Роль нефтяного фактора в урегулировании ближнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 04:57, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель выпускной квалификационной работы - это показать рост влияния и значения арабских нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих стран на международной арене и их реальный вклад в урегулировании арабо-израильского конфликта.
В выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
• определить значение нефтяного фактора в современных международных отношениях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЯНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1.Место и роль арабских стран на мировом рынке нефти…………………8
1.2. Особенности экономического развития нефтяных монархий Аравии в период "нефтяного бума"……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЗИЦИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАН.
2.1. Влияние арабских стран на ближневосточный конфликт……………….26
2.2. Арабо-израильский конфликт 1973г. и применение «нефтяного эмбарго»………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипл..docx

— 65.03 Кб (Скачать документ)

Во второй половине 60-х годов резко обострились и сирийско-иорданские отношения. В феврале 1966г. в Сирии пришла к власти группа левых баасистов, выступавшая с экстремистских позиций. Такое соседство настораживало короля Хусейна как в силу возможного «демонстрационного эффекта» сирийских событий, так и в связи с той поддержкой, которую Сирия оказывала отрядам фидаев, действовавшим против Израиля из Иордании. Однако главную опасность король в то время  со стороны «прокоммунистических» элементов в самой Сирии. Эти разногласия  мешали объединению  сил пограничных с Израилем стран для отражения его постоянных рейдов.20

В то же время наличие внешней угрозы стало фактором, заставлявшим арабов, несмотря на острые разногласия, искать пути к консолидации. Так, попытки Израиля отвести воды р. Иордан и ее притоков, имевших первостепенное значение для этого небогатого водными ресурсами района, привели к созыву в 1964 г. первых арабских совещаний в верхах в Каире и в Александрии. Главы арабских государств приняли решение о предоставлении помощи странам, граничащим с Израилем, и о создании с этой целью специального фонда. На втором арабском совещании в верхах было принято решение о создании Организации освобождения Палестины, возглавившей освободительную борьбу палестинского народа. Надо отметить, что учреждение ООП диктовалось со стороны арабских государств прежде всего конъюнктурными соображениями. Страны – учредительницы рассчитывали на своего рода «карманную», послушную и полностью зависимую от них организацию. Однако только на начальном этапе существования ООП им удалось в какой-то мере реализовать эти цели. И наконец, к действию центростремительных тенденций можно отнести расширение сотрудничества между радикальными арабскими режимами-Сирией, ОАР, Алжиром, хотя этот процесс шел далеко не прямолинейно  и не просто.

В целом можно констатировать, что Израилю и США не удалось добиться в конце 60-х годов своих основных целей. Не смотря на то что израильские войска оккупировались обширные  арабские территории и нанесли поражение арабским армиям, прогрессивные арабские режимы устояли. Израилю не удалось навязать арабскому миру свои условия урегулирования, а «освоение» захваченных земель вскоре создало для него дополнительные проблемы.

Хотя армии арабских государств были ослаблены, сопротивление израильской  экспансионистской политике не прекратилось. Оно приобрело новые черты с выходом на политическую авансцену Организации освобождения Палестины, несущей ответственность за судьбу палестинского народа. До израильской  агрессии сами палестинцы еще не были готовы предпринять активные и действенные шаги в борьбе за самоопределение. Это объяснялось общим шоковым состоянием и разобщенностью палестинцев, порожденной изгнанием. Среди старшего и среднего поколения беженцев преобладало точка зрения, согласно которой единственным   реальным путем к восстановлению попранных национальных прав является борьба арабских государств. Такой подход, поддерживавшийся политикой арабских стран ПДС , еще господствовал в первой половине 60-х годов, занижая роль самих палестинцев, сковывая их инициативу. Выработка Организацией освобождения Палестины самостоятельной линии, получившей название       «палестинская революция», требовала достижения определенной политической зрелости, появление новых лидеров, разработки стратегии и тактики, наиболее адекватно отвечающих национальным задачам. Эти принципиальные сдвиги наметились в основном в конце 60-х годов, когда поражение арабских армий выдвинуло палестинцев на передний край борьбы против Израиля.21

70-е годы в наибольшей  степени насыщены событиями, имевшими  долгосрочные последствия как  для арабского мира, так и для  состояния арабо-израильской конфронтации. Во-первых, это перерастание конфронтации  в октябре1973г. В широкомасштабные  вооруженные  действия, которые кардинально  отличались (по своему ходу и  последствиям) от всех предыдущих  войн между Израилем и его  арабскими соседями. Во-вторых, появление  возможностей комплексного политического  урегулирования,  которым США  противопоставили курс на сепаратные  сделки. В-третьих, заключение при  посредничестве Вашингтона кэмп-девидских  соглашений и египетско-израильского  сепаратного договора, исключивших  Египет из фронта арабских  государств, противостоящих Израилю. Эти изменения в ситуации диктовались, с одной стороны, наметившимися  сдвигами в соотношении сил  в конфликте, а с другой-тенденцией  к  «поправению» арабского мира, которая получила свое развитие  после смерти Насера.

80-е годы можно условно  подразделить на два периода. Первый из них характеризируется  углублением центробежных тенденций  в арабском мире, связанных с  кэмп-девидским наследием, с разразившейся  в 1980г. Ирано-иракской войной и  усилением военного давления  Израиля и США; обострились разногласия  не только между консервативными  и радикальными арабскими режимами, но и между различными отрядами  национально-освободительного движения  – произошел раскол в ООП, резко  ухудшились  отношения ее руководства  с Сирией. Во втором  периоде  наметилась тенденция к поискам  путей объединения внешнеполитических  усилий арабов. Она развивалась не прямолинейно и реализовалась в основном за счет консолидации консервативных режимов. Тем не менее именно в 80-е годы арабам удалось сформулировать общий план урегулирования ближневосточного конфликта, хотя они по-прежнему по-разному представляют себе его конечные цели.22

 К урегулированию на  Ближнем Востоке ведет трудный  путь, предстоит преодолеть еще  много препятствий, но политическому  урегулированию региональных конфликтов  нет альтернативы. Они приносят  неисчислимые бедствия вовлеченным  в них народам, грозят подорвать  нынешнюю относительную стабильность  на глобальном уровне.

Ближневосточный конфликт на протяжении более чем сорока лет оказывал крайне негативное  воздействие на ситуацию в арабских странах. Он отвлекал их ресурсы на военную конфронтацию, создавал все новые межарабские разногласия, обострял объективные и субъективные противоречия, способствовал возникновению других конфликтных очагов. Во всех отношениях он является для арабской стороны прессом, тяжесть которого возрастает по мере затягивания справедливого урегулирования.

 

2.2. Арабо-израильский  конфликт 1973г. и применение «нефтяного эмбарго»

Ближневосточное урегулирование является одной из важных международных проблем, всеобъемлющее и справедливое решение которого способствовало бы установлению подлинного мира и безопасности на Ближнем Востоке и снижению напряженности в мире.

Причины напряженности на Ближнем Востоке кроются в политике правящих кругов Израиля, опирающихся на всестороннюю поддержку империалистических кругов США. 23

Сионистская агрессия и сейчас отражается на арабах, «как с точки зрения ее враждебной и экспансионистской природы на арабской территории, так и с точки зрения с международным империалистическим курсом, который полностью полагается на Израиль в качестве основного средства насилия и нанесения основного удара по арабскому национально-освободительному движению, средства, обеспечивающего успех в решении вопросов международных монополий, а также средства установления империалистического господства над этим стратегическим регионом мирового значения».

Если проанализировать позицию арабских стран-экспортеров нефти по отношению к урегулированию ближневосточного конфликта с момента его зарождения, а за точку отсчета принято считать 1947-1948гг., когда на Ближнем Востоке образовалось государство Израиль, то справедливо будет сделать вывод о том, что «нефтяной фактор» при всем социально-экономическом, политическом и идеологическом многообразии арабского нефтедобывающего мира в регионе всегда играл очень существенную, а на определенных этапах решающую роль для обуздания экспансивной политики Тель-Авива, для справедливого решения трагедии палестинского народа  в его противоборстве с сионистскими захватами.

Особой вехой на пути всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта стоит 1973год. Так, к этому времени главным экономическим фактором усиления воздействия арабских стран-экспортеров нефти на мировое нефтяное хозяйство в целом, и на события в регионе в частности, явилось их реальное превращение в практических монопольных поставщиков этого товара на мировой рынок.

По данным Сейфульмукова И. А. из монографии «Страны ОПЕК в развивающемся мире» «…на страны члены ОПЕК приходилось 80% запасов, 66% добычи и более 90% экспорта нефти  в несоциалистическом мире, а всего нефть ОПЕК обеспечивала 40% его совокупного энергопотребления».24

Разумеется, что в условиях возобновления военных действий на Ближнем Востоке в октябре 1973года (4-я арабо-израильская война) в результате агрессивной экспансивной политики Израиля этот фактор не мог быть не примененным арабскими странами-экспортерами нефти, в разной степени сочувствовавшими и в разной форме помогавшими палестинскому движению сопротивления.

Как отмечается в монографии Араслы Э. Г. «Межарабские экономические отношения. 60-70-е годы», «в период арабо-израильской войны 1973 года арабским государствам удалось более успешно по сравнению с предыдущими попытками использовать свою нефть с целью оказания влияния на позиции западных стран в арабо-израильском конфликте».25

Что же предшествовало применению арабскими странами «нефтяного эмбарго»?  В 1973 году арабские государства,  убедившись в том, что мирное решение ближневосточного конфликта найдено быть не может из-за нежелания Израиля вернуть оккупированные территории и поддержки его позиции со стороны США, перешли к вооруженным действиям против израильских агрессоров.

6 октября 1973 года вооруженные  силы Египта и Сирии атаковали  израильские войска, расположенные  на оккупированных ими территориях  арабских стран. В заявлении Советского  правительства, опубликованного 8 октября  в связи с возобновлением военных  действий, указывалось, что «ответственность  за нынешнее развитие на Ближнем  Востоке и их последствия целиком  и полностью ложится на Израиль  и те внешние реакционные круги, которые постоянно потворствуют  Израилю в его агрессивных  устремлениях».

Военным успехам Египта и Сирии на начальном этапе войны способствовала солидарность с ними большинства арабских стран. Вместе с армиями Египта и Сирии против агрессора сражались воинские части и подразделения Ирака, Марокко, Саудовской Аравии, Алжира, Кувейта, Туниса, Судана и Иордании. Ливия направила на арабо-израильский фронт медицинский персонал.

Однако особо эффективную помощь Египту и Сирии оказали арабские нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны. «Нефтяной фактор» превратился в конфликте 1973 года в действенное оружие в справедливой борьбе арабов против сионистских захватчиков.

Так, уже 17 октября 1973 года министры по делам нефти государств-членов ОПЕК, собравшиеся в Кувейте, приняли решение использовать нефть в качестве действенного политического оружия. В частности нефтедобывающие государства постановили сократить добычу нефти на своих территориях на 5 % по сравнению с уровнем предыдущего месяца, а в каждый последующий месяц уменьшать на 5% до тех пор, пока «территории, оккупированные Израилем в 1967 году, не будут возвращены их законным владельцам, и до тех пор, пока не будут восстановлены права палестинского народа».26 Алжир, Ливия и Ирак предлагали даже национализировать имущество североамериканских нефтяных компаний и изъять из банков США арабские вклады, а также прекратить поставки нефти в США и Голландию, которые активно поддерживали Израиль. Что касается Ирака, то уже на другой день после начала войны с Израилем он национализировал имущество американских и голландских компаний в оставшейся единственной иностранной концессии на иракской территории-«Басра петролеум», а также акции компании «Пармеке», связанной с голландским капиталом, «в знак протеста против враждебной позиции правительств США и Голландии в отношении к освободительной борьбы против арабов». Монархические правительства Саудовской Аравии и Кувейта возражали против радикального предложения о национализации и отстаивали принцип сокращения нефтедобычи и установления эмбарго на ее поставку в страны поддерживающие Израиль. Вскоре к Ираку, объявившему бойкот на поставки нефти «прямым пособникам Израиля», присоединились все остальные нефтедобывающие страны Ближнего Востока.

Таким образом возник нефтяной кризис 1973 года с четкой политической подоплекой, и его корни уходили не только в арабо-израильскую войну этого года.

Главное действующее лицо и виновник основных энергетических кризисов 1973 года – Международный нефтяной картель. Стремясь к завоеванию рынков сбыта, он в течении десятилетий проводил специальный курс на поставку потребителям своей продукции по низким ценам. Доля развитых капиталистических государств в запасах нефти не превышает 12% против 97% в ее потреблении. 27

При этом Запад привык к неэкономному, расточительному потреблению нефти и нефтепродуктов. Ввоз нефти Западной Европой с 1950 по 1973 годы увеличился в 17,5 раз, Японией в 180 раз. США из экспорта нефти превратилась в крупных импортеров. Экономика капитализма требовала все больше нефти, и притом по низким ценам. Установлению более высокой цены на нефть препятствовала политика стран-импортеров жидкого топлива, которая привела к определенному уровню цены на этот товар, причем на долю государства приходилось более половины цены в качестве налога. В этих условиях картель решил создать искусственный дефицит нефтепродуктов на рынке, чтобы заставить правительства стран-импортеров повысить уровень цен на нефть.

Как известно, арабские страны-члены ОПЕК были вовлечены в борьбу против империалистической агрессии, которую осуществляет Израиль и стоящие за его спиной правящие круги США. Поэтому их борьба против нефтяных монополий и израильской агрессии взаимосвязана. Арабы неоднократно использовали зависимость Запада от поставок нефти в качестве оружия для достижения своих законных целей как в экономической, так и в политической областях. Во время тройственной агрессии против Египта в  1956 года арабские патриоты взорвали нефтепроводы, доставляющие нефть и порты Ливана и Сирии из нефтепромыслов Саудовской Аравии и Ирака, что при выведении из строя Суэцкого канала создало зимой 1956/1957 годов “нефтяной голод” в Западной Европе. Но, во-первых, кризис был довольно быстро преодолен, так как агрессорам пришлось уйти из Египта, а, во-вторых, Картель располагал большими неиспользованными резервами в капиталистическом мире и через короткое время восстановил снабжение своих клиентов. Тем не менее, ряд стран Западной Европы потерпел финансовый ущерб и испытал существенные неудобства.

В ходе «шестидневной войны» 1967 года Ирак объявил полный нефтяной бойкот Западу и призвал к этому остальные арабские страны. Но этот метод оказался еще менее эффективным. Большинство арабских стран, и прежде всего монархические, которые обеспечивали основную долю добычи, арабской нефти, отказались поддерживать Ирак. К тому же бойкот в 1967 году был трудно осуществим в связи с неблагоприятной ситуацией на самом рынке. Бойкот был объявлен в условиях сохранения резервных мощностей у Картеля и притом летом, когда спрос на нефть падает по сравнению с зимним отопительным сезоном. Наконец в обоих случаях и во время первого и второго бойкота США еще практически не зависели от импорта арабской нефти.

Информация о работе Роль нефтяного фактора в урегулировании ближнего востока