Нетрадиционных войн и вооружённых конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 08:14, статья

Краткое описание

В статье на основе результатов анализа характера и содержания современных войн, вооружённых комфликтов, операций и боевых действий выявляются основные тендеции развития форм и способов ведения вооружённой борьбы в будущем.
Передовые военные технологии разрушили классический тип войны, которые, как известно, систематизировал и в некотором ряде канонизировал Карафон Клаузевиц. Сегодня все военные специалисты единодушны в том, что войны периёма новых инфрмационных и других высоких технологий по систему характеру будут принципиально отличаться от войн прошлого века.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Нетрадиционных войн и вооружённых конфликтов 2.docx

— 36.84 Кб (Скачать документ)

В США, например, в соответствии со стратегической концепцией <<всеохватывающего господства>>, было принято решение  о строительстве нового проекта  корабля XXI века <<Арсенал>>, Первый корабль должен иметь до 500 пусковых установок с ракетами вертикального пуска и еще три боекомплекта в погребах, Ожидпется, что в состав ВМС США (до 2015 года) войдут три корабля этого проекта, которые будут нести боевую службу в акваториях Персидского залива, Средиземного моря, западной части Тихого океана и будут способны наносить удары по объектам на территории Евро-Азиатского континента и других регионов.

3.Сухопутным войскам, перенацеленным, в основном, на решение задач в локальной войне и вооруженных конфликтах (США, НАТО) и проведение наступательных операций (КНР) с началом сухопутной агрессии.

4.Командно-боевым информационно-управляющим системам глобального, регионального и зонального уровня, которые станут системообразующими для разведывательно-огневых, разведывательно-ударных и разведывательно-помеховых боевых систем.

По мнению отечественных и зарубежных военных специалистов, к основным требованиям к вооруженным силам будущего следует отнести;

Готовность действовать против любого противника, в т.ч. виртуального, физически неуловимого, в любых  формах и видах военных действий;

Способность действовать в условиях хаоса, иррациональности, непредсказуемости  и непостоянства при общем  глобальном размахе операций и их объемности во всех сферах (включая  космос, околоземное и виртуальное  пространство);

Обладать гибкой оргштатной структурной, способностью к проведению и точечной операции с чередованием со <<вспышками>> интенсивности;

Действовать, соблюдая принцип <<сетецентричности (быстрота управления и принцип самосинхронизации)>> в любой оперативно-стратегической обстановке, в любом климате, при любой погоде, на любой местности, в любое время года и суток;

Органичное соединение и сочетание  человеческого потенциала и робототехнических  комплексов.

Основными требованиями к системе  вооружения вооруженных сил будущего являются;

Абсолютное превосходство над  любым противником в управлении войсками (силами), в целеуказании, огневой  мощи и глубине поражения;

Огромная разрушительная сила (в  т.ч. за счет при менения оружия на НФП) в сочетании с применением  нелетального оружия, временно выводящего из строя вооружение, военную технику  и личный состав;

Высочайшая точность поражения  и его избирательность;

Оснащение войск робототехническими комплексами и системами борьбы с ними в космосе, в воздухе, на земле и на море;

Обеспечение и оснащение войск (сил) высоко-эффективными автоматизированными  комплексами средств противодействии  разведкам противника, маскировки, имитации и защиты вооружения, военной  техники, а также личного состава  от всех поражающих факторов на поле боя  будущего;

Способность к боевому применению в любом климате, при любой  погоде, на любой местности, в любое  время года и суток;

Удобство обслуживания, ремонта, восстановления, возможность, модернизации и усовершенствования, модульность и взаимозаменяемость основных блоков, узлов и агрегатов;

Наличие новых сверхмощных источников питания;

К сожалению, Вооруженные Силы России долгое время быди ориентированы, главным  образом, на прошлое поколение войн, финансирование на разработку и проведение перспективных ОКР и НИОКР  постоянно сокращалось.

Поэтому в начале XXI века ВС РФ оказались недостаточно подготовленными к ведению вооруженной борьбы в формах и способах войн нового поколения, и этого произошло, несмотря на то, что наша страна обладает научно-техническим потенциалом, способным создать системы вооружения и военной техники для ведения войн будущего.

Современные информационные технологии, внедрение высокоточного оружия, переход на сетевые принципы стратегического  планирования и ведения вооруженной  борьбы, анализ опыта войн и вооруженных  комфликтов последних десятилетий  позволяют выделить основные тенденции  изменений, оказывающих существенное влияние на развитие форм и способов, подготовку и ведение операций в перспективных военных действиях.

Так, анализ взглядов зарубежных и  отечественных военных специалистов на проблемы вооруженной борьбы будущего и проведенные исследования позволяют  предположить, что операция, как  главная и основная форма ведения  военных действий, сокранится.

При этом уже в ближайшей перспективе  на стыке различных сфер, сред, применяемых  средств вооруженной борьбы следует  ожидать появление новых видов  операций и военных (специальных) действий, таких, например, как; космические, воздушно-космические, информационные электронно-огневые  и информационно-ударные, противоразведывательные, противоракетные, воздушно-штурмовые, информационно-психологические, радиоэлектронно-огневые, маскировочные, роботизированные, с применением оружия на новых физических принципах и др.

В то же время внедрение новых информационных технологий, высокоточного оружия трансформирует общепринятые виды (оборона и наступление), формы (операции, сражения, боевые действия, бой, удар) и способы военных действий.

Многие зарубежные и отечественные  военные специалисты отмечают неуклонное сближение боевых и небоевых форм действий, стирание различий между ними, превращение любой операции в сочетание наступательных, оборонительных, поддерживающих и обеспечивающих действий, имеющих разное значение на различных этапах операции, что нашло отражение в проектах новых руководящих документов.

В частности, предполагается изменение  характера и содержания оборонительных действий, существенное увеличение их активности, в первую очередь на основе маневра, ответно-встречных  или упреждающих ударов. Это может  быть реализовано путем: одновременного поражения противника на всем боевом пространстве, на всю глубину его  территории (а не только на глубину  оперативного построения группировки  войск) и с различных направлений; переходом воинских формирований к  тактике действий, характерных для  сил специальных операций, применением  ими специальных способов действий; повышения маневренности войск и траекторий вместо сосредоточения основных усилий на одном-двух направлениях.

По мнению отечественных и зарубежных военных специа листов в перспективных  операциях состоится широкое  использование непрямых, неконтактных, активно-упреждающих форм и способов действий войск.

Основу таких действий, прежде всего, будут составлять не пространственные перемещения войсковых формирований, а различные способы функционально-избирательного воздействия на противника: нанесение  дальнего огневого и электронного поражения  с возможным массированным применением  высокоточного оружия (прежде всего, ракетного, а также авиационного и морского базирования) и других современных средств вооруженной  борьбы.

Это, в свою очередь, предполагает относительное снижение роли объединений, соединений и частей Сухопутных войск (но только на первом этапе операции) в достижении целей военных действий. На первый план выйдут соединенивидов и родов войск, на вооружении которых имеется высокоточное оружие и оружие на новых физических принципах функционально-избирательного воздействия: военно-воздушные, военно-космические силы, военно-морской флот, ракетные войска и артиллерия сухопутных войск, а также силы и средства радио-электронной борьбы, специальных операций (в т.ч. информационно-технического воздействия, противодействия разведкам противника, скрытия, имитации и дезинформации).

Вероятнее всего, основными формами  оперативно-стратегического и оперативного маневра будут являться:

оперативное маневрирование объединений (соединений и частей) в различных  физических средах в целях концентрации и перераспределения усилий ударных  средств по вновь вскрытым объектам поражения, а также сближения  боевых формирований с противником;

обходы, охваты (в т.ч. <<вертикальные>>), аэромобильные рейды и рейдовые действия (рейды) соединений, частей и подразделений группировок войск наземных и военно-морских сил.

Основой оперативных действий могут  стать: дальнее ударно-огневое радиоэлектронное поражение (разгром) противостоящих объединений противника на всю глубину их оперативного построения средствами оперативно-стратегического и оперативного назначения; оперативный маневр силами и средствами в целях сближения с противником в интересах завершения его разгрома в ближних боевых контактах и для более эффективного использования результатов дальних дистанционных ударов.

Значительное влияние на подготовку и ведение перспективных операций может оказать расширение арсенала средств ведения вооруженной  борьбы:

оружия на новых физических принципах (геофизическое; инфразвуковое; ускорительное (пучковое); электромагнитное; оружие направленной энергии (лучевое, сверхвысокочастотное и др.);

нелетального оружия (действующего по живой силе – психотропные препараты, инфразвуковое оружие и др., и  по материальным средствам – электромагнитное оружие, средства радиоэлектронного  подавления и физического воздействия  на ЭВМ, биологические и химические средства, разлагающие нефтепродукты, и др.);

генетического, этнического, акустического, а также радиочастотного оружия.

Все это оружие предназначено как  для вывода из строя личного состава и боевой техники, так и для поражения информационных систем противника в операциях различного уровня в условиях ведения сетецентрической войны.

Увеличение пространственных показателей  операций (боевых действий) потребует  увеличения степени рассредоточения  формирований на местности, оперативного (боевого) маневрирования объединений (соединений) в зонах ответственности  ОСК (ОК), ведения боевых действий по отдельным, зачастую изолированным  направлениям при наличии значительных разрывов в боевых порядках и промежутков  в оперативном построении группировок  войск (сил). Вследствие этого резко  возрастет сложность поддержания  устойчивоо и непрерывного построения, управления ими, обеспечения этих действий боеприпасами, ГСМ, другими материальными  средствами, а также эвакуации  раненых и поврежденной техники с поля боя.

Возникает необходимость первоочередного  решения проблемы автономности их боевых действий. Суть проблемы состоит в  разрешении противоречия между необходимостью увеличения скорости оперативного (боевого) маневрирования объединений (соединений) и необходимостью возить с собой  требуемый для выполнения боевых задач объем запасов.

Увеличение пространственных показателей  операций (боевых действий) произойдет при значительном повышении динамики действий (быстроты принятия решений, напряженности, интенсивности, темпа, скоротечности ведения военных действий) и сокращении временных показателей (сроков и темпов выполнения боевых задач, вытекающих из возможностей войск и общего времени продолжительности операции).

Быстрое развитие обстановки не дает противнику возможности своевременно организовать контрмеры – ситуация меняется быстрее, чем он успевает на нее реагировать, за счет чего выигрывается пространство и экономятся задействованные  в операции ресурсы. Достижение превосходства  над противником в быстроте и  внезапности действий за счет мер  оперативной маскировки, повышения  качества управления, более высокой  мобильности формирований, скорости поражения целей (объектов) информационного  превосходства, исключения оперативных  пауз позволяет превратить вооруженную  борьбу в непрерывные и скоростные операции. Это дает возможность использовать данный фактор в качестве преднамеренно  заданного оперативного темпа, который противник не сможет выдержать в операции.

Основу группировок на ТВД (на стратегических (операционных) направлениях), по всей видимости, должны составлять высокомобильные  межвидовые многонациональные коалиционные (региональные) группировки войск (сил), предназначенные для нанесения, стремительного использования результатов  ударов и закрепления успеха. Это  также потребует более высокого, чем прежде, уровня взаимодействия всех видов ВС, входящих в состав объединенных группировок, резкого  повышения качества управления, подключения  системы управления войсками и оружием  к глобальной информационной сети, встроенной в информационно-коммуникационную среду и основанной на широком применении высокозащищенных от воздействия противника автоматизированных боевых информационно-управляющих систем, созданных на основе последних технологических достижений.

Размещение элементов оперативно-стратегического (оперативного) построения группировок  войск (сил) в зоне ответственности  ОСК (ОК) будет представлять собой  сеть пространственно-рассредоточенных позиционных районов разведывательно-ударных  систем объединений (соединений), районов  сосредоточения объединений (соединений) и районов их оперативного маневрирования, а также базовых районов аэромобильных  сил, зон базирования ВВС, флота, районов оперативного маневрирования амфибийных сил и т.д.

Не исключается появление и  качественно новых функциональных элементов оперативного построения войск (сил), например, группировок сил  и средств разведки, РЭБ, сил специальных операций (программно-технического воздействия ИПб), оперативной маскировки (для проведения ложной операции) и др. При расположении на местности они также будут занимать свои районы (рубежи, позиции).

Информация о работе Нетрадиционных войн и вооружённых конфликтов