Контрольная работа по "Антикризисная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 06:17, контрольная работа

Краткое описание

Большинство крупных, динамично развивающихся компаний активно идут по пути внедрения комплексных автоматизированных систем управления, причем именно комплексных систем, так как известно, что "лоскутная" автоматизация отдельных управленческих задач не дает максимального эффекта от внедрения информационных технологий

Содержание

Введение
1 Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем………………………………………………................4
1.1 Основные понятия корпоративных информационных систем 4
1.2 Принципы организации корпоративных информационных систем 6
2 Технические средства корпоративных информационных систем и их классификации 8
2.1 Технические средства корпоративных информационных систем ………..8
2.2 Классификация технических средств корпоративных информационных систем
Заключение 13
Список использованных источников 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия Контр.р.docx

— 21.22 Кб (Скачать документ)

Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования – теоретические, эмпирические – проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или урегулирования.

В подготовке краткосрочных и долгосрочных прогнозов геополитических изменений регионального или глобального характера важную роль играет мониторинг – слежение за проходящими процессами.

Управленческая функция геополитики проявляется, прежде всего, в сборе и анализе эмпирической информации и выработке на ее основе конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оптимального объема информации, без должного ее анализа, выводов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, и в целом руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в целом геополитика позволяет сформулировать четкое представление о наиболее предпочтительных вариантах возможных путей развития конкретного государства, исходя из его конкретного географического положения и среды, которые бы обеспечивали максимальную выгоду для своих национальных интересов.

2 Англо-американская геополитическая мысль

2.1 Геополитические взгляды Х. Маккиндера

Англо-американское направление становится идейным фундаментом атлантизма - модели понимания геополитической реальности сквозь призму  либерально-демократической  идеологии Запада,  рыночных  ценностей  и  военно-стратегического влияния  США.  В англо-американской  геополитической мысли  рассматривалась взаимосвязь  морского и континентального миров, их внутренняя  структура, иерархия возможностей.  Основное значение  отводилось  построению глобальных геостратегических концепций [6].

Первая планетарная  геополитическая модель была  предложена  в Великобритании Хэлфордом Маккиндером (1861-1947), который в 1904 году в лекции «Географическая ось истории» впервые выдвинул идею  «сердцевинного (осевого)  ареала  мировой политики». Суть ее состояла в том, что события мировой истории могут рассматриваться сквозь призму  конфронтации  между  сухопутными  и морскими державами, а  самым выгодным  для государства  географическим  положением,  с точки  зрения реализации его жизненных интересов,  является срединное. Исходя из данного тезиса,  с планетарной позиции  в центре мира  расположен Евразийский континент,  который, в свою очередь и является наиболее благоприятным плацдармом для контроля над всем миром.

В 1919 году в своей книге «Демократические идеалы и реальность. Исследования политики реконструкции» Маккиндер дал новое название «осевому  ареалу»  -  Хартленд. В него он включил территорию России, Восточную и Центральную Европу на западе, Тибет и Монголию на востоке. Границы Хартленда опоясывались полумесяцем, с внутренней стороны которого располагались Германия, Австрия, Турция, Индия, Китай, а с внешней - Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония. Маккиндер структурирует  глобальное  пространство через  систему концентрических кругов: В центре земного шара расположена  географическая ось истории, затем идет «внутренний полумесяц», береговая зона пространств Евразийского континента, зона  наиболее интенсивного развития цивилизаций. Затем следует  «внешний полумесяц»  -  это морские державы. Евразия и Африка составляют Мировой остров [7].

Концепция Маккиндера стала теоретическим основанием того, что Россия вышла  к границам Британской колониальной империи и стала реальной угрозой морскому миру.

Размышляя над  этим, Маккиндер отмечал, что Россия, Германия или Китай в результате захвата  доминирующего  положения в Хартленде  способны  обойти  морской мир  с флангов.  Любые  попытки  объединения этих стран  Маккиндер  считал  опасными для Великобритании и других государств внешнего полумесяца. Как показала история, в XX веке имели место несколько таких попыток. Маккиндер считал, что господства над Мировым островом проще добиться великим континентальным державам. Огромное значение он уделял роли Хартленда, неуязвимого пространства, обладавшего геополитической миссией. Единственное спасение от соединения России и Германии он видел в создании разделительного яруса или  «санитарного кордона».

Попытка  создания такого  кордона был предпринята из числа лимитрофов и бывших территорий Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Он включал: Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Чехословакию. Худшим вариантом развития событий Маккиндер считал германское экономическое проникновение в Россию и, как следствие, неизбежное доминирование Германии. Во время  Второй мировой войны Маккиндер несколько сместил акценты в определении границ Хартленда. Поскольку СССР (сухопутная держава) вступил в союз с морскими державами (Великобритания и США) в борьбе  против фашистской Германии, то  с 1943 года модель Маккиндера отражала военно-стратегический  союз (антигитлеровскую коалицию) СССР, Великобритании и США.

Предложенную версию Маккиндер называл «второй географической концепцией», в которой  он отказался от жесткого противопоставления  континентальных  и морских держав. В состав Хартленда он включает Западную Европу, Магриб, Сахару, Северную Америку и страны Карибского бассейна. Это пространство он рассматривал как отдельное от  еще одного  главного региона  -  так называемых «муссонных территорий» Индии и Китая, которые постепенно наращивая силы, могли бы стать ему противовесом.

Однако Маккиндер оставался верен себе: пока Хартленд неуязвим  - морской мир в опасности. В 1943 году в работе «Круглый шар и завоевание мира» он выделил в составе Евразии наиболее уязвимую зону, через которую морские державы могли оказать влияние на Хартленд [8]. Эту зону он назвал Леналенд.

Таким образом, несмотря на критику положений теории Хартленда, она  продолжает играть центральную роль в многочисленных геостратегических исследованиях. Маккиндер исходил из представления о мире как о географическом и политическом целом, в котором, особенно после «колумбовой эры» Великих географических открытий и глобального расширения Европы, ключевым является противостояние сухопутных и морских держав.

 

            2.2 Концепция “морской мощи” А. Мэхэна

Определяющую роль в формировании геополитической концепции атлантизма сыграл американский адмирал Альфред  Тейяр  Мэхэн (1840-1914).  Будучи преподавателем истории военного флота, он пришел к убеждению, что силу государства определяет  его  морское могущество.  Главным  трудом Мэхэна  стала книга «Влияние морской силы на историю», опубликованная в 1890  году и вскоре ставшая настоящим пособием по морской стратегии и тактике. Германский кайзер Вильгельм  I распорядился, чтобы работа Мэхэна была во всех библиотеках Германии. Суть концепции А. Мэхэна  состоит  в том, что  морская мощь определяет исторические судьбы стран и народов. Кроме того, параметры морской мощи зависят от:

1) географического положения страны;

2) природных ресурсов и климата;

3) протяженности территории;

4) численности населения;

5) национального характера;

6) государственного строя.

Мэхэн исходил из неизбежности превращения США в  сильнейшую  военно-морскую державу. По его мнению, у Америки «морская судьба», которая первоначально способствует интеграции под влиянием США всего американского континента, а затем в установлении мирового господства Штатов [9]. Главная опасность для морской цивилизации (США, Великобритании)  -  это континентальные державы. На  первом  месте  -  Российская империя и Китай. На  втором месте - Германия.

Следовательно, приоритетной стратегической задачей США становится победа «над непрерывной, континентальной массой Русской империи, протянувшейся от западной Малой Азии до японского меридиана на востоке». Наиболее эффективным методом для реализации этой  задачи  Мэхэн считал использование  «стратегии анаконды». Суть стратегии анаконды – блокирование вражеских территорий с моря и по береговым линиям, что приводит постепенно к нейтрализации  и  стратегическому истощению противника.

По мнению Мэхэна, Штаты должны полностью контролировать свое побережье, а береговые просторы  противника  необходимо  любыми способами оторвать от континентальной массы. Америка должна «удушить» в кольцах «анаконды» континентальное пространство  Евразии, сдавливая ее  посредством  выведения  из-под ее контроля береговых зон  и оттесняя на наибольшее расстояние  от выходов к морю.

Для практической реализации данной стратегии в планетарном масштабе необходимы колоссальные затраты [10]. Поэтому США, смогли осуществить принцип «большой змеи».

Таким образом, масштабы  осуществления стратегии анаконды  оказалась возможными в глобальной перспективе. Свою эффективность  стратегия анаконды показала на протяжении  XX  века. Средствами «стратегии анаконды»  первоначально стали  военно-морские базы и военно-стратегические союзы враждебных континентальным державам стран (например, НАТО, СЕАТО, СЕНТО).

 

2.3 Геополитические идеи Н. Спикмена

Американец голландского происхождения Николас Спикмен (1893-1943) был преемником идей Мэхэна, но в плане моделирования он отталкивался от идей Маккиндера. Внимательно изучив труды  своего предшественника, он предложил свою  схему  базовой геополитической модели.

Спикмен считал, что Хартленд не имеет самостоятельной геополитической миссии, являясь лишь потенциальным пространством.  В отличие от него серьезным геополитическим функционалом, подлинной геополитической миссией обладает Римленд -  береговая зона Евразии [11].  Спикмен считал, что контроль над Римлендом  является ключом к мировому господству, и именно контроль над береговой зоной евразийского континента  со стороны морских держав  приведет к  их  окончательной победе  над сухопутными.

В плане пространственной конфигурации Спикмен разделил мир на  три  сферы: Хартленд, Римленд и удаленные Африканский и Австралийский континенты.  В состав Римленда  вошли: Западная  и Центральная  Европа, Турция, Иран, Саудовская  Аравия, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Китай.

Спикмен  также  считал, что США  имеют  исключительно выгодное  расположение как по отношению к Хартленду, так и к Римленду, поскольку  через Тихий и Атлантический океаны они  способны  контролировать  две  крайние  стороны Римленда, а через Северный Ледовитый океан  –  напрямую выходят  в  самое  сердце  Хартленда. Следовательно,  для того  чтобы обеспечить  себе господство над Хартлендом,  США достаточно разместить в ключевых точках Римленда свои военные базы [12], [13].

Спикмен ввел  концептуально  важное  определение  «срединного океана». Сообразуясь  с  большим  значением  Средиземного моря в развитии Древнего мира, он пришел к выводу  об аналогичной роли  северной  части  Атлантического океана  в Новейшей истории западной цивилизации. 

Спикмен был убежден, что  именно  эта  зона Атлантики  выполняет функцию  внутреннего моря особого Атлантического субконтинента, в который входят Западная Европа и  восточное побережье Северной Америки.  Соединенные Штаты,  таким  образом,  являются интеллектуальным центром и силовым  полем  Атлантического сообщества, а  Европа, в свою очередь,  оказывается мыслительным придатком Штатов [14].

Стратегические  цели  США и их  геополитические интересы становятся главенствующей  линией поведения  для всех  западных стран. Концептуальные  измышления Спикмена и, прежде всего, его теория Римленда и идеи важности «срединного океана»,  отражают  высокую степень  взаимозависимости между геополитическим предвидением и  реальностью  политического развития в конце XX  века.

Спикмен выделил 10 критериев геополитического могущества государства:

1) Поверхность территории.

2) Природа границ.

3)Объем населения.

4)Наличие или отсутствие полезных ископаемых.

5)  Экономическое и технологическое развитие.

6) Финансовая мощь.

7) Этническая однородность.

8) Уровень социальной интеграции.

9) Политическая стабильность.

10) Национальный дух

Практически американские геополитики вынуждены учитывать новые реалии. США проявляют сдержанное отношение к Евросоюзу, который потенциально приближается к статусу конфедерации, считается формирующейся потенциальной сверхдержавой и имеет единую валюту. В связи с тем, что с начала XXI века Китай приблизился к статусу сверхдержавы, геополитики США стали уделять ему повышенное внимание.

Таким образом, во второй половине XХ века развитие геополитического знания наиболее успешно шло именно в русле англо-американской школы, которая  заметно  повлияла  на международную политику США.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Геополитика как наука занимает важные позиции в мире. Именно геополитика позволяет проанализировать геополитическое положение стран и предугадать дальнейшее их развитие, как политическое, так и экономическое. С помощью геополитики определяется характер международных отношений, и разрабатываются варианты развития этих отношений. Огромное значение имеет геополитическое положение государств, на определение которого влияют различные факторы, такие как климат, военная обстановка, наличие естественных и политических границ, экономическое развитие и многое другое. От геополитического положения зависит распределение сил на международной арене. Наличие условий для благоприятного геополитического положения позволяет заключить стратегически важные международные отношения, что положительно влияет на развитие государства. Роль геополитики по сравнению с прошлым веком значительно возросла. Все больше теоретиков акцентируют свое внимание на этой, еще сравнительно, молодой науке. Но основные положения и концепции геополитики были сформулированы еще в XIX веке.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисная экономика"