Префронта́льная лоботоми́я

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:50, реферат

Краткое описание

Префронта́льная лоботоми́я (от др.-греч. λοβός — доля и τομή — разрез), также известна как лейкотомия (от др.-греч. λευκός —белый и τομή — разрез) — форма психохирургии, нейрохирургическая операция, заключающаяся в разрезании тканей, соединяющих лобные доли мозга с его остальной частью. Следствием такого вмешательства является исключение влияния лобных долей мозга на остальные структуры центральной нервной системы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Префронта́льная лоботоми́я.docx

— 89.01 Кб (Скачать документ)

Вскоре вышла статья того же Гиляровского в журнале «Медицинский работник» (№ 37 от 14.09.1950) «Учение Павлова — основа психиатрии». В ней резко критикуется метод лоботомии. Например,

Предполагается, что перерезка  белого вещества лобных долей нарушает их связи с зрительным бугром и устраняет возможность поступления из него стимулов, приводящих к возбуждению и вообще расстраивающих психические функции. Это объяснение механистично и уходит своими корнями к узкому локализационизму, свойственному психиатрам Америки, откуда и перенесена к нам лейкотомия.

29 ноября 1950 г. газета «Правда» направила Министру Здравоохранения СССР опубликованное накануне в ней «Письмо в редакцию» — «Против одного лженаучного метода лечения», в котором в частности указывалось:

Одним из примеров бессилия буржуазной медицины является пользующийся широким  распространением в американской психиатрии «новый метод лечения» психических  заболеваний — лоботомия (лейкотомия)… Естественно, что в среде наших врачей, воспитанных в духе славных традиций великих гуманистов —Боткина, Пирогова, Корсакова, вооружённых учением И. П. Павлова, не может быть места таким «методам лечения», как лоботомия. Тем не менее и у нас нашлись люди, которым оказался по вкусу этот заокеанский плод лженауки. Ещё в 1944 году заведующий кафедрой психиатрии Горьковского медицинского института профессор М. А. Гольденберг произвёл операцию по методу лоботомии.

На следующий день после сигнала  из «Правды» 30 ноября 1950 года состоялось заседание Президиума Учёного медицинского Совета Минздрава СССР. В повестке дня стоял один вопрос: «О результатах  обсуждения на Пленумах правления Всесоюзного  научного медицинского общества невропатологов и психиатров вопроса о применении лейкотомии в лечебных психо-неврологических учреждениях». Было постановлено

Воздержаться от применения префронтальной лейкотомии при нервно-психических заболеваниях, как метода противоречащего основным принципам хирургического лечения И. П. Павлова.

9 декабря (через 10 дней после  постановления Учёного совета) был  подписан приказ № 1003, запрещавший применение префронтальной лоботомии.

Разное

Лоботомия изображается во многих известных  кинофильмах и книгах. При этом примечательно, что доминирующее изображение  эффектов лоботомии — это демонстрация пациента, впадающего после операции в вегетативное состояние, неспособного говорить, мыслить. Таким образом авторы стремятся подчеркнуть шокирующую бесчеловечность психиатров (зачастую работающих на репрессивные органы), которые фактически убивают человека, сохраняя ему при этом физическую жизнь. В то же время, в действительности лоботомия приводила к подобным эффектам далеко не всегда, и многие пациенты вели и даже ведут до сих пор относительно полноценную жизнь (например, Говард Далли, которому провели операцию в возрасте 12 лет, написавший о себе позднее книгу «Моя лоботомия»), страдая всего лишь от проблем с долгосрочной памятью и других не слишком значительных симптомов[источник не указан 320 дней]

История психохирургии

Далее представлена краткая  история этой разрушительной процедуры:

1848 г.: 
История современной психохирургии началась с того момента, когда в результате взрыва железный стержень вошёл в щёку и вышел из передней части головы железнодорожного рабочего Финеаса Гейджа. До этого случая Гейдж был религиозным, уравновешенным, разумным и деловитым человеком. После того, как стержень удалили из его головы, Гейдж стал вспыльчив, упрям, постоянно богохульствовал. Психиатры заинтересовались этой неожиданной переменой его душевного состояния и начали экспериментировать с помощью психохирургии для изменения поведения своих пациентов.

1882 г.: 
Заведующий психиатрическим заведением в Швейцарии Готлиб Буркхардт стал первым известным психохирургом. Он удалил ткани мозга у шестерых пациентов в надежде на то, что «пациенты превратятся из буйнопомешанных в спокойных слабоумных». Хотя один из пациентов скончался, а у остальных развились эпилепсия, паралич и афазия (утрата способности понимать и использовать речь), Буркхарт был удовлетворён тем, что получил «тихих» пациентов.

1935 г.: 
Эгаш Мониц, профессор неврологии из Лиссабона (Португалия), провёл первую лоботомию, вдохновившись экспериментом, в ходе которого двум шимпанзе удалили лобные доли головного мозга. Мониц провёл такую же операцию на людях, предположив, что источник душевных расстройств располагался в передней части головного мозга. «Согласно теории, которую мы только что разработали», заявлял он, «можно излечивать пациентов, разрушая для этого более или менее фиксированные образования клеточных соединений, существующих в мозге». 12-летнее исследование пациентов Моница показало, что у них, как и раньше, случались припадки, а некоторые умирали. Мониц получил за свою разработку Нобелевскую премию. По иронии судьбы, в 1939 году Мониц был парализован в результате пулевого ранения, полученного в результате покушения на него одного из недовольных пациентов. Спустя шестнадцать лет другой бывший пациент Моница застрелил его.

1946 г.:  
Американский психиатр Уолтер Фримен провёл свою первую лоботомию, используя электрошок в качестве анестезии. Он при помощи хирургического молотка вгонял острый конец топорика для колки льда через кость глазной впадины во фронтальную полость мозга. Затем движением инструмента разрывались волокна передней части мозга, причиняя ему необратимый ущерб. Смертность после операции и частота самоубийств достигали 10%.

Конец 40-х годов  xx века:  
Психохирургия «усовершенствована»: теперь стали прижигать ткани мозга тонким зондом. Результаты, однако, были попрежнему плачевны.

Сегодня: 
Невзирая на гибель тысяч людей по всему миру, и на то, что президент Американской психиатрической ассоциации Алан Стоун назвал психохирургию «трагическим и неудачным разделом психиатрии», психиатры по всему миру продолжают её применять.

В отличие от клинической хирургии головного мозга, которая облегчает  физическое состояние больного, психохирургия жестоким образом пытается изменить поведение, разрушая совершенно здоровую ткань мозга.

Наиболее известной из процедур психохирургии стала лоботомия. Её разработал в 1935 году португалец Эгаш Мониц из Лиссабона. Однако именно американский психиатр Уолтер Джей Фримен стал ведущим пропагандистом лоботомии. Свою первую лоботомию он провёл, используя в качестве обезболивания электрошок. Он нацеливал зауженный конец ножа для колки льда на кость глазной впадины, а затем, с помощью хирургического молотка, вколачивал его в мозг. После этого, движением рукоятки ножа разрывались волокна лобных долей головного мозга. Это причиняло необратимый ущерб мозгу. Фримен утверждал, что процедура устранит из «душевной болезни» пациента эмоциональную составляющую. Позднее он признал, что лоботомия приводит в состояние, подобное зомби, одного пациента из четырёх. Двадцать пять процентов пациентов, подвергшихся лоботомии «можно считать приспособившимися к жизни на уровне сидящего дома инвалида или домашнего животного», – отмечал Фримен.

За период с 1946-го по 1949 год количество проведённых операций по лоботомии  возросло десятикратно. Уолтер Фримен провёл лично или проконтролировал проведение 3500 операций. Он путешествовал по Соединённым Штатам в автофургоне, который он называл своим «лоботомобилем», предлагая лоботомию в качестве чудодейственного средства и проводя эту операцию в театрализованном стиле, с приглашением зрителей. Средства массовой информации называли его поездки «Операция “нож для колки льда”»

В то время психиатрическое сообщество успешно убеждало правительства  штатов в том, что психохирургия способна сократить их бюджетные затраты на содержание психически больных. Например, заведующий больницы штата Делавэр был настолько впечатлён этой пропагандой, что намеревался сократить количество психически больных на 60 процентов и сэкономить 351 тыс. долларов.

К концу 1940-х сведения об увечащих и смертоносных последствиях психохирургии стали достоянием общественности, разбив вдребезги лживый образ чудодейственной лечебной меры. Ниже перечислены признаки нанесения ущерба, которые начали внушать тревогу при применении лоботомии:

! Cмертельный исход в результате операции с вероятностью до 20%;

! Инфицирование, приводящее к нагноениям в мозге;

! Менингит (серьёзное инфекционное заболевание мозга);

! Остеомиелит (воспалительное инфекционное заболевание кости) черепа;

! Кровоизлияния в мозг;

! Увеличение веса, утрата контроля над мочеиспусканием и испражнением;

! Эпилептические припадки у более 50% пациентов;

! Неожиданные и неприемлемые изменения в поведении.

Несмотря на причиняющие вред результаты операции на мозге, психиатры продолжают отстаивать её применение. В статье о психохирургии, опубликованной в «Лондон Таймс» в 1996 году, британский психиатр Пол Бриджес, который участвовал в 1200 психохирургических операциях в институте Джеффри Найт в больнице Модсли, Южный Лондон, защищал эту процедуру так: «Проблема заключается в предубеждённости… кажется, людям не нравится идея психохирургии потому, что это звучит жестоко». Ирония заключается в том, что в 2000 году Бриджес был осуждён по обвинениям в поддержке сети педофилов и вероломном посягательстве на двух мальчиков, 15 и 16 лет, одного из них – в 1996 году.

Предубеждённости, волновавшей Бриджеса, не существовало в российском Институте мозга человека в Санкт-Петербурге. Доктор Святослав Медведев, руководил проведением более ста психохирургических операций в 1997 – 1999 годах. Эти операции проводились главным образом на подростках с целью «излечить» их от наркозависимости. «Я думаю, что Запад чрезмерно осторожен в отношении психонейрохирургии из-за навязчивой идеи с правами человека…», – сказал он в одном из интервью. Святослав Медведев дал такое, вызывающее оторопь, объяснение своих методов: «Зависимость – это разновидность навязчивого состояния. В мозгу существует своего рода замкнутый круг, который необходимо разорвать. Это наша задача. Мы вырезаем кубический миллиметр из одного полушария, ещё один кубический миллиметр из другого полушария, и тем самым прекращается зависимость».

Александр Л., выигравший судебный иск  к Институту мозга человека в 2002 году, с этим не согласен: «Они продолжали сверлить и прижигать открывшиеся  участки мозга... кровь была повсюду... Дня три или четыре после операции я находился в промежуточном  состоянии между бредом и реальностью. Голова болела так, что казалось будто по ней настучали бейсбольной битой. А когда боль немного утихла, я почувствовал, что опять хочу уколоться». Спустя два месяца Александр вновь принимал наркотики

Имплантирование в мозг: новейшая психиатрическая «панацея»

История психиатрии соткана из лживых «открытий», каждое из которых объявлялось  новейшим прорывом в лечении душевнобольных. Со временем, в ретроспективе, все  они были признаны не более чем  жестоким, калечащим наказанием.

Учёный Роберт Уайтэкер утверждает: «Психиатрия редко оставалась без метода лечения, который рекламировался бы как эффективный. Будь то избиение пациентов кнутом, кровопускание, вызывание у них рвоты, кормление щитовидными железами овец, длительное погружение в ванны с водой, шоковые терапии, лоботомия и разрушение лобных долей головного мозга – все эти «терапии» какое-то время «работали»; затем изобреталось что-то новое, их неожиданно рассматривали в новом свете и обнаруживали недостатки».

В книге «Обвиняя мозг» Эллиот Валленштейн писал: «Префронтальная лоботомия, инсулиновый шок и другие лечебные меры, сейчас отброшенные целиком, в своё время объявлялись столь же эффективными в лечении душевных болезней, каким сейчас объявляется лечение препаратами».

По мере того, как электрошок (ЭCТ) и психохирургия всё больше подвергаются критическому рассмотрению со стороны общества, психиатрия экспериментирует с новейшими техническими «чудесами» – терапиями, нацеленными на мозг – «глубокая стимуляция мозга», «транскраниальная магнитная стимуляция» (TMS) и «стимуляция блуждающего нерва» (VNS) (блуждающий нерв: пара нервов, расположенных в черепе, которые соединяют мозг с внутренними органами тела) и новыми завлекательно звучащими фразами.

Глубокая стимуляция мозга (DBS) заключается  во введении в мозг через череп  проводов. Проводки подсоединены к  источнику тока, закрепленному на груди, аналогично тому, как это делается для стимулятора сердечной мышцы. Затем в мозговую ткань подаются высокочастотные электрические  сигналы. Администрации по контролю качества продуктов питания и  лекарственных препаратов США одобрило применение этого устройства для  пациентов, страдающих болезнью Паркинсона, которая представляет собой патологию, вызванную изменениями в тканях мозга. Однако психиатры используют его экспериментально в отношении  «душевнобольных», получая за каждого  пациента приблизительно по 50 тыс. долларов.

Транскраниальная магнитная стимуляция заключается в следующем: электромагнитная катушка располагается около головы пациента. Затем мощное и быстро меняющееся магнитное поле проникает на несколько сантиметров вглубь серого вещества мозга, порождая в нём переменный электрический ток.

Неоднократные сеансы TMS способны вызвать  у здоровых людей эпилептические припадки, в зависимости от интенсивности, частоты, продолжительности и перерывов  магнитного воздействия на мозг.

Стимуляция блуждающего нерва  воздействует на нервы головного  мозга. Электрод оборачивается вокруг блуждающего нерва, находящегося в  шее, а затем подключается к генератору импульсов, имплантированному в  стенку грудной клетки. Аппарат программируется  так, чтобы производить электрическое  стимулирование мозга.

На протяжении последних десятилетий  многочисленные критики указывали  на параллели между психиатрическими экспериментами и бесстыдной «наукой», развивавшейся в нацистских концлагерях. Психиатры не смогут опровергнуть это  до тех пор, пока не перестанут голословно заявлять о научной достоверности  своих приёмов.

Если руководствоваться уроками  истории, они вновь будут умолять  дать им «ещё один шанс», а новые  методы лечения мозга будут и  далее использоваться, чтобы создать  видимость научного прогресса. Но в  конечном итоге выяснится, что психиатрия не приблизилась ни к установлению причин болезней, ни к их исцелению; вместо этого будет продолжаться предательство пациентов и жестокость якобы во имя психического здоровья

Информация о работе Префронта́льная лоботоми́я