Биоразнообразие клопов (Insecta, Heteroptera) ГПЗ «Присурский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Изучение и инвентаризация биоразнообразия в конкретных регионах России – составная часть общероссийской программы по сохранению биологического разнообразия (Стратегия сохранения..., 1998). Важнейшие аспекты изучения биоразнообразия на региональном уровне – проведение инвентаризации биоты, выявление биотопической и трофической приуроченности, количественная и сравнительная оценка биоразнообразия фауны в природных сообществах.
Оценки регионального биоразнообразия обычно делаются по представительным группам – богатым таксономически и экологически неоднородным. Полужесткокрылые или Клопы (Heteroptera) – один из обширных по таксономическому составу отряд насекомых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 9
1.1. Функции особо охраняемых природных территорий 9
1.2. Особенности организационно-правовой работы в особо охраняемых природных территориях Российской Федерации 11
1.3. Особенности организационно-правовой работы в особо охраняемых природных территориях Чувашской Республики 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ. ИЗУЧЕННОСТЬ ФАУНЫ ПОЛУЖЕСТКОКРЫЛЫХ ГПЗ «ПРИСУРСКИЙ» И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 19
2.1. Понятие биоразнообразия 19
2.2. Изученность фауны Полужесткокрылых ГПЗ «Присурский» и Чувашской Республики 27
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГУ ГПЗ «ПРИСУРСКИЙ» 29
ГЛАВА 4. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 34
4.1. Методика сбора и определения 34
4.2. Математическая обработка результатов 35
ГЛАВА 5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ НАЗЕМНЫХ КЛОПОВ (HETEROPTERA) ГПЗ «ПРИСУРСКИЙ» 38
5.1. Видовое разнообразие клопов 38
5.2. Оценка видового разнообразия 43
5.3. Хозяйственное значение наземных Полужесткокрылых, выявленных в ГПЗ «Присурский» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 52

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 770.00 Кб (Скачать документ)

Видовое разнообразие. Биологическое разнообразие на видовом уровне охватывает весь набор видов на Земле – от бактерий и простейших до царств многоклеточных растений, животных и грибов. Сам термин «биоразнообразие» часто рассматривают как синоним «видового разнообразия», в частности «богатства видов», которое есть число видов в определенном месте в биотопе. Общее биоразнообразие обычно оценивают как общее число видов в различных таксономических группах.

Вид (или его местные  популяции) является единицей учета  и сохранения разнообразия. В природе  виды живых организмов дополняют  друг друга, образуя биологические  сообщества, темпы, формы и направленность их дифференциации определяются важнейшими факторами, действующими прямо или опосредованно через экологические процессы.

Разнообразие  экосистем. Биологическое разнообразие включает также разнообразие биологических сообществ, экосистем, сформированных сообществами, и взаимодействия между этими уровнями. Биоразнообразие в экосистемах и сообществах складывается не только из видового богатства. Сюда включается также наличие организмов с разными типами питания; количество и разветвленность трофических цепей и сетей; количество трофических уровней и ниш; разнообразие биоценотических связей и их количество, приходящееся на отдельные популяции или на отдельную особь; множество конкурентов и разнообразные видовые особенности, позволяющие видам выживать несмотря на конкуренцию (Пучковский, 1998). Все вышесказанное позволяет нам говорить об экологическом разнообразии как виде биоразнообразия.

Для беспрерывного выживания  видов и природных сообществ необходимы все уровни биологического разнообразия (Пучковский, 1998).

Классификация биоразнообразия

Инвентаризационное и дифференцирующее разнообразие. Существуют определения биологического разнообразия, связанные с разнообразием биологических сообществ на разных иерархических уровнях их организации и в разных географических масштабах. Применительно к синэкологическим и биогеографическим задачам предложена система категорий разнообразия, формирование которой связано прежде всего с трудами Р. Уиттекера (1980). Наиболее употребительны три категории – альфа-, бета- и гамма-разнообразие. Альфа-разнообразие – совокупность показателей сложности сообщества, категорий его имманентной структуры, собственно разнообразие в узком смысле. Среди параметров альфа-разнообразия выделяют две группы: видовое богатство (число видов) и соотношение количественных выражений их участия в данном сообществе, в распределении ресурсов (по численности, биомассе и т. д.). В число параметров альфа-разнообразия по существу следует включать и такие показатели видовой структуры, как индексы доминирования, кривые доминирования-разнообразия, рангового распределения видов, нарастания числа видов с увеличением объема выборки и т. д. 

Бета-разнообразие обычно определяют через альфа-разнообразие – как степень дифференцированности распределения видов или скорость изменения видового состава, видовой  структуры вдоль градиента среды. Простейший показатель бета-биоразнообразия – отношение числа видов во всех сообществах к числу видов в среднем на одно сообщество.

Гамма-разнообразие (разнообразие ландшафтов, разнообразие «в широком  смысле») – объединение альфа- и бета-разнообразия. Основной категорией гамма-разнообразия в его исходном смысле, целесообразно считать ландшафтный профиль или катену с возможно более полным набором структурных частей (Чернов, 1991; Примак, 2002).

Р. Уиттекер (1980) различал две формы разнообразия – инвентаризационное (оценка разнообразия экосистемы разного масштаба [сообщество, ландшафт, биом] как единого целого) и дифференцирующее (оценка разнообразия между экосистемами).

Таксономическое и типологическое разнообразие. Разнообразие организмов можно разделить на таксономическое (по родству) и типологическое (по любой категории признаков, не сводимых к родству).

Круг признаков, учитываемых  в анализе типологического разнообразия может быть неограниченно широк  и зависит от задач исследования. Примером могут служить жизненные формы, стратегии жизни, ценотипы, типы метаболизма.

Таксономическое разнообразие подразделяется на иерархические уровни: видовой, популяционно-генетический, генотипов, генов и их аллелей. Можно выделять уровни надвидовых таксонов. Биоразнообразие на таксономическом уровне – важнейший показатель состояния биосферы и составляющих ее экосиситем.

Оценки таксономического и типологического разнообразия дополняют друг друга.

Биохорологическое разнообразие – это разнообразие сочетаний организмов тех или иных территориальных выделов, частей биосферы. Б. Н. Юрцев выделяет следующие уровни биохорологического разнообразия: уровень сообщества, уровень элементарной региональной биоты и выше – иерархия выделов биогеографического районирования.

Структурное разнообразие является следствием зональности, стратифицированности, периодичности, пятнистости, наличия пищевых сетей и других способов ранжирования компонентов микроместообитаний. Различные способы распределения одновременно представленных в сообществе организмов характеризует его структурное разнообразие (Одум, 1986).

Биоразнообразие и устойчивость экосистем

Биоразнообразие представляет собой уникальную особенность живой  природы. Именно благодаря ему создается  структурная и функциональная организация экологических систем, обеспечивающая их стабильность во времени и устойчивость к изменениям внешней среды, в том числе и в результате антропогенных воздействий. Экологов интересует также проблема соотношения разнообразия и стабильности экологических систем. Признается, что «механизмы устойчивости в пределах «биологической иерархии» базируются на разнообразии – от молекулярного до экосистемного уровня» (Розенберг и др., 1999 цит. по Смирнова, 2009). Не всегда учеными признается принцип «чем выше биоразнообразие экосистемы, тем она стабильнее». Существует и мысль «чем выше устойчивость, тем выше разнообразие» (цит. по Чернов, 1991). А. Ф. Алимов и др. (1997) считают показателем устойчивости экосистем вариабельность динамики биомассы. Чем больше вариабельность динамики биомассы, тем более устойчива система к изменениям условий среды, в том числе антропогенным (цит. по Смирнова, 2009).

Известно, что большее разнообразие по сравнению с коренной экосистемой, характерно для сообществ, находящихся на переходных стадиях сукцессионного развития, что отражается как в их высоком видовом разнообразии, так и в сложной горизонтальной и вертикальной структуре (Одум, 1986).

В настоящее время признаны фундаментальными и имеющими общемировое значение проблемы сохранения биологического разнообразия как важнейшего фактора стабильного развития природных экосистем.

Охрана  биоразнообразия

Когда говорят о сохранении биоразнообразия, то обычно подразумевают  два способа решения этой проблемы. Первый подход – это сохранение биоразнообразия на уровне сообществ и экосистем; второй – охрана отдельных, наиболее уязвимых видов. Задачи охраны природы должны быть сформулированы таким образом, чтобы пытаться сохранять массовые, средообразующие виды, то есть основные виды, которые «строят» нашу биосферу, причем сохранять в разных качествах, в разных биотопах, сохранять полностью экологическую нишу массовых средообразующих видов. Мы, таким образом, волей-неволей будем сохранять и редкие, исчезающие виды, потому что их экологические ниши, как правило, вписываются в экологические ниши средообразующих видов.

В современных публикациях  можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме биологического разнообразия. С одной стороны, это выявление и сохранение всеобщего (бесконечного) разнообразия множества сосуществующих организмов, а с другой – изучение динамики жизненных форм в процессе формирования или разрушения конкретных типов природных экосистем. В публикациях первого направления при сохранении биоразнообразия основным мероприятием является организация мониторинговых исследований за общим состоянием биоты, а также за редкими и исчезающими видами, составление компьютерных баз данных о биоразнообразии и его динамике. Для наиболее эффективной работы в области сохранения биоразнообразия мониторинг должен осуществляться на как можно большей территории. В связи с этим создаются целые системы наблюдений, примером которых является международная программа «Глобальная система наземных наблюдений» (GTOS), а также создаваемая в России Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Особая роль в изучении и сохранении биоразнообразия принадлежит ООПТ. Благодаря заповедникам сохраняются «островки» дикой природы, редкие виды растений и животных, поддерживается экологическое равновесие. В то же время здесь осуществляются инвентаризация флоры и фауны, фенологические наблюдения в течение всего года, углубленные экологические исследования по отдельным видам и группам растений и животных (модельным группам).

В литературе второго направления содержатся результаты фундаментальных исследований академических и вузовских центров по основополагающей роли биоразнообразия в поддержании стабильного режима функционирования природных и антропогенных экосистем (Светлосанов, 1990; Козьминых, 2003; Говоров и др., 2005; Дегтева, 2005; Knoke et al., 2005; Mountford et al., 2006; Tangmitcharoen et al., 2006; и др. цит. по Смирнова, 2009). Эти данные широко используются с целью организации мониторинга биоразнообразия, а также для разработки наиболее эффективных мероприятий в области его сохранения.

Таким образом, изучение биоразнообразия из области чисто  научных интересов перешло в  область необходимых практических действий. В 1991 г. на 24-ой Генеральной ассамблее Международного союза биологических наук принято решение о международной программе по изучению биологического разнообразия «Диверситас». Трудами многих биологов удалось показать, что функционирование и само стабильное существование биосферы, в которой протекает жизнь людей, зависят от совершенства регуляции проходящих в биосфере процессов. А оно может осуществляться только через разнообразие. Итак, изучение и сохранение биоразнообразия относится к числу наиболее актуальных мировых задач.

2.2. Изученность фауны

Полужесткокрылых  ГПЗ «Присурский» и Чувашской Республики

 

Работы по гетероптерофауне ГПЗ «Присурский» отсутствуют. Особо можно отметить работу Ж. В. Марусовой (1991), посвященную изучению наземных полужесткокрылых южного Присурья Чувашии, в которой автор указывает 49 видов клопов, однако список видов им не приводится, а указываются лишь фоновые и редкие виды.

По Чувашской Республике в целом  фауну наземных полужесткокрылых более  подробно начали исследовать в 1950–1960-х годах. В этот период Г. П. Васильевой (1967) была опубликована работа, посвященная изучению фауны клопов-щитников. Автор отмечает 41 вид из 5 семейств. А. И. Олигером (1967) указываются 14 видов из семейства Coreidae.

В 1970-ые  годы  исследования   фауны   клопов   были    продолжены.     Г. П. Васильева (1971) публикует работу, где отмечает 29 видов щитников, 13 видов краевиков и 72 вида слепняков для Северного Присурья.                

В 1980-ые годы появился ряд работ, посвященных изучению фауны беспозвоночных  окрестностей   г. Чебоксары (Сысолетина, Хмельков, 1984; Сысолетина и др., 1984).

В 1990-ые годы изучение фауны полужесткокрылых было продолжено более активно. Появляются публикации, включающие эколого-фаунистический   обзор полужесткокрылых  республики  (Чернова, 1990; Чернова, 1993). Г. П. Черновой, Ж. В. Марусовой (1993) в Чувашии богатство фауны клопов оценивается в 232 вида из 16 семейств, однако, список видов не приводится, как и в вышеперечисленных работах за 1990-ые годы.  Некоторые работы посвящены изучению фауны и экологии клопов в национальном парке «Чаваш Вармане» (Чернова, Николаева, 1997), в которых указываются лишь фоновые виды полужесткокрылых.

В обобщающей работе по фауне полужесткокрылых Чувашской Республики Г. П. Черновой (1999) приведен список 85 видов наземных клопов из 17 семейств (9 видов указываются в Заволжье Чувашии), в который не были включены три наиболее представительных семейства: Miridae, Lygaeidae, Pentatomidae.

Имеются работы, посвященные  изучению фауны клопов Заволжья Чувашской  Республики (Смирнова, 2007; Смирнова, Хрынова, 2009; Смирнова, Косолапова, 2009).

 

ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГУ ГПЗ «ПРИСУРСКИЙ»

 

Государственный природный заповедник "Присурский" создан 27 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1297. Впоследствии был расширен за счет создания 2-х новых участков на востоке Чувашии.

Заповедник состоит  из 3-х участков, расположенных в  Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах (рис. 3, 4).

Рис. 3. Месторасположение ФГУ ГПЗ «Присурский»

 

Рис. 4. Схема  месторасположения ФГУ ГПЗ «Присурский»

 

Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных  долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.

Согласно Положению  на территории охранной зоны допускаются  не разрушающие природные комплексы  виды природопользования: движение транспортных  средств работников заповедника при  выполнении служебных обязанностей, а также других организаций,  деятельность которых предусмотрена Положением о заповеднике; производственная  деятельность  Алатырского, Кирского, Первомайского и Батыревского  лесхозов, сельскохозяйственных организаций,  работников линейной  службы  связи  в  пределах  закрепленных  и  отведенных  территорий  со  строгим  соблюдением установленных  норм  и  правил, а также, по согласованию с администрацией заповедника, ряд  видов  природопользования, перечень которых приведен  в Положении об охранной зоне (Особо охраняемые природные территории и объекты Чувашской Республики. Материалы к Единому пакету кадастровых сведений, 2004.).

 

Общая эколого-географическая характеристика

ФГУ ГПЗ «Присурский»

Основной природной  зоной заповедника являются смешанные  леса.

Преобладающие абсолютные высоты территории заповедника – 120–180 м над уровнем моря; наивысшая точка – 221 м, минимальная – 95 м. Поверхность имеет слабый уклон с северо-востока (водораздел Атратки и Люли) на юго-запад (пойма Суры). Подстилающие породы на большей части территории – четвертичные эоловые пески, они залегают в виде бугристых массивов или продольных дюн. В северо-восточной, наиболее возвышенной части заповедника подстилающие породы представлены меловыми – готерив-барремскими и аптскими глинами. Из-за перепадов высот в центральной части заповедника сформировались балки, однако эрозионные процессы в настоящее время незначительны (Ильминских и др., 1981).

Информация о работе Биоразнообразие клопов (Insecta, Heteroptera) ГПЗ «Присурский»