данного работодателя, условия работы, указанные в контракте, выяснить понимает ли работник условия контракта, а затем уже дают разрешение на выезд работника за рубеж с целью работы там. Работодатели, которые пытаются нелегально нанять или переправить работников за рубеж, могут являться владельцами публичных домов, фабрик, агентств по поиску домашних работников. Они делают это в обход официальных каналов, потому что труд женщин, нанятых нелегально, дешевле, их проще контролировать и дать им самую грязную работу.

Другой канал — заключение смешанных браков через систему  «невест по переписке», что сопряжено  с высокой степенью коммерциализации на стадии подбора партнерши для  предполагаемого супруга. Во многих случаях осуществляется принуждение к работе на ферме или обслуживанию старых родителей «жениха», одиноких или инвалидов. Часто фиктивный брак является способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии. В ряде стран используется специальная «виза невесты», что дает легитимную основу этому бизнесу.

Одним из основных каналов  можно считать туризм, который уже в 1980-е годы усилил проникновение секс-сервиса в жизнь крупных западных фирм, которые могут являться как производителями (организаторами), так и потребителями секс-услуг. Запущенные однажды в оборот, такие практики стали частью «культурных» механизмов, которые вошли в жизнь аппарата управления корпорациями (например, Япония). В начале 1980-х годов японское посольство в Филиппинах ввело так называемую «визу работника индустрии развлечений» для импортирования секс-рабочих, что фактически привело к легитимизации секс-миграции. То же сделала и Швейцария.

Въезд женщин по туристической  и студенческой визам для этих целей также является весьма распространенным. Можно выделить и такие каналы выезда, как «челночные» поездки и вербовка через личные связи и знакомства. В последнее время стал весьма распространенным такой канал выезда, как Au-Pair («работа + учеба») для женщин, чей возраст не превышает 25 лет.

В ряде стран Азии распространен  наем через неформальные объединения, родственные и семейные связи.

Для женщин информация о  возможностях миграции, пришедшая через  родственников, друзей, семейные связи, кажется более надежной, чем услышанная из какого-либо другого источника. Женщины  всегда в большей степени полагаются на социальные связи. Многие выезжают к родственникам за рубеж и остаются там. По данным статистики, в Шри-Ланке 32% женщин выезжают по родственным каналам и семейным связям, 16,5% следуют за работниками-мужчинами, а остальные доверяют свою судьбу частным агентствам.

Исследователи МОТ установили, что женщины в большей степени, чем мужчины, стремятся воспользоваться нелегальными каналами по таким причинам, как:

• ограниченный доступ к  правдивой и достоверной информации;

• отсутствие времени поиска легальных каналов трудоустройства;

• достаточно рестриктивная, запутанная, затратная по времени и деньгам процедура легального выезда и занятости за рубежом;

• отсутствие финансовых ресурсов, чтобы заплатить положенные законом выплаты за процедуру оформления для работы за рубежом;

• сущность работы и формы  миграции, доступные женщинам, часто принуждают их полагаться на нечестных рек-рутеров и агентов;

• незаконно действующие  рекрутеры могут также активно  выискивать женщин, так как последние  более доверчивы, чем мужчины.

В силу того, что женщины  используют чаще, чем мужчины нелегальные каналы, правительства стран приема принимают все более жесткие (рестриктивные) меры по ограничению въезда женщин — трудовых мигрантов, чем мужчин, учитывая то, что женщины трудятся в специально отведенных для них маргинальных секторах экономики, где в основном их труд носит нелегальный характер и где больше вероятность нарушения их прав. Законодательство стран Западной Европы, в частности, ориентировано на приток именно неквалифицированной или низкоквалифицированной женской рабочей силы.

Поскольку многие страны и  Запада, и Востока ограничивают приток низкоквалифицированной рабочей силы и договаривающиеся о работе стороны (женщина — мигрант и ее потенциальный работодатель) не хотят нести бремя дополнительных расходов па оформление разрешения на работу и на проживание, выгоднее нелегально въезжать на территорию принимающей страны, часто находя уже работодателя на месте.

Остановить поток нелегальной  женской миграции правительства стран приема женщин — трудовых мигрантов пытаются путем ужесточения процедур предоставления необходимых социальных услуг женщинам-гастарбайтерам в случае отсутствия у них легального разрешения на проживание и на работу.

Женщины — трудовые мигранты должны понимать, что во многих странах  приема национальное законодательство определяет права мигрантов только для высококвалифицированных, профессиональных и технических работников. Права так называемых работников «3D», т.е. выполняющих грязную, опасную и низкоквалифицированную работу, таких, как домашние работники, работники индустрии развлечений, работники на фабриках и стройках, не защищены законом. Им не обеспечены даже минимальные стандарты по закону, их трудовые условия не отслеживаются инспекциями по труду, они не имеют права отстаивать свои права в суде.

Во многих странах существуют программы для женщин на уровне образовательных  учреждений, неправительственных организаций, которые предоставляют женщинам информацию об иммиграционном законодательстве стран приема, мерах предосторожности при поездках за рубеж.

Россия относится к  числу стран, в отношении которых  действуют серьезные ограничительные  меры на внешнюю трудовую миграцию на международной арене. Не являясь  членом ЕС и участником Шенгенского  соглашения, Россия сталкивается с  определенными визовыми и трудовыми  барьерами при отправке российских граждан на трудоустройство за рубеж. К тому же со многими странами, принимающими российских мигрантов, не заключены межгосударственные соглашения, которые бы позволили расширить легитимное поле внешней трудовой миграции.

Информация о работе Трудовая миграция женщин